Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 23:27, реферат
Актуальность. История развития и становления женского образования в Российской империи является наименее изученной темой в истории образования. На протяжении долгого времени она является научно-педагогической и научно-исторической проблемой. Она имеет современное звучание, ею интересуются не только ученые, но и обычные люди, так как она интересна и актуальна. Много книг написано, посвященных проблеме женского образования, да и сейчас многие авторы публикуют свои издания, в которых они затрагивают эту проблему, рассказывая не только об исторических сведениях, но и делятся своими мыслями и переживаниями по этому поводу.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Первые попытки создания женских учебных заведений в России.
1.1 Образование женщин в начале XVIII века………………………………..4
1.2 Создание средних женских учебных заведений во второй половине XVIII века………………………………………………………………………….7
2. Характеристика учебных заведений для девушек
2.1 Смольный институт…………………………………………………………………………..12
2.2 Мариинский институт……………………………………………………..................................14
2.3 Женские гимназии………………………………………………………………………….16
2.4 Бестужевские курсы………………………………………………………...................................18
3. Проблемы женского профессионального образования в XIX веке………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Деятельность промышленников и предпринимателей не ограничивалась только финансовой поддержкой. Они становились почетными учредителями и членами профессионально-технических, отраслевых съездов и совещаний, участвовали в составлении учебных планов, уставов училищ, планов постройки учебных заведений, предлагали свои заводские помещения для проведения учебных занятий.
Вместе с тем эта деятельность имела и свои негативные стороны, обуславливаемые как объективными, так и субъективными причинами. Не все лица, ассигнующие средства и берущие на себя труд создания учебных заведений, были компетентными в этих вопросах, имели ясное представление о размерах расходов, содержании предстоящей работы. Зачастую ассигнованных средств не хватало, так как переводимые суммы были произвольными и не предусматривали всех расходов. Это усугублялось еще и тем, что государство не перечисляло дополнительных сумм. В результате многие училища были не обеспечены материально, а некоторые из них, только открывшись, прекращали свою работу из-за отсутствия средств. Училища располагались в неприспособленных для нормального преподавания помещениях, имели тесные мастерские, зачастую в подвалах домов. Прием учащихся во многих училищах был ограничен.
В развитие женского профессионального образования много усилий внесли сами женщины, в частности М.К. Горбунова-Каблукова, В.Я. Лепешкина, Е.Н. Янжул и др. Выступления М.К. Горбуновой-Каблуковой на съездах русских деятелей по техническому и профессиональному образованию всегда вызывали живой интерес. Ее труды в 80-х годах XIX столетия печатались в «Русских ведомостях», «Русской мысли», «Московском телеграфе», «Земстве»14.
На рубеже XIX — XX веков развернули свою деятельность съезды, объединяющие представителей различных профессий, промышленников и предпринимателей. Несмотря на узкоспециальный характер, определенное место в своей работе они отводили и проблемам женского профессионального образования. Конец XIX века — это период мощного подъема общественно-педагогического движения; важным каналом информации, средством накопления и передачи педагогических, научно-технических знаний и опыта, формирования общественного мнения в области профессионально-технического образования становится периодическая печать — газеты и журналы. Именно пресса в этот период находит возможным удовлетворить стремление передовых слоев русской интеллигенции принести реальную пользу в деле пропаганды женского профессионального образования. Большую роль в пропаганде становления женского профессионального образования сыграл журнал «Техническое образование», издававшийся с октября 1892 года. Бессменным руководителем журнала на протяжении двадцати пяти лет оставался А.Г. Неболсин. В составе редакции работали известные общественные и государственные деятели, педагоги И.А. Андропов, А.Ф. Быков, Ф.Н. Королев, А.Н. Страннолюбский. На протяжении многих лет в журнале печатали свои статьи, заметки, обзоры опытные педагоги, ученые, общественные деятели, заинтересованные в развитии женского профессионального образования (М.К. Горбунова-Каблукова, Б.Н. Тиц, А.И. Чупров, Е.Н. Янжул и др.). С 90-х годов к проблеме профессионально-технического образования женщин стали обращаться и другие периодические издания: «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская школа», «Вестник воспитания», «Вестник промышленности».
Итак, общественное движение внесло значительный
вклад в становление женского профессионального
образования, включая в себя научные, технические,
педагогические, промышленно-предпри-
Заключение.
В процессе написания реферата были изучены проблемы женского образования в Российской империи.
Во многом судьба женского образования зависела не только от власти, но и от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.
Изучая эти проблемы более досконально, было замечено, что на протяжении длительного времени сохранялось негативное отношение к женскому образованию. Женщинам было довольно трудно получить образование, будь оно начальное, среднее или высшее. Образование женщин проводилось так, как это было угодно обществу. Все зависело только от общественного мнения, которое формировало женский «идеал».
На протяжении долгих лет государственные высшие учебные заведения предназначались только для мужчин. Несмотря на протест общественности, власть была принципиальным противником совместного обучения мужчин и женщин.
Но все же женщины сумели отстоять право на свое образование. Именно оно давало возможность женщинам выбрать свою судьбу, зарабатывать себе на хлеб.
Список литературы.
I. Научная литература.
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
1 Учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии: Краткий очерк. СПб. 1906. С 19.
2 Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Пг. 1916. С 124-125.
3 Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия. Киев. 1896. С 87-88.
4 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Том 26. Глава 3. 1896. С 565.
5 См. приложение А.
6 См. приложение Б.
7 См. приложение В.
8 См. приложение Г.
9 Чарнолусский В. Частная инициатива в деле народного образования. — СПб., 1910. — С. 104.
10 Отчеты общества поощрения женского профессионального образования за 1897—1916 гг. — Петроград, 1917. — С. 275.
11 ГАР Ф. ф. 846. оп. 1.9.123. — Л. 101
12 Сб. статей по вопросам женского сельскохозяйственного образования под руководством И.А. Стебута. — СПб., 1905. — С. 234.
13 Мазинг К.К. Значение частной инициативы в развитии просвещения // Техническое образование. — 1903. — № 8. — С. 2.
14 Горбунова-Каблукова М.К. Противодействие меценатству /Русская мысль. — 1885. — Кн. 8. — С. 32.
Информация о работе Женское образование в Российской Империи