Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:37, курсовая работа
Цель данной работы - дать общую характеристику жизни женщины в средневековой Европе.
Исходя из цели, в работе решаются задачи:
представить Средневековье как этап всемирной истории;
дать понятие «средние века»;
рассмотреть основные черты западноевропейского феодализма;
охарактеризовать три сословия феодального общества;
раскрыть положение и роль женщины средневековой Европы в экономической, политической, семейной жизни.
Введение 2
1. Средневековье как этап всемирной истории 4
1.1. Понятие «средние века» 4
1.2. Основные черты западноевропейского феодализма 5
1.3. Три сословия феодального общества 6
2. Женщина Европы в средние века 8
2.1. Средневековые представления о природе женщины 8
2.2. Женщина и право 13
2.3. Женщина и религия 15
2.4. Женщина в политической жизни средневековья 20
2.5. Женщина и труд 24
2.6. Женщина и семья 26
Заключение 27
Список литературы 29
Большое внимание Августин уделил проблеме ответственности мужчины и женщины в истории грехопадения. Адам также несет ответственность за первородный грех. Если бы это было не так, то он не имел бы свободы воли, следуя слепо за женщиной. Между тем именно в наличии свободы воли - подобие человека Творцу.
Первые люди могли не грешить, остаться добрыми и не умереть, но они согрешили, злоупотребили свободой, запятнали душу гордыней и себялюбием; так появилось в мире зло. Поэтому они несут ответственность сообща. Этот тезис Августина в дальнейшем часто использовался в защите женщин.
Понять взгляды церковных авторов XII - XIV веков очень трудно без рассмотрения учения древнегреческого философа Аристотеля. Аристотель касается вопроса о специфике женской природы во многих работах. Женское и мужское начала, по Аристотелю, принципиально различны по своему предназначению. Первое отождествляется с телесным, с бесформенной материей, второе - с духовным, с идеей, с формой-эйдосом.
Поскольку «плоть» объявлялась вместилищем зла, а женщина – носительницей греховного соблазна, «вне закона» оказывалась вся сфера эротического. Идеал, к которому нужно стремиться, - абсолютное воздержание, девственность, так называемый «духовный брак». «Тело же не для блуда, но для Господа…» - формулирует Павел одну из основополагающих идей7.
Природа мужчины отличается большей завершенностью, поэтому все качества в нем совершеннее. Женщины менее духовны, чем мужчины, менее простодушны, но более мстительны, злонамеренны, несдержанны. Женщина легче подвергается слезам, ревности, ворчливости, более склонна к брани и дракам, к потере присутствия духа, в ней меньше стыда, она больше обманывает и т.д.
Идея слабости женской природы проходит и через всю интеллектуальную историю средневековья. Как известно, Фома Аквинский (1225 -1274), чей авторитет в средневековой мысли трудно преувеличить, воспринял многие идеи Аристотеля. В 1259 г. Фома Аквинский завершает свой грандиозный труд «Сумма теологии» («суммой» тогда называли итоговые энциклопедические сочинения), где заявляет, что мужчина - начало и конец женщины, как Бог начало и конец всякого творения. 8
По его мнению, брак - святое установление Христа, в соответствии с которым женщина создана для помощи мужу. Аквинат не сомневается, что она по самой своей природе предназначена подчиняться мужчине. Ее можно назвать помощницей мужчины, но только в воспроизведении человеческого рода, так как если бы речь шла о делах, то другой мужчина мог бы помочь эффективнее. Женщина подчинена мужчине, поскольку она уступает ему физически, нравственно, а также слабее его в суждениях.
Негативный взгляд на женщину, на ее природу и добродетели, безусловно, преобладал, однако в средневековье существовала и традиция более благосклонного отношения к женской природе. Она отражена, в частности, в трактатах, затрагивающих вопрос о достоинстве происхождения мужчины и женщины.
Несомненно, что традиция более благосклонного отношения к женщине была тесно связана с распространением культа Девы Марии: приблизив Богоматерь к земле, рыцари подтянули к ней свое новое отношение к женщине; из этого сближения развился культ Дамы сердца и помыслов рыцаря9.
Поклонение Даме культивировалось при многих блестящих дворах Западной Европы: в Бретани, Бургундии, при дворе Элеоноры Аквитанской и Генриха II в Англии (XII в.) и при дворе французского короля Людовика VII (XII в). Дамы сами способствовали распространению этого культа.
Кодекс рыцарской любви долго существовал и после того, как рыцарский дух его покинул. Безусловно, культ Прекрасной Дамы, созданный в рамках куртуазной культуры, оказал сильное влияние на преодоление женоненавистничества и подготовил почву для рождения одухотворенной индивидуальной любви.
Женщина должна быть благочестивой, религиозной, постоянно жить в страхе Божьем и, если она грамотна, читать религиозную литературу. Не случайно в средневековой литературе особой похвалы удостаивались женщины, ушедшие в монастырь, — те, кто предпочел умереть для мира и жить для Бога. Но и вне монастырских стен женщина могла проявить истинную веру и благочестие, ведя аскетический образ жизни.
Средневековый стиль мышления предполагал, чтобы каждую добродетель олицетворяла определенная святая. Воплощением же идеала женщины, обладающей всеми добродетелями, была Дева Мария. Это хорошо иллюстрируется проповедью сиенского проповедника Сан Бернардино (1380—1444); двенадцать служанок Девы Марии символизируют женские добродетели. Имена их - Умеренность, Замкнутость (clausura), Стыдливость, Внимание, Благоразумие, Робость, Честь, Усердие, Целомудрие, Послушание, Смирение, Вера.
Таковы были требования, предъявлявшиеся средневековым обществом женщине.
2.2. Женщина и право
Положение женщины в средневековом социуме определялось и регулировалось существовавшим правом.
Как известно, в этот период истории уровень правовой регуляции социальной жизни был высок, «существование признавалось лишь за тем, что обладало правовым статусом»10.
Сословная иерархия, существовавшая в средневековом обществе, касалась и женщин. Социальный статус женщины, как и статус мужчины, определялся рождением. Считалось, что в жилах знати течет кровь иная, чем, например, у крестьянина; женщина же разделяла статус отца и мужа, и потому мужчины низкого происхождения должны были проявлять уважение к женщине более высокого социального статуса. И все же между статусом знатных и незнатных мужчин дистанция была гораздо больше, чем между статусом знатных и незнатных женщин.
Развитие феодализма способствовало постепенному ухудшению статуса женщины; особенно быстро этот процесс происходит с XI века, когда женщины все больше вытесняются из публичной сферы в приватную, а в общественной жизни все явственнее доминируют мужчины.
Восстанавливая картину положения женщины в социальной сфере, необходимо принимать во внимание и то обстоятельство, что статус замужней женщины и женщины одинокой (незамужней или вдовы) существенно различался.
Если женщина была замужем, то ее интересы представлял уже ее муж. В Англии, например, пэрессы обычно передавали право сидеть в палате лордов своим мужьям, и в 1441 году этот обычай был закреплен специальным постановлением.
При этом, как показывают исследования, правой статус женщины незамужней был лучше кем у той, что состояла в браке. Они сами платили налоги и отвечали за феодальные службы своего поместья или надела; могли предъявлять иски в суд, заключать контракты, завещать или занимать деньги. В экономической сфере статус женщин был связан прежде всего с их правом наследовать землю и распоряжаться ею. 11
Общая тенденция ухудшения статуса женщины в развитое средневековье, несмотря на высокую активность женщин в экономической сфере, сохранилась и усилилась к концу этого периода, когда накладывалось все больше запретов на работу женщин и существенно ограничивались их имущественные права.
О юридическом статусе женщины можно судить и по тому, каковы были ее возможности защищать свои права самостоятельно, непосредственно участвуя в процессе судопроизводства и исполняя связанные с этим роли.
По средневековому праву женщина не могла быть присяжной и выступать свидетелем в суде, даже если затрагивались ее непосредственные интересы. Но в реальной практике суды нередко не следовали этим предписаниям. Во Франции свидетельство женщины в суде признавалось при наличии других свидетелей.
В Англии женщин слушали в судах в случаях, когда жертвами являлись их ближайшие родственники. Женщины обычно давали показания в случае насилия — и не только как жертвы, но и как свидетели. В Париже существовало даже специальное учреждение, институт «добрых жен», состоявший из нескольких добропорядочных замужних женщин, которые представляли в суде интересы беременных или изнасилованных женщин.
Низкий правовой статус женщины, прежде всего замужней, вел к вытеснению ее в область только частной жизни, хотя действительные возможности женщины реализовать себя в публичной сфере были существенно шире возможностей, предусмотренных законом.
2.3. Женщина и религия
Религиозное служение - одна из наиболее распространенных сфер приложения сил женщины средневековья. Европу покрывала густая сеть монастырей, часть из которых принадлежала женским религиозным орденам. Еще в VI веке женские монастыри основывались орденом бенедиктинцев; с XII века появляются женские цистерцианские монастыри, с XIII века — францисканские и доминиканские.
Главным, с точки зрения человека той эпохи, были его отношения с Богом. Поэтому пребывание в монашестве или в духовном сане казалось более существенным, угодным Богу, нежели выполнение каких-либо земных функций12.
В монастыре в среднем было около двадцати монахинь, хотя имелись и обители с двумя-тремя черницами, и монастыри, число инокинь в которых достигало полутора сотен. По социальному происхождению среди монахинь преобладали представительницы аристократии, в том числе и дочери правящих фамилий, — для поступления в монастырь требовалось значительное приданое, которое не могла себе позволить крестьянка или горожанка.
Что заставляло аристократок идти в монастырь? Во-первых, это был наиболее приемлемый путь для тех, кто не мог выйти замуж, - а это было явлением нередким. Недаром популярная средневековая пословица гласила: «Женщине следует иметь либо мужа, либо стены!» Другая причина заключалась в том, что на «рынке невест» предложение превышало спрос, что обусловливалось большей смертностью мужчин-аристократов в результате войн, крестовых походов, феодальных распрей, а также оттоком потенциальных женихов в монастырь.
Часть их была лишена возможности вступать в брак. В первую очередь это относится к клирикам. Первоначально безбрачие было обязательным только для монахов и высшего духовенства, но в XI в. оно распространилось на все католическое духовенство (целибат).
Ремесленники при вступлении в брак обязаны были доказать наличие самостоятельного заработка, поэтому цеховые подмастерья, как правило, обречены на безбрачие. С XIV в. начинается замыкание цехов, и допуск в них подмастерьев ещё больше сокращается. Образуется категория так называемых «вечных подмастерьев», и число холостых мужчин возрастает до ненормальных размеров13.
Поскольку религиозное служение являлось практически единственной возможностью участия женщины в общественной жизни, среди мотивов ухода в монастырь, вероятно, было желание определенной независимости, жажда самореализации - не удивительно, что многие девушки хотели стать монахинями даже вопреки воле родителей. Разумеется, одной из основных причин ухода в монастырь была искренняя вера и стремление посвятить свою жизнь Богу.
Отношение к монахине в средневековом обществе определялось оценкой непорочности, целомудрия как наиболее угодного Господу состояния. Считалось, что монахиня, которая дала обет целомудрия, думает не о земном, мирском, греховном, а о Боге, спасении души. Полагалось также, что монахиня, как и земная женщина, вступает в брачный союз: но не в телесный союз с земным мужчиной, а в духовный союз с Иисусом Христом.
Вместе с тем низкая оценка природы женщины как таковой распространялась и на монахиню; это заметно по тем ограничениям, которые накладывались на ее участие в отправлении религиозного культа. Аббатисам был закрыт доступ на церковные соборы и собрания членов ордена.
Монахиня не могла служить священником - ей, как и другим женщинам, запрещалось, например, воскуривать фимиам или приближаться к алтарю во время службы. Женщины, в том числе и аббатисы, не имели права проповедовать, богослужение в женском монастыре проводили священники-мужчины.
У монахини было три основных занятия - молитва, чтение религиозных книг, физический труд, из которых первое считалось ее главной обязанностью. Вся жизнь инокини достаточно сурово регламентировалась. Пища была неприхотливой. На столе обычно были хлеб и пиво, производившиеся чаще всего в самом монастыре.
Принципиальным для понимания самой философии монашества является то, что в монастыре все: работа, трапеза, отход ко сну и пробуждение - делалось совместно. Личной собственности (денег, украшений, своей, не монастырской, одежды) монахине иметь не разрешалось.
Воздержанность, которая считалась одной из основных добродетелей монастырского уклада жизни, следовало проявлять во всем: в пище, в одежде, в личной гигиене; например, в наставлениях монахиням говорилось, что «бани допускаются не чаще, чем этого требуют болезни, немощь».
Взгляд на женскую природу как на телесное, природное, стихийное, хаотическое начало обусловливал точку зрения об особой предрасположенности женщин к различным видам трансгрессии, в том числе ереси и колдовству. Идея связи человека с нечистой силой претерпела на протяжении средневековья значительную эволюцию; вместе с ней менялись и представление о колдунье, и роль женщины в ведовских процессах.
Такие женщины, отрекшиеся от Христовой веры и отдавшиеся сатане, назывались ведьмами. Ведьмы занимались колдовством. Подозрение в колдовстве могло быть возбуждено всем, от самого великого до самого малого, от самого важного до самого смешного. И в необыкновенной красоте, и необыкновенном безобразии, и в выдающейся глупости, и в выдающемся уме – во всем могли найти признаки колдовства, сношения с нечистой силой. 14