Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:57, реферат
Трудно понять, какое в точности место занимали женщина и ребенок в семье как первичной общности. Без сомнения, женщина находилась в подчиненном положении. Она не была в чести в этом мужском, военном обществе, чье существование постоянно было под угрозой и где, следовательно, плодовитость рассматривалась скорее как проклятие, чем как благо. Христианство сделало очень мало для улучшения ее материального и морального статуса
— что берет любовник против воли другого любовника, в том нет вкуса;
— любовь разглашенная недолговечна;
— легким достижением обесценена бывает любовь, трудным — входит в цену;
— кого
безмерное томит сладострастье, тот не
умеет любить.
Однако
это были представления возвышенные,
зачастую оторванные от действительности.
К тому же поклонение рыцарей доставалось
лишь дамам из высших слоев общества –никто
не подумал бы поклоняться простой горожанке
или крестьянке
Во все времена важнейшее место в жизни женщины занимало материнство. Уровень рождаемости и степень участия матери в воспитании детей у различных слоев в данный период существенно отличались.
У аристократок и богатых горожанок детей рождалось больше, и среди них больше выживало. Можно назвать ряд причин высокой рождаемости в этих слоях. Во-первых, девушек из богатых и знатных семей выдавали замуж в более раннем возрасте и потому их репродуктивный период длился дольше. Во-вторых, они почти не кормили детей грудью, а отдавали их кормилицам и тем самым увеличивали возможность наступления новой беременности. Женщины же из бедных семей не только вскармливали своих детей, но часто после этого становились кормилицами отпрысков знатных фамилий. Впрочем, большее количество детей у аристократии и богатых горожан, зафиксированное в источниках, может быть объяснено также тем, что эти слои значительно чаще регистрировали их
Впрочем, сам период беременности, и, особенно, роды были периодом повышенного риска для женщины – фактически беременные женщины жили под постоянным страхом смерти. Церковь, а вместе с ней и общество основываясь на знаменитом «проклятии Евы» - «в муках будешь рожать детей твоих» отказывали женщинам во врачебной помощи. Занятие акушерством считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Таким образом, в можно было прибегать только к услугам повитух – и то считалось чуть ли не греховным. Показательно, что одна из глав знаменитого «Молота ведьм» носит название «О способе, коим повивальные бабки причиняют величайшие вредительства, убивая детей или посвящая их демонам»
Но несмотря на это, обычным явлением были многодетные семьи. Достаточно характерными являются такие примеры: в 1461 году одна 29-летняя тосканская бюргерша осталась вдовой с 12 детьми, которых она произвела на свет за 13 лет брака; другая итальянская горожанка за 22 года родила 17 детей . В семье бедного сиенского красильщика тканей, оставшейся в истории потому, что в ней появилась на свет знаменитая святая Екатерина Сиенская, было двадцать пять детей.
Жак ле Гофф, Ф. Ариес, Д. Херлихи и некоторые другие медиевисты, изучавшие проблему детства в средневековой истории, полагали, что среди причин детской смертности были и факторы психологического порядка: понимание детства как особого периода в развитии человека отсутствовало; ребенок воспринимался как маленький взрослый; нельзя говорить об особой любви к детям вплоть до XV века. Эти исследователи обосновывали свою точку зрения тем, например, что младенцы на иконах изображены, как взрослые; что детские надгробия отсутствуют; что в педагогических трактатах не прослеживается понимание возрастных особенностей детей. Среди причин и проявлений этого — то обстоятельство, что большинство детей вскармливалось не матерью, а кормилицами, которые к тому же часто жили отдельно от семьи ребенка, в деревне. Пока ребенок находился у кормилицы (в среднем 1,5 - 2 года, но это могло продолжаться и дольше), мать почти не вспоминала о нем Лишь потом начинался период привыкания и заботы о ребенке. Кстати, поскольку крестьянки отдавали детей кормилицам значительно реже, чем представительницы высших слоев общества, то не удивительно, что детская смертность различалась по сословиям: хотя у знати были лучшие условия для заботы о детях, то, что она лишала ребенка своего внимания, во многом объясняет более высокую детскую смертность в этой среде. Как пишет Жак Ле Гофф «Да и были ли дети на средневековом Западе? Если вглядеться в произведения искусства, то их там не обнаружится. Позже ангелы часто будут изображаться в виде детей и даже в виде игривых мальчиков — путти, полуангелочков, полуэросов. Но в средние века ангелы обоего пола изображались толькс взрослыми.(…) В условиях высочайшей детской смертности интерес этот был воплощен в чувстве тревоги: тема «Избиения младенцев» отразилась в распространении праздника Невинноубиенных. Под их патронатом находились приюты для подкидышей, но они появились не ранее XV в. Прагматичное Средневековье едва замечало ребенка, не имея времени ни умиляться, ни восхищаться им. Да и ребенок часто не имел дедушки — столь привычного для традиционных обществ воспитателя. Слишком мала была продолжительность жизни в средние века». Тем не менее вопрос об "отсутствии детства" в средневековье является по-прежнему дискуссионным.
C XIV века в общественном сознании укрепляется идея ответственности матерей за детей. Это выражается и в особых запретах церкви матерям и кормилицам, и в широко распространявшейся пропаганде пользы и необходимости для детей грудного вскармливания.
Так, в итальянской педагогической мысли XV века выстраивается целая система доказательств в пользу того, чтобы матери сами вскармливали своих младенцев. Подчеркивалась необходимость следовать природе, которая наделила мать особым долгом по отношению к ребенку. Этот долг предполагает обязательное кормление детей грудью. Со "специальной тщательностью" природа устроила организм женщины таким образом, чтобы та могла кормить ребенка молоком. Функции грудного вскармливания уже выходят за рамки чисто биологического процесса приема пищи. Молоко матери лучше всего формирует не только тело, но и душу , а потому кормящая мать одновременно воспитывает ребенка. Но не только долг движет матерью — родители по природе питают горячую любовь к детям. Вскармливая ребенка грудью, женщина общается с ним, закрепляя возникающие отношения доброжелательства и любви. "Женщина дает грудь таким способом, что может легко в одно и то же время кормить, обнимать и целовать маленького и, как говорится, принимать его всем сердцем"
Детство
впрочем, заканчивалось рано, и,как пишет
Ле Гофф, «Едва выйдя из-под опеки женщин,
не относившихся серьезно к его детской
сущности, ребенок оказывался выброшенным
в изнурительность сельского труда или
в обучение ратному делу» .
Поделиться
Информация о работе Женщина и ребенок в европейском средневековом обществе