Духовная культура империи Джучидов: литература, искусство, научные знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 15:22, реферат

Краткое описание

В стране развивалось ремесленное производство и градостроительство. Было отстроено около 150 городов различной величины, многие из которых возникли там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи с кочевьями. Городская культура Золотой Орды была многообразна. В ней есть черты китайского и среднеазиатского искусства, элементы домостроительства, заимствованные из Центральной Азии, Кавказа и Руси, традиции ремесел Крыма, Хорезма и Волжской Булгарии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
1. Образование империи Джучидов……………………………………...
5
2. Духовная культура Улусов Джучи…………………………………….
13
Заключение……………………………………………………………………
20
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

история .docx

— 49.45 Кб (Скачать файл)

Юридическим и фактическим  оформлением независимости Золотой  Орды от великих ханов стала чеканка  собственной монеты с титулом "правосудный  великий хан" при Менгу-Тимуре (1266 - 1282 гг.). В это время он начинает выдавать ярлыки (повеления), в честности в 1267 г. Менгу-Тимур первый из ханов дает ярлык русскому духовенству, освободивший митрополита от целого ряда повинностей и урегулировавший взаимоотношения русской церкви с ханами Золотой Орды. Сохранился также ярлык хана на имя великого князя Ярослава Ярославича об открытии "пути" немецким купцам из Риги на беспрепятственный проезд рижан через Новгородскую землю в Золотую Орду.

Таким образом, с конца 60-х  годов XIII века улус Джучи отделяется от общеимперского центра и становится самостоятельным государством. Для обозначения этого нового монгольского государства в сочинениях мусульманских авторов и текстах официальных документов на протяжении всего средневековья употреблялись различные названия. Вот неполный их перечень: улус Джучи, Дешт-и Кипчак, Кипчак, Дом Бату, страна Берке, Северное царство, Улуг улус, Токмак, Токмакский улус, Узбеково государство, Узбекский улус. В исследовательской же литературе оно известно под именем Золотой Орды.

"Царевичи", стоявшие  во главе отдельных улусов - орд,  при хане Узбеке сделались  послушным оружием хана и ханской  администрации. Исторические источники  больше не сообщают о созыве  курултаев. Вместо них созываются  совещания при хане, в которых  участвовали его ближайшие родственники, жены и влиятельные темники.  [4, с.70]

Совещания созывались и по семейным вопросам хана, и по вопросам управления государством. В последнем  случае их передавал совет (диван), состоявший из четырех улусных эмиров, назначенных  самим ханом. Из этих четырех эмиров, входивших в совет, более или  менее ясно определена функция двух его членов - беклерибека (князь князей, старший эмир) и визиря, из них первый распоряжался военными делами, руководил темниками, тысячниками и т.д., второй - визирь - гражданскими делами государства.

Золотая Орда была феодальным государством, которым правил хан  из династии чингизидов. Во время правления хана Узбека Золотая Орда превратилась в одно из крупнейших государств средневековья. Ибн Баттута, который побывал во многих странах и видел на своем веку много правителей, называл Узбека "одним из величайших и могущественнейших царей мира". При Узбеке государство стало централизованным, был создан управленческий аппарат, эффективно действовавший как в центре, так и на местах. Прежние улусы были преобразованы в области во главе с областными начальниками-эмирами.

Эмиры пользовались обширной полнотой власти в своих областях. На эти должности назначались  обычно представители знатных родов  феодальной аристократии, преимущественно  из одной и той же фамилии, по наследству занимающие должность правителей областей.

Период правления хана Узбека - расцвет Золотой Орды, за которым следует период упадка при  хане Джанибеке (1342 - 1357 гг.) и Бердибеке, который погиб в 1359 г. в результате заговора. С момента гибели Бердибека и до вступления на престол Тохтамыша в 1379 г., т.е. за 20 лет, в Орде сменилось более 25 ханов. Все это время шла ожесточенная борьба феодальных группировок за ханский престол. Связь между центральной администрацией в Сарае и окраинными землями государства настолько ослабла, что местные феодалы стали образовывать свои самостоятельные, независимые от ханов владения. А после кровопролитных междоусобных войн 1395 г. Золотая Орда перестала существовать как единое государство и на ее территории возникли независимые орды. [7, с.81]

Однако, это еще не конец  истории Улуса Джучи. Так как наиболее влиятельными на территории Улуса Джучи были позиции полководца Тимура-Кутлука, то именно его земли в этот период стали последним оплотом "умерающего" государства. После его смерти Идегей, зять Тохтамыша, сумел в последний раз объединить все улусы Золотой Орды в одно государство, сажая на трон ханов из рода Джучидов.

Последующая история Золотой  Орды - это сплошные междоусобицы и  нескончаемая борьба за власть, которые, в конечном счете, привели к гибели Идегея (1419 г.) и всего государства. Золотая Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства, а также на Ногайскую Орду и Большую Орду. Так к середине XV века завершился окончательный распад Золотой Орды. [5, с.88]

 

Вывод : в нашем мире есть одна неопровержимая истина - ничто не вечно. У всего есть свое начало и конец. Все феодальные общества и средневековые государства прошли через период экономической раздробленности и распада. Золотая Орда не стала исключением. Нельзя забывать, что она была создана в результате завоевательных войн, и единство этого огромного по территории государства, включавшего в себя множество различных областей и народов, во многом держалось на административно-силовом принуждении.

Улус Джучи как великая евразийская империя (вторая после Тюркского каганата) просуществовала сравнительно недолгий период, а на фоне истории мировой цивилизации достаточно не значительный. Прогорев, как яркая свеча, империя оставила глубокий, не до конца изученный, отпечаток в мировой истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Духовная культура Улусов Джучи

 

Элементы духовной культуры Золотой Орды своим происхождением связаны с этнокультурным миром, предшествовавшим появлению данного  государства. Этот мир состоял из двух основных компонентов: местного тюркоязычного, главным образом кипчакского, и пришлого центральноазиатского - также тюркского, татарского и монгольского.

Духовный мир центральноазиатских тюрок, в том числе и древних татар, а также их западных соплеменников-кипчаков, получил наиболее яркое отражение в каменных изваяниях людей. Раннетюркские статуи VI - VII веков на Алтае, в Монголии и прилегающих областях изображали воина-мужчину, погибшего в бою с врагами. Его ваяли в одежде, с поясными наборами, а также с оружием, в одной, и с сосудом - в другой руке. Перед таким изваянием совершались культовые обряды.

Западные, кипчакско-половецкие изваяния несколько отличаются от восточных, раннетюркских. Они более реалистичны, немало уже и женских статуй (от них и название "каменные бабы"). И те, и другие держат сосуд уже двумя руками в области живота. Надо полагать, что подобный сосуд символизировал обилие, достаток, который должен был сопутствовать человеку в потустороннем мире.

[2, с.35 - 36]

Исследователи считают, что  кипчаки в своих изваяниях  воплотили культ героизированного предка. Этот культ связан с почитанием племенной, дофеодальной аристократии. Монголы частью вытеснили, частью уничтожили эту местную верхушку и сами заняли ее место. После монгольских завоеваний и образования Золотой Орды обычай установления "каменных баб" в  Дешт-и-Кипчак прекращается. Этому способствовало также принятие ислама с его запретом языческих культов и изображения человека.

Итак, Золотая Орда относилась к числу тех стран средневекового мира, где был, достигнут один из самых высоких уровней развития цивилизации, материальной и духовной культуры. Золотая Орда была страной, где любая религия пользовалась одинаковой свободой. Еще по законам  Чингисхана за оскорбление религии  полагалась смертная казнь. Духовенство  каждой религии было освобождено  от уплаты налогов.

Централизованное государство, каким была Золотая Орда, многочисленные города, широкие торговые связи с  внешним миром создавали самые  благоприятные условия для развития культуры. Многие золотоордынские правители  стремились привлечь ко двору крупных  ученых, богословов, поэтов, образованных людей из дальних стран, оказывали  им покровительство. Такими покровителями  в государстве джучидов были ханы Берке, Узбек и Джанибек.

Городская культура Золотой  Орды является сплавом традиций мастеров-ремесленников  различных стран, покоренных монголами. В ней есть черты китайского и  среднеазиатского искусства, элементы домостроительства, заимствованные из Центральной Азии, Кавказа и Руси, традиции ремесел Крыма, Хорезма  и Волжской Булгарии. Так, по Великому шелковому пути основные достижения китайской цивилизации легко проникали и в ордынские города. При их раскопках археологи находят китайские зеркала, фарфоровую посуду, костяные изделия с изображениями птиц и драконов, чугунные котлы, китайский шелк и т.д.

К настоящему времени известно более 100 городов Золотой Орды. Крупнейшими  являлись Сарай, Сарай ал-Джедид и Крым (Солхат). Среди наиболее известных городов были также Хад-житархан (совр. Астрахань), Укек (остатки находятся неподалеку от совр. Саратова), Мохша (в Пензенской области), Маджар (в Ставропольском крае), Аккерман (совр. Белгород-Днестровский). 2, с.37

Всех, кто посещал города Золотой Орды, поражала красота невиданных доселе ханских дворцов, мечетей, медресе, мавзолеев, общественных бань и караван-сараев. Эти сооружения украшались изразцами  белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью и сусальным золотом. Растительный и геометрический орнамент на них чередовался с изящной вязью арабских надписей, передававших отрывки из Корана и восточной поэзии. Внутренние помещения украшались мозаичными и майоликовыми панно с позолотой в чередовании с арабесками, полы устилались изразцовыми кирпичами различных оттенков, а во внутреннем дворе устраивались сады, где били фонтаны.

Одним из важнейших градообразующих  элементов мусульманских городов  Востока и Запада являются минареты, встроенные в здания мечетей или  стоящие рядом с ними. Именно минареты своими стройными башнями возвышаются  над всей остальной застройкой и  определяют неповторимый силуэт города.

В Золотой Орде, несмотря на определенные заимствования из Средней  Азии, Ирана и Закавказья, выработался  свой яркий стиль высокохудожественной керамики. Об этом свидетельствует  большой археологический материал золотоордынских городов и селений  в виде глиняных сосудов и их обломков. Помимо простой красноглиняной посуды широкое распространение получила изразцовая керамика с блестящей  толстой поливой и подглазурными тонкими узорами в виде различных цветов, сплетений геометрических фигур, птиц и зверей. В обоих Сараях и некоторых других городах обнаружены мастерские по производству поливной изразцовой керамики. [5, с.90]

Золотоордынское общество достигло больших высот в духовной культуре. В этой области оно пережило в  первой половине XIV века крутой поворот, связанный с переходом от архаичной, языческой культуры мира кочевников-скотоводов к более высокой, оседло-земледельческой  и городской культуре мусульманского Востока.

Центром этой культуры была столица Золотой Орды - Сарай. Этот город уже при хане Берке "сделался средоточием науки и рудником благодатей, и за короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных" (Ибн Арабшах). Сарай был не только крупным административным центром, откуда шли нити управления огромной империей, но и центром ремесленного производства, где целые кварталы были заняты ремесленниками, специализировавшимися на металлургической, керамической, ювелирной, стекольной, косторезной и других отраслях. В Сарае были дворцы ханов, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани и водопровод. [4, с.73]

Из наиболее ранних памятников воинской культуры Джучидов (60-е годы XIII века) следует выделить поясные наборы из золота и золоченого серебра, железный топор с инкрустацией латунью и серебром, обкладки конских седел, украшения конского убора. Однако уже в XIV веке в материалах торевтики дает о себе знать влияние процесса активной исламизации Золотой Орды. В связи с чем примечательны шедевры исламского искусства. Например, особенности иконографии медальонов с виньетками связывают с восточно-иранскими и среднеазиатскими прототипами X века. Кроме того в Золотой Орде было развито ювелирное искусство. Такими ювелирными изделиями как браслеты, перстни, застежки, брелки обладали не только женщины ханских домов, но и простые горожанки Золотой Орды.

До наших дней дошли  предметы быта. Например, поливная чаша для вина с орнаментом в технике  сграффито обнаружена в 1986 г. при  исследовании центральной части  средневекового Солхата (г. Старый Крым) в закрытом комплексе с монетами первой половины XIV в. Внутренние стенки украшены рыбами, на внешних представлена сцена пира молодых людей в гранатовом саду. Естественно предположить в них представителей ассоциации молодых людей - фитйан. Эти объединения возникли на Ближнем Востоке еще в IX в., в Золотую Орду попали через Малую Азию в XIII в. [7, с.84]

Большой интерес также  представляет уникальный керамический кубок, обнаруженный при раскопках  золотоордынкого города Азака (г. Азов) в 1992 году. Сосуд декорирован трехцветной надглазурной росписью (красным, зеленым и черным) по белому непрозрачному фону с добавлением накладного золота и подглазурной росписью темно-синим (кобальтом). На сосуде имеются изображения цветущих растений, водоемов и фениксов, что символизирует коранический Рай. Чаша призвана напоминать людям о наградах и наслаждениях, обещанных благочестивым праведникам в будущей жизни.

Роспись кубка выполнена  в цветочном мусульманском стиле  и является формой художественного  отображения действительности. Он выражает метод поэтического видения мира и его изображения не в реальном содержании, а в условном обозначении. Узор, гармония линий и пропорций  определяет главное эстетическое содержание произведения.

Информация о работе Духовная культура империи Джучидов: литература, искусство, научные знания