Разрушение
У статуи отсутствует нос шириной в 1,5 метра. Чаще всего
можно услышать, что эту деталь статуи
отшибло пушечным ядром во время наполеоновской битвы с турками у Пирамид (1798 г.); в других версиях легенды
место Наполеона занимают англичане или мамелюки. На ложность этого
мнения указывают рисунки датского путешественника
Нордена, видевшего безносого сфинкса
уже в 1737 г. Хотя отсутствие носа можно
объяснить естественным разрушением камня
(многовековое действие ветра и влаги),
есть ещё и объяснение средневекового
каирского историка аль-Макризи. Он пишет, что в
1378 г. один суфийский фанатик, застав феллахов приносящими дары Сфинксу в
надежде пополнить свой урожай, исполнился
гнева и отбил у «идола» нос, за что был
растерзан толпой (правда, непонятно, как
ему это удалось). Из рассказа аль-Макризи
можно заключить, что для местных жителей
Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем
Нила, от которого, как они полагали, зависел
уровень разлива великой реки и, соответственно,
плодородие их полей. Сфинкс дошёл до наших
дней не только без носа, но и без накладной
церемониальной бороды, фрагменты которой можно
увидеть в Британском и Каирском музеях. Время появления
у Сфинкса бороды вызывает споры. Одни
авторы относят её монтаж к Новому царству.
По мнению других, бороду изготовили вместе
с головой, ибо техническая сложность
высотных работ по монтажу бороды превосходила
возможности строителей того времени.
Реставрация
За годы своего существования
Сфинкс оказался по самые плечи погребён
в песке. Попытки откопать его предпринимались
уже в древности Тутмосом IV и Рамзесом II. Первый смог освободить
от песка только передние лапы, между которыми
велел поставить гранитную стелу с надписью следующего содержания:
|
Царский сын Тутмос, по своём прибытии,
во время полуденной прогулки сел в тени
этого могучего божества. Когда Ра достиг
вершины [неба], его одолел сон, и он увидел,
как сей великий бог обратился к нему с
речью, как будто отец говорит сыну: «Взгляни
на меня, присмотрись, о мой сын Тутмос,
я твой отец Хармахис , и я дарую тебе владычество над моей
землёй и власть над всеми живущими… Узри
мой подлинный вид, дабы защитить мои безупречные
конечности. Меня покрыл песок пустыни,
на которой я возлежу. Спаси меня и исполни
всё, что у меня на сердце». |
|
Также Сфинкс укреплялся при
помощи дополнительных блоков древними
греками и римлянами, в частности лапы
и стены ниши. Очистить от песка всю грудь
Сфинкса в 1817 году удалось итальянцам, а полностью
он был освобождён от тысячелетних песчаных
наносов в 1925 году.
Мумификация
Древний Египет, как и любое
другое древнее государство, хранит в себе
много тайн, многие из которых до сих пор
не разгаданы. Одна из наиболее интересных
тайн – мумификация. Именно благодаря
исследованию мумий, учёные разгадали
множество загадок, связанных с Древнем
Египтом. Мумии донесли до наших времён
традиции и искусство того времени. Легенды
и проклятия мумий до сих пор будоражат
умы многих людей. Мумификация одна из
интереснейших тем в истории Древнего
Египта.
Происхождение слова "мумия".
Этимологию слова "мумия" открывает
египтолог Бадж, хранитель египетских
древностей Британского музея
в конце XIX в. Восходит оно ни
к древнеегипетскому прототипу,
ни к коптскому. Впервые слово
"мумия" появляется в греческом
(византийском) и латинском, наиболее
ранние варианты его употребления
зафиксированы около 1000-го г. Происходит
слово "мумия" от арабского "битум"
или "нечто, пропитанное битумом".
Словом mumia арабские и еврейские
средневековые лекари обозначали
специальное лекарство. Арабский
врач Ибн Бетар, живший в VII в. говорит
о том, что вещество mumia происходит
из страны Аполлонии. Там оно
снисходит с водными потоками
со «светящихся гор» вниз по
течению и выбрасывается на
берег. На берегу оно засыхает,
затвердевает и приобретает запах
дёгтя. Он же говорит далее, что
ещё вещество mumia можно извлечь
из черепов и желудков древних
египетских покойников.
В действительности, в средневековье
арабские и еврейские торговцы добывали
из египетских гробниц древние мумии,
разрывали их на небольшие кусочки и продавали
как лекарство. Это лекарство можно было
найти практически в каждой аптекарской
лавке Европы вплоть до Нового времени.
Считалось, что лекарство mumia хорошо помогает
при лечении ушибов и ран.
Постепенно название лекарства перекочевало
в европейских языках и на тела, из которых
его "добывали", т.е. непосредственно
на мумий в нашем понимании этого слова.
Также до сих пор в русском языке существует
мумиё — название лекарственной смолы.
Сами же древние египтяне назвали своих
мумий "саху" (транслит.: sAhw)
Возникновение мумифицирования
в Египте.
Обряд мумифицирования покойного был
известен в Египте с очень древних времён.
До недавнего времени полагали, что наиболее
ранние искусственно мумифицированные
тела - это находки из раннединастических
(примерная датировка периода: 3000 - 2600 гг.
до н. э.) некрополей Абидоса, Саккара и
Тархана. Однако, археологические раскопки
сезона 1997 года англо-американской экспедиции
в Иераконполе позволили удревнить начало
мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили
несколько неповреждённых женских захоронений.
Их головы, шеи и руки были завёрнуты в
лён и рогожу. Сопровождаемый погребения
инвентарь исследователи смогли датировать
периодом культуры Накада-II (примерно
3600 г. до н.э.). некоторые учёные по косвенным
данным ещё более удревняют начало процесса
мумификации. Так, например, австралийский
египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование
применялось уже в эпоху бадарийской археологической
культуры, т.е. примерно в 4500 - 4100 гг. до
н.э. Хотя, как замечает сама исследовательница,
здесь трудно говорить о том, было ли обматывание
тела умершего просто погребальным ритуалом,
или это всё-таки именно мумифицирование.
Процесс мумификации.
По древнеегипетским источникам
трудно реконструировать этапы
процесса мумификации. Здесь помогают
сообщения античных авторов —
Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых
других. Письменные источники дополняются
исследованиями самих мумий.
Правом на бальзамирование владели жрецы,
потому что египтяне верили, что первую
мумификацию произвел бог Анубис, причем
мумифицировал он тело бога Осириса убитого
Сетом. В этом по легенде ему помогала
жена Осириса - богиня Исида. Тела умерших
отдавали на обработку бальзамировщикам.
Во времена античных путешественников
процесс мумифицирования уже довольно
сильно деградировал в сравнении с искусством
бальзамирования времён Нового царства,
но и этого египтологам хватает, чтобы
реконструировать процесс. Геродот говорит,
что бальзамировщик предлагает родственникам
умершего несколько способов мумификации,
а те, исходя из своего финансового состояния,
выбирают наиболее приемлемый. После того,
как обговорены все условия, мастера принимаются
за работу: «Сначала они извлекают через
ноздри железным крючком мозг. Этим способом
удаляют только часть мозга, остальную
же часть - путём впрыскивания растворяющих
снадобий. Затем делают острым эфиопским
камнем разрез в паху и очищают всю брюшную
полость от внутренностей. Вычистив брюшную
полость и промыв её пальмовым вином, мастера
потом вновь прочищают её растёртыми благовониями.
Наконец, наполняют чрево чистой растёртой
миррой, кассией и прочими благовониями
(кроме ладана) и снова зашивают. После
этого тело на 70 дней кладут в натровый
щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять
тело в щёлоке нельзя. По истечении же
этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают
повязкой из разрезанного на ленты виссонного
полотна и намазывают камедью (её употребляют
вместо клея).» (Геродот, 2.86)
Это первый, наилучший способ бальзамирования
в описании Геродота. Второй, более дешёвый,
представляет из себя следующее: «С помощью
трубки для промывания впрыскивают в брюшную
полость покойника кедровое масло, не
разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей.
Впрыскивают же масло через задний проход
и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало,
кладут тело в натровый щёлок на определённое
число дней. В последний день выпускают
из кишечника ранее влитое туда масло.
Масло действует настолько сильно, что
разлагает желудок и внутренности, которые
выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок
разлагает мясо, так что от покойника остаются
лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87) Третий
же способ, предназначенный для бедняков,
и того проще: «В брюшную полость вливают
сок редьки и потом кладут тело в натровый
щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают
родным» (Геродот, 2.88).
В разных источника даются разные продолжительности
бальзамирования. Геродот, например, отводит
для всего процесса 70 дней. Согласно же
данным Библии (Исх. 1:3) бальзамирование
Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание
— 70. Египетские источники также не дают
исследователям однозначного ответа относительно
сроков бальзамирования: то 121 день, то
96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование
длилось 70-80 дней, а на погребение уходило
до 10 месяцев. Диодор, посетивший Древний
Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения
Геродота о различных способах мумифицирования,
кроме того, некоторые его данные дополняют
сообщение отца истории. Так, например,
мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся
не одним "мастером" (так его называет
Геродот), а целым коллективом. Сначала,
согласно Диодору, главный писец осматривал
тело и с левой стороны в области паха
делал пометку, где необходимо будет сделать
разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор
называет его парасхист (вспарыватель)),
делает надрез в указанном месте. Затем
приступают другие мумификаторы. Один
из них засовывает руку в сделанный парасхистом
разрез, выкладывает оттуда все органы,
за исключением сердца и лёгких. Пока он
дочищает полость покойника, другие берут
извлечённые органы и промывают их пальмовым
вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается
кедровым маслом, корицей, миррой и другими
средствами бальзамирования. При этом
Диодор замечает, что покойник сохраняет
свои прижизненные черты лица. В его время
многие египтяне хранили своих мёртвых
родственников дома, и, так как они хорошо
сохранялись, любовались ими.
Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались
и не уничтожались. Они тоже сохранялись.
После извлечения органы промывались,
а затем погружались в специальные сосуды
с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии
полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, как
правило были украшены головами 4-х богов
— сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий
голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала;
Кебексенуф, имеющий голову сокола и Имсети
с человеческой головой. В определённые
канопы помещались определённые органы:
Имсети хранил печень, Дуамутеф - желудок,
Кебексенуф - кишечник, а Хапи вмещал в
себя лёгкие.
Вот современное описание бальзамирования,
сделанное на основе научных изучений
мумий. Сначала удалялись внутренние органы,
так как на них больше всего сказывался
эффект гниения, тем более, что считалось,
что пищевые органы загрязняют плоть и
через нее душу человека.
Бальзамировали обычно впятером, олицетворяя
разных богов. Главный был олицетворением
Анубиса и одевал маску. Тело тщательно
вычищали от органов и их остатков, после
чего промывали вином. Потом тело обрабатывали
солью - натроном. Единственной проблемой
было выпадение от соли ногтей покойника,
из-за чего их стали присоединять проволокой
или надевать на них наперстки. Позже покойника
омывали в воде и высушивали на солнце.
Голову обычно набивали бинтами или наполняли
нагретой смолой. Вынутые органы не выбрасывались
- их помещали в канопы, 4 специальных сосуда. Последствием
бальзамирования было обязательное изменение
цвета кожи, сильная потеря в весе, кожа
вваливалась (особенно на щеках), зубы
выпирали наружу. Щеки набивали опилками
для восстановления полноты, в провалившихся
местах вставляли льняные вкладыши или
бинты. Позже уже использовали смолу, которая
исправляла контуры тела, заполняя все
полости. Потом мумию пеленали. Последним
штрихом была деревянная табличка или
расписная маска, которые передавали черты
лица усопшего.
Египтяне, наряду с людьми, мумифицировали
также и животных – практически все виды,
от быков и ястребов до мангустов и змей.
Некоторые из мумий были найдены в больших
количествах, тогда как другие остаются
редкостью. Многих животных разводили
в храмах, чтобы позднее принести их в
жертву богам. Вскрытие тел кошек показало,
что у большинства из них была сломана
шея, Мумия кошки когда им было около 2
лет. Кошки были самыми почитаемыми обитателями
древнеегипетского жилища. Они уничтожали
крыс и мышей, которые могли бы наводнить
зернохранилища, а также помогали при
охоте на птиц и рыбалке. В XIX веке большое
количество мумий кошек было отправлено
в Англию для использования в качестве
удобрения.
Мумии древних властителей
Великие египетские пирамиды
были не только гробницей фараонов,
но и местом собрания величайших
сокровищ, которыми, якобы в загробной
жизни, должны были пользоваться
монархи. И поэтому не мудрено,
что уже с XX века до Р. Хр., то
есть, четыре тысячи лет назад,
в Египте появился особый класс
грабителей, специализировавшихся
на ограблении пирамид. Пирамиды
же имели прекрасную систему
защиты, включая всевозможные лабиринты,
и ловушки, в которых погибало
немалое количество искателей
легкой наживы. Но страсть к
обогащению брала верх, и именно
«благодаря» этим разбойникам
большинство сокровищ пирамид
не дошло до нашего времени.
Часто бывало и так, что «профессия» грабителя
пирамид передавалась от отца к сыну, как
что-то почетное. И вот, одна из таких семей
просуществовала до нашего времени, начиная
с XIII века до Р. Хр. вплоть до 1881 года, более
трех тысяч лет, хотя звучит это невероятно.
Эта семья проживала в деревне Курна, недалеко
от знаменитой Долины царей. Один из ее
представителей Абд аль-Расул в 1869 году
обнаружил в одном из ущелий захоронение
нескольких фараонов, причем совершенно
нетронутое грабителями. В течение последующих
затем лет эта семья очень разбогатела,
продавая находки. Но однажды эти драгоценные
предметы увидели ученые — профессор
Гастон Масперо и его ассистент Луксору.
Не сумев ничего добиться от Абд аль-Расула,
они обратились к местному правителю Дауд-паше.
В результате расследования, в ходе которого
были применены даже пытки, араб согласился
показать найденное им захоронение. И
вот 5 июля 1881 года были обнаружены захоронения
и мумии Яхмеса Первого (1580-1555), Аменхотепа
Первого (1555-1545), Тутмоса Третьего (1479-1447),
Рамзеса Второго (1301-1235), в общей сложности
40 мумий, среди которых, особо подчеркнем,
и Тутмос Третий, в правление которого
на евреев обрушились страшные гонения.
В период Среднего Царства покрытие лица
умершего маской стало стандартной практикой.
Большинство масок изготавливалось из
картонажа (папирус или ткань, покрытые
гипсом, вид штукатурки), также использовались
дерево, серебро и золото, если умерший
был царского рода. Наиболее известная
погребальная маска – маска фараона Тутанхамона.
Реалии и суеверия.
Процесс бальзамирования подробно
описан в канонических папирусах
Египта. После проведения необходимых
мероприятий по сохранению бренного
тела (вымачивание в рассоле, наполнение
опорожненных полостей травами,
пеленание бинтами, пропитанными
бальзамами и ароматическими
маслами) совершалась сложная, но
чрезвычайно важная процедура
придания покойному внешнего
сходства с живым человеком - ведь
египтяне верили в загробную
жизнь и старались подготовить
к ней усопшего должным образом.
В течение многих веков вплоть до эпохи
Просвещения в различных медицинских
трактатах приводились десятки рецептов
изготовления лекарств с добавлением,
например, четверти унции порошка из мумии
или кусочка ее погребального покрова.
Давались и магические рекомендации: рука
мумии, лежащая в шкатулке из ливанского
кедра, охраняет дом и имущество от напастей,
а носимый на шее в шелковом мешочке ноготь
со среднего пальца мумии обеспечивает
доброжелательное отношение окружающих.
В европейских аптеках, внушая страх суеверным
клиентам, висели якобы привезенные из
Египта мумифицированные чучела обезьян,
кошек, крокодилов. В XVI в. в Германии власти
издали распоряжение, согласно которому
аптекари не должны помещать подобные
экспонаты в витринах, а при появлении
женщины, ожидающей ребенка, и вовсе обязаны
закрывать вредоносные предметы занавеской.
Люди верили, что, взглянув на них, дама
родит младенца-урода.
Раскрыта главная тайна египетских
фараонов.
Одну из главных тайн древнего Египта
можно считать раскрытой. Немецкие исследователи
восстановили технологию мумификации,
которую применяли египтяне – химики
из университета Тюбингена утверждают,
что тела фараонов прекрасно сохранились
благодаря кедровому маслу. Ученые, следуя
методу, описанному в работе римского
энциклопедиста Плиния-старшего, выделили
из масла бальзамирующий экстракт гваякол.
Тесты показали, что это вещество обладает
антибактериальными свойствами и при
этом не повреждает ткани тела. Проанализировав
материал, найденный рядом с одной из мумий,
химики получили подтверждение, что египтяне
использовали именно гваякол – его остатки
прекрасно сохранились в древней материи. Отчет
об этом открытии, который немцы опубликовали
в журнале Nature, вызвал огромный резонанс
в среде египтологов. Некоторые из них
смутились, признав, что долгое время не
замечали очевидной вещи, другие настаивают
на том, что профессора из Тюбингена ошибаются,
а для бальзамирования тел фараонов использовался
сок можжевельника, как считали ранее. Кстати,
в греческом языке слова "кедр" и
"можжевельник" имеют сходные корни.
В трудах древних греков неоднократно
упоминается кедровый экстракт, но ученые,
не будучи специалистами в мертвом языке,
считали, что речь идет о можжевельнике.
"Можжевеловое" заблуждение поддерживало
и то, что многие из обнаруженных мумий
сжимали в руках ягоды этого растения.
Однако, судя по всему, ягоды не имели к
бальзамирующему препарату никакого отношения,
если только египтяне не использовали
две различные технологии для сохранения
тел покойных.