Духовная культура империи Джучидов: литература, искусство, научные знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 15:22, реферат

Краткое описание

В стране развивалось ремесленное производство и градостроительство. Было отстроено около 150 городов различной величины, многие из которых возникли там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи с кочевьями. Городская культура Золотой Орды была многообразна. В ней есть черты китайского и среднеазиатского искусства, элементы домостроительства, заимствованные из Центральной Азии, Кавказа и Руси, традиции ремесел Крыма, Хорезма и Волжской Булгарии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
1. Образование империи Джучидов……………………………………...
5
2. Духовная культура Улусов Джучи…………………………………….
13
Заключение……………………………………………………………………
20
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

история .docx

— 49.45 Кб (Скачать файл)

Частью духовной культуры Золотой Орды были наука и просвещение. О развитии в Сарае астрономии и геодезии свидетельствуют обломки  астролябии и квадрантов, обнаруженные там при археологических раскопках. В столице жили и работали медики из других стран. Широко была распространена грамотность среди простого народа.

Научные традиции Востока, особенно мусульманского, нашли своеобразное развитие в Золотой Орде. Это был  особый цивилизационный уровень, впитавший в себя как древнетюркские, так и мусульманские компоненты. Там сохранился древнетюркский музыкальный пласт. Была даже своеобразная нотная культура. Так, в 1340 г. в Сарае были записаны ноты песни "Ненеки Джан". 6, с.86 - 87

Немаловажно и то, что  учеными Золотой Орды Земля воспринималась как шар, вращавшийся наряду с  другими планетами вокруг Солнца. Между тем в христианской Европе за такого рода представления, воспринимавшиеся как ересь, даже через 150 лет людей жгли на кострах инквизиции.

Не только в Сарае, но и  в других городах страны была создана  широкая сеть различных учебных  заведений. Здесь преподавали видные богословы, ученые и писатели, в том  числе выходцы из известных центров  мусульманского Востока. Так, в Болгаре долгое время жили крупные религиозные деятели Ходжа Хасан ибн-Омар ал-Болгари, выходец из Гянджи (Азербайджан), Абу Мохтар ибн-Махмуд ал-Казвини, беженец из Ирана, Госам ибн-Малик ал-Маргиани из Ферганы и другие.

Принятие ислама дало большой  импульс для развития городов  и городской культуры, послужило  причиной распространения арабской письменности и письменной литературы. В Золотой Орде получили широкое  распространение выдающиеся творения Фирдоуси и Рудаки (X век), ал-Ма-ари и Омара Хаияма (XI век), Аттара и Низами (XII век), Руми и Саади (XIII век) и целого ряда других знаменитых поэтов Востока. Почти все они, начиная с гениального Фирдоуси с его бессмертным "Шах-намэ", были персидскими или персидско-таджикскими поэтами (кроме арабского классика ал-Маари и азербайджанца Низами, который, однако, также писал на персидском языке).

Сочинения великих мудрецов и поэтов Востока вдохновляли  золотоордынских поэтов на создание своей литературы, получившей высокое  развитие в XIV веке - в эпоху могущества Улуса Джучи. Именно в этот период были написаны такие бесценные памятники средневековой литературы, как поэмы "Хосров и Ширин" Кутби, "Махаббат-намэ" Харазми, "Джумджума-султан" Хисама Кятиба, "Кисса-и-Рабгузи" поэта Рабгузи, прозаическое сочинение "Нахдж ал-фарадис" Махмуда ал-Булгари. [5, с.92]

Подлинная жемчужина литературного  наследия Золотой Орды - творчество Саифа ас-Сараи. Поэт родился в 1321 году в Камышлах (нынешняя Самарская область). Саиф ас-Сараи жил, учился и занимался творческой деятельностью в Сарае, отсюда и нисба "ас-Сараи", то есть сараец. В 80-х годах судьба забросила его в Египет, где он и умер в 1396 году. Там же создал свои поэмы: в 1391 году - "Гулистан бит-тюрки", в 1394 - "Сухайль и Гульдур-сун". Первая из них - вольный перевод на тюркский язык одноименной поэмы персидского автора XIII века Саади. В конце поэмы приводятся отрывки из произведений восьми тюркских, в основном татарских, поэтов, от Мавля Казыя и до Харазми. Каждый такой отрывок Сараи сопровождает своими комментариями-ответами в стихотворной форме. Это придает поэме "Гулистан бит-тюрки" особую ценность как своеобразной антологии татарской поэзии средневековья. 4, с.74

Под влиянием ярких достижений восточной литературы получает развитие устное народное творчество. Замечательный  образец его - татарский народный эпос позднего золотоордынского периода "Идегей". Сложенный безымянными сказителями из народа в XV - XVI веках, дастан имел сложную драматическую судьбу. В течение нескольких столетий он существовал в форме устных сказаний, передаваемых из поколения в поколение, позднее появились записи дастана, причем во множестве местных вариантов. И лишь в 1989 и 1990 годах "Идегей" пришел к массовому читателю на татарском и русском (перевод Семена Липкина) языках.

Исследователи-литературоведы отмечают, что писатели древности  и средневековья любили писать свои произведения на основе известных сюжетов. Это было своего рода поэтическим  каноном того времени, эстетической нормой тогдашнего мироощущения и поэтического мышления.

Все эти произведения свидетельствуют  о высоком уровне развития письменной литературы и в целом духовной жизни в этом государстве, являясь  ценнейшими памятниками средневековой  восточной поэзии и философии.

Говоря о культуре Золотой  Орды, необходимо отметить плодотворность контактов с Ильханидским Ираном - источником многих культурных инноваций. Огромное значение связей Золотой Орды, в том числе и религиозных, с Мамлюкским Египтом, Средней и Малой Азией. Весьма конструктивную роль в процессах сближения Золотой Орды с миром Ближнего и Среднего Востока сыграло Булгарское наследие, сформировавшееся, начиная с X в., под знаком мусульманской культуры. [3, с.65]

 

Вывод: завершая рассказ о культуре Улуса Джучи, можно назвать ее яркой городской и степной средневековой культурой, культурой мозаичной и майоликовой архитектуры, культурой стихов, полных тонкой лирики и глубокой философии, восточной мудрости и мусульманской ученой духовности, культурой причудливых арабесок и изящной каллиграфии, древних каменных изваяний и монументальных культовых сооружений.

Период расцвета культуры в Золотой Орде продолжался недолго. С начавшимся во второй половине XIV столетия кризисом государства она  вступает в полосу упадка. Страну покидают многие представители просвещенной части общества. Центром исламской  науки и культуры становится Ближний  Восток.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В нашем мире есть одна неопровержимая истина - ничто не вечно. У всего  есть свое начало и конец. Все феодальные общества и средневековые государства  прошли через период экономической  раздробленности и распада. Золотая  Орда не стала исключением. Нельзя забывать, что она была создана в результате завоевательных войн, и единство этого  огромного по территории государства, включавшего в себя множество  различных областей и народов, во многом держалось на административно-силовом  принуждении.

Улус Джучи как великая евразийская империя (вторая после Тюркского каганата) просуществовала сравнительно недолгий период, а на фоне истории мировой цивилизации достаточно не значительный. Прогорев, как яркая свеча, империя оставила глубокий, не до конца изученный, отпечаток в мировой истории.

Завершая рассказ о  культуре Улуса Джучи, можно назвать ее яркой городской и степной средневековой культурой, культурой мозаичной и майоликовой архитектуры, культурой стихов, полных тонкой лирики и глубокой философии, восточной мудрости и мусульманской ученой духовности, культурой причудливых арабесок и изящной каллиграфии, древних каменных изваяний и монументальных культовых сооружений.

Период расцвета культуры в Золотой Орде продолжался недолго. С начавшимся во второй половине XIV столетия кризисом государства она  вступает в полосу упадка. Страну покидают многие представители просвещенной части общества. Центром исламской  науки и культуры становится Ближний  Восток.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Егоров В.Л. Золотая  Орда: Мифы и реальность. - М., 1990. - 344 с.

2. Измайлов И. Улус Джучи: Взгляд на историю средневековой империи. - Казань, 1993. - 294 с.

3. История Татарстана: Учебное  пособие для основной школы. - Казань: ТаРИХ, 2001. - 544 с.

4. История татар с древнейших  времен: Народы степной Евразии  в древности. - Казань: Изд. "Рухият", 2002. - 552 с.

5. Рашитов Ф.А. История  татарского народа. С древнейших  времен до наших дней: Учебное  пособие для национальных школ, гимназий, лицеев. - Саратов: Приволж. изд-во "Детская книга", 2001. - 288 с.

6. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана (Древность и средневековье): Учебник для сред. общеобразоват. школ, гимназий и лицеев. - Казань: Магариф, 2000. - 255 с.

7. Якубовский А.Ю., Греков  Б.Д. Золотая Орда и её падение. - М.: Издательство Академии Наук  СССР, 1950. - 582 с

 


Информация о работе Духовная культура империи Джучидов: литература, искусство, научные знания