Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия в мире активизировались интеграционные процессы, развивающиеся в разных регионах и охватывающие различные сферы отношений государств, важную роль в развитии этих процессов играют международные организации, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Одной из таких международных, региональных организаций является - Европейский Союз.

Содержание

Введение
1. Путь к образованию Европейского союза.
Исторические вехи ЕС.
Институты Европейского союза.
2. Европейский Союз как элемент международной системы.
Евро – единая валюта ЕС.
Расширение ЕС на восток.
3. ЕС и СНГ.
Программы для стран СНГ.
4.ЕС и Кыргызстан.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Евросоюз (ЕС) и СНГ.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Необходимость анализа  европейских сообществ обусловлена  не только  интересами организации  сотрудничества и взаимодействия государств на  территории бывшего СССР. Европейский  Союз играет все более заметную роль в  жизни государств СНГ. История этих взаимоотношений уходит корнями в еще  советскую эпоху, в конце 80-х годов между СССР и Сообществами были  установлены официальные отношения. Широкомасштабное соглашение о  торговле и сотрудничестве между Европейским Сообществами и СССР было  подписано 18 декабря 1989 года в Брюсселе. Вскоре стороны обменялись  миссиями, руководители которых получили ранг посла. Это была основа, на  которой в порядке правопреемства стали строиться отношения между  Сообществами и государствами, которые составили затем СНГ.

Самой высокой оценки и внимания заслуживает помощь со стороны  Сообществ в форме  различных программ, наиболее значимыми  из которых  являются ТАСИС. Субсидии направляются, прежде всего, для оказания технической помощи, передачи ноу-хау, консультаций, идущих на подготовку  кадров в управлении, бизнесе, энергетике, транспорте и финансовой службе.

В.Поздняков, С.Ганжа «Новые страны на пороге Европейского союза».Международная  жизнь № 3 1999 г.

 

 Программы   Европейского союза для  стран  СНГ.

 ТАСИС.

 

В июле Комиссия передала в Европарламент доклад о промежуточных  итогах реализации программы ТАСИС. Это первое полномасштабное  исследование подобного рода за весь период существования  ТАСИС, т.е. с 1991 г.  по настоящее время. Основная цель доклада - информировать. Европейский Парламент и государства-члены об эффективности программы, различных ее  механизмах и воздействии на ход реформ в странах партнерах.

Для подготовки доклада  была сформирована специальная рабочая группа,  которая собирала, обрабатывала и анализировала огромное количество данных.  Информацией служили отчеты независимых экспертов по мониторингу  программы ТАСИС. Доклад насчитывает более 70 страниц текста и около 1000  страниц различных приложений. При подготовке доклада авторы стремились  выяснить, отвечает ли программа ТАСИС установленным критериям, т.е.  актуальность, эффективность, воздействие на ход рыночных реформ и  политических преобразований в странах партнерах, открытость и проч. Эксперты  пришли к следующим выводам:

1. Форма технического  содействия программы ТАСИС была  и есть единственно  разумной  и реальной формой оказания  поддержки новым государствам. Эти   страны продолжают нуждаться  в широких инвестициях, и приоритеты  в  реализации финансирования лежат в сфере создания рыночной  инфраструктуры и формирования демократического общества. Одним из  новых направлений программы стали так называемые «проекты ВТО»,  призванные содействовать интеграции новых независимых государств в  мировую экономическую систему.

2. Неудачи и препятствия на пути реализации ТАСИС объясняются низкой  скоростью реагирования на потребности стран-партнеров, отсутствием стратегического планирования, отсутствием опыта работы экспертов и консультантов в странах переходного периода, языковой барьер долгое время тормозили процесс полномасштабной деятельности ТАСИС. В свою очередь бюро ТАСИС жалуется на слабую информационную поддержку со стороны руководящих структур стран-партнеров. "

3. На основе проведенных  исследований и многочисленных  опросов  представителей правительственных структур и других сфер, влияющих на  принятие политических решений в странах-партнерах, авторы доклада пришли  к заключению, что воздействие ТАСИС на процесс принятия решений в СНГ  было особенно ощутимо на начальном тапе реализации программы. В  последние годы оно снизилось, что объясняется следующими причинами:  отсутствием активного диалога между руководством ЕС и правительствами  СНГ, а также сложностью доступа к материалам и документам, отражающим  процесс принятия решений в странах-партнерах.

4. Исследование показало, что наибольшая отдача наблюдалась  при реализации  проектов с  участием новых институтов, рассчитывающих  на приобретение  новых навыков  и опыта в таких областях  как миграционная политика"  таможенная служба, развитие центров поддержки малых и средних предприятий, коммерческие и центральные банки, служба занятость и др.

5. Авторы доклада отметили  также то, что программа ТАСИС  способствовала  росту «национальных  кадров», т.е. развитию в странах-партнерах  навыков и  опыта в области консалтинговой деятельности и передачи ноу-хау.

В целом были сделаны  следующие выводы:

° ТАСИС внес существенный вклад в процесс создания демократических  институтов и формирования рыночных отношений в СНГ.

° Эффективность ТАСИС сдерживаются рядом недостатков планирования и  реализации, в частности, растущим требованиями к системе финансовой  отчетности последнее обьясняется необходимостью строго контролировать  расходование бюджетных средств ЕС.

° Вывод – проявлять больше «гибкости» в данном вопросе и решать вопрос  распределении средств по проектам сообразно конкретных условиям.

Специальная делегация, состоящая из членов Европарламента, посетившая  Москву и некоторые  российские города с ознакомительным  визитом, составила  следующий отчет  о деятельности и эффективности  бюро ТАСИС в России. В нем  были указаны слабые стороны деятельности ТАСИС, необходимые инновации в  ее работе, важность учитывания специфики региона, увеличения финансирования  непосредственно объектов проекта. Если подробнее, то были сделаны следующие  замечания:

° Организацию и управление программой ТАСИС следует рассредоточить и  упростить, а процесс утверждения проектов и выделения средств – ускорить.

° Больше привлекать местных партнеров к подготовке и реализации проектов.

° Следует расширить круг полномочий местных бюро ТАСИС, которые могли  бы координировать работу европейских и российских партнеров ТАСИС,  осуществлять мониторинг по регионам и местным проектам.

° Местные бюро ТАСИС могли бы служить информационной базой, опорным  пунктом для представительства ЕС в Москве, представителей государств-членов ЕС в России, западных кампаний, которые проявляют деловой интерес  к данному региону.

° Важно добиться параллельного взаимодействия проектов, что могло бы  способствовать реализации одновременно нескольких крупных проектов  тем самым, повысить концентрацию усилий и снять часть административных  расходов.

° Необходимо более четко определить круг обязанностей консультантов, работа  которых оплачивается из бюджета ТАСИС. А также в большей степени  привлекать к работе местных партнеров. По общему мнению,  не менее важно  проводить мониторинг проектов и после их финансирования ТАСИС.

° Автор призывает пересмотреть одно из правил ТАСИС, согласно которому  лишь до 15 % финансирования направляются на оборудование. Что  недостаточно во многих случаях, поскольку региональная инфраструктура не  развита и требует больших технических мощностей."

 

Помимо программ коммерческого  или образовательного толка. ЕС проводит  ряд программ гуманитарного направления, цель которых помочь людям,  оказавшихся  в тяжелых условиях последствий войны или конфликтов. Среди них программа оказания гуманитарной помощи беженцам бывшей Югославии. ЕС  выделил 85 млн. ЭКЮ (106,2 млн.$) для оказания гуманитарной помощи Боснии-Герцеговине. Хорватии, Федеративной республике Югославии. (Как и раньше  руководство такого рода операций было поручено бюро ЕС по гуманитарной  помощи ТЕСНО). Выделенные средства предназначались в первую очередь для наиболее уязвимых групп населения – беженцев и перемещенных лиц, положение которых усугубилось с приходом зимы. Программа помощи включает доставку  продовольствия, медикаментов и средств гигиены, а также оказания социально-психологической поддержки. Несмотря на усилия, как местных властей, так и международных организаций, возвращение к нормальной жизни по-прежнему  затруднено, что объясняется сохранением напряженности между национальными  общинами, отсутствием экономической деятельности и огромным числом  беженцев. Самое тяжелое положение в Боснии-Герцеговине – около 2 млн.  беженцев. Чтобы способствовать скорейшему возвращению беженцев на родину,  часть средств ТЕСНО была направлена на целевую программу восстановления  жилья и социальной инфраструктуры в наиболее пострадавших районах. Всего с начала этого конфликта с 1991 г. ЕС предоставил республикам бывшей  Югославии гуманитарную помощь на сумму 1 млрд. 367 млн. ЭКЮ.  Дополнительно, 600 тыс. ЭКЮ (780 тыс. $) Европейская Комиссия выделила на  экстренную расчистку минных полей. По оценкам специалистов на территории  Боснии-Герцеговины установлено более 3 млн. мин, что является основным  препятствием для мероприятий по восстановлению страны.

 

Программа Иногейт для стран СНГ.

 

14-16 МАЯ В Брюсселе  состоялось 3-е по счету заседание  рабочей группы  по программе  Иногейт, Программа Иногейт - межгосударственная  программа поставки нефти и  газа в Европу. Была разработана   в рамках программы ТАСИС для  содействия странам СНГ, испытывающим  последствия энергетического кризиса. Она начала действовать в 1995 г., в  соответствии с решением Совета Министров ЕС, принятом на ноябрьской сессии  в Брюсселе.

Программой предусматривается  создание системы нефте- и газопроводов,  которая связывала бы между собой страны бывшего Союза и государства

Программа ТАСИС. Годовой отчет  за 1995 г. Брюссель. 22.07.96

Западной Европы.

Одновременно будет  решаться задача снабжения энергоресурсами  стран  СНГ, кроме того, экспортеры из Закавказья и Средней Азии получают большие  возможности выхода на западные рынки. Программа Иногейт рассматривается  как подготовительный этап для перехода к широкомасштабным инвестициям со  стороны частных кампаний и международных финансовых организаций. В рабочую группу вошли представители ведущих нефтяных кампаний. Среди проектов Иногейт - подготовка строительства нефте- и газопроводов, которые напрямую свяжут республики Средней Азии и с республиками Закавказья через  Каспийское море экспорт энергоресурсов из Средней Азии и Каспийского  бассейна в страны Западной Европы. Содействие по программе Иногейт будет оказываться и странам-экспортерам, и транзитным странам, в том числе Армении.  Азербайджану, Белоруссии, Грузии, Казахстану. Кыргызстану, Молдове, Таджикистану, Туркменистану, Узбекистану и Украине. В дополнении к этому  Болгарии, России, Румынии и Турции предоставлен статус обозревателя. В заседании рабочей группы принимали участие, помимо указанных стран,  представители Всемирного Банка, ЕБРР, Международного агентства по  энергетике, Секретариата Европейской энергетической хартии и других  финансовых и межправительственных организаций.

 

 

 ЕС  и  Кыргызстан.

 

После обретения независимости  Кыргызская Республика стала  самостоятельным  субъектом международных политических и экономических  отношений, что  обусловило необходимость определения  приоритетов  внешнеполитического  курса страны. Безусловно, одним  из таких приоритетов  является двустороннее взаимодействие по линии Кыргызстан – Европейский Союз.

Еще в начальный период существования СНГ один из лидеров  подчеркивал,  что геополитическое  положение Кыргызстана, этнический состав его населения  диктует  необходимость многополюсной ориентации на Запад и Восток,  ближайших из отдельных соседей. Как и Россия, Кыргызстан также является  евроазиатской страной, т.е. занимает двойственное положение в системе  международных отношений. Принадлежность к тюрко-язычному миру,  религиозная общность с исламскими государствами, исторические корни и  психологические   особенности   национального   духа,   -   обуславливают  принадлежность к Азии. Но было бы неверно считать, что в сочетании  "евроазиатская" страна его вторая часть абсолютно доминирует. Существование  многонационального русскоязычного населения, статус Кыргызстана как  региональной страны - все это предопределяет необходимость развития тесных  связей и сотрудничества с ведущими европейскими странами.

Континентальная интеграция - это путь к мировой интеграции, осознание  взаимозависимости интеграционных процессов поможет человечеству решить  мировые и региональные проблемы. Поэтому в проекте Евразийского союза интеграционные процессы на территории СНГ проецируются в общемировой  интеграционный поток.

Европейский союз является самым крупным партнером стран  СНГ. Вместе  с тем удельный вес  государств СНГ и Восточной Европы сравнительно невысок в  общем  объеме ЕС - 8% и, по оценкам специалистов. уровень торговли между  этими странами и ЕС вряд ли будет существенно расширен в ближайшее время.  Например, основной статьей экспорта ЕС из Кыргызстана является сырье. Но эта  продукция испытывает острую конкуренцию со стороны юго-восточных  производителей. Реформы внутреннего рынка ЕС будут оказывать влияние скорее  на импорт в страны ЕС из Кыргызстана, нежели на экспорт. Существенный рост  импорта в государства-члены Евросоюза из Кыргызстана, вероятно, будет  происходить за счет новых товаров, которые будут производиться с помощью  иностранных инвестиций и технологий.

Одним из факторов относительной  слаборазвитости экономики  Кыргызстана  является устаревшая отраслевая структура, характеризующаяся  преобладанием  трудоемких отраслей, что и заставляет импортировать науко- и  техноемкие товары. Проблема передачи в Кыргызстан новых Европейских  технологий и опыта значительно затруднена технологическим отставанием и  слабостью инфраструктуры.

Общеизвестно, что одним  из главных экономических плюсов Кыргызстана  является наличие огромных запасов минерального сырья. Вопросы надежного и  достаточного снабжения минеральным сырьем стали в последние десятилетия  приоритетными для развитых промышленных стран Европейского Союза,  обладающих небольшими собственными ресурсами.

Европейский Союз выступает в поддержку упрочения независимости,  суверенитета и территориальной целостности Кыргызстана и других стран этого региона, а также высказывается в поддержку дальнейшего развития  демократических норм и институтов демократии, прав человека, верховенства  закона. ЕС выступает за необходимость расширения контактов между  правительственными органами и парламентами.

Одной из важных сторон, выработанной в ЕС по отношению к  Кыргызстану  и другим государствам центрально-азиатского региона, является поддержка  процесса политических и экономических реформ в этих государствах. В этой  связи ЕС видит свою задачу в сотрудничестве с международными финансовыми  органами по вопросам гуманитарной помощи и содействию экономическому  возрождению и устойчивому развитию Кыргызстана и других стран региона.  Наиболее активно Европейский Союз работает в этом направлении с Европейским  банком реконструкции и развития.

Информация о работе Европейский союз