Женщина в Средневековой Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - дать общую характеристику жизни женщины в средневековой Европе.
Исходя из цели, в работе решаются задачи:
представить Средневековье как этап всемирной истории;
дать понятие «средние века»;
рассмотреть основные черты западноевропейского феодализма;
охарактеризовать три сословия феодального общества;
раскрыть положение и роль женщины средневековой Европы в экономической, политической, семейной жизни.

Содержание

Введение 2
1. Средневековье как этап всемирной истории 4
1.1. Понятие «средние века» 4
1.2. Основные черты западноевропейского феодализма 5
1.3. Три сословия феодального общества 6
2. Женщина Европы в средние века 8
2.1. Средневековые представления о природе женщины 8
2.2. Женщина и право 13
2.3. Женщина и религия 15
2.4. Женщина в политической жизни средневековья 20
2.5. Женщина и труд 24
2.6. Женщина и семья 26
Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Об особой склонности женщины  к колдовству  писали  различные средневековые  авторы.  Так, Гильом из Оверни утверждал,  что женщины более, чем мужчины, подвержены иллюзиям - они  скорее,  чем  мужчины,  верят в то,  что можно  летать  ночью.

В 1335 году в Тулузе инквизитор Петр Ги судил несколько колдуний, которые «признались» ему под  пыткой, что заключили пакт с Сатаной, летали на шабаш, где поклонялись повелителю преисподней, принимавшему облик гигантского козла, предавались с ним блуду, ели мясо младенцев и пр. и пр. Хотя потом обвиняемые отказались от своих показаний, их предали сожжению15

Наиболее   подробное  обоснование  тезиса об   особой  предрасположенности   женщины к колдовству было дано  в  «Молоте  ведьм» - пособии   для   инквизиторов,   написанном   доминиканскими   монахами Шпренгером и Инститорисом в 1487 году.

Еще одним   причудливым  следствием  мифа  явилось   представление  о  сексуальной  связи женщины с дьяволом.  Идея, что ведьмы и еретики имели сексуальные оргии,  была  не  нова: следы ее можно найти еще в XI веке. В XIV же веке появляется утверждение о том,  что ведьмы  для  колдовства объединяются  с  дьяволом  в   ритуальной половой связи.

Средневековая схоластика с ее страстью к  дефинициям   создает  теологическое  определение  ведьмы. Ведьмой называли женщину,  которая состояла в связи с дьяволом,  выполняла  сатанинские ритуалы, отмечала черную  мессу и в результате действий которой людям  наносился ущерб.

Первой жертвой  обвинения в сожительстве с дьяволом,  в   результате чего  родилось  чудище с волчьей  головой  и  хвостом дракона,  считается тулузская   аристократка  Анжела Ламбарт.   С того времени, когда практика  колдовства  была определена как ересь и утвердилась идея  связи ведьмы и дьявола,  количество  ведовских процессов  начало  быстро  расти.  Наибольшее  распространение они получили в тех регионах,   где  бушевали  преследования еретиков.    

Взлет ведовских  процессов  начинается  с  30-40-х  годов  XV  века  Соотношение обвинявшихся  в  колдовстве  мужчин и женщин  менялось  в зависимости  от  региона и периода,  но всегда оно было  не  в  пользу  женщин.  Так, с 1300 до 1500 года   из  всех  обвиняемых  в  колдовстве   две трети  составляли  женщины.   В Савойе с 1415 по 1525 год  из  300 обвиненных в колдовстве  людей известен пол 103 человек — 88  из них были женщины (Shaher, p. 274). 

Сицилийский  инквизитор  пишет,   что  за 150 лет (XV — первая  половина  XVI  века)  в  Испании, Италии  и  Германии  было  уничтожено 30 000 женщин-ведьм (притом,  что эти данные  скорее всего  неполные) (Лозинский, с. 51).  В XVI веке в Германии   женщины  в  среднем  составляли  четыре  пятых  всех  жертв.

Среди  обвиняемых  были  и  знатные  женщины,   которым в  основном приписывалось   колдовство  в  политических  целях.  Нередко оканчивали жизнь на костре инквизиции знахарки,  повитухи,   чье лечение с помощью трав  и  элементов магии было  очень  трудно отделить от колдовства, особенно в случае неудачного  исхода  лечения.

2.4. Женщина  в политической жизни средневековья

Вопреки представлениям о маскулинности  идеала  правителя, а также  формальным  ограничениям  участия женщин в органах публичной  власти,   в  реальности  влияние  женщин на государственные  дела  ощущалось  на   всем  протяжении средневековой  истории.  Разумеется, прежде  всего это  утверждение  справедливо  в отношении королев.

Королева разделяла  с  мужем  сам  статус королевской персоны,  этим обусловливались ее права, привилегии и обязанности. К ней относились с почтением и  как к жене короля,  и как к матери наследника престола.       

Конечно, в  подавляющем   большинстве  случаев роль  реальных  королев во всех средневековых   европейских   государствах   была   столь незначительной,  что их даже  не упоминают в хрониках.  И все  же  иные монархини   приобретали   весомую  власть в государстве и  играли  заметную  роль  в  управлении им.    

Влияние королевы  зависело от ряда факторов.  Во-первых,  большое значение имел капитал - политический или денежный, который служил приданым в браке. Время правления Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, получивших от римского папы Александра XI титул католических королей», за их желания защищать святой престол, стало важным этапом в истории страны. Благодаря их браку произошло объединение двух крупнейших пиренейских государств и заложены основы для создания единой независимой Испании16.  

Во-вторых, влияние  королев определялось их личными способностями и амбициями,  а  также  силой  или  слабостью  короля. В-третьих,  многое  определялось  ситуацией с наследованием. Возможность стать у руля государства предоставлялась  королеве  тогда, когда  она, овдовев,  назначалась  регентом при несовершеннолетнем сыне. Если назначение было свершившимся фактом, то женщина-регент становилась фактически полноправным повелителем страны.    

Случаи регентства  королевы  были нередки. В период  развитого  средневековья, ярким примером   женщины-правителя   может   служить   Бланка   Кастильская (1188—1252),  жена Людовика VIII. Она  была  регентшей при Людовике IX, причем дважды (1226—1234; 1248—1252) — в период несовершеннолетия своего сына, а также  во  время  его  участия  в  крестовом  походе.  Ее  влияние  на сына-короля  было  весьма  велико  и  тогда,  когда   тот  находился  на  троне самостоятельно.  Бланка фактически единолично управляла государством и сделала  немало для усиления Франции.       

Если возможность  стать регентом при наследнике для  королевы  была реальной,  то  завладеть престолом единолично ей удавалось значительно реже. Среди королев,  правивших  единолично,   наибольшую   известность получила,  пожалуй,  Джованна Неаполитанская (1326—1382).  Итальянские авторы  XIV—XV  веков  (например,  Боккаччо),  желая  привести   пример успешного правления женщины, вспоминали именно о ней. 

Некоторые  монархини   приобретали  реальную власть во   время  правления  своих супругов,  оказывая на  них серьезное  политическое  влияние.  В раннесредневековой  истории   это  франкские  королевы  Брунгильда и Фредегонда (ум. 597). Почти полвека их борьба во многом определяла европейскую политику.

По их слову начинались и прекращались войны, заключались политические союзы, возводились на престолы правители17.        

Женщина,  получившая  известность  благодаря участию в политической и военной борьбе, - это  маркграфиня  Тосканская  Матильда (1046—1115).  Она  знаменита тем,  что оказывала активную финансовую  и  военную  поддержку  папе Григорию VII, своему близкому другу,  в борьбе  против  императора  Генриха  IV;  сам  замок  Каносса,  где  произошло историческое  свидание   папы-победителя и короля-побежденного, принадлежал ей.  Тосканская армия выступила на стороне церкви, которой Матильда завещала  большое  наследство.

Главным занятием большинства  аристократок было все же не  участие  в  политической  жизни,  а  управление  домом;  в этом видели основное предназначение женщины. Королевы несли ответственность за руководство дворцовым  хозяйством,  другие же представительницы знатных родов — за управление хозяйством своих поместий. 

Примерами женщин, судьба которых неразрывно связана с политической историей средневековья, являются Элеонора Аквитанская, Изабелла Испанская, Жанна д’Арк.     

Алиенору Аквитанскую  (1122-1204)  современники называли «несравненной». Они не льстили, хотя это было в ходу и в моде. Вряд ли история знает другую такую женщину. Она осталась в истории и потому, что она была женой двух королей - сначала   Людовика VII  Французского,   а  затем  Генриха II Английского,  и потому,  что  она  являлась  матерью  двух  знаменитых монархов - Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного, и потому, что была необычайно яркой личностью. Целых  пятнадцать  лет Элеонора была королевой Франции,  активно вмешиваясь в государственные дела;  она даже принимала участие в крестовом походе,  претерпевая все его  тяготы. 18

Брак Изабеллы Испанской (1451—1504),  королевы Кастилии,  был заключен исходя из политической целесообразности. И  тем  не  менее  во  многих письменных  источниках  говорится,  что  в первые  годы  король и королева  жили  счастливо, потому что  были  едины  в  своих  устремлениях.

Изабелла   была  ревностной  католичкой  и  целью  своей  жизни считала объединение Испании и победу над маврами;  она лично принимала участие во  многих  походах  и войнах.  Борьба,  как известно,  увенчалась успехом.  Именно с именем Изабеллы Кастильской связывают и  возрождение инквизиции. Она издала эдикт,  по которому все нехристианское население должно было  покинуть Испанию. 

Жанна д’Арк (1412—1431) - редчайший пример средневековой женщины,  которая,  не будучи   правительницей  государства, или  умелым военачальником,  сыграла выдающуюся  роль в  политической истории своей  страны. Жанна стала великой национальной героиней  Франции. 

Именно  пример Орлеанской Девы,  верящей,  что под божественным руководством она приведет соотечественников к победе  над англичанами,  был  фактором    пробуждения  французского национального самосознания. Участие Жанны д’Арк в военных операциях – снятие осады с Орлеана и последовавшая затем «неделя побед» в долине Луары – оказало огромное влияние на весь ход столетней войны, заставило французов поверить в свои силы, сплотиться вокруг короля и впервые в истории почувствовать себя единой нацией, сплоченной общей целью – изгнать с французских территорий английских захватчиков. «Они ликовали так, словно к ним спустился с неба сам Господь Бог, и на то были причины.

Им пришлось вынести  такие тяготы и пережить такие  страдания, что они уже почти  потеряли надежду на помощь и спасение. Теперь же они чувствовали себя так, как будто с них уже сняли  осаду», - описывал свои впечатления  от въезда Жанны д’Арк в Орлеан 29 апреля 1429 г. один из его жителей. 19

2.5. Женщина и труд

На протяжении   всей   долгой  истории  средневековья  основные  трудовые обязанности женщины-крестьянки сохранялись практически неизменными.  Крестьянка  вместе  с мужем трудилась как на господском,  так  и  на  своем поле:  сеяла,  жала,  косила,  сушила и  транспортировала  сено, выполняла многие   другие  сельскохозяйственные работы.

Помимо этого она  ухаживала за домашним скотом, работала в своем огороде,  содержала дом.  Крестьянка  не  только  стирала, готовила,  шила,  кормила   и   воспитывала   детей,  но  и  выполняла  работы,   связанные с особенностями сельской жизни,  например,   собирала дрова  для домашнего очага и поддерживала в  нем  огонь,   относила  зерно   на  мельницу   и  т.д.

Появление и развитие городов серьезно  изменило  общую  структуру  женского  труда;  женщины  вовлекались  в ремесленное производство,  в котором оставили  заметный след. Женщины занимались   ремеслом   в   различных   регионах  Англии, Германии,  Испании,  Италии, но самая большая степень участия женщин в городской экономике приходилась на Францию.

В числе официально дозволенных  для женщин ремесел по  королевскому декрету  1364 года были различные стадии производства шерсти,  шелка и льна (традиционные  женские  занятия  начиная  с  раннего средневековья),  пивоварение,  выпечка хлеба,  некоторые торговые виды деятельности,  проституция. В действительности же сфера женского труда   была  значительно  шире.

В  средневековом  обществе,  как  известно,  каждый  человек жестко контролировался соответствующей  корпорацией.  Сфера  труда  не была   исключением.   Одной   из  основных  средневековых  корпораций, регламентировавших эту сторону жизни, был цех. «Цехе» по-немецки значит «пирушка, «попойка»20.

Для  женщины  существовало  несколько  путей  в полноправные члены  цеха.  Во-первых,  это несколько лет ученичества.  В Парижском статуте 1407 года  устанавливалось, что отец обязан снабдить деньгами свою дочь:  если  он   богат  и  знатен,  то  для  того, чтобы выдать   ее   замуж   или  отдать  в   монастырь;  если  это  простой  горожанин — чтобы  выдать  замуж  или отдать в обучение ремеслу. 

Во-вторых,  это замужество. Вышедшая замуж за  ремесленника  девушка  обычно  обучалась  ремеслу   и  помогала  мужу  вместе с детьми; некоторые  цеховые  предписания  не  только допускали, но даже требовали этого (Women’s Lives,  p. 196). 

Впрочем, чаще женщина  помогала мужу,  не будучи членом  цеха.  Стать  таковым она  могла,  лишь овдовев;  в   этом  случае  вдова  наследовала привилегии мастера,  в  том  числе и  право   обучать  учеников.   Когда  же она выходила замуж вторично, то сохраняла свое положение  в  цехе  только в том случае,  если ее новый муж  был членом этого же цеха.

Медицина - еще одна сфера профессиональной  деятельности  женщин. Медицинские знания включались в образование знатной женщины: ее обычно учили лечить  те  травмы, с  которыми  муж мог прийти с войны  или  охоты  (например, она умела обработать и перевязать рану,  наложить  шину на сломанную кость). Женщин также учили применению лекарственных трав, а также умению делать массаж и оказывать простейшую первую помощь21.

2.6. Женщина и семья

Семейная жизнь во все времена занимала исключительное  место  в женской судьбе,  и средневековье  не являлось исключением.

К XII веку утверждается взгляд  на  брак как на таинство;  основные  принципы, на которых теперь строилось брачное законодательство, — моногамный,  нерасторжимый союз,  заключаемый  по  свободному согласию  супругов. Главной целью брака объявляется рождение детей, продолжение рода (как и всего человеческого рода в целом).

Информация о работе Женщина в Средневековой Европе