Женское образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 00:20, реферат

Краткое описание

С началом эпохи индустриализации получение образования стало рассматриваться в семьях немецкой буржуазии как единственная возможность обеспечить экономические основы существования незамужних дочерей (документ 1). Однако в Германской империи традиционно считалось, что место женщины - в семье, и поэтому высокий образовательный уровень был привилегией мужчин. В США женщины могли получать высшее образование с 1853 г., во Франции - с 1863, в скандинавских странах - с 1870, в Англии и Голландии - с 1878 г., в университет Цюриха слушательницы допускались с 1840-х гг. В это время основным женским учебным заведением в Германии были начальные школы для девочек (документ 2), посещение гимназий разрешалось только в исключительных случаях, а присутствие на лекциях в университетах в качестве слушательниц было разрешено только в 1896 г. (документ 3).

Вложенные файлы: 1 файл

Женское образование.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Пролетарское женское движение было тесно связано с Социал-демократической партией Германии (СДПГ) и подчеркивало примат классовых различий. Сначала большая часть германского рабочего класса и его политических вождей рассматривали производительный труд женщин как "грязную конкуренцию", "давление на зарплату" и угрозу пролетарской семье. Руководитель партии Август Бебель в 1879 г. опубликовал книгу "Женщина и социализм", в которой осудил подобные взгляды и показал перспективы пролетарских женщин. Хотя через месяц после публикации книга была запрещена, она была переведена на многие языки и неоднократно переиздавалась нелегально (документ 8).

Постепенно лидером  и главным теоретиком пролетарского  женского движения становится Клара Цеткин (1857-1933), развивавшая теорию Бебеля.Цеткин занимала видные посты в СДПГ, в 1917 г. участвовали в создании Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ), а в 1919 г. - Коммунистической партии Германии (КПГ). Она добивалась полного профессионального и общественного равноправия женщины, ее активного участия в классовой борьбе (документ 9). О популярности целей рабочего движения в среде трудящихся женщин свидетельствует существование в первые годы XX столетия 94 пролетарских женских организаций с 10 тысячами участниц, а также их массовое членство в СДПГ и социал-демократических профсоюзах (документ 10).

Начало первой мировой войны подхлестнуло патриотические настроения всего немецкого населения. Боймер основала Национальную женскую службу (НФД), которая способствовала поддержанию внутреннего мира в стране, объединяя пролетарских и буржуазных женщин на поприще благотворительной деятельности, Ланге призвала участниц буржуазных женских организаций поддержать правительство (документ 11). Многие участницы СДПГ, такие, как Генриетта Фюрт, тоже воспевали войну и находили ей националистическое и шовинистическое оправдание (документ 12). Однако тяготы и лишения военного времени быстро вызывают разочарование - уже в 1915 г. в Германии прошла первая антивоенная демонстрация женщин, а представительницы радикального крыла буржуазного женского движения и социалистки-интернационалистки перешли на позиции пацифизма. Они выступили за мир и сохранение международных связей внутри женского движения, а после войны участвовали в создании и работе международных пацифистских организаций (документ 13, документ 14, документ 15).

* * *

В результате Ноябрьской революции 1918-1919 гг. женщины получили избирательное право и проявили небывалую политическую активность на выборах в Национальное собрание: 310 женщин было выдвинуто кандидатами в депутаты, 78 % имеющих право голоса женщин участвовали в голосовании (документ 16, документ 17). Веймарская конституция предоставила женщинам формальное политическое равноправие и социально-экономические права (документ 18). Большинство женщин-парламентариев в период республики баллотировались от СДПГ, партии католического Центра, праволиберальной Немецкой народной партии (ННП) и консервативной Немецкой национальной народной партии (НННП) и занимались в рейхстаге социальной политикой, образованием, здравоохранением. Но доля женщин во всех партиях и в 20-е годы оставалась ниже их доли в населении, а все высокие партийные посты были заняты мужчинами (документ 19, документ 20).

С получением избирательного права одна из главных целей женского движения была достигнута, и его популярность снизилась. Многие представительницы буржуазного женского движения были разочарованы тем, что дальнейшая эмансипация отклоняется от их идеала. Радикальное крыло распалось, в БДФ получили преобладание союзы домохозяек и женские профессиональные организации. В начале 1932 г. в Германии насчитывалось около 230 буржуазных женских организаций, но только немногие из них решительно боролись против фашистской опасности. В центре же и на правом фланге БДФ еще со времен первой мировой войны были сильны националистические течения, а нацистский культ матери отчасти смыкался с идеологией буржуазного женского движения. Хотя БДФ критически реагировал на крайние выпады нацистов против женщин, он стал сотрудничать с партией Гитлера. В то же время такие представительницы пролетарского женского движения, как Цеткин, следуют политической линии КПГ и Коминтерна на борьбу с фашизмом (документ 21).

* * *

Гитлер считал, что мир женщины - "ее семья, ее муж, ее дети, ее дом". "Вторжение  женщины в мир мужчины" было для национал-социалистов "ошибочным развитием, которое следовало повернуть назад в интересах женщины". Еще на первом общем собрании НСДАП в 1921 г. было принято решение об устранении женщин из всех руководящих органов партии. Но обращение к "естественной" сфере жизни и труда женщины отнюдь не трактовалось как ее неполноценность. Пропаганда делала прямо противоположное утверждение, не только одобряя традиционную роль женщины-матери, но и требуя выполнения этой роли и идеологически возвеличивая ее (документ 22, документ 23). Несмотря на бесспорно реакционные воззрения НСДАП во всех касавшихся женщин вопросах, на отсутствие женщин в правлении партии и нацистской фракции в рейхстаге, партия Гитлера притягивала женщин-избирательниц. Исследователи считают, что симпатии немок были вызваны обещаниями национал-социалистов укрепить положение брака и семьи в обществе, восстановить достоинство женщины как компаньонки и помощницы своего супруга и как германской матери, которая гарантирует будущее германской расы.

В нацистской Германии большинство женских организаций  заявило о своем самороспуске, меньшинство присоединилось к созданному в 1931 г. союзу "Национал-социалистические женщины" (НСФ). Заменой самостоятельной  политики стало обязательное участие немецких женщин в многочисленных нацистских организациях, ставивших перед собой цель мобилизации женщин на службу режиму и их идеологической обработки: Национал-социалистической благотворительности, Германском Красном Кресте, Германском трудовом фронте (ДАФ), Имперском союзе немецких домохозяек и т.д. В 1939 г. 12 миллионов женщин состояли, по меньшей мере, в одной из нацистских организаций и тем самым стабилизировали политическую систему национал-социализма. Миллионы женщин, происходивших преимущественно из мелкобуржуазной среды, заняли посты штатных и внештатных функционеров, отвечавших за идеологическую и политическую подготовку, распространение пропагандистского материала, сбор взносов, проведение различных мероприятий свободного времени, благотворительность и т.д. Главной задачей всех женских организаций было обучение матерей и культивирование "расового здоровья". При этом особое внимание нацисты уделяли подрастающему поколению (документ 24, документ 25, документ 26). Наличие в высшей иерархии третьего рейха имперской женской руководительницы Гертруды Шольц-Клинк (1902-1999) только маскировало тот факт, что гитлеровская Германия была "государством мужчин".

Брак, семья и  сексуальность

В 1896 г. в Германской империи был принят и 1 января 1900 г. вступил в силу новый Гражданский кодекс, против которого в рейхстаге голосовала только фракция СДПГ. Кодекс подтверждал приоритет мужчины в семье и ущемлял права незамужней матери и внебрачного ребенка (документ 1). Новое законодательство вызвало протесты женского движения, программа которого в области брака и семьи предусматривала равенство перед законом обоих супругов (документ 2, документ 3, документ 4).

В это время  браки в буржуазной среде строились  на коммерческой основе. С помощью  выгодной женитьбы оздоровлялся бюджет семьи, приобретались лояльные сотрудники, скреплялись коммерческие отношения и политические коалиции. Поэтому сыновья предпринимателей женились преимущественно на дочерях промышленников, торговцев, высших чиновников или верхушки интеллигенции. Дочь, способная выйти замуж, рассматривалась отцом как инвестиционный фонд, который можно было использовать на благо предприятия. Не удивительно, что представлять интересы потенциальной невесты мог лишь отец, брат или иной родственник, хотя в соответствии с моральными нормами брак мог быть заключен только по любви (документ 5, документ 6).

Буржуазная мораль была двойственной и в ином отношении: внебрачные половые связи мужчины  и женщины получали в обществе совершенно разную оценку. Девушка  из состоятельной семьи до первой брачной ночи должна была оставаться девственницей, в то время как мужчины могли иметь добрачные половые контакты с проститутками или с девушками из нижних социальных слоев (документ 7).

Хотя вследствие традиционного воспитания девушки  из богатых семей даже в двадцатилетнем возрасте часто не знали значения слова "проституция", немецкое общество уже было готово к обсуждению некоторых прежде табуированных тем. Так, на рубеже XIX-XX вв. в популярных журналах публиковались материалы дискуссии медиков о женской сексуальности. И если одни утверждали, что женщина заинтересована не столько в сексуальной близости, сколько в душевном взаимопонимании и именно эти ее "природные задатки" являются гарантом сохранения брака и семьи, то другие доказывали, что фригидность женщин является только следствием отсутствия сексуального воображения мужчин. Открытое заявление о том, что женщины, как и мужчины, имеют сексуальные интересы и могут удовлетворять их в браке и вне его, было полным разрывом с "хорошим" обществом. Женские союзы выступили с критикой двойной морали общества, которое объявляет проституток преступницами, но не порицает их клиентов. Они добивались отмены государственной регламентации проституции и требовали социально-политических мероприятий для устранения экономических причин этого явления. К числу подобных организаций относился Союз защиты матери и сексуальной реформы, основанный в 1905 г. Хелен Штёкер(документ 8).

Несмотря на демократизацию общественной жизни  в период республики, брачно-семейное законодательство оставалось консервативным и, по мнению женского движения, требовало реформ (документ 9).

* * *

Первая половина XX в. характеризуется глубокими изменениями  в быте и образе жизни людей. Так, в начале столетия снабжение газом  и водой и наем двух служанок полностью освобождали жену промышленника или высокопоставленного чиновника от домашней работы, а детская одежда, которую раньше шили самостоятельно, теперь покупалась в готовом виде. Жена фабриканта руководила домашним хозяйством и прислугой, заботилась об имидже дома, подобающем его социальному статусу. Своим видом она свидетельствовала о процветании и стабильности предприятия супруга. Ее демонстративная праздность, модный гардероб и дорогие украшения, участие в культурной жизни общества считались мерилом буржуазного благосостояния. Совершенно иной была повседневная жизнь фабричной работницы. В то время как рабочие-мужчины в свободное время посещали пивные, играли в футбол или участвовали в политических собраниях, их жены готовили пищу, наводили порядок в квартире, покупали продукты, ухаживали за детьми. Воскресенье использовалось для большой стирки и починки одежды (документ 10).

Первая мировая  война вызвала сокращение продовольственного рациона, прежде всего, малообеспеченных семей, вызвала перебои с топливом, сложности с приобретением одежды и других предметов потребления. Решение этих бытовых проблем полностью легло на плечи женщин. Порой женщины из буржуазных кругов, уровень потребления которых был несравнимо выше, демонстрировали национальную солидарность и оказывали помощь пролетарским домохозяйкам (документ 11).

В конце 20-х гг. возник новый идеал женщины - молодой  служащей, которая не интересуется политикой, активно пользуется средствами массовой информации, новыми товарами и услугами. Она представлялась весьма самостоятельной, со стрижкой под мальчика, загримированным лицом, модной одеждой, сигаретой, работающей машинисткой или продавщицей и проводящей свободное время на танцах или в кинотеатрах. Хотя реальная жизнь молодой служащей с низким заработком и большой продолжительностью рабочего дня не соответствовала этому идеалу, консервативная традиция выдвинула свой образ жены и матери, рациональной домохозяйки, проводящей всю жизнь в кругу семьи. Именно этот идеал получил дальнейшее развитие в условиях нацистского господства (документ 12).

В третьем рейхе  профессия домохозяйки считалась  основным занятием женщины и прославлялась  в выступлениях лидеров нацистской партии и государства, периодической  печати и научной литературе, примером которой является книга популярного в нацистской Германии педагога Франца Каде "Поворот в воспитании девушек" (документ 13). Изобретение стиральных машин, холодильников и пылесосов пока мало отразилось на труде домохозяйки. По ценам эти бытовые приборы были доступны только самым состоятельным семьям. Зато подготовка германского фашизма к войне вызвала сокращение продовольственных рационов, ухудшение качества продуктов питания, нехватку товаров быта, и нацистское руководство потребовало от женщин терпения (документ 14). Однако жены партийных функционеров вели себя как женщины из традиционного "высшего слоя" и не желали наравне с другими соотечественницами нести тяготы военного времени. Руководство НСДАП напрасно призывало их придерживаться принципов распропагандированной партийной этики (документ 15).

* * *

В течение всей первой половины XX в. внимание общественности приковывал параграф 218 Уголовного кодекса, предусматривавший уголовную ответственность  за аборты. До прихода к власти нацистов количество абортов постоянно нарастало. Презервативы были мало известны в рабочей среде и довольно дороги, и в условиях невысоких доходов семьи аборт являлся единственным выходом. Однако нелегальные аборты часто приводили к гибели женщин. Поэтому массовое движение коммунистических и социал-демократических женщин, сторонников сексуальной реформы и феминисток выступало за отмену 218-го параграфа. В 1920 г. фракция СДПГ в рейхстаге предложила проект закона об освобождении от уголовной ответственности за аборт, сделанный в течение первых трех месяцев беременности. Но только через шесть лет под давлением социал-демократов уголовные наказания за аборт были смягчены. Папская энциклика "О христианском браке" (1930) приравнивала аборт к убийству и запрещала использование противозачаточных средств как преступление против Бога и природы. Национал-социалисты, которые видели главное значение брака в рождении и воспитании детей, уже в 1933 г. восстановили 218-й параграф. Уголовным преступлением стала продажа медикаментов, средств или методов проведения абортов, были затруднены получение информации о противозачаточных средствах и их продажа (документ 16, документ 17, документ 18, документ 19).

* * *

Ужесточение уголовного преследования абортов было только одной стороной нацистской демографической  политики. Расовая идеология национал-социализма придавала особое значение воспроизводству "наследственно здорового" потомства. Страх перед "вымиранием народа" стал распространяться в Германии с конца XIX в., а к 1932 г. ежегодный процент прироста населения сократился более чем втрое. В соответствии с нацистской идеологией от количества граждан зависела сила государства. К тому же при снижении численности населения заселение захваченных территорий немцами становилось проблематичным, а утверждение о том, что немецкий народ должен расширить свое жизненное пространство - неубедительным. Поэтому усилия верхушки третьего рейха по "расовому обновлению" концентрировались на поддержке многодетных семей и внебрачного материнства. Брак больше не был личным делом, он служил не индивидуальному счастью, а интересам народного сообщества. Уже первые мероприятия гитлеровского правительства по борьбе с безработицей сопровождались выдачей брачных ссуд (документ 20).

Условия получения  ссуды постоянно улучшались. При  среднегодовом доходе рабочего около 1 520 марок ссуда составляла 1 тыс. марок и в последующие годы увеличивалась. Во второй половине 30-х гг. женщина могла получить ссуду, сохранив за собой рабочее место. Кроме того, семьи рабочих служащих с низким доходом (менее 185 марок в месяц) ежемесячно получали дотацию в размере 10 марок на каждого пятого и следующего ребенка. С 1938 г. эта дотация выплачивалась уже семьям с тремя детьми. Накануне второй мировой войны государство выплачивало дотации на 2,5 млн. детей. Но брачные ссуды и дотации оказались малоэффективными: каждый третий брак оставался бездетным, а в каждой четвертой семье был только один ребенок. Повышение налоговых ставок на бездетные семьи не изменило эту ситуацию.

Информация о работе Женское образование