Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 00:20, реферат
С началом эпохи индустриализации получение образования стало рассматриваться в семьях немецкой буржуазии как единственная возможность обеспечить экономические основы существования незамужних дочерей (документ 1). Однако в Германской империи традиционно считалось, что место женщины - в семье, и поэтому высокий образовательный уровень был привилегией мужчин. В США женщины могли получать высшее образование с 1853 г., во Франции - с 1863, в скандинавских странах - с 1870, в Англии и Голландии - с 1878 г., в университет Цюриха слушательницы допускались с 1840-х гг. В это время основным женским учебным заведением в Германии были начальные школы для девочек (документ 2), посещение гимназий разрешалось только в исключительных случаях, а присутствие на лекциях в университетах в качестве слушательниц было разрешено только в 1896 г. (документ 3).
Женское образование
С началом эпохи индустриализации получение образования стало рассматриваться в семьях немецкой буржуазии как единственная возможность обеспечить экономические основы существования незамужних дочерей (документ 1). Однако в Германской империи традиционно считалось, что место женщины - в семье, и поэтому высокий образовательный уровень был привилегией мужчин. В США женщины могли получать высшее образование с 1853 г., во Франции - с 1863, в скандинавских странах - с 1870, в Англии и Голландии - с 1878 г., в университет Цюриха слушательницы допускались с 1840-х гг. В это время основным женским учебным заведением в Германии были начальные школы для девочек (документ 2), посещение гимназий разрешалось только в исключительных случаях, а присутствие на лекциях в университетах в качестве слушательниц было разрешено только в 1896 г. (документ 3).
С момента своего возникновения женское движение выступало за улучшение шансов женщин на получение образования (документ 4, документ 5). Его организации и отдельные представительницы выдвигали различные аргументы в пользу реформирования системы образования в Германии (документ 6, документ 7, документ 8). Только в 1896 г. в гимназии королевы Луизы в Берлине впервые были приняты экзамены на аттестат зрелости у 6 девушек, обучавшихся экстерном. В феврале 1900 г. женщины были допущены к обучению в университете Бадена, в 1908 г. - в Пруссии. С 1909 г., несмотря на массовые протесты профессоров, женщины могли зачисляться в студенты во всех университетах Германии.
Веймарская республика окончательно закрепила за женщинами право на высшее образование. С 1913 по 1931 г. их доля среди студенчества возросла с 6,3 до 16% и достигла в абсолютных цифрах 20 тысяч человек. Большинство женщин, получивших высшее образование, работали учителями полных средних школ, однако некоторым удавалось выдержать жестокую конкурентную борьбу и получить место преподавателя университета, адвоката или судьи (см. тему II).
В то же время содержание школьного образования мальчиков и девочек отличалось настолько, что обучение проводилось раздельно. Учебные планы лицеев для девочек много места отводили обучению новым языкам, музыкальным предметам и рукоделию, в то время как полное среднее образование для мальчиков в гимназиях, реальных гимназиях и высших реальных школах отдавало предпочтение математическим и естественно-научным предметам или древним языкам. Большинство девочек заканчивало обучение после 10-го класса лицея, не получив аттестата зрелости (документ 9).
Национал-социалисты подчинили женское образование собственным идеологическим целям (документ 10). Женщины были удалены с руководящих позиций в образовательной сфере, учительницы высших школ для девочек были переведены в народные школы, а соотношение между мужчинами и женщинами - учителями неполных средних школ установлено как 4:1. Полное школьное образование было вытеснено на периферию, в 1938 г. гимназии для девочек были закрыты, сохранились только полные средние школы с обучением домашнему хозяйству и иностранным языкам. Изменения были внесены в учебные планы женских учебных заведений (документ 11).
Чувствительный удар нацисты нанесли по высшему образованию в целом и по высшему женскому образованию в частности. С апреля 1933 г. в университетах для женщин была установлена 10-процентная квота, но реализации этого решения помешала нехватка квалифицированных работников во второй половине 30-х гг. и массовый призыв мужчин в вермахт в годы второй мировой войны (документ 12).
Заменой пришедшей в упадок школьной и университетской системы женского образования стали многочисленные нацистские организации, в компетенцию которых входила не только идеологическая обработка своих членов, но и решение образовательных задач (документ 13).
Женщины в немецкой экономике первой половины XX века
В результате индустриализации возросла роль женского труда. Женщина постепенно оставляла традиционную сферу приложения своих сил - семью и устремлялась в общественное производство, прежде всего на фабрики. К 1907 г. в Германской империи производительным трудом было занято 9,7 млн. женщин. Более 18% из них работали в промышленности в крайне тяжелых условиях (документ 1, документ 2). Значительная доля женщин была занята в сельском хозяйстве и на семейных предприятиях, 16% (1,3 млн.) работающих женщин выполняли функции домашней прислуги и подчинялись регламентации столетней давности (документ 3).
В конце XIX - начале XX в. германское правительство приняло ряд мер по улучшению условий труда женщин: появился закон о шестидневном отпуске по рождению ребенка, был введен воскресный выходной день, запрещен ночной труд, установлен 8-недельный отпуск по беременности, введен 10-часовой рабочий день. Эти постановления распространялись только на фабричных работниц, которые из-за низких доходов семьи часто предпочитали не пользоваться своими льготами.
В Германской империи
было немало противников женского производительного
труда, и не только среди консервативно
ориентированных слоев
В годы первой мировой
войны женщины стали активнее
вовлекаться в процесс
* * *
Наметившиеся в начале века тенденции получили дальнейшее развитие в Веймарской республике (1919-1933). Хотя общее количество работающих женщин выросло незначительно, в области женского труда произошли важные качественные изменения: сократилась доля домашней прислуги и сельскохозяйственных работниц, несколько вырос процент промышленных работниц и вдвое - доля женщин-служащих и чиновников. Новым явлением стала концентрация женщин в современных секторах промышленности, торговли, государственной службы и сферы обслуживания. Возникли новые "типичные" женские профессии, которые раньше или не существовали или были мужскими: машинистки-стенографистки, продавщицы, учительницы народных школ, социальные работницы. Большинство женщин-служащих были не замужем, а 2/3 из них не достигли 25 лет (документ 7). После острых дебатов в рейхстаге законом от 1 июля 1922 г. женщины были допущены в юриспруденцию (документ 8).
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. тяжело ударил по работающим женщинам: в Германии они составляли 20% безработных (документ 9). В ходе проверки нуждаемости в середине 1930 г. треть работниц потеряла государственные пособия. Государственные органы и отдельные политические партии проводили кампании против "двойной занятости", настаивая на увольнении работающих жен. Дискриминация женщин при найме на работу и увольнении, всегда существовавшая в Веймарской Германии и противоречившая конституции страны, получила новый импульс (документ 10).
* * *
Национал-социализм провозгласил своей целью возвращение женщины к домашнему очагу. Согласно нацистской идеологии, следовало бороться не только с "двойной занятостью", но и добиться того, чтобы незамужние женщины тоже не конкурировали с мужчинами на рынке труда, а занимались "присущими" им видами работ в домашнем и сельском хозяйстве, а также в социальной сфере (документ 11).
В 1933-1935 гг. главной
социально-экономической целью
В 1936 г. экономический
кризис был преодолен, но стремление
нацистского руководства к
* * *
С началом второй
мировой войны увеличилось
Опасаясь "удара кинжалом в спину", Гитлер не решился ввести всеобщую трудовую повинность. Он ограничился лишь призывом к немецким женщинам с призывом присоединиться к миллионам "соотечественниц", уже находящихся в процессе труда (документ 17). Острая нехватка рабочей силы с 1940 г. восполнялась за счет принудительного труда миллионов иностранных рабочих. Попытки министра вооружения и боеприпасов Альберта Шпеера усилить использование женского труда, встретив сопротивление Геринга, начальника партийной канцелярии Мартина Бормана и генерального уполномоченного по труду Фрица Заукеля, потерпели неудачу (документ 18, документ 19).
Только в 1943 г. под знаком тотальной войны для женщин 17-45 лет были введены регистрация и проверка работоспособности. Однако разного рода исключения из правил свели полезный эффект этого распоряжения к минимуму: в течение года было мобилизовано только около полумиллиона женщин. При этом жены и дочери партийных функционеров, предпринимателей, чиновников всячески уклонялись от трудовой повинности. Возмущение представительниц рабочего класса и мелкобуржуазных слоев заставляло некоторых руководителей третьего рейха бороться с этим явлением (документ 20).
Общим итогом нацистской политики в области женского труда стало замедление темпов роста занятости женщин: если за первые шесть лет нацистского господства число работающих женщин увеличилось на 2,3 млн. человек, то за 1939-1944 гг. оно возросло только на 0,3 млн. Гитлеровский режим не смог использовать гигантский потенциал неработающих женщин, составлявший более 6 млн. человек (документ 21).
Вместо этого национал-социалистическое руководство на завершающих этапах войны привлекало девушек для помощи вооруженным силам, пытаясь с их помощью заполнить бреши в комплектовании вермахта (документ 22, документ 23).
Изучить долговременные тенденции развития женского производительного труда в Германии и определить значение различных исторических периодов помогут документ 24, документ 25.
Женщины в политической жизни Германии 1900-1945 гг.
Впервые немецкие
женщины как политическая сила проявили
себя в период революции 1848-1849 гг., а
в 1865 г. в Лейпциге было основано объединение
женских промысловых и
В Германской империи впервые в национальном масштабе были организованы политические партии и союзы, однако большинство этих организаций оставалось чисто мужским по составу. Равноправному участию женщин в политической жизни препятствовало государственное законодательство, остававшееся в силе до 1908 г. (документ 2) и, не в меньшей степени, антифеминистские воззрения многих политиков, ученых, журналистов, деятелей искусства. Так, еще в 1851 г. известный немецкий философ Артур Шопенгауэр написал трактат "О женщинах", в котором утверждал, что женщина в течение всей жизни остается большим ребенком - "одной из промежуточных ступеней между ребенком и мужчиной, который является настоящим человеком". Враждебные по отношению к женщинам взгляды получили продолжение в Германской империи, Веймарской республике и в период нацистского господства, всякий раз видоизменяясь под влиянием новых вызовов и угроз той или иной эпохи. Антифеминистские идеи всегда высказывали крайне правые, реакционные партии и союзы (документ 3,документ 4,документ 5 ). На выпады в адрес женщин сторонницы эмансипации подчас отвечали произведениями, направленными против всех мужчин. Примером активной антимаскулинной философии является книга Хелен фонДрусковиц (1856-1918) "Мужчина как логическая и нравственная невозможность и как проклятие мира", написанная в 1903 г. (документ 6).
* * *
Особенностью женского движения в Германии был его раскол на буржуазную и пролетарскую ветви. Буржуазное течение, ориентированное на либеральные ценности, олицетворяло созданное в 1894 г. Объединение немецких женских союзов (БДФ). Председатель БДФ и идеолог его консервативного крыла Гертруда Боймер (1873-1954), а также лидер умеренного крыла Хелен Ланге основное внимание уделяли вопросам женского образования (см. тему 3), в котором видели залог безбедного будущего для женщин из обеспеченных слоев общества. Представительницы небольшого по численности, но влиятельного радикального крыла в БДФ - Анита Аугспург (1857-1943), Лида Густава Хайман (1868-1943), Хелен Штёкер (1835-1909) - не только требовали активного и пассивного избирательного права для женщин (документ 7), но и обратились к таким ранее табуированным темам, как общественные истоки проституции, положение незамужних матерей и внебрачных детей, сексуальная мораль (см. тему 4).