Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:51, доклад
Египет - официальное название Арабская Республика Египет — государство в Северной Африке и на Синайском полуострове Азии, поэтому является страной двух материков.
В Европу название страны Египет пришло из древнегреческого языка (др.-греч. а́йгюптос, в рейхлиновом, в то время наиболее распространённом прочтении — э́гиптос), где являлось передачей «Хи-Ку-Пта» (букв. «Дом Ка Пта») — египетского названия Мемфиса.
В древнем Египте жители именовали свою страну «Чёрной», а себя — «людьми Чёрной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Ещё в глубокой древности соприкасавшиеся с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср — «Населенное место, город», так как их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср. Почему же мы, как и многие другие европейские народы, употребляем слово «Египет»? Э
Некоторые из теорий считают пирамиду астрономической астрономией. Утверждается, что коридоры пирамиды точно указывают в сторону «полярной звезды» того времени — Тубан, вентиляционные коридоры южной стороны — на звезду Сириус, а с северной стороны — на звезду Альнитак.
Когда солнце движется вокруг пирамиды, можно заметить неровность стен — вогнутость центральной части стен. Возможно, причиной этого является эрозия или повреждения в результате падения каменной облицовки. Возможно также, что это было специально сделано ещё во время строительства. Как замечают Вито Мараджольо (Vito Maragioglio) и Челесте Ринальди (Celeste Rinaldi) пирамида Микерина уже не имеет такой вогнутости сторон. I.E.S. Edwards объясняет эту особенность тем, что центральная часть каждой стороны со временем просто вдавилась внутрь от большой массы каменных блоков. Как и в XVIII веке, когда было открыто это явление, сегодня по-прежнему нет удовлетворительного объяснения этой особенности архитектуры.
Хатшепсут (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э.
или 1504—1482 до н. э.) — женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. До воцарения
носила то же имя (Хатшепсут, то есть «Находящаяся
впереди благородных дам»), которое не
было изменено при восшествии на престол
(хотя источники называют её тронным именем Мааткара — Маат-Ка-Ра). Имела титулы
«Великая жена Царя» и "жена бога Амона" . Хатшепсут
закончила восстановление Египта после
нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников
по всему Египту. Она наряду с Тутмосом III, Эхнатоном, Тутанхамоном,
Царица Хатшепсут была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес (Яхмос). Таким образом, она приходилась внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» — верховной жрицей фиванского бога Амона. Хатшепсут имела всего одну родную сестру Нефрубити, а также трёх (или четырёх) младших единокровных братьев Уаджмоса, Аменмоса, Тутмоса II и, возможно, Рамоса, — сыновей её отца Тутмоса I и царицыМутнофрет. Уаджмос и Аменмос, два младших брата Хатшепсут, умерли ещё в младенчестве. Поэтому после смерти Тутмоса I она вышла замуж за своего единокровного брата Тутмоса II (сына Тутмоса I и второстепенной царицы Мутнофрет), жестокого и слабого правителя, правившего всего неполных 4 года. Таким образом, была сохранена преемственность царской династии, так как Хатшепсут была чистых царских кровей. То, что Хатшепсут впоследствии стала фараоном, специалисты объясняют довольно высоким статусом женщины в древнеегипетском обществе, а также тем, что престол в Египте переходил по женской линии. Кроме того, обычно считается, что такая сильная личность, как Хатшепсут, достигла значительного влияния ещё при жизни своего отца и мужа и фактически могла править вместо Тутмоса II.
Некоторые исследователи полагают, что Хатшепсут сконцентрировала в своих руках реальную власть ещё во время правления своего мужа. Насколько это утверждение соответствует действительности, неизвестно. Однако нам точно известно, что после смерти Тутмоса II в 1490г. до н. э., двенадцатилетний Тутмос III был провозглашён единоличным фараоном, а Хатшепсут — регентом (до этого Египет уже жил в условиях женского правления при царицах Нитокрис из VI династии и Себекнефрура из XII династии). Однако через 18 месяцев (или через полтора года), малолетний фараон был отстранён от трона легитимистской партией во главе с фиванским жречеством Амона, которая возвела на престол Хатшепсут. Во время церемонии в храме верховного бога Фив Амона жрецы, нёсшие тяжёлую барку со статуей бога, опустились на колени прямо возле царицы, что было расценено фиванским оракулом как благословение Амона новому правителю Египта. В результате переворота Тутмос III был отправлен на воспитание в храм, чем его планировалось отстранить от египетского престола, по крайней мере, хоть на время регенства Хатшепсут. Тем не менее, есть сведения, что в последующем Тутмос III допускался до управления государством. Основными силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные («интеллектуальные») круги египетского жречества и аристократии, а также часть выдающихся военачальников.
Хатшепсут умерла около 1468 г. до н. э., на 22 году царствования. Поскольку она ещё далеко не достигла преклонного возраста, выдвигались версии как естественной кончины, так и насильственной смерти царицы. Например, Тутмосом III для избавления от власти мачехи, он же приказал уничтожить все изображения, упоминания, алтари Хатшепсут. Однако проведённый в 2007 анализ мумии, идентифицированной как Хатшепсут, показал, что на момент смерти ей было за 50 лет, она была тучной женщиной и скончалась она исключительно от болезней (опухоль кости и рак печени, усиленные диабетом). К тому же, у женщины-фараона был артрит и проблемы с зубами. Проведённый в 2011 году анализ мумии установил, что Хатшепсут пользовалась лекарством для кратковременного избавления от боли, в состав которого входило канцерогенное вещество, и за несколько лет применения могла отравить себя ядом. В составе лосьона оказался бензопирен — ароматический и крайне канцерогенный углеводород. Как отмечают ученые, это делает крайне вероятной версию, что женщина-фараон случайно убила сама себя.
Мумия Хатшепсут была захоронена в гробнице KV60.
Существуют две гробницы, принадлежащие
Хатшепсут, но ни в одной из них не было
найдено мумии царицы. Долгое время считалось,
что мумия Хатшепсут либо была уничтожена,
либо её перенесли в другое место захоронения
в последние годы правления Рамессидов, когда разграбление
гробниц стало массовым явлением, и мумии
выдающихся правителей Нового царства
перезахоронялись жрецами во главе с Херихором. Работы над первой
гробницей царицы начались ещё в её бытность
«главной царской женой» Тутмоса II. Ранняя
гробница царицы расположена в скалах
Вади Сиккат Така эль-Зейд, к югу от храма
в Дейр-эль-Бахри. Однако она не
могла устраивать Хатшепсут, ставшую фараоном,
поэтому работы над ней прекратились,
а в скалах Долины царей была вырублена основная гробница
Хатшепсут — KV20. Она была обнаружена в 1903 Говардом Картером. Первоначальный
замысел царицы состоял, видимо, в том,
чтобы соединить гробницу с поминальным
храмом в Дейр-эль-Бахри грандиозным туннелем,
однако в силу непрочности известняковых
пород от этой идеи отказались. Тем не
менее, рабочие уже успели начать работу
над ходом, который был впоследствии превращён
в обширную погребальную камеру, куда
из гробницы KV38 была перенесена и мумия
отца царицы Тутмоса I. Нам неизвестно,
была ли сама царица когда-либо погребена
в великолепном кварцитовом саркофаге,
который был найден в этой гробнице пустым.
Тутмос III вернул мумию деда в её первоначальное
место погребения, и считается, что он
мог перенести и мумию мачехи. Фрагменты
деревянного позолоченного саркофага, возможно, принадлежавшего
Хатшепсут, были обнаружены в 1979 среди обрывков пелён и остатков
погребального инвентаря в незавершённой
гробницеKV4 последнего фараона XX династии Рамзеса XI. В марте 2006 года на лекции в Музее Метрополитен
один из ведущих специалистов в современной
египтологии доктор Захи Хавасс заявил, что мумия царицы обнаружена
на третьем этаже Египетского музея в Каире, где она находилась
уже несколько десятилетий. Эта мумия,
одна из двух найденных в небольшой гробнице KV60 в Долине царей и вывезенная
в Каир в 1960 году, считалась до последнего
времени мумией женщины по имени Сат-Ра
(Ситре), кормилицы царицы, но не её самой.
Косвенными доказательствами принадлежности
мумии женщине-фараону являются обнаруженные
в гробнице Сат-Ра трон, настольная игра
сенет и ушебти с именем Хатшепсут. Другой
претенденткой на мумию Хатшепсут считалась
мумия неизвестной царицы Нового царства,
найденная в 1990 году в гробнице KV 21. Деревянный ящик-канопа с внутренностями царицы Хатшепсут
был обнаружен в 881 году во вскрытом тайнике с царскими
телами в Дейр эль-Бахри. Его принадлежность
царице XVIII династии также оспаривается,
поскольку он мог принадлежать и знатной
женщине периода XXI династии, имя которой
также звучало как Хатшепсут. По распоряжению
Захи Хавасса вблизи музея в 2007 году разместили
генетическую лабораторию, в которой учёным
из разных стран мира предстояло проверить
предположения о том, какая из мумий действительно
принадлежит царице Хатшепсут. В результате
проведённого каирскими учёными анализа ДНК мумий 26 июня 2007 года мумия из гробницы Сат-Ра
была официально идентифицирована как
тело Хатшепсут. Выбирая из изобилия сохранившихся
мумий представителей XVIII династии, учёные
остановились на бабушке Хатшепсут Яхмос Нефертари, чей генетический
материал и был сравнён с ДНК из мумии
её внучки. Выводы анализа ДНК подтвердило
томографическое сканирование, доказавшее,
что зуб, ранее найденный в маленькой
деревянной шкатулке с изображением картуша
Хатшепсут, как раз и является недостающим
зубом из челюсти мумии KV60. Это открытие
было объявлено «важнейшим в Долине Царей
после находки гробницы Тутанхамона». Исследование
мумии Хатшепсут профинансировал американский т
Долгое время неординарная личность Хатшепсут была практически неизвестна ни научному миру, ни широкой общественности (хотя существует версия, что она нашла своё отображение в средневековой арабской исторической традиции, приводившей историю вымышленной древнеегипетской царицы Далуки, иногда ошибочно отождествляемой с Клеопатрой VII). Однако благодаря историческим и археологическим исследованиям перипетии жизненного пути Хатшепсут стали привлекать к ней широкий интерес. Начиная с XIX века в её описаниях доминировали две противоположные тенденции, представлявшие её или правителем, опередившим своё время, или корыстолюбивым узурпатором. Вокруг её имени строились разнообразнейшие немыслимые теории, одна из которых утверждала, что Хатшепсут тождественна доброй египетской царевне, подобравшей из Нила корзинку с младенцем Моисеем и воспитавшей мальчика. Другим интересным моментом, касающимся Хатшепсут, является гипотеза Иммануила Великовского, согласно которой эта египетская правительница отождествляется с библейской царицей Саввской, а экспедиция в Пунт — с посещением посольством царицы царя Соломона. Для академической науки, разгоревшаяся в конце XIX — начале XX века, дискуссия относительно личности женщины-фараона примечательна решением так называемой «проблемы Хатшепсут». Первоначально считалось, что Хатшепсут была старшей сестрой и женой Тутмоса III. Эта точка зрения базировалась на заблуждении, что замена имени одного царя именем другого обязательно свидетельствует о прямой последовательности их правления. Путаница с картушами Хатшепсут, заменёнными Тутмосом III не только своими картушами, но и картушами её отца и мужа, приводила к объяснению этих процессов междоусобицами между стареющим Тутмосом I и Тутмосом II с одной стороны, и Тутмосом III и Хатшепсут, — с другой.