Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 23:27, реферат
Актуальность. История развития и становления женского образования в Российской империи является наименее изученной темой в истории образования. На протяжении долгого времени она является научно-педагогической и научно-исторической проблемой. Она имеет современное звучание, ею интересуются не только ученые, но и обычные люди, так как она интересна и актуальна. Много книг написано, посвященных проблеме женского образования, да и сейчас многие авторы публикуют свои издания, в которых они затрагивают эту проблему, рассказывая не только об исторических сведениях, но и делятся своими мыслями и переживаниями по этому поводу.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Первые попытки создания женских учебных заведений в России.
1.1 Образование женщин в начале XVIII века………………………………..4
1.2 Создание средних женских учебных заведений во второй половине XVIII века………………………………………………………………………….7
2. Характеристика учебных заведений для девушек
2.1 Смольный институт…………………………………………………………………………..12
2.2 Мариинский институт……………………………………………………..................................14
2.3 Женские гимназии………………………………………………………………………….16
2.4 Бестужевские курсы………………………………………………………...................................18
3. Проблемы женского профессионального образования в XIX веке………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-
ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИИ, МЕНЕДЖМЕНТА»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
РЕФЕРАТ
На тему: женское образование в Российской империи
Дисциплина: Отечественная история
Выполнил: Чистякова Александра Андреевна
Проверил: Орчакова А.Г., д.и.н.,проф.
Москва
2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Первые попытки создания женских учебных заведений в России.
1.1 Образование женщин в начале XVIII века………………………………..4
1.2 Создание средних женских
учебных заведений во второй
половине XVIII века……………………………………………………………………
2. Характеристика учебных заведений для девушек
2.1 Смольный институт…………………………………………………………
2.2 Мариинский институт……………………………………………………..
2.3 Женские гимназии…………………………………………………………
2.4 Бестужевские курсы………………………………………………………....
3. Проблемы женского профессионального образования в XIX веке………..19
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
Актуальность. История развития и становления женского образования в Российской империи является наименее изученной темой в истории образования. На протяжении долгого времени она является научно-педагогической и научно-исторической проблемой. Она имеет современное звучание, ею интересуются не только ученые, но и обычные люди, так как она интересна и актуальна. Много книг написано, посвященных проблеме женского образования, да и сейчас многие авторы публикуют свои издания, в которых они затрагивают эту проблему, рассказывая не только об исторических сведениях, но и делятся своими мыслями и переживаниями по этому поводу.
Именно история женского образования показывает изменения, происходящие в обществе, тогда как мужское образование с более длительной историей меньше обсуждается и воспринимается более гуманно. Изучение процесса женского образования позволяет нам понять причины и последствия всех изменений в социальном статусе женщины. Долгое время считалось, что место женщины - у домашнего очага, и образование может только лишь испортить ее. Благодаря этому к женскому образованию относились неоднозначно, что предшествовало появлению ряда проблем в этой области.
Цель. Анализ процесса формирования женского образования в Российской империи.
Задачи:
1. Изучить историю формирования женского образования в Российской империи.
2. Охарактеризовать основные женские учебные заведения.
3.Выявить основные проблемы женского профессионального образования в XIX веке.
Среди современных исследований по проблеме женского образования следует отметить работы: Модзалевского Л.Н. «Очерк истории воспитания и
обучения с древнейших времен до наших дней» , Евстратова А. И., Никонов
И. И. «Развитие высшего женского образования в России в ХIХ веке», Пушкарева Н. Л. «Первые российские женщины-ученые», Симонова М.В. «Проблема женского образования во второй половине XIX века».
1. Первые попытки создания
1.1 Образование женщин в начале XVIII века
Начало формирования системы женского образования было положено во второй половине XVIII века с появлением сословных женских учебных заведений.
Женское школьное образование, как уже отмечалось, – поздний плод развития образовательных систем. В первой половине XVIII века в России, как и в Западной Европе, женское образование входило лишь косвенно в круг государственных интересов и государственной деятельности. Оно не было вовлечено в общую официальную образовательную систему. Его существование и развитие по сути было всецело предоставлено частной инициативе – личной и общественной.
Мысль о создании в России первого женского учебно-воспитательного заведения, «питомцы которого, вступая в общество, вносили бы в него зачатки гражданских и семейных добродетелей»1 принадлежала Петру I. Основав орден святой Екатерины, он хотел устроить под его покровительством одноименное женское училище. С этой целью, будучи во Франции, Петр осматривал в 1717 г. знаменитое женское учебное заведение в Сен-Сире (деревне, расположенной менее чем в одной миле от Версальского дворца). Оно было основано в 1686 г. госпожой Ментенон (не объявленной, но законной женой Людовика XIV).
Намерение Петра создать женское училище осталось неосуществленным; его черед пришел только через полвека. Однако Петр все же не оставил мысли о женском образовании. 24 января 1724 г. он издал Указ, в котором предписал «монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и другим мастерствам». Этот Указ, по существу, также отразил лишь намерение, оказав весьма незначительное влияние на развитие женского образования.
Как справедливо отмечал известный историк отечественного образования и педагогической мысли П.Ф. Каптерев, «в петровские времена мало понимали все трудности насаждения просвещения». Государству казалось, что стоит только проявить добрую волю, издать Указ – и «просвещение быстро распространится по всей России». Сподвижник Петра I Ф.С. Салтыков полагал, например, что для развития отечественного просвещения надо лишь «велеть во всех губерниях учинить» по одной или две академии по образцу Оксфорда или Кембриджа, «и в те академии собрать мастеров из иных государств, набрать учеников дворянских, купеческих и всяких иных разных чинов», «учинить штраф» за уклонение от обучения. И через семнадцать лет «мы по сему образцу сравняемся со всеми лучшими европейскими государствами».
Петр сочувствовал плану Салтыкова, который таким же скорым, принудительным путем намеревался просветить и женщин – «чтобы женский народ уравнялся с европейскими государствами равно»2
В целом, несмотря на благие намерения, государство в первой половине XVIII века практически ничего не предприняло для развития женского образования в России. И, тем не менее, женское образование постепенно зарождалось и делало первые шаги. Двумя основными направлениями его развития были домашнее образование и создание частных женских школ и пансионов. Единичные школы для девочек существовали при церквах: в Москве – при лютеранской церкви (с 1694 г.), в С.-Петербурге – при церкви св. Петра (с 1703 г.). Это были школы в основном для детей иностранцев.
Женское домашнее образование оставалось преобладающим на протяжении почти всего XVIII века. Уровень его был весьма различен, что обусловливалось и разным характером образовательных запросов и высокой стоимостью обучения. Как отмечал автор известного исследования, посвященного русской женщине XVIII века, В.О. Михневич, «хорошее женское образование было в те времена редкой роскошью, которою могла пользоваться только богатая знать, и, следственно, являлось вполне аристократическим. Масса женщин среднего класса усваивала только внешнюю оболочку образования, и, главное, светскости, а в сущности стояла на крайне низком уровне умственного развития»3
Столь же различным – по уровню и характеру – было образование женщин и в разных частных пансионах, которые в середине XVIII века, со времен Елизаветы, получили довольно широкое распространение, особенно в Москве и Петербурге. Основная часть этих пансионов содержалась иностранцами, преимущественно французами и француженками. В некоторых из них девочки и мальчики учились вместе, и при том, по словам Г.Р. Державина, это были дети «лучших благородных людей». Позднее стали преобладать пансионы с раздельным обучением.
С.М. Соловьев приводит некоторые объявления об открытии пансионов, по которым можно судить, чему обучались девочки в этих учебных заведениях: «1757 г. – Г. де Лаваль с женою берет девиц для обучения французскому языку, истории, рисованию, арифметике. 1758 г. – Две француженки открыли французскую школу для женщин, которых будут обучать: нравоучению, истории, географии, кто пожелает – арифметике, музыке, танцам, рисованию, доброму домостроительству и прочему, что требуется к воспитанию честных женщин. Француженка Ришар будет обучать французскому и немецкому языкам, истории, географии, арифметике и прочему, что касается до доброго воспитания...»4. Из этих и других приводимых С.М. Соловьевым объявлений виден круг обычного женского «пансионного» образования той эпохи – иностранные языки, предпочтительно гуманитарно-эстетический цикл предметов, необходимые девушкам правила поведения и вопросы, связанные с домоводством и «домостроительством».
Современники и многие мемуаристы оставили немало критических замечаний об этих пансионах, которые содержались, по их словам, «невежественными иностранцами», «заезжими дельцами» и т.д. Во всей этой критике было немало справедливого. Однако при почти полном отсутствии аналогичных русских учебных заведений содержимые иностранцами пансионы сыграли заметную роль в развитии образования в России, и прежде всего – женского.
Педагогическая профессия начинает складывается в России лишь к концу XVIII века. Отечественных педагогов в этот период, особенно в начале века, либо вовсе не было, либо было крайне мало.
Этот красноречивейший факт объясняет то, что обучение «посредством иностранцев» было вызвано тогда не столько модным пристрастием ко всему французскому (таким пристрастием отечественное просвещение заболеет позднее, в начале XIX в.), не какими-нибудь русофобскими настроениями и «западническими» предубеждениями, сколько простой необходимостью, почти безысходностью. А именно – крайней малочисленностью отечественных просветительских сил, равно как и педагогических средств, т.е. почти полным отсутствием и нижайшим качеством собственных учебников.
Можно было сколько угодно иронизировать – и часто справедливо – по поводу фонвизинских Вральманов, но не менее, если не более убогое впечатление производили доморощенные Цифиркины и Кутейкины. Педагоги-иностранцы хотя бы выучивали наших воспитанников и воспитанниц своему языку, что открывало им доступ к сокровищам европейского образования, науки, культуры. К тому же среди этих иностранных педагогов были не только Вральманы, но и Гюйссены, Шлецеры, Тауберты, Лагарпы...
Поэтому всякие попытки пресечь педагогическую практику иностранцев или поставить ее под контроль правительства терпели неудачу, как терпит государство неудачу всегда, когда оно пытается либо упредить, что отмечалось ранее, либо остановить, а тем более – «отменить» ход вещей. Указ 1755 года, запрещавший иностранцам обучать детей без предварительной сдачи специального экзамена, остался все той же бумагой. Собственно и экзамены-то принимать было некому. Плохи или хороши были иностранные гувернеры и гувернантки, основатели и содержатели частных женских и других пансионов, – они явились на безотлагательный спрос, который отечественные педагогические силы и средства в то время не могли ни в какой мере удовлетворить как в количественном, так и в качественном отношениях.
1.2 Создание средних женских учебных заведений во второй половине XVIII века
Первые серьезные шаги в деле организации женского образования были предприняты Екатериной II. Они стали органической и даже в определенной мере опережающей частью ее крупных учебных реформ, которые, по замыслу Екатерины, призваны были решить не только важнейшие образовательные, но и социальные задачи.
Первый период царствования Екатерины II – 1760-е годы – время интенсивного формирования новой просветительской концепции государства и соответственно – новой образовательной политики. В отличие от петровских и первых послепетровских устремлений государства эта новая концепция преследовала цель не подготовки профессионального работника, а воспитания совершенного человека и гражданина. Соответственно – утилитарно-профессиональный характер российской школы на какое-то время сменился общеобразовательным.
Образовательная концепция Екатерины II и ее ближайшего сподвижника И.И. Бецкого, взращенная на идеях Просвещения, пыталась педагогическими, образовательными средствами разрешить в кратчайшее время две неподдающиеся «историческому сжатию» крупнейшие социальные задачи: произвести с помощью школы «новую породу людей» и с ее же помощью создать «третье сословие», или, говоря словами екатерининского «Наказа», «людей третьего чина».
В первый период екатерининских реформ – в 1760–1770 гг. – обе эти задачи решались параллельно, в частности, и в женском образовании. Позднее, в 1780–1790 гг., в ходе попыток создания целостной системы образования в России, доминирующей становится вторая из названных задач.
Концентрированным выражением новой образовательной доктрины первого периода екатерининских учебных реформ стало «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», утвержденное императрицей 12 марта 1764 года. Этот законодательный акт – замечательный памятник отечественной педагогической мысли XVIII столетия – во многих отношениях оказал весомое влияние на последующее развитие российского образования и педагогики. Он положил начало ряду новых звеньев отечественной образовательной системы, в частности, средней женской школе, благотворительным, учебно-воспитательным заведениям и др., заложил основания некоторых важнейших традиций и направлений государственной образовательной политики и официальной педагогики, которые стали сквозными на протяжении почти трех веков: огосударствление образования, приоритет воспитательных задач в педагогическом процессе, создание интернатных учебно-воспитательных учреждений и т.д. Вместе с тем важнейшим достоинством этого документа была та установка на общеобразовательный характер школы, о которой говорилось выше и которую впоследствии всегда поддерживала, отстаивала и развивала передовая русская общественно-педагогическая мысль.
Информация о работе Женское образование в Российской Империи