Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:47, реферат
В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.
Однако представления о путях перемен у самодержавия и российского общества существенно отличались. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и революционное.
Введение……………………...………………………………………………..…. 3
1. Глава 1. Формирование революционно-демократической идеологии: первая половина 60-х годов…………………………………....……………...………………………...4
1.1. Начало………………………………………………………………………....4
1.2. "Земля и воля" 1861 г.………………………………………………………....5
1.3. Передовая студенческая молодежь……………………………………….…7
2. Глава 2. 2 половина 60-х годов……………………………………....………..11
2.1. Дело Каракозова ……………………………………………………....……...11
2.2. Дело нечаевцев. ………………………………………………………………14
3. Глава 3. Народничество. ………………………………………………………22
3.1. "Хождение в народ"…………………………………………………………...22
3.2. "Земля и воля" 1876 г……………………………………………………….....24
4. Заключение ...………….…………………………………………...………...…29
5. Список литературы……………………………………………………………..31
6. Примечания………………….…………………………………………………..32
Александра Успенская добровольно последовала в Сибирь за мужем, приговоренным к каторжным работам, жила в Нерчинске, потом на Каре. После гибели П. Г. Успенского (он был повешен товарищами по каторге по недоказанному подозрению в предательстве - трагическое повторение истории с убийством Иванова!) в 1882 г. она вернулась в Москву, активно участвовала в народническом движении, за что преследовалась властями.
Драматические события нечаевщины впрямую сказались на деятельности революционных организаций начала 70-х годов-"чайковцев" и "москвичей", - в которых значительная роль принадлежала женщинам. Об извлечении революционных уроков из процесса нечаевцев свидетельствуют слова Германа Лопатина: "Крайности порождают противоположную крайность"(22),- написанные им в связи с нечаевщиной в письме П. Л. Лаврову. Это выражение можно истолковать не только в том смысле, что чем сильнее угнетение, зажим, тем отчаяннее и резче отпор, но и так: безнравственности противостоит высокая моральность, иезуитству и мистификациям - чистота и честность побуждений и действий.
Глава 3. Народничество.
"Хождение в народ"
Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции. Женщины входили во все крупнейшие революционные организации 70-х годов: в "Большое общество пропаганды", во "Всероссийскую социально-революционную организацию", вторую "Землю и волю", стали интенсивно участвовать в "хождении в народ". И больше того, в известном смысле женщины задавали тон, определяли "моральный климат" периода 70-х годов. Так, в истоках "Большого общества пропаганды" ("чайковцев") находился женский кружок С. Перовской и сестер Корниловых, сложившийся еще в 1869 г. В этой революционной организации первой с широким участием женщин - из 102 установленных членов и сотрудников женщины составляли 21,5% (22 чел.)(24).
Весной 1874 г. началось "хождение в народ", целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. "Хождение в народ" было женской стихией, органическим продолжением активной просветительской деятельности, начатой еще шестидесятницами, реализацией неиссякающей женской потребности "придти на помощь" страдающим, учить темных, лечить больных. Исследования советских ученых выявляют все новые факты участия женщин в революционной пропаганде, которая велась ими главным образом через сельские школы и фельдшерские пункты при земствах(23). Вот только некоторые из них. М. А. Тургенева, жена богатого помещика, учившаяся в Цюрихском университете, в 1871 - 1872 гг. открыла на свои средства несколько сельских школ в Ставропольском уезде Самарской губернии, а в Ставрополе - курсы для сельских учителей, на которых, кстати, преподавала Софья Перовская. Хотя школы вскоре закрыли "за вредное направление", а сама Тургенева вынуждена была скрываться, ее ученицы продолжали дело: Н. А. Назимова - в Вологодской губернии. О. Е. Кафиеро-Кутузова - в Тверской. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено.
"Земля и воля" 1876 г.
В 1876 г. была создана народническая подпольная организация "Земля и воля", видными участниками которой являлись С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, B.H. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации "поселения в народе" в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Но и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. "Земля и воля" строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации: "Народная воля" (1879-1882) и "Черный передел" (1879-1884). Ч е р н о п е р е д е л ь ц ы (среди наиболее активных членов — Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.
24 января 1878 г. Вера Засулич стреляла в петербурского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Ее выстрел послужил сигналом к началу "красного террора". Это произошло на другой день после приговора по делу 193-х. Накануне по личному приказанию Трепова без всякой вины выпороли розгами политического заключенного студента Боголюбова. Поступок Веры Засулич был ответом на этот унизительный акт, "на стон поруганного и раздавленного человека", как сказал в своей речи на суде ее защитник П. А. Александров. Выстрел Засулич прогремел на всю Россию, особенно после того, как суд присяжных вынес сенсационное и неожиданное для властей решение - оправдать подсудимую. Правда, тут же последовало распоряжение арестовать ее в "административном порядке", но революционерка уже скрылась.
Покушение на петербургского градоначальника получило резонанс не только в России. В годичном обзоре общественного мнения Европы за 1878 г. один из авторитетнейших французских журналов, "Revue des Deus Mondes", указывал на двух человек, произведших наибольшее впечатление, это - князь Горчаков, министр иностранных дел России, лицейский друг Пушкина,- на Берлинском конгрессе, и Вера Засулич. Их портреты публиковались во многих альманахах и календарях(25).
Покушение Засулич было, по сути, объявлением революционерами открытой войны против царизма. По иронии судьбы зачинщицей террористических акций выступила революционерка, которая вскоре стала принципиальной противницей индивидуального террора. В 18 лет, закончив женский пансион. Вера Засулич выдержала экзамен на звание домашней учительницы, 24 лет училась на акушерских курсах, явно рассчитывая использовать свои знания в народе.
Вера Ивановна в дальнейшем при расколе "Земли и воли" она без колебаний предпочла "Народной воле" "Черный передел", отрицавший индивидуальный террор, а в 1883 г. стала первой русской женщиной-марксисткой, войдя в группу "Освобождение труда" Г. В. Плеханова.
В начавшемся после выстрела Засулич систематическом индивидуальном терроре женщины сыграли далеко не последнюю роль. По 119 политическим процессам 80-х годов были осуждены 82 женщины, более 50 из них принадлежали к "Народной воле"(26). В первый состав Исполнительного комитета "Народной воли" наряду с такими испытанными борцами, как Л. И. Желябов, А. Д. Михайлов, Н. Л. Морозов, А. Л. Квятковский и др., вошли М. Н. Ошанина, С. А. Иванова, Т. И. Лебедева, О. С. Любатович, С. Л. Перовская, Е. Ц. Сергеева, В. Н. Фигнер, А. В. Якимова, А. П. Корба-Прибылева64. В числе агентов (особо доверенных лиц этого комитета) были Г. М. Гельфман, Г. Ф. Чернявская, П. С. Ивановская, сестры Е. П. и Н. К. Оловенниковы. Если исходить из того, что состав Исполнительного комитета, как установлено исследователями, не намного превышал 20 человек, то женщины составляли примерно половину этого числа. Наравне с мужчинами они участвовали в подготовке покушений, держали конспиративные квартиры, работала в народовольческих типографиях, вербовали новых членов организаций и т. д. Об этих женщинах много написано в книгах, посвященных "Народной воле".
Н а р о д о в о л ь ц ы (в состав Исполнительного комитета "Народной воли" входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу.
26 августа 1879 г. Исполнительный комитет вынес смертный приговор Александру II. Наметили несколько мест для покушения на него: Одесса, Александровск в Екатеринославской губернии, Москва. Во всех трех пунктах заодно с мужчинами действовали женщины. В Одессе руководителем группы была Вера Фигнер, с нею вместе - Татьяна Лебедева. В Александровске рядом с Желябовым - Анна Якимова. Софья Перовская руководила взрывом царского поезда под Москвой, в ее группе была и Г. Чернявская. Тогда все их попытки не увенчались успехом. После еще одной неудачи-в Петербурге, где 5 февраля 1880 г. в Зимнем дворце произвел взрыв Степан Халтурин, - народовольцы вновь начали готовить покушение опять в Одессе. Здесь, как и прежде, в центре подготовки - Вера Фигнер, в ее группе - Перовская и Якимова.
"Народная воля" подготовила семь покушений на царя Александра II. Последнее, седьмое по счету, покушение на Александра II народовольцы замыслили осенью 1880 г. Решающую роль в его подготовке и совершении сыграли женщины. На строго конспиративной квартире, которую держали Вера Фигнер и Григорий Исаев, с января 1881 г. происходили все самые важные совещания террористов, здесь был назначен день покушения - 1 марта, здесь обсуждалась и составлялась прокламация об убийстве царя, наконец, здесь готовились бомбы. Хозяйкой другой конспиративной квартиры, содержавшейся под видом лавки сыров на Малой Садовой в Петербурге, откуда велся подкоп под улицу, была А. Якимова. Наконец, Софья Перовская, ближайшая помощница А. И. Желябова, руководителя заговора, заменившая его после ареста, ведала наблюдательным отрядом, а в момент покушения координировала действия непосредственных исполнителей. "Не будь Перовской с ее хладнокровием и несравненной обдуманностью и распорядительностью,- считала В. Н. Фигнер,-факт цареубийства мог и не пасть на этот день. День спасла она и заплатила за него жизнью"(27).
1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.
Софью Перовскую, уравняв в правах с мужчинами, первую из женщин России казнили по политическому процессу. Вера Фигнер наравне с мужчинами пережила 20-летнее одиночное заключение в Шлиссельбурге кой крепости.
Заключение.
В процессе революционной борьбы вырабатывался новый женский тип, принципиально отличный от декабристок, свершивших "подвиг любви бескорыстной". На первый план выдвигались не собственно женские качества - сострадание, готовность прийти на помощь, разделить тяготы, взять на себя вину,- а качества, присущие борцам: решимость, твердость, верность революционному и товарищескому делу.
Революционеркам 70-80-х годов были свойственны одержимость, готовность и стремление во всем идти до конца, отвергая какие бы то ни было компромиссы, "смягчающие обстоятельства" и т. п. Однако эти качества зачастую приобретали негативную обратную сторону. Вера Николаевна сама писала о крайностях, которые порождали такие крайние меры, как террористическая борьба: "Ожесточались исполнители, озлоблялись потерпевшие, их родные, друзья и знакомые; общество привыкало к унижению человеческого достоинства; зрелище казней возбуждало кровожадность толпы".
Одержимость и готовность идти к намеченной цели до конца давали женщинам огромный нравственный заряд, стойкость, силы, для того чтобы не сломаться в опасном и сложном революционном деле, не спасовать перед карателями. Вместе с мужчинами, как равные, они превращали политические процессы в арены революционной борьбы(28). Революционерки 70- 80-х годов продолжали традиции шестидесятниц, но на совсем ином уровне; они добивались равного с мужчинами права на каторгу, на смертную казнь. Когда Софью Лешерн по делу В. А. Осинского (1879 г.) приговорили к смертной казни (это был первый случай в практике политических судов), она, выслушав решение, сказала, что "первая покажет, как женщины умирают", а потом выражала неудовольствие конфирмацией, даровавшей ей жизнь. Софья Иванова на "процессе 16-ти" в 1880 г. заявила суду: "Единственное мое желание заключается в том, чтобы меня постигла та же участь, какая ожидает моих товарищей, хотя бы даже это была смертная казнь"(29).
И еще один эпизод: в 1889 г. на Карийской каторге, в Сибири, народоволка Н. Сигида приняла яд, после того как к ней применили телесные наказания. Вслед за ней покончили с собой ее товарищи по заключению Мария Ковалевская, Надежда Смирницкая и Мария Калюжная. Их примеру последовали мужчины. Это событие, вошедшее в историю под названием "Карийская трагедия", привело к отмене телесных наказаний для женщин.
В том же 1889 г. Софья Гинсбург, сидя в Петропавловской крепости в ожидании суда (в 1890 г. ее приговорили к смертной казни, замененной бессрочной каторгой), писала матери: "Каждый счастлив тогда, когда живет по-своему, и даже все невзгоды, которые являются как необходимое следствие того или другого жизненного пути, невзгоды, которые постороннему кажутся высшим страданием, и они переносятся легко и если хотите, равнодушно... раз знаешь, что это крест, добровольно тобою избранны"(28).
Вере Фигнер и таким, как она, было еще труднее. Сперва пришлось сделать выбор между дипломом и революцией. А затем тяжело и мучительно отказаться от исконной женской потребности делать доброе и обратиться к "кинжалу, револьверу и динамиту".
Литература.
1. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. М., 1991.
2. История России. М.: РЭА им Г.В. Плеханова, 1993.
3. Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер. М., Мысль, 1988. С. 1-272.
4. Козлов В.Г. Грани российской государственности. Сер. "История". М., 1992.
Примечания.
1 Пантелеев Л. Ф. Воспоминания. М., 1958. С. 347-348.
2 Лемке М. Очерки освободительного движения "шестидесятых годов" по неизданным документам. СПб., 1908. С. 284.
3 См.: Пантелеев Л. Ф. Указ. соч. С. 258.
4 См.: Козьмин Б. П. Русская секция Первого Интернационала. С. 103-104.
5 Тишкин Г. А. Первые студентки Петербургского университета. С. 62.
6 См.: Михайлов М. Л. Записки // Шелгунов Н. В., Шелгунова Л. П., Михайлов М. Л. Воспоминания. Т. 2. М., 1967. С. 266.
7 См.: Новикова Н. Н. Революционеры 1861 года. М., 1968. С. 135.
8 См.: Кузнецов В. Указ. соч. С. 152-162.
9 Дмитриева В. И. Так было. М.; Л., 1930. С. 368.
10 См.: Филиппов Р. В. Из истории революционно-демократического движения в России в конце 60-х - начале 70-х годов XIX века. Петрозаводск, 1962; Володин А. И., Корякин Ю. Ф., Плимак Е. Г. Чернышевский или Нечаев? М., 1976.
11 См.: Ткаченко П. С. Учащаяся молодежь в революционном движении 60-70-х гг. XIX в. М., 1978. С. 124; Засулич В. Воспоминания. М., 1931. С. 21.
12 См.: Ткаченко П. С. Указ. соч. С. 103.
13 Цит. по: Корякин Ю. "Лишь начинаю...": Заметки к изучению творчества и жизни Ф. М. Достоевского // Литературное- обозрение. 1981. № 11. С. 35-49.
Информация о работе Женщины в революционно-демократическом движении России