Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:47, реферат
В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.
Однако представления о путях перемен у самодержавия и российского общества существенно отличались. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и революционное.
Введение……………………...………………………………………………..…. 3
1. Глава 1. Формирование революционно-демократической идеологии: первая половина 60-х годов…………………………………....……………...………………………...4
1.1. Начало………………………………………………………………………....4
1.2. "Земля и воля" 1861 г.………………………………………………………....5
1.3. Передовая студенческая молодежь……………………………………….…7
2. Глава 2. 2 половина 60-х годов……………………………………....………..11
2.1. Дело Каракозова ……………………………………………………....……...11
2.2. Дело нечаевцев. ………………………………………………………………14
3. Глава 3. Народничество. ………………………………………………………22
3.1. "Хождение в народ"…………………………………………………………...22
3.2. "Земля и воля" 1876 г……………………………………………………….....24
4. Заключение ...………….…………………………………………...………...…29
5. Список литературы……………………………………………………………..31
6. Примечания………………….…………………………………………………..32
Министерство образования и науки Р.Ф.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Владимирский государственный университет
Кафедра истории и археологии
Женщины в революционно-демократическом движении России.
Реферат по дисциплине
«Отечественная история»
Выполнил:
ст.гр. НТб-110
Волкова А.Ю.
Руководитель:
к.и.н., доц.
Железова О.Е.
Владимир 2010
Оглавление
Введение……………………...……………………………
1. Глава 1. Формирование революционно-демократической идеологии: первая половина 60-х годов…………………………………....……………...
1.1. Начало………………………………………………………………
1.2. "Земля и воля" 1861 г.………………………………………………………....5
1.3. Передовая студенческая молодежь……………………………………….…7
2. Глава 2. 2 половина 60-х годов……………………………………....………..11
2.1. Дело Каракозова ……………………………………………………....……...1
2.2. Дело нечаевцев. ………………………………………………………………14
3. Глава 3. Народничество. ………………………………………………………22
3.1. "Хождение в народ"…………………………………………………………..
3.2. "Земля и воля" 1876 г……………………………………………………….....24
4. Заключение ...………….…………………………………………...………
5. Список литературы……………………………………………………
6. Примечания………………….………………………………
Введение.
В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.
Однако представления о путях перемен у самодержавия и российского общества существенно отличались. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и революционное.
Консерваторы стремились сохранить основы существующего строя, либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны.
Глава 1. Формирование революционно-демократической идеологии: первая половина 60-х годов
Начало
30-40-е гг. XIX в. — время начала формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Они резко выступали против теории "официальной народности", против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономических и культурных связей с Западом, призывали использовать в России новейшие достижения науки, техники, культуры. Однако, признавая прогрессивность буржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржуазного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической.
На первом этапе революционного движения женщины еще не были его непосредственными участницами. Декабристки "благословили" революционеров, они стали предшественниками женщин следующего поколения, выдвинувшего и в своих рядов революционных борцов. Одна из особенностей второго, разночинского этапа революционного движения в России - активное участие в нем женщин.
Кто же они, революционерки тех лет? В их рядах существенно преобладали представительницы разночинской среды: дочери священников, жены и вдовы мелких чиновников, титулярных и надворных советников, коллежских асессоров, отставных поручиков, домашние учительницы, акушерки. Отец сестер Сусловых - бывший крепостной, вольноотпущенный, Н. И. Корсини - дочь архитектора. Были, конечно, и дворянки: Л. П. Михаэлис, А. Н. Шабанова, сестры Засулич и др., но жили они, как правило, собственным трудом, главным образом переводами.
"Земля и воля" 1861 г.
Идеи Герцена и Чернышевского по-разному воспринимались их сторонниками. Радикально настроенная интеллигенция (в первую очередь студенческая молодежь) расценивала идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию, более умеренная ее часть — как программу постепенного продвижения вперед.
В 1861 г. было создано первое тайное революционное общество разночинцев "Земля и воля" (существовало до 1864 г.), объединившее различные кружки. Главным средством воздействия на крестьян "Земля и воля" считала пропаганду. Довольно умеренная программа "Земли и воли" не нашла отклика среди радикально настроенной части молодежи.
Авторитетный свидетель эпохи 60-х годов и активный участник революционного движения той поры Л. Ф. Пантелеев, отвечая на вопрос, в какой степени русские женщины принимали участие в "Земле и воле", писал: "В моей памяти сохранилось до десятка фамилий лично знакомых мне женщин (конечно, из числа живших в Петербурге), которые стояли близко к "Земле и воле", по меньшей мере, так или иначе, соприкасались с тогдашним политическим движением"(1). По сведениям словаря "Деятели революционного движения в России, к "Земле и воле" оказались причастными прямо или косвенно - 18 женщин, которые подвергались репрессиям властей наравне с мужчинами. Аресты, высылки на родину, "строгие внушения" с последующим полицейским надзором - гласным или негласным-следовали за "связь с лондонскими пропагандистами", "порицание правительства", "деятельное сочувствие" М. Л. Михайлову, "особое сочувствие" студентам, участвовавшим в "беспорядках" 1861 г., за переписку "преступного содержания". Таковую переписку обнаружили, например, у Екатерины Степановны Гаршиной (1828-1897 гг.), матери будущего писателя. "Неужели ты не понял,- писала она П. В. Завадскому, арестованному вместе с Н. А. Серно-Соловьевичем,- по какой дороге я пошла. У меня есть дети, и я люблю их больше жизни своей, но еще выше детей есть что-то другое. Я теперь не мать, не жена, не сестра, а гражданка своей родины и буду счастлива выше всякого земного счастья, если хоть одну свою лепту душевную принесу на общее дело. Может быть, не для меня, так для них, для моих детей, наступит пора лучшая, и порадуются тогда мои косточки"(2).
Передовая студенческая молодежь
Передовая студенческая молодежь Петербурга в начале 60-х годов группировалась вокруг Блюммер, Корсини, Сусловой. Л. Ф. Пантелеев вспоминал о вечерах у двух "студенток" - Н. И. Корсини и А. П. Блюммер, которые начались в 1861 г. и продолжались у Блюммер до ее ареста весной 1862 г., а у Корсини - до весны 1863 г., когда она уехала за границу(3). Н. И. Корсини за активное участие в студенческих выступлениях была арестована и содержалась в III отделении.
В связи с петербургскими событиями А. И. Герцен в 112-м листе "Колокола" (от 15 ноября 1861 г.) поместил редакционную заметку под названием "Секли или не секли?", касавшуюся непосредственно женщин - участниц студенческих беспорядков. Пораженный сообщениями ряда европейских газет о том, что Корсини и Блюммер заключены в крепость, а Богданова телесно наказана, Герцен писал: "Мы не верим этому и убедительнейше просим написать нам, неужели николаевские сечения восстановлены для дам?"
Слух о телесных наказаниях вскоре был опровергнут, а Корсини выпустили из крепости. С 1863 г. вместе с мужем Н. И. Утиным, одним из создателей Русской секции Первого Интернационала, она жила в эмиграции. В 1872 г. Русская секция прекратила свое существование, но супруги Утины до конца их пребывания в Западной Европе поддерживали отношения с К. Марксом (вели переписку, встречались). С начала 1878 г. она в Петербурге: Утин покаялся в революционном прошлом и получил высочайшее разрешение на возвращение домой. Бурная молодость его супруги также осталась в прошлом. Она стала писательницей, ее произведения печатались в "Вестнике Европы", "Деле", "Северном вестнике". Скандальный успех имел роман Н. И. Корсини "Жизнь за жизнь", напечатанный в 1885 г. в "Вестнике Европы", в котором в искаженной форме излагалась личная драма А. И. Герцена(4).
Наиболее значительные кружки студенческой молодежи в 1861-1862 гг. собирались не только у Корсини, но и на квартирах Надежды Сусловой и Антонины (Антониды) Блюммер. В кружок Сусловой входили Н. Кудинович, В. Глушановская (по мужу Печаткина)- в дальнейшем организатор женской переплетной артели, М. Кучук, А. Киселев и др. У Блюммер бывали та же Глушановская, М. Богданова, сестры Корсини, Д. Писарев, Н. Серно-Соловьевич, Н. Утин.
А. П. Блюммер (1836-после 1916 г.), дочь воронежского дворянина, отставного штабс-капитана. Окруженная радикальной молодежью (чему обязана была, вероятно, своему брату Л. П. Блюммеру, известному литератору-шестидесятнику), она познакомилась с М. Л. Михайловым, П. Л. Лавровым, Н. Г. Чернышевским, посещала Шахматный клуб-легальный радикально-политический центр петербургской интеллигенции. В числе первых А. П. Блюммер появилась на лекциях в Петербургском университете, в числе первых пошла преподавать в Василеостровскую воскресную школу. При этом она не только преподавала, но и была одним из руководителей "Общества петербургских воскресных школ", вела (вместе с П. А. Гайдебуровым и И. И. Аверкиевым) отдел в журнале "Вестник воскресных школ".
Образ жизни нигилистки, круг знакомых Блюммер - а в него, кроме перечисленных, входили П. Г. Заичневский и П. Э. Аргиропуло, представлявшие наиболее левое, экстремистское направление в революционном движении,- привлекли внимание полиции. По сведениям Ш отделения, квартира Блюммер на Садовой улице являлась местом собраний "всех тех лиц, которых можно было более или менее подозревать в распространении революционных идей" (5). Власти подозревали Антонину Петровну в причастности к составлению и распространению листовок. Когда возникли слухи об аресте Михайлова, она приехала к нему (накануне ареста) и предложила спрятать в своей квартире, а затем "выпроводить за границу"(6).
Антонину Петровну арестовали в мае 1862 г., а 22 июня того же года в отделе "Смесь" журнала "Колокол" было отмечено: "Между прочим, не пощажен и прекрасный пол (обыски у госпож Александровской и Блюммер)". В этот раз информаторы Герцена недооценили строгость репрессий в отношении Блюммер. За революционную пропаганду (по данным следствия, она распространила 200 - 300 экземпляров подпольного печатного листка "Великорусс"(7)) ее выслали в Воронеж под строгий надзор полиции на поруки отца.
В ссылке А. П. Блюммер не рассталась со своими убеждениями, собрала вокруг себя передовую молодежь. По возвращении в Петербург она вновь оказалась под арестом (в 1866 г.) за участие в студенческих волнениях. По освобождении над Антониной Петровной был установлен полицейский надзор, который временно сняли с нее в связи с выходом замуж за ветеринара Г. Л. Кравцова (1870 г.).
Петербургская квартира Кравцовых стала местом, где собирались писатели и общественные деятели, среди которых С. А. Венгеров, Г. А. Лопатин, П. Ф. Якубович...(8)
После смерти мужа, в 70-х годах, Антонина Петровна с малолетней дочерью возвратилась в Воронеж, где вокруг нее образовался центр умственной жизни города, передовых настроений. Верная идеалам молодости, Блюммер-Кравцова все свои силы отдавала народному просвещению. Но не были ею забыты и революционные увлечения. Дом Кравцовой называли "штаб-квартирой" высланных студентов. В нем бывали и находили приют все гонимые царизмом: вначале народовольцы (в числе которых была Вера Фигнер), затем большевики. Естественно, что "неблагонамеренная" хозяйка дома находилась под бдительным надзором полиции, у нее устраивались обыски. В. И. Дмитриева, член петербургской организации "Молодая партия Народной воли", писательница, вспоминала, как однажды зашла в "ковчег" Кравцовой после проведенного там обыска: "Антонина Петровна сидит, как всегда, в корсете, в полном порядке, среди груды каких-то бумажек, кружев, тряпочек, разбирает их и говорит: "...а эти обыски иногда очень полезны; вот я совсем забыла, куда я девала счет печника, который печи поправлял зимой, а вот они его нашли..."(9).
Кроме упомянутых женщин, привлекших внимание полиции в тот период, четыре обвинялись в революционной пропаганде в воскресных школах, три - в участии в не разрешенных властями ассоциациях "на коммунистических началах" (в том числе Е. А. Макулова и А. Г. Маркелова, знакомые нам по "Знаменской коммуне"). Наконец, за шестью женщинами с 1865 г. установили негласный надзор по поводу "заявления учения своего о нигилизме". Эта полицейская формула была распространена, в частности, на Марию Федоровну Зайцеву, по тем временам уже старую женщину (она родилась в 1815 г.), жену статского советника, мать известного публициста "Русского слова" Варфоломея Зайцева и шестидесятницы Варвары Зайцевой, о которой уже шла речь.
Глава 2. Вторая Половина 60-х годов
Дело Каракозова.
Во второй половине 60-х годов число женщин, участвовавших в революционном движении, по сравнению с началом десятилетия увеличилось вдвое. Изменился и характер "преступлений". Пропаганда в воскресных школах, порицание правительства и другие аналогичный отступления от официально установленных норм ушли в прошлое. Обвинения и приговоры теперь были связаны с двумя стержневыми событиями освободительной борьбы той поры: покушением Дмитрия Каракозова 4 апреля 1860 г. на Александра II (к этому были причастны 39 женщин) и деятельностью нечаевских организаций (к ней были причастны 30 женщин).
Информация о работе Женщины в революционно-демократическом движении России