Духовная жизнь и религия Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:41, контрольная работа

Краткое описание

Нам приходится так трудно потому, что и религия вообще, и античная религия в частности принимает очень различные формы. Верования, обряды, культы могут быть так же своеобразны, так же меняться от страны к стране и от века к веку, как искусство или политические отношения. Это разнообразие бросается в глаза. Мы наблюдаем, что того же Посейдона или Аполлона в разных греческих полисах почитают по-разному, мы видим разницу между религией греков времен Гомера и верованиями современников Платона. И от тех, и от других еще больше отличаются религиозные представления жителей эллинистической Александрии, на которых в свою очередь непохожи римляне. Например, у греков до Александра Великого магия была мало распространена, магических формул почти нет; в эпоху эллинизма магия, наоборот, популярна, магические обряды заимствуют с Востока, магия влияет и на религию. У римлян же всегда были свои заклинания, непонятные простым смертным - римляне хотели разговаривать с богами на языке богов.

Вложенные файлы: 1 файл

история..doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

 

Заключение.

Вообще же античная эпоха в целом (религия Древней Греции в частности) предопределила развитие всей европейской культуры, оказала сильнейшее влияние не только на развитие культуры и искусства, но и на взгляды, мировоззрение, философию. Многие европейские философы, психологи зачастую ссылались на древнегреческую религию (мифы) для объяснения тех или иных явлений. Например: З. Фрейд, К. Юнг, Ф. Ницше и др.

Когда мы говорим о религии и духовной жизни древней Эллады как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции. Во времена расцвета греческих государств-полисов, когда в Афинах воцарилась демократия, представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полу наивных представлений, какие были во времена Гомера. Это видно по тому, какие изменения претерпел образ Зевса - из громовержца, который ссорился с другими богами, был капризен и злоупотреблял своей силой он превратился в разумного правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.

Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал. Этот вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше. По Ницше бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.

Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем является произвол богов, символизирующих силы природы.

Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека: для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе, ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру. Орудие Диониса - опьянение, не знающее преград, которое пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни, не знающую преград и подчинений. Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в Элевсине. На этих празднествах грек постигал природу дионисийского мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Ницше полагает, что значение дионисийских оргий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в иные дни не быть раздавленным ужасом мира.

Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритмизующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей его во всем.

Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний, ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях лежат истоки великого искусства античной трагедии.

"Неопровержимое предание утверждает, что греческая трагедия в своей  древнейшей форме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в течение довольно продолжительного времени единственный сценический герой был именно Дионис".

Страдания Диониса, по Ницше, это страдания бога - то есть существа высшего порядка, "единого существа мира", "на себе испытывающего страдания индивидуации", запутанного в сети индивидуальной воли. Ведь, по преданию, Дионис был разорван титанами, "при этом намекается, что это раздробление, представляющее дионисийское страдание по существу, подобно превращению в воздух, воду, землю и огонь, что, следовательно, мы должны рассматривать состояние индивидуации как источник и первооснову всякого страдания, как нечто само по себе достойное осуждения".

"Из улыбки этого Диониса  возникли олимпийские боги, из  слез его - люди", - так повествует предание, устанавливающее первенство и животворное начало Диониса. Но оно несет в себе не только страдание, но и парадоксальную радость, диктуемое надеждой на возрождение: ведь погруженная в вечную печаль

Деметра вновь познала радость, когда узнала о возможности вновь родить Диониса. А таковая возможность указывает нам на необычайно древние корни динисийского начала, лежащие в далеком первобытном сознании человека, который заметил, что все в мире циклично: рождается и умирает, и поверил, что умершее вновь возродится в свой черед.

Второе естество греческой культуры гармонии порядка и соразмерности - заложено в аполлоническом начале. Его олицетворение - прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает людей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего - музыка и поэзия, его дар вдохновение и талант. Аполлон - гений величавой гармонии.

Из хаоса первозданного океана жизни он творит мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом, соразмерным с замыслом целостности.

Это Мировой Художник и его творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, порядка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному. В отличие от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон бессмертен и неизменен, ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремящийся развоплотиться.

Ницше полагает, что аполлоническое - это проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется в дионисийском, однако противоположной направленности: это стремление всему найти свое место означает прежде всего найти место в мире себе, обезопасить свою личность от дезинтеграции, согласившись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограниченности весь мир.

"Как бы мог иначе такой  болезненно чувствительный, такой неистовый в своих желаниях, такой склонный к страданию народ вынести существование, если бы оно не было представлено ему в богах озаренным в столь ослепительном ореоле", говорит Ницше.

Так Аполлон (в символическом смысле) порождает весь олимпийский пантеон, установил миропорядок, в котором боги оправдывают человеческую жизнь, сами живя этой жизнью.

Антиномия дионисийского и аполлонического начал определила пути развития греческой культуры.

Трагедия, родившаяся, по определению Ницше "из духа музыки", который категорически приписывает Дионису, и получившая свою форму под влияниям аполлонических тенденций, сказания Гомера, великая греческая архитектура - все, что сделало эллинскую культуру великой, родилось из этой борьбы.

Такой неизбежной и необходимой, что ее, несомненно, можно назвать союзом.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Абрамова С.Д. Основное богословие: Религии давнего мира. В 2 ч., Черновцы, 1998. – Ч. 1.
  2. История древнего мира. Часть ІІ. Греция и Рим. Под ред. проф. А.Г. Бокшанина. Изд. 2-ое. – Г., 1982.
  3. История Древней Греции –учебник, М; “Высшая школа”, 2002г
  4. Краткая худ. энциклопедия “Искусство стран и народов мира”. М; “Советская энциклопедия” 1989г.
  5. Куманецкий К., История культуры Древней Греции и Рима, М; 1998г
  6. Любимов Л., Искусство Древнего мира, М; ”Просвещение”, 2000г
  7. Светоний. Жизнь двенадцати цезарем. – Г., 1966.
  8. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – Г., 1986.
  9. Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
  10. Античная мифология. Энциклопедия мифологии древнего мира.
  11. Античная мифология и эпос (университетские лекции и научные статьи)
  12. История и мифология античного мира. Генеалогические связи древнегреческих богов(англ.). Галерея портретов на монетах Северного Причерноморья. В библиотеке Максима Мошкова (@lib.ru):
  13. Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»
  14. Я. Э. Голосовкер. «Сказания о Титанах»
  15. Гомер. «Илиада»
  16. Гомер. «Одиссея»
  17. Эсхил. «Прометей прикованный»
  18. Эсхил. «Семеро против Фив»
  19. Гесиод. «О происхождении богов (Теогония)»
  20. Грейвз Р. Мифы Древней Греции. — М.: Прогресс, 1992.
  21. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. — Киев: СИНТО, 1993. Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. — Томск: «Водолей», 1996.
  22. Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997
  23. С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1996
  24. Иллюстрированная история религий в 2-х тт./ Ред. Проф. Д.Л. Шантепи де ля Соссей. Изд. 2-е. М.: Изд. отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992

 

 

 


Информация о работе Духовная жизнь и религия Древней Греции