Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 15:29, реферат
Цель: Изучить деятельность и исторические концепции С.Ф Платонова.
Задачи:
1.Узнать о личности С.Ф Платонова.
2. Сделать анализ об исторических взглядах С.Ф Платонова.
3. Узнать, что значит история для С.Ф Платонова.
Введение…………………………………………………………..…………3
Биография………………………………………………….……4-5
Исторические взгляды С.Ф.Платонова……………………………….…7-8
История для Платонова …………………………………………………9-12
"Лекции" С. Ф. Платонова……………………………………………….13-17
С.Ф Платонов Смутное время…………………………………………18-22
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт социологии и права
Реферат на тему:
«Деятельность и исторические концепции С.Ф. Платонова»
Исполнитель
студентка гр. СЦ-102
Руководитель:
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Тема реферата – «Деятельность и исторические концепции С.Ф. Платонова». Я выбрала именно эту тему потому, что я хотела узнать как можно больше о личности С.Ф Платонова, деятельности и исторических концепций.
Цель: Изучить деятельность и исторические концепции С.Ф Платонова.
Задачи:
1.Узнать о личности С.Ф Платонова.
2. Сделать анализ об
исторических взглядах С.Ф
3. Узнать, что значит история для С.Ф Платонова.
1.Биография
Единственный ребёнок в семье коренных москвичей, заведующего Черниговской губернской типографией Фёдора Платоновича Платонова и его жены Клеопатры Александровны. В 1869 году они переехали в Санкт-Петербург, где отец будущего историка дослужился до управляющего типографией Министерства внутренних дел и получил дворянский титул.
В Петербурге Сергей Платонов учился в частной гимназии Ф. Ф. Бычкова. На семнадцатом году жизни долго и тяжело болел тифом.
О занятиях историей вначале не помышлял, писал стихи и мечтал о карьере профессионального литератора, что и привело 18-летнего юношу в 1878 году на историко-филологический факультет Петербургского университета.
Платонов был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Первоначально намеревался посвятить свою магистерскую диссертацию общественному движению, которое создало ополчение князя Дмитрия Пожарского, но лишний раз убедился в правильности мысли о том, что всякое серьёзное исследование в области древней русской истории невозможно без тщательной разработки источников. По этому пути и решил пойти, избрав в качестве объекта исследования историко-литературные памятники Смутного времени.
С 1900 по 1905 год был деканом историко-
В 1903 году возглавил только что организованный Женский педагогический институт (первый в России женский педагогический вуз), который привёл в образцовое состояние.
В 1912 году к 30-летию преподавательской деятельности
был утверждён в звании заслуженного профессора,
после чего в январе 1913 года вышел на пенсию, передав кафедру своему
ученику С. В. Рождественскому
В 1916 году ввиду начавших его тяготить административных обязанностей оставил директорство и в Женском педагогическом институте. В том же году переехал со всем семейством в просторную квартиру на Каменноостровском проспекте.
К Октябрьской революции отнёсся
отрицательно, посчитав её случайной и
ни с какой точки зрения не подготовленной,
однако уже через несколько месяцев был
вынужден пойти на сотрудничество с большевиками, помогая Д. Б. Рязанову налажив
3 апреля 1920 года Общим собранием Российской Академии наук был
избран (за большой вклад в развитие русской
исторической науки) её действительным
членом (что могло произойти и гораздо
раньше, если бы не отрицательное отношение
к его кандидатуре со стороны ряда влиятельных
академиков кадетского толка, вроде А. С. Лаппо-Данилевского
На рубеже 1920-х годов задумывал большую работу о начале Русского государства, поговаривал и о необходимости пересмотра работ А. А. Шахматова, однако всем этим планам не было суждено осуществиться.
В 1922 году был назначен (после смерти А. С. Лаппо-Данилевского) руководить работой Постоянной исторической комиссии Академии.
1 августа 1925 года стал (после смерти академика Н. А. Котляревского) директором Пушкинского Дома, а 22 августа того же года был избран директором Библиотеки АН СССР (БАН).
В том же году будто бы запретил А. А. Введенскому (
В 1927 году завершил свою работу в ЛГУ.
11 июля 1928 года выступил в Берлине перед своими немецкими коллегами с докладом «Проблема русского Севера в новейшей историографии». Там же имел контакты и с некоторыми представителями русской эмиграции, в том числе со своим бывшим учеником Великим князем Андреем Владимировичем, что в дальнейшем было использовано против историка.
В сентябре 1928 года отказался от директорства в БАН, а в марте 1929 года — и от директорства в Пушкинском Доме.
В 1929 году на мартовской сессии АН СССР был избран академиком-секретарём Отделения гуманитарных наук (ОГН) и членом Президиума АН.
В ночь на 12 января 1930 года был арестован вместе со своей младшей дочерью Марией чекистом А. А. Мосевичем по подозрению «в активной антисоветской деятельности и участии в контрреволюционной организации».
После 19-месячного пребывания в Доме предварительного заключения на ул. Воинова (бывшей Шпалерной) и печально знаменитых ленинградских «Крестах» был выслан 8 августа1931 года в сопровождении двух своих дочерей, Марии и Нины, в Самару, где 10 января 1933 года скончался в больнице от острой сердечной недостаточности. Был похоронен на городском кладбище.
2.Исторические взгляды С.Ф.Платонова
Характеризуя общеисторические взгляды Платонова авторы отмечали слияние в его трудах правого крыла либеральной (по методам) историографии с дворянско-монархической историографией. В конце 1980-начале 1990-х годов оживился интерес исследователей к советскому периоду жизни ученого, закончившемуся так трагически (А.Н.Горяинов, А.Е.Левин, Ф.Ф.Перченок, Б.А.Каганович, В.С.Брачев, В.А.Колобков, Ю.В.Кривошеев, А.Е.Дворниченко, С.О.Шмидт, Б.В.Ананьич, В.М.Панеях, М.А. Рахматуллин). Важным историографическим событием явилось опубликование следственного дела С.Ф.Платонова. В 1994 году издан первый выпуск архива академика С.Ф.Платонова.
В последнее время, в качестве самостоятельной темы широко обсуждается история петербургской школы русских историков и место в ней С.Ф.Платонова.
Несмотря на это спорными остаются в литературе методологические позиции С.Ф.Платонова, анализ общеисторической концепции историка по-прежнему сводится преимущественно к концепции Смуты.
Формирование взглядов С.Ф. Платонова происходило во время усиления влияния позитивистской парадигмы, сущность которой “можно определить как сугубо сциентистскую ориентацию на превращение истории в точную науку в соответствии с эпистемологическими идеалами определенного этапа и состояния научно-исследовательской практики”. Позитивистская парадигма привлекала историков своими идеями о закономерном прогрессивном характере исторического процесса … уверенностью, что в исторической науке можно достичь такой же объективности, как и в естественнонаучных дисциплинах путем внедрения в исследовательский арсенал исторической науки методов и процедур тех дисциплин, которые получили “в авторитетных кругах статус науки”. Представление же о научно-историческом знании на определенных этапах развития позитивизма было неодинаковым и находилось в тесной связи “с появлением новых научных дисциплин и расширением междисциплинарных научных исследований”. Современный исследователь О.Ф. Русакова, изучая ведущие концептуальные модели методологии истории, выделяет несколько форм исторического позитивизма. Позитивисты первой волны отнесены ей к так называемому “фактографическому позитивизму”. По мнению О.Ф. Русаковой, представители данного направления отождествляли историческую добросовестность с “максимальной скрупулезностью в исследовании любого фактического материала”, научность которого устанавливалась “посредством анализа источников (материальных и документальных). В этой связи важнейшим разделом методологии истории они” считали “критику источников”, а не построение “умозрительных схем” исторического процесса.
“Миросозерцание мое, - отмечал С.Ф.Платонов в обширной “Покаянной записке” в 1930 году, - сложившееся к исходу XIX века имело базой христианскую мораль, позитивистскую философию и научную эволюционную теорию… В сущности я остаюсь таким и в настоящую минуту. Атеизм чужд мне столько же, сколько и церковная догма. Позитивизм, мною рано усвоенный освободил меня от тех условностей и метафизики, которые владели умами историков - моих учителей - (Соловьев, Чичерин, Кавелин и др.), привил мне методы исследовательской работы, далекие от априорных умозрений. Наконец, эволюционная теория легла в основу моих представлений о сущности исторического процесса, обусловила весь строй моих университетских курсов. Так, определившаяся смолоду моя личность не изменилась, ни от появившейся в нашей литературе теории марксизма, ни от политического торжества этой теории в коммунистическом государстве”.
Жесткой позитивистской привязке к источнику следовал Платонов в своей конкретной историографической практике. Уже в ранний период творчества историк очерчивает свой интерес к проблемам Русской Смуты описанием и критикой источников.
С одной стороны Платонов считает необходимым изучение историко-социальных вопросов Смуты, но рано убеждается, в неподготовленности источниковой базы для осуществления подобного рода задачи.
Интересным в этом плане является письмо молодого Платонова к своему учителю Бестужеву-Рюмину. “Отчасти в беседах с ним [Е.Е. Замысловским], отчасти "собственным умом" дошел я до решения заняться обзором русских летописных повестей и сказаний о смутном времени со стороны их состава и исторической достоверности. Думаю, Константин Николаевич [Бестужев-Рюмин], что эта работа не будет безрезультативной и несвоевременной. Если хватит время и подготовки и если результаты моего обзора позволят, на базисе этих результатов представится возможность высказаться и о некоторых спорных и темных вопросах смутной эпохи … Для того, чтобы работать с полным счастьем, недостает мне только Вашей санкции. Бесконечно был бы я рад 2-3 Вашим строкам и о них осмеливаюсь Вас просить".
Представления молодого С.Ф. Платонова о модели исторического исследования основывались на его убеждении в том, что историческая наука в целом еще не готова к широким обобщениям, особенно относительно истории древней, допетровской России. Главную задачу историка на данном этапе ее развития он, как и К.Н. Бестужев-Рюмин, видел в подготовке источниковедческой базы науки, т.е. в открытии и введении в научный оборот новых ранее неизвестных исторических источников.
Ученый
выработал такой порядок
Для
сбора сведений о неизданных текстах
Платонов ездил в Москву и в
некоторые монастыри. Но успешно
завершить труд помогли ему в
Археографической комиссии, обеспечив
возможность получения
3.История для Платонова
История для Платонова есть наука, “изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места”, главной целью которых было систематическое изображение развития и изменения жизни отдельных исторических обществ и всего человечества. Он напоминает, что история стала наукой только к началу XIX века и ее стали понимать как науку о законах исторической жизни человеческих обществ. Историк отрицательно относится к попыткам ученых раскрыть общие законы общественной жизни, считает их ничем иным, чем присвоением истории задач социологии. Так же как и Ключевский, Платонов подразделяет историю на всеобщую и местную и реконструирует предметную область каждой из них, но при этом фиксирует особенность русской историографической традиции. По Платонову, русский историк не может руководствоваться широким идеалом обобщения - исторического синтеза, воссоздающего общий ход всемирной истории в ее целом, указать в ее течении законы последовательности развития, которые были бы оправданы не только в прошлом, но и в будущем человечества.
Но
этим широким идеалам, по Платонову,
не может непосредственно
Информация о работе Деятельность и исторические концепции С.Ф. Платонова