Женское образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 00:20, реферат

Краткое описание

С началом эпохи индустриализации получение образования стало рассматриваться в семьях немецкой буржуазии как единственная возможность обеспечить экономические основы существования незамужних дочерей (документ 1). Однако в Германской империи традиционно считалось, что место женщины - в семье, и поэтому высокий образовательный уровень был привилегией мужчин. В США женщины могли получать высшее образование с 1853 г., во Франции - с 1863, в скандинавских странах - с 1870, в Англии и Голландии - с 1878 г., в университет Цюриха слушательницы допускались с 1840-х гг. В это время основным женским учебным заведением в Германии были начальные школы для девочек (документ 2), посещение гимназий разрешалось только в исключительных случаях, а присутствие на лекциях в университетах в качестве слушательниц было разрешено только в 1896 г. (документ 3).

Вложенные файлы: 1 файл

Женское образование.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

В июле 1938 г. были объявлены недействительными браки, заключенные гражданами рейха за границей, брачный возраст девушек снижался до 16 лет, а для мужчин по-прежнему составлял 21 год, хотя в исключительных случаях было возможно создание семьи с 18 лет. Кроме того, новый закон о разводе допускал прекращение брачных отношений по причине отказа одного из супругов от продолжения рода, а также расторжение бездетных или ставших бездетными браков с целью повторного создания семьи. Новым законодательством воспользовались в основном мужчины, в том числе Борман и Гиммлер. Нацисты подсчитали, что для сохранения численности немецкого народа каждая семья должна была произвести на свет не менее 4 детей, и направили на достижение этой цели значительные пропагандистские усилия (документ 21, документ 22).

Воспроизводство здорового в расовом отношении потомства, как считали национал-социалисты, было возможно только при условии физического и расового здоровья родителей. При этом особое значение как "хранительнице чистоты арийской крови" придавалось именно женщине. Поэтому пропаганда и государственное законодательство уделяли этому аспекту брака большое внимание (документ 23, документ 24, документ 25, документ 26).

Историки считают, что к началу второй мировой войны  ввиду демографических и экономических  потребностей подготовки к войне обещанное создание упорядоченной семейной жизни и защита чести и достоинства немецкой женщины оставались только пропагандистским лозунгом (документ 27).

Демографические процессы военного периода подталкивали партийно-государственное руководство  третьего рейха к изменению законодательства и попытке ревизии традиционных моральных норм, в частности к поощрению внебрачного материнства. Еще в декабре 1935 г. Гиммлером была основана организация Лебенсборн (Источник жизни), главная задача которой состояла в заботе о незамужних матерях. Лебенсборн располагал 14 общежитиями, где содержались жены и дети эсэсовцев, а также незамужние матери. Половина из 12 тыс. детей, родившихся в этих общежитиях за 10 лет, были внебрачными. В 1939 г. Гесс в открытом письме к немецким матерям призвал на время войны отказаться от "предрассудков", а Гитлер и Гиммлер вынашивали планы отмены моногамного брака. На рубеже 1942-1943 гг. для солдатских жен был введен так называемый "отпуск для продолжения рода". Расходы на проезд и проживание в "приличной гостинице" или лесном отеле оплачивались из кассы генерального штаба СС. Даже проституция, которую Гитлер в книге "Моя борьба" назвал наихудшим явлением упадка немецкого народа, теперь характеризовалась им как "безусловная свобода любить" для немецкого мужчины, который всегда готов умереть как солдат (документ 28, документ 29, документ 30, документ 31). В действительности же моральные нормы в Германии не изменились, а законодательная дискриминация незамужних матерей смягчилась незначительно.

Для всемерного поощрения брачного и внебрачного материнства в нацистской Германии был создан культ матери, многие черты которого походили на нацистский культ мертвых. С 1939 г. многодетным матерям в зависимости от количества детей вручали бронзовый, серебряный или золотой Материнский крест. Другим стимулом к повышению рождаемости было создание имперской службы матерей, которая открыла 150 материнских школ и сотни курсов, организовывала отдых и досуг для матерей и их детей. К 1944 г. занятия в материнских школах посетило более 4 млн. женщин (документ 32). Вместо закрытых в 1933 г. брачных и сексуальных консультационных пунктов были открыты консультационные пункты для матерей, которые не только давали рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию, но и оказывали материальную помощь в виде детского белья, кроваток, продуктов. В 1938 г. работало 25 тыс. таких пунктов, которые посетило более 10 млн. женщин. Большой популярностью пользовались открытые нацистскими женскими организациями курсы ведения домашнего хозяйства: в течение пяти лет их посетило 1,8 млн. женщин, обучавшихся уходу за одеждой, консервированию овощей и фруктов, приготовлению пищи. Однако эти меры не смогли переломить современные тенденции развития семьи: в 1939 г. в среднем каждая мать имела 1-3 детей.

Стремясь всеми  средствами обеспечить максимальную численность  населения, национал-социалисты с трудом шли на использование женщин в  вооруженных силах и пытались защитить их от негативных последствий  падения нравов, которое они во многом спровоцировали сами (документ 33,документ 34, документ 35).

Одновременно  жесточайшему преследованию, особенно во время войны, подвергались лица с  нетрадиционной сексуальной ориентацией, немцы и немки, совершившие акты "расового позора". Душевнобольные, больные наследственными болезнями, люди, неугодные в расовом отношении, подвергались принудительной стерилизации (документ 36, документ 37, документ 38).

Изучить долговременные тенденции развития семьи в Германии и определить значение различных  исторических периодов поможет документ 39.


Информация о работе Женское образование