Деятельность и исторические концепции С.Ф. Платонова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 15:29, реферат

Краткое описание

Цель: Изучить деятельность и исторические концепции С.Ф Платонова.
Задачи:
1.Узнать о личности С.Ф Платонова.
2. Сделать анализ об исторических взглядах С.Ф Платонова.
3. Узнать, что значит история для С.Ф Платонова.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………3
Биография………………………………………………….……4-5
Исторические взгляды С.Ф.Платонова……………………………….…7-8
История для Платонова …………………………………………………9-12
"Лекции" С. Ф. Платонова……………………………………………….13-17
С.Ф Платонов Смутное время…………………………………………18-22
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 76.52 Кб (Скачать файл)

На этой же самой основе возник и выборный "совет всея земли" - в тот момент, когда  советные люди из городов соединились впервые в общеземском соборе и стали считать себя высшей властью в государстве. Это произошло во время наибольшей "разрухи", когда Московское государство казалось совершенно погибшим от внешнего завоевания и внутреннего междоусобия. Тогда в отчаянном порыве "последние люди" московские поднялись за родину, успели соединиться в общее ополчение 1612 года и из знакомых им форм местного выборного представительства создали выборный "совет всея земли". Не имея другой власти, кроме выборной, эти "последние люди" и передали выборному своему-совету верховное руководительство всеми делами страны.

Так в ужасах смут родилась "вся земля" - полномочный совет  земских выборных людей, который  почитал самого себя верховным распорядителем дел и хозяином страны.

Рядом со старым понятием "царя государя и великого князя всея Руси" стало новое представление о "всей земле", олицетворяемой ее выборными. Рядом с "великим государевым  делом" стало "великое земское  дело". Избранному "всею землею" новому царю царство уже не могло  стать просто "вотчиною", ибо  вотчинных прав на государство у  нового царского рода не бывало. Новый  царь получал власть не над частным  имуществом, а над народом, который  сумел организовать себя и создать  свою временную власть во "всей земле". Власти постоянной, возникшей в лице нового государя, надлежало определить свои отношения ко "всей земле" и править ею вместе с ней. Старинный  вотчинно-государственный быт уступал место новому, более высокому и сложному, - государственно-национальному. Новая власть и должна была действовать сообразно новым условиям.

В первые дни своего царствования царь Михаил Федорович чувствовал себя в затруднительном положении; смута  внутри еще продолжалась; внешние  враги угрожали по-прежнему; средств в казне не было. Земский собор, избравший царя, употреблял все усилия к тому, чтобы достичь порядка, собрать силы и средства. Но скоро это не могло сделаться, и молодой государь с упреком указывал собору на "нестроения", грозя не принять врученной власти и даже колеблясь, ехать ли ему в столицу. Он не видел возможности править страной и унять "всемирный мятеж" без содействия собора и требовал этого содействия, призывая себе на помощь "всю землю" во всяких делах управления. Иначе говоря, на первых же порах новый государь хотел править с собором и не видел в этом умаления своих державных прав и своей власти. Со своей стороны, и "вся земля" нисколько не желала умалять власть своего избранника и с послушным усердием шла ему на помощь во всем, в чем могла. Земский избранник и народное собрание не только не спорили за свои права и за свое первенство, но крепко держались друг за друга в одинаковой заботе о своей общей целости и безопасности. Сознание общей пользы и взаимной зависимости приводило власть и ее земский совет к полнейшему согласию и обращало царя и "всю землю" в одну нераздельную политическую силу, боровшуюся с враждебными ей течениями внутри государства и вне его. Так обстоятельства Смутной поры придали государственной власти московской сложный состав: эта власть слагалась из личного авторитета неограниченного государя и коллективного авторитета собора "всея земли". Всякое "великое государево и земское дело" делалось тогда "по указу великого государя и по всея земли приговору". При этом государев указ охотно опирался на земский приговор, а земский приговор получал силу только по государеву указу. Не существовало никаких хартий, которыми определялось бы это взаимоотношение власти и земского представительства, и нет никакой возможности говорить об "ограничении" власти Михаила Федоровича; но тесная связь царя и "всея земли" и коллективный характер государственной власти при царе Михаиле стоят вне сомнений.

В первые десять лет царствования Михаила Федоровича земский собор, по-видимому, непрерывно действовал в  Москве и "вся земля" всегда была около своего государя. В остальное  время жизни царя Михаила соборы созывались чрезвычайно часто, хотя уже нельзя говорить об их непрерывности. Успокоение государства совершилось и замирение на границах было достигнуто. Смутные времена кончились и общественная жизнь вошла в мирную колею. Власти не было уже необходимости постоянно спрашивать мнения "всей земли" и опираться на ее приговор. При сыне Михаила Федоровича, царе Алексее, в порядках управления брало верх, - чем далее, тем более, - "приказное" начало, бюрократизм; соборы созывались реже и реже, и "вся земля" понемногу становилась не управляющей, а управляемой и опекаемой средой. Но долго еще московские люди вспоминали подвиги "всей земли" и верили, что без нее нет спасения в опасностях. Как только приходило какое-либо экстренное государственное дело, они указывали, что "то дело великое всего государства всей земли", "то дело всего государства - всех городов и всех чинов", и у великого государя "милости просили", чтобы он "указал для того дела взять изо всех чинов на Москве и из городов лучших людей"... Так говорилось, например, в 1662-1663 гг. во время голода и денежных затруднений в Московском государстве.

Культурные новшества  и внешняя политика после смуты

Сверх новшеств социальных и политических смута внесла в  московскую жизнь и новшества  культурные. До смуты только царский  двор и случайно отдельные лица соприкасались  с иноземцами и видели их в Москве; очень редко по служебным обязанностям русские послы или же "гости" (торговые агенты) попадали за границу  и воочию наблюдали европейскую  жизнь. В смутное время соприкосновение  с иностранцами у москвичей стало  постоянным и общим. За первым самозванцем  в Москву явились сотни, даже тысячи поляков, "литвы" и всякого рода "немцев" - военных, торговых и промышленных. Пострадав в погроме 1606 года, иностранцы снова явились в Тушине и оттуда разбрелись по всей стране в Тушинских отрядах. С другой стороны, со Скопиным явились они в Москву в виде "кованой рати" ландскнехтов (наемных солдат); оттуда прошли они в Клушино и обратно в Новгород, где надолго засели. Общение с этими разноплеменными пришельцами стало для русских неизбежной необходимостью и повлекло за собой, главным образом, два последствия. Во-первых, русские люди убедились в том, что для их собственных нужд и польз следует усвоить европейскую технику. После смуты московское правительство широко заимствует с Запада военную и всякую иную "науку". А во-вторых, русские увидели, что "литва", "ляхи" и "немцы" умеют веселее жить и не боятся небесной кары за житейские утехи, ибо не вменяют их в грех, подлежащий покаянию и наказанию. Если первое последствие - деловое заимствование - было неизбежно и совершалось по долгу службы, из государственного интереса, то второе было делом личного почина и вкуса. Европейский костюм, бритье бороды, музыка, затейные приметы домашней обстановки проникают в московскую жизнь вместе с латинской и польской книгой, религиозным вольнодумством, политической идеей. В XVII веке в Москве идет умственное брожение, несущее с собой зачатки той европеизации Руси, которая так широко шагнула вперед при Петре Великом.

Наконец, чтоб исчерпать  вполне перечень того, что надлежит считать последствиями смуты, мы должны вспомнить ход внешней  политики Москвы в XVII веке. Из смуты  московское государство вышло с  утратой своих западных областей. Новгород и другие города "от Немецкой украйны" были захвачены шведами; Смоленск и города от "Литовской украйны" были взяты поляками. Московская политика при новой династии ни на минуту не забывала этих утрат. Шведы скоро отдали Новгород, оставив за собой только морское побережье от р. Наровы до г. Корелы (1617). Смоленск же продолжал быть за Речью Посполитой, и Владислав считал себя, кроме того, московским государем. Все силы Московского государства были направлены на ликвидацию счетов с этими врагами, и более всего с поляками. Идея возмездия жила в московских сердцах независимо от желания вернуть себе утраченные земли. Все войны XVII века велись с этой идеей возмездия, и только в 1686 году с Речью Посполитой достигли "вечного мира" вместо срочных перемирий; и только при Петре Великом свели окончательные счеты со Швецией. Постоянные военные расходы на содержание ратной силы и на ведение войн тяжелейшим образом ложились на население и разоряли государство. Но оставить счеты с теми, кто в смуту делал Москве "многие неправды", московские люди не могли, как не могли они примириться с мыслью об утрате морского берега и свободных сношений с Балтийскими гаванями. Море повелительно влекло к себе всех московских политиков XVII века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Я проанализировала деятельность и исторические концепции С.Ф. Платонова, мне было очень интересно делать анализ, так как это личность известная  и индивидуальная.

Задачи выполнены

1.Узнала о личности  С.Ф Платонова.

2. Сделала анализ об  исторических взглядах С.Ф Платонова.

3. Узнала, что значит история  для С.Ф Платонова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

Шмидт С. О. Жизнь и творчество историка С. Ф. Платонова в контексте проблемы «Петербург-Москва» // Россия в IX—XX веках. Проблемы истории, историографии и источниковедения. — М., 1999. — С. 533—537.

Шмидт С. О. Сергей Федорович Платонов (1860—1933) // Портреты историков: Время и судьбы В 2-х т. — М.—Иер., 2000. — Т.1. Отечественная история. — С. 100—135.


Информация о работе Деятельность и исторические концепции С.Ф. Платонова