Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:47, реферат
В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.
Однако представления о путях перемен у самодержавия и российского общества существенно отличались. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и революционное.
Введение……………………...………………………………………………..…. 3
1. Глава 1. Формирование революционно-демократической идеологии: первая половина 60-х годов…………………………………....……………...………………………...4
1.1. Начало………………………………………………………………………....4
1.2. "Земля и воля" 1861 г.………………………………………………………....5
1.3. Передовая студенческая молодежь……………………………………….…7
2. Глава 2. 2 половина 60-х годов……………………………………....………..11
2.1. Дело Каракозова ……………………………………………………....……...11
2.2. Дело нечаевцев. ………………………………………………………………14
3. Глава 3. Народничество. ………………………………………………………22
3.1. "Хождение в народ"…………………………………………………………...22
3.2. "Земля и воля" 1876 г……………………………………………………….....24
4. Заключение ...………….…………………………………………...………...…29
5. Список литературы……………………………………………………………..31
6. Примечания………………….…………………………………………………..32
Это были трудные годы для революционной России: первый демократический натиск на самодержавие был отбит и в стране наступила реакция; учителя и вожди разночинской молодежи - Чернышевский, Добролюбов, Михайлов, Серно-Соловьевич - ушли из жизни или томились в неволе, герценовский "Колокол" утратил былое влияние. В движение вступали молодые, незрелые люди, жаждавшие активных действий. В этой обстановке в центре революционной борьбы оказались революционеры-фанатики типа Н. А. Ишутина и Д. В. Каракозова. Крайне самоотверженные и преданные народу, они вместе с тем отличались примитивными представлениями о революции, ограниченными, узкозаговорщическими и террористическими тенденциями, которые нашли свое наиболее концентрированное выражение в нечаевщине(10).
Политический инфантилизм и гражданская незрелость особенно характерны были для женщин, которые только приобщались к революционной борьбе. С революционерами-фанатиками их объединяло "нетерпение сердца", жажда деятельности и действий, усугублявшиеся отсутствием определенных занятий, материальной необеспеченностью, неясностью конечных целей.
Вера Засулич, активный участник революционных выступлении конца 60-х годов, вспоминала о том времени, названном жандармами "горячкой сходок", как о времени беспрерывных обсуждений, собраний, сборов на частных квартирах, когда "всем приходилось, конечно, стоять, и теснота бывала обыкновенно невозможная"(11). В той тесноте - "человек 10 -15 женщин": В. И. Засулич, героиня нечаевского процесса А. Д. Дементьева, близкая к С. Г. Нечаеву Е. X. Томилова, сестры нечаевцев Святская и А. Нечаева и др. В кружке Д. Воскресенского принимали участие А. И. Колачевская, Е.З. Козловская, Е. И. Засулич, участницы ишутинских артелей(12). В накаленной обстановке любая революционная пропаганда находила живой отклик, особенно среди женщин, неудержимо рвавшихся в бой.
Женщины, привлекавшиеся по делу Каракозова, не имели непосредственного отношения к террористическому акту. Большинство из них были связаны с тайным обществом ишутинцев посредством участия в не разрешенных правительством ассоциациях, главным образом в швейной мастерской сестер Ивановых. Революционерок арестовали после провала ишутинцев, последовавшего за неудавшимся покушением на царя члена этого общества Д. В. Каракозова; руководствовавшегося, как и Н. А. Ишутин, принципом "цель оправдывает средства". Женщины в тот раз оказались "без вины виноватыми", однако, когда наступил следующий "пик" правительственных репрессий, связанных с делом нечаевцев, полиция вновь обратила внимание на некоторых из них, замеченных в 1866 г. И не только потому, что они уже были "запятнаны", а потому, что не бездействовали несколько лет, прошедших между двумя процессами. В числе привлеченных к делу были участницы ишутинской швейной артели-Е. Л. Иванова, А. Н. Колачевская, М. Л. Моткова, Е. И. Засулич, Н. Балчужникова. Елизавета Капитоповна Оболенская, жена Л. Е. Оболенского и сестра А. К. Маликова - революционеров-
Дело нечаевцев.
К следствию по делу нечаевцев привлекли 30 женщин, т. е. третью часть участниц революционного движения 60-х годов, зафиксированных в био-библиографическом словаре. Восемь из них судились по процессу 1871 г.- впервые в истории политических разбирательств в России, на что указал в своей речи адвокат Е. И. Утин. С.Г. Нечаев был организатором тайного общества "Народная расправа", автором "Катехизиса революционера", в котором заявлялось, что революционная цель оправдывает средства. Нечаев в своей деятельности применял методы мистификации и провокации. В 1869 г. в Москве он лично убил по подозрению в предательстве студента И.И. Иванова и скрылся за границей. В 1872 г. он был выдан швейцарскими властями, приговорен к 20 годам каторги, умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
В свое время Ф. М. Достоевский писал о замысле "Бесов": "Я хотел поставить вопрос, и сколько возможно яснее, в форме романа, дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны - не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев?.. Как можно, чтоб Нечаев мог иметь успех? Меж тем несколько предвзятых понятий, чувство чести. Ложное понятие о гуманности. Самое мелкое самолюбие... даже и честный, и простодушный мальчик, даже и хорошо учившийся, может подчас обернуться нечаевцем... разумеется, если попадет на Нечаева: это уж sine qua non"(13).
Еще, можно сказать, противоестественнее, что в орбите С. Г. Нечаева, попиравшего своей псевдореволюционностью, методами шантажа и провокаций всякую нравственность и человечность, оказались девочки, честные, простодушные и даже хорошо учившиеся. Следует отметить, что в пресловутом "Катехизисе революционера" Нечаев огромное значение придавал "содействию женщин", которые делились им на три разряда по мере их полезности революционному делу: 1) "пустые, обессмысленные и бездушные", 2) "горячие, преданные, способные, но не наши, потому что не доработались еще до настоящего бесфразного и фактического революционного понимания" (под которым, как мы теперь знаем, Нечаев понимал бездумное и беспрекословное подчинение), 3) "совсем наши, то есть вполне посвященные и принявшие всецело нашу программу... Они нам товарищи. Мы должны смотреть на них, как на драгоценнейшее сокровище наше, без помощи которых нам обойтись невозможно"(14).
Известно, что сам Нечаев обладал таким магнетизмом, производил такое сильное впечатление своей убежденностью и одержимостью, что даже в условиях строжайшей изоляции Алексеевского равелина, куда был заключен позднее, сумел распропагандировать свою стражу. Нужно ли удивляться, что, например, его сестра Анна, "простая, почти безграмотная" девушка, "просто обожала брата, гордилась им безмерно"(15).
Да что говорить про Анну Нечаеву, если даже Вера Засулич, имевшая ко времени знакомства с Нечаевым определенный революционный опыт и раньше многих других распознавшая и отвергшая его иезуитско-мистификаторские методы борьбы, все же согласилась дать ему свой адрес для получения писем из-за границы, за что и поплатилась двухлетним заточением в Литовском замке и Петропавловской крепости с последующей ссылкой.
Конечно, говорить о "посвященности" всех женщин, причастных к делу нечаевцев, не приходится. Да и степень причастности каждой была весьма различна: на скамье подсудимых оказалось лишь восемь из них.
Одной из центральных фигур процесса стала Александра Дмитриевна Дементьева (1850-1922 гг.). Мещанка по происхождению, в 1867 г. она окончила Мариинскую гимназию в Петербурге. Активно участвовала в студенческих "беспорядках" 1868-1869гг., напечатала в 40 экземплярах прокламацию "К обществу" своего жениха П. Н. Ткачева. При обыске в марте 1869 г. у нее обнаружили типографский шрифт и набор, за что она была арестована.(16)
П. Н. Ткачев, идеолог русского бланкизма, имя которого было уже достаточно известно в революционных кругах, вместе с Нечаевым возглавлял наиболее левую и решительно настроенную часть студенчества. Нечаев скрылся за границей еще до открытого выступления петербургских студентов, Ткачева арестовали и судили по процессу нечаевцев. Показательно, что позднее П. Н. Ткачев в отличие от большинства революционеров, осудивших тактику Нечаева, не сделал этого, признавая допустимыми все средства для достижения цели(17). Можно предположить, что такой же точки зрения придерживалась и А. Д. Дементьева, ставшая к тому времени его женой. На суде она произнесла речь, перепечатанную многими газетами. Это было первое публичное выступление женщины на политическом процессе, в котором значительное место уделялось специально женскому вопросу, бесправному положению женщин в России, толкавшему их на борьбу с царизмом. "Даже те немногие отрасли знаний, которые предоставлены женщинам, обставлены такими преградами, что весьма немногие имеют возможность пользоваться этими средствами"(18),- сказала Дементьева. Она указала на активный протест как на естественный выход из этой противоестественной ситуации.
С заседания суда Александра Дмитриевна отправилась в Петропавловскую крепость с букетом цветов, купленным ей (разумеется, с разрешения либерального начальства) обвиняемым Феликсом Волховским, В городе начался сбор денег на приданое ей. Дементьева была приговорена к четырем месяцам тюрьмы. Отбыв тюремное заключение и последующую ссылку, в 1874 г. она получила разрешение выехать за границу к бежавшему туда ранее мужу, но при условии невозвращения на родину. Разрешение вернуться в Россию было ей дано только в 1903 г. (через 18 лет после смерти Ткачева). А. Д. Дементьева приехала из эмиграции с дипломом доктора и врачебной практикой, которую продолжила на родине. Она работала врачом в русско-японскую войну и в 1905г. арестовывалась за пропаганду среди солдат. В 1906 г. Дементьева боролась с холерной эпидемией. Умерла она в Воронеже, где прошли последние годы ее жизни.
Совсем другую роль в процессе играла Варвара Владимировна Александровская (урожденная Чирикова) - дочь подпоручика, жена коллежского советника, по профессии - акушерка. Она родилась в 1833 г. в Калужской губернии. Первый раз была арестована в 1862 г. в Петербурге за революционную пропаганду в воскресных школах и после трех месяцев пребывания "в смирительном доме" выслана под строгий надзор полиции в Тульскую губернию. Уже тогда Александровская предлагала свои услуги жандармам. В 1867 г., после раскаянного прощения, она получила разрешение вернуться в Петербург под поручительство мужа и гласный надзор полиции. Это не помешало ей в 1869 г. примкнуть к нечаевцам, стать членом "Народной расправы". В конце того же года Александровская вместе с Нечаевым скрылась за границу. В январе 1870 г. при возвращении из Швейцарии ее арестовали на границе, обнаружив прокламации. Во время суда Александровская - единственная из подсудимых - выражала раскаяние. Более того, она предлагала свои услуги для поимки Нечаева. Выявленные факты дают советским исследователям основание предполагать, что роль Александровской в процессе нечаевцев была провокационной(19). "За злоумышленное распространение преступных сочинений" Александровскую сослали в Западную Сибирь, где она, будучи уже в солидном для тех времен возрасте, вновь вышла замуж - за ссыльного Богемского. Дальнейшая ее судьба неизвестна(20).
Подсудимые Е. И. Беляева и Е. X. Томилова были тесно связаны с самим С. Г. Нечаевым. Беляева, приехавшая из Калуги в Москву, чтобы поступить на женские курсы, в сентябре 1869 г. стала членом нечаевского кружка Долгова. По замыслу Нечаева, она должна была ехать с ним за границу, но была арестована. Томилову задержали значительно раньше, в апреле 1869 г., после обыска, во время которого обнаружили конспиративные письма, в том числе и от Нечаева. Еще две подсудимые - А. И. Успенская и Е. Н. Лихутина состояли в родственных отношениях с нечаевцами. Лихутина участвовала в петербургском нечаевском кружке, организованном двумя ее братьями. А. И. Успенская, сестра Веры Засулич, была женой П. Г. Успенского, одного из учредителей "Народной расправы" и участников убийства студента И. Иванова, отказавшегося слепо повиноваться Нечаеву. Наконец, Ю. В. Бобарыкова и Л. Е. Воронцова (обе оправданы судом) были повинны главным образом в знакомстве со многими из нечаевцев. Характерно, что все эти женщины не отличались молодостью, особенно по тем временам ранней активности: только Дементьевой и Воронцовой было по 20 лет. Успенской исполнилось 23 года, пяти остальным-свыше 25 лет; Александровская (37 лет) и Томилова (31 год) были самыми старшими среди 79 подсудимых того в целом молодежного процесса, а, следовательно, все они должны были осознанно нести ответственность за свои поступки.
Разумеется, о многих замыслах Нечаева эти женщины и не подозревали. Достаточно сказать, что "Катехизис революционера", например, был обнародован впервые только на суде. Вместе с тем трудно представить, чтобы жена П. Г. Успенского-А. И. Успенская - могла не знать (или не догадываться) об убийстве, тем более что даже на процессе, разоблачившем нечаевские методы шантажа и мистификаций. Успенский не раскаивался в убийстве Иванова, считая подобный акт допустимым в революционной практике. Большинство женщин было оправдано судом: кроме Дементьевой и Александровской понесла наказание только Беляева, приговоренная к двум месяцам тюремного заключения, по отбытии которого она должна была пять лет находиться под строгим надзором.
Однако этот факт можно объяснить не столько непричастностью женщин к убийству, сколько, с одной стороны, тактикой подсудимых (почти все они вообще ни в чем не сознавались или запутывали следствие разноречивыми показаниями), с другой-исключительными условиями судебного процесса, являвшегося первым политическим процессом, проходившим на основе судебных уставов 1864 г., "при добросовестном соблюдении всех процессуальных норм и, главное, в условиях почти неограниченной гласности"(21).
Демократически настроенная защита, показания подсудимых-в большинстве своем честных, самоотверженных и бескорыстных людей - выявила пропасть между их побуждениями и авантюристическими замыслами Нечаева, умело пользовавшегося революционной одержимостью молодежи, особенно женщин. И в этом смысле процесс нечаевцев, как и нечаевщина вообще, стал полезной школой для развитая революционного самосознания, в том числе и женщин - участниц освободительной борьбы. Так, М. О. Антонова, ставшая женой известного народника Ф. В. Волховского, в дальнейшем связала свою судьбу с народниками. Боевое крещение в деле нечаевцев получила А. Н. Луканина: ее арестовали в январе 1870 г. в Петербурге, но через две недели освободили. В том же году она слушала лекции в Медико-хирургической академии, в 1872 г. уехала продолжать образование в Цюрихском университете. Там Луканина примкнула к бакунистам. По требованию правительства в Россию она не вернулась, отрезав, себе тем, самым обратный путь на родину. Там, в Западной Европе, Луканина получила звание доктора, занималась литературной работой, но так и не смогла добиться разрешения вернуться домой. Разумеется, встреча с Нечаевым кого-то революционизировала, но кого-то и отвратила от общественной борьбы. Последнее относится в первую очередь к совсем юным и житейски неопытным девушкам, каких оказалось немало вокруг нечаевской организации: Наде Успенской, сестре П. Г. Успенского, не исполнилось еще и 16-ти, Анне Нечаевой было 17... Отошли от революционного движения Беляева, Бобарыкова, Лихутина. А Воронцова и Томилова в дальнейшем поддерживали активные отношения с народническими кружками.
Информация о работе Женщины в революционно-демократическом движении России