Женщина и ребенок в европейском средневековом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:57, реферат

Краткое описание

Трудно понять, какое в точности место занимали женщина и ребенок в семье как первичной общности. Без сомнения, женщина находилась в подчиненном положении. Она не была в чести в этом мужском, военном обществе, чье существование постоянно было под угрозой и где, следовательно, плодовитость рассматривалась скорее как проклятие, чем как благо. Христианство сделало очень мало для улучшения ее материального и морального статуса

Вложенные файлы: 1 файл

ЖЕНЩИНА И РЕБЕНОК В ЕВРОПЕЙСКОМ СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Брак в Западной Европе в период Средневековья

Взгляды на семью как на нерасторжимое  духовное единство  мужчины  и  женщины,  на  брак как  таинство утвердились в  сознании  средневекового  общества далеко не сразу.   Вплоть до XI—XII вв.  в Европе была  широко распространена  полигамия.  Например, у  франкского  короля  Лотаря  было  семь жен, причем некоторые из них — одновременно.  Кнут Великий из  англо-датской  династии,  будучи уже женатым,  желая укрепить свои права на престол и нейтрализовать противников,  женился на вдове английского короля Эмме. Был  популярен и  институт конкубината,  при котором в семье,  наряду  с  женой и детьми,  жили и сожительницы мужа — конкубины.  Наиболее часто конкубин  содержали  мужчины  из  высших слоев общества, а такжедуховные лица, которым в брак вступать запрещалось.  Об укорененности этого явления в средневековом  обществе  свидетельствует  и  то,  что конкубина и ее дети были отнюдь не бесправны:  так,  они могли унаследовать  до  четверти   всего наследства;  бастарды,  незаконнорожденные  дети, имели  и  гражданские  права,  их  не  ущемляла  церковь.    

 Небогатые  девушки,  не будучи в состоянии собрать необходимое для брака приданое, нередко шли в конкубины по собственному желанию,  а  родители  порой даже  склоняли  дочерей к этому.  Церковь боролась против такого принуждения;  постановление Римского синода от  863 года  гласило,  что женщина должна быть свободной в своем решении стать конкубиной.  Еще одним проявлением  борьбы  церкви  с конкубинатом  было разрешение жене вернуться  в  родительский дом,  если ее  муж  содержит  конкубину.  Но если с полигамией к XII веку  церкви  удалось  полностью  справиться,  то конкубинат оставался реальностью еще очень  долго  после  того,  как  моногамный  брак  был провозглашен  таинством  и  единственно  законной формой сожительства. Поэтому церковь официально запретила конкубинат для священнослужителей лишь в 1215 году, а для светских лиц — в 1514 году.

Брачный возраст,  официально установленный церковью, составлял 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков.  Реальный возраст вступления в брак  значительно  колебался  в  зависимости  от  социального  слоя  и региона.    

Процесс заключения брака состоял из трех этапов:    договора семей, обручения и непосредственно бракосочетания. 
       
В среде знати обручали детей и даже младенцев.  Случалось, что и замуж выдавали  раньше  установленного  брачного  возраста,  например,  когда  брак   диктовался  серьезной  политической  или  экономической необходимостью.  Хотя формально столь  ранние  браки   были  запрещены, церковь под давлением знати иногда их допускала.  Бывало,  что девочка становилась  вдовой   и  выходила  замуж  вторично  еще  до  наступления брачного возраста. Известен случай, когда  наследница  была  выдана  замуж в четырехлетнем возрасте  за  знатного  господина;  когда  тот  два  года спустя  умер,  ее  немедленно выдали замуж за другого;  когда же умер  и  другой,  в возрасте одиннадцати лет  она  вышла  замуж  в  третий  раз. Сохранились свидетельства о том, как в конце XIII века  английский лорд был женат в восьмилетнем возрасте и еще до наступления четырнадцатилетия стал отцом.  Однако все же детские браки были скорее исключением, чем правилом.   

Препятствием  для  вступления в брак являлось родство,  кровное  или  духовное. Нормы, запрещающие браки  родственников,  появились  достаточно рано; уже в 506 году любая степень родства провозглашалась помехой для брака.  В конце VI века папа Григорий  VII  уточнил,  что   этот  запрет   ограничивается  седьмой  степенью  родства.  В  брак запрещалось также вступать родственникам по покойным супругам  и  лицам,  находящимся  в  духовном  родстве (браки с крестными).  В  результате  соблюдения  правил  родства  найти супругу  монарху  было не так уж легко;  это  затруднение,  кстати,  было одной из причин женитьбы французского    короля Генриха I   в  1051 году на Анне Ярославне из далекого Киева.  Но, судя по  тому,  что  церковные соборы вновь и вновь обращались к этой проблеме,  запреты соблюдались не всегда.  Однако и в более позднее время  знать  была вынуждена женить своих детей на  родственниках из-за весьма ограниченного выбора брачных  партнеров; церковь,  считаясь с такими реалиями,  на Латеранском соборе (1215 г.) признала четвертую степень родства допустимой при  заключении брака.    

 Те, кто  имел  какие-либо препятствия для церковного брака, нередко вступали в тайные браки,  особый расцвет  которых приходится  на  XIII—XIV   века.  Такие  браки  церковь,  как  правило,  узаконивала  после  нескольких лет супружества — обычно когда у четы уже появлялись  дети.  Борьба с такими союзами шла с  переменным успехом;  лишь в 1563 году на Тридентском соборе  было  установлено,  что  брак  должен  заключаться только   в   церкви  и  при  наличии  двух-трех свидетелей.  Особенно распространенными тайные  браки  были   среди  крестьянства,   которое долго  адаптировалось  к  церковному  закону     

 Долгую  эволюцию  претерпело и отношение средневекового общества к разводу.  В  раннее  средневековье  статьи  церковного   и   светского законодательства о разводе значительно различались.  Церковь уже в 407 году,  на Карфагенском соборе,  провозгласила  нерасторжимость  брака; развод допускался в редчайших случаях: например, если христианка была замужем за иудеем, язычником или еретиком.  И  хотя спустя полвека,   в  453 году запрет на повторный брак был ограничен,  все  же  борьба за нерасторжимость брака  оставалась в  числе приоритетов  политики  церкви. 

Придерживаясь в целом политики запрещения разводов,  церковь   допускала вместо  них  некий компромиссный  вариант  — разделение мужа и жены.  Иногда это разделение состояло просто в раздельном  проживании, иногда оно включало и раздел собственности, причем  разделенные пары не имели права потом  соединяться вновь.  Основаниями для такого  разделения   могли  служить  обнаружение  после  заключения  брака  факта родства, пьянство  жены,  жестокость  мужа,   проматывание   мужем   совместной собственности и некоторые другие причины. Но и разделения добиться было нелегко. В источниках упоминается случай,  когда женщина просила  разделения  по  причине   жестокости  мужа — последний в присутствии свидетелей  напал на нее с ножом,  ранил в руку и сломал ребро.  На суде муж  заявил,  что хотел лишь наставить  свою жену,  но не до смерти или увечья, — и  суд  не  разрешил  разделения,  лишь  потребовав  от  мужа гарантировать, что впредь он будет вести себя пристойнее. Характерно, что церковь обычно  не  настаивала на  разделении  в случае супружеской неверности: мистический  духовный  союз  не  мог быть расторгнут  этим  обстоятельством.

Вообще же жена считалась собственностью мужа и  поэтому он мог распоряжаться  этой собственностью как угодно. Так, во  Фландрии  XIV  века существовала  следующая норма:  муж не считался преступником,  если  он  бил  жену и даже  "замочил свои ноги  в  ее  крови",  но    смог  вернуть  ее  к  жизни  и  в конечном итоге  не нанес значительного ущерба здоровью.

При подготовке данного и предыдущего поста  использовалось исследование Т.Б. Рябовой  «Женщина в истории западноевропейского Средневековья» 

Отношение к женщине  в средневековой Европе: "Мария" и "Ева", "куртуазная любовь"

Средневековую цивилизацию часто называют "цивилизацией мужчин" . Решающую роль в таком отношении к женщине сыграло господствующее религиозное мировоззрение. В Ветхом Завете Ева прямо объявлена виновницей грехопадения и изгнания человека из райского сада – за что и должна нести кару на протяжении земной жизни, «в муках рожать детей своих». Слова о женщине, как виновнице грехопадения человека воспринимались недавними язычниками слишком прямо и буквально, в результате чего сформировалось представление о женской природе как о «сосуде греха», что позже особенно ярко проявилось в знаменитой «охоте на ведьм».

 В  Новом Завете большое значение  для представлений о природе  женщины сыграли Послания апостола  Павла. Основные формулировки, как  должны строиться отношения между  мужчиной и женщиной, можно выразить в следующем:

1) Провозглащается  безоговорочное главенство мужчины.  Приведем  несколько  цитат из его посланий:  "Всякому мужу глава Христос,  жене глава — муж"  (I Кор. 11:3);  "А  учить  жене  не позволяю,  ни  властвовать  над  мужем,  но  быть в безмолвии" (I Тим. 2:12); "Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да убоится мужа своего" (Ефес. 5:33).

2) Вместе  с тем апостола Павла нельзя  назвать женоненавистником –  все сложнее: на небесах эта  земная иерахия исчезает. Обращаясь  к  обоим  полам  в  Послании к Галатам,   он  утверждает,  что  во   Христе  все   равны,  в  том  числе   мужчины  и   женщины:   "...нет   мужского и женского во Христе" (Гал. 3:28).  Спасение и обретение Царствия  Божия  не  зависит  от  пола. 

3) Оправдывается брак – в брачных отношениях греховного нет.

Также немалую роль в отношении к  женщине сыграло формирование культа Девы Марии – как искупительницы грехопадения Евы, «новой Евы». Эта  же идея искупления первородного греха  нашла отражение в культе Марии Магдалины. Таким образом, жещнина была одновременно и «ведьмой», «худшим из всех видов искушения»  и «святой», живым воплощением образа Девы Марии

 С  XI века культ Девы Марии   распространяется  параллельно  с  ростом   рыцарства  и  получает  в  рыцарской  среде  свое подобие в форме поклонения Прекрасной Даме.  Этот широко известный атрибут рыцарства имел два противоречивых  источника: христианскую   доктрину   любви   возвышенной,   духовной и   идущий от античности идеал эротической любви. Многие исследователи отмечают, что распространение культа Прекрасной Дамы, часто отождествляемой с поклонением Деве Марии (например, старофр. «Nostre Dame» - буквально «Наша Дама»), было связано с обычаем майората – передачей имения по наследству лишь старшему сыну. Остальные, лишенные наследства, не имели возможности создать и содержать семью.

. Идеальная  Прекрасная Дама должна была  обладать тактом, любезностью, светской  обходительностью, умением со вкусом  одеваться, кокетливостью в меру, благородством, разумом, способностью вести светскую беседу — набором тех признаков, которые в совокупности и назывались куртуазностью. Отношения между возлюбленными, судя по песням трубадуров, были неодинаковы от платонического «служения» поэта неприступной даме, поклонения, которое облагораживало его и возвышало, до весьма интимных отношений, нередко рисуемых трубадурами с откровенной прямотой и грубостью. Однако вскоре выработался определенный ритуал ухаживания и любовных отношений, которому должны были следовать все изысканные люди, дорожившие своей репутацией. Дама обязана была иметь возлюбленного и соответственно с ним обращаться, ее рыцарь должен был хранить тайну «сокровенной любви» и служить даме сердца точно также, как вассал служит сеньору.

Куртуазная любовь,  отраженная  в  рыцарской  поэзии   и   поэзии трубадуров, строилась на следующих принципах.

    1.     Первое правило — "в браке нет любви".  Куртуазная  любовь  была  своего  рода  реакцией на сложившуюся  форму  брака  без любви,  брака по расчету.  Приведем пример из произведения одного из наиболее известных трубадуров, Ги  д’ Юсселя (ок. 1195—1240);  в нем спорят два рыцаря о том,  к чему нужно стремиться,  чтобы добиться любви Дамы.  Один хочет стать  ее  мужем,  а другой предпочитает быть верным рыцарем,  приводя такие аргументы:      

            

С тем мой союз нерасторжим:             

Во взоре Дамы свет мы зрим,            

Жены  же  очевиден гнет;         

Не кавалеру,  а шуту под стать        

Супругу,  словно Даму, прославлять.

И далее  он делает вывод:            

 В  женитьбе  грубый  есть  нажим,            

Мы  браком госпожу не чтим.

Более того – считалось, что муж не может  и не должен относиться к жене, как  рыцарь к своей Прекрасной Даме. Куртуазная любовь невозможна между  мужем и женой. В одной рыцарской песне эта идея выражена с предельной ясностью. «Муж сделает нечто противное чести, если он будет любить свою жену, как рыцарь любит свою даму, потому что этим нисколько не увеличивается достоинство ни того, ни другой и из этого не выйдет ничего больше того, что уже есть по праву»      

 2. Для своего рыцаря женщина была словно поставлена на  пьедестал.  Рыцарь  воспевает  ее,  восхищается  ею  и  должен смиренно и терпеливо   сносить  ее  капризы;   она  же подчиняет его. Рыцарь становился фактически преданным  вассалом дамы. Об  этом свидетельствует и мотив признания заслуг "вассала" и поощрения его наградой:  улыбкой или поцелуем, кольцом или перчаткой  Дамы.     

3. Идеал    рыцаря  и   идеал   поклонника    Прекрасной   Дамы отождествлялись.   Если   поклонник   Прекрасной   Дамы   должен   был культивировать  в  себе  рыцарские добродетели,  то настоящим рыцарем, добродетельным и  благородным,  можно  было  стать  только  с  помощью куртуазной  любви,  поскольку  любовь считалась источником бесконечных духовных  возможностей  для  человека.   Условиями  рыцарского кодекса чести были благоговение перед своей Дамой и верность ей.    

4. Любовь  должна  быть  платонической.  Ее  реальное содержание, смысл были не столько в самом любовном романе,  сколько в тех душевных переживаниях, которые преображают влюбленного, делают  его  совершенным,  щедрым,  благородным.    Она — источник вдохновения и военных  подвигов.

Наиболее  обстоятельно куртуазная теория представлена в сочинении "О любви" (ок. 1184—1186), принадлежащем перу Андрея Капеллана, духовника французского короля. Любовь, по словам Капеллана,  преображает человека: даже грубого и невежественного   заставляет  блистать красотой, низкородного одаряет благородством нрава, надменного благодетельствует смирением.       В системе правил для любящих,  представленной Капелланом, тридцать одно правило. Приведем некоторые из них:     

 — супружество не причина к отказу от любви;     

— кто не ревнует, тот  не любит;    

Информация о работе Женщина и ребенок в европейском средневековом обществе