Введение культа Атона
Пытаясь укрепить свою самодержавную
власть, Аменхотеп IV, опираясь на неродовитых
служилых людей, так называемых немху (что означало
«сироты», конечно, в переносном смысле),
выступил против жречества и в первую
очередь против жречества главного бога Амона-Ра.
Сила жречества и тесно связанной с ним
знати, естественно, зиждилась на религии.
Чтобы ослабить противника, необходимо
было лишить его этого идеологического
влияния. Сначала Аменхотеп, по-видимому
терпел старый порядок вещей; на первых
памятниках своего царствования он ещё
молится Амону. Затем Аменхотеп постепенно
стал выдвигать, в противовес фиванскому
богу Амону, культ ранее малоизвестного
бога Атона (Йати), олицетворяющего солнечный
диск. Провозгласив себя первосвященником
нового бога, Аменхотеп на 3-м году своего
правления начал строить в Фивах в его честь
храм. На 4-м году началась отделка стен
нового храма. Атон изображался в образе
человека с головой сокола, увенчанной
солнечным кругом. На конец 4-го года правления
приходится резкий перелом в отношении
царя с одной стороны к Атону, с другой —
к старым богам. Эхнатон провозгласил
себя абсолютным божеством, вечным существом,
спасающим и приводящим к вечной гибели.
Солнечный диск, Атон, считался небесной,
природной «иконой» самого царя. Поэтому
меняется и само изображение Атона. Прежний
образ человека с головой сокола, увенчанной
солнечным кругом, заменился новым — круг
с солнечной или царской змеёй (уреем)
спереди и множеством устремлённых вниз
лучей с кистями человеческих рук на концах.
Но, несмотря на это, фараон, видимо, ещё
не порвал со старым жречеством. В конце
того же 4-го года, уже после «воцарения»
Атона, верховному жрецу Амона Маи царь
поручал добычу камня для его (фараона)
изваяния в каменоломнях Восточной пустыни.
Основание новой столицы
По-видимому, на 6-ом году царствования
Аменхотепа IV борьба резко обостряется
и вскоре достигает апогея. Фараон вместе
со своим двором покидает ненавистные
и враждебные ему Фивы и, в 300 км к северу
от этого центра почитания Амона-Ра, приказывает
основать новую столицу — Ахет-Атон (Ах-Йати, «Горизонт Атона», ныне
городище Тель эль-Амарна). Несколько раньше
фараон переименовывает себя в Эхнатона
(Их-не-Айти, «Полезный для Атона»).
Новые личные имена получают также члены
его семьи и его сановники.
До 8-го года царствования фараона
усиленно отстраивается новая столица.
Там был сооружен огромный дворец Эхнатона,
построенный в основной своей части из
белого камня. Этот дворец считают самым
большим из всех гражданских зданий древности.
Достаточно сказать, что длина восточного
фасада официальной части Главного дворца
равнялась почти 700 м. Стены дворца были
покрыты сюжетными и орнаментальными
росписями, отделаны цветными изразцами;
полы, потолки, и лестницы красочно расписаны;
колонны со сложными капителями раскрашены
и инкрустированы цветным фаянсом. Кроме
главного дворца в Ахет-Атоне было построено
ещё несколько дворцов, меньших по размеру,
но также пышно отделанных. В Ахет-Атоне
был построен и главный храм Атона, получивший
название «Дом Атона».
Он состоял из двух громадных каменных
сооружений внутри прямоугольной ограды,
вытянутой в длину на расстояние 800 м. Все
это было окружено особняками царских
сановников и обширными садами.
Преследование Амона и других
старых богов
К 9 — 10 годам правления Эхнатона
относятся первые известные нам случаи
преследования бога отверженной столицы — Амона.
Незадолго до начала 12-го года фараон объявил
войну не только Амону, но и всем старым
богам. Атон был провозглашен единственным
богом, культ всех прочих богов был отменен,
храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны.
Стремясь стереть даже память об именах
прежних богов, Эхнатон приказал повсеместно
их уничтожать. Особенно тщательно стиралось
и соскабливалось имя Амона, жрецов которого
больше всего ненавидел фараон, а также
имена Мут и Хонсу — составляющие вместе
с Амоном, так называемую фиванскую триаду.
Даже имени отца не пощадил фараон и изуродовал
его, истребив его составную часть — имя
Амона, или заменял его личное имя «Аменхотеп»
царским именем «Ниб-маат-Ра». Слово «мать»
(мут) в гробнице Тии он писал фонетически,
чтобы избежать правописания при помощи
знака коршуна, которым писалось имя богини
Мут. Зато Атону возводились храмы по всему
Египту (Фивы, Ахет-Атон, Гем-Атон, Гелиополь, Мемфис, Гермополь, Фаюм).
Эти храмы наделялись большими земельными
массивами, охотничьими и рыбными угодьями,
скотом, пастбищами, обеспечивались рабочей
силой. Был учрежден большой штат жрецов —
служителей нового культа фараона. Они,
как это видно из памятников той поры,
были в основном представителями новой
служилой знати.
Внешнеполитические дела
Ухудшение отношений с крупными
державами
Тем временем, внешнеполитические
дела Египта шли неважно. Отношения с крупными
государствами Ближнего Востока расстроились.
Эхнатон уже не хотел посылать туда золото
с отцовской щедростью. Оно было нужно
ему самому, как для отделки новых зданий,
так и для раздачи послушным сановникам.
Вавилонский царь Бурна-Буриаш II жаловался
на то, что его египетский «брат» неоднократно
отпускал вавилонских послов без ответных
подарков, а когда прислал золото, то оно
оказалось неполновесным: «Если ты не
можешь быть столь же щедрым, как твой
отец, то пришли хоть половину»
Вместо золотых изображений,
обещанных Аменхотепом III царю Митанни Тушратте и
даже показанных его послам, Эхнатон отправил
позолоченные деревянные. Царь Митанни
Тушратта пишет Аменхотепу IV: «Итак, пусть
брат мой пришлет мне золото, в таком большом
количестве, которого нельзя было бы и
исчислить… Ведь в стране моего брата
много золота, столько же, сколько и земли.
Боги да устроят так, чтобы его было ещё
больше в десять раз». Со своей стороны
Тушратта готов оказать фараону какие
угодно услуги и прислать всякие дары.
«Если брат мой чего-либо пожелает для
своего дома, я отдам в десять раз больше,
чем он требует. Моя земля — его земля,
мой дом — его дом». Не чувствуя твердой
руки фараона, распоясавшиеся представители
египетской власти в Сирии и Ханаане, и
тамошние властители нападали на вавилонских
купцов и грабили их караваны. Дочь вавилонского
царя, отданную в жены фараону, Эхнатон
оскорбительным образом послал сопровождать
всего-навсего 5 колесниц, тогда как при
Аменхотепе III вавилонскую царевну, его
будущую жену, сопровождали 3 тысячи колесниц.
К тому же, Эхнатон заключил дипломатические
отношения с Ассирией, что также вызвало
недовольство Вавилонии, которая сохраняла
свои притязания на верховную власть в
Ассирии, хотя давно её уже не осуществляла.
Бурна-Буриаш II в одном из своих писем
даже заявил протест фараону, но безрезультатно.
После этого Бурна-Буриаш II разорвал союз
с Египтом и начал ориентироваться на
враждебное ему Хеттское царство. А отношения
Эхнатона с митаннийским царём испортились
настолько, что, как пишет царь Библа Риб-Адди фараону,
Тушратта двинул свои войска на Финикию,
но отступил вследствие недостатка воды.
Отношение Эхнатона к событиям
в азиатских провинциях
Эхнатон не хотел, или не мог
послать достаточно войск, чтобы удержать
азиатские владения Египта. Он ограничивался
угрозами и полумерами, а то и вовсе оставался
глух к мольбам своих сиро-хананейских
верноподданных, даже о посылке хотя бы
небольшого числа воинов из Египта. Несмотря
на бездействие фараоновских властей,
большинство царьков, видимо, сильно скомпрометировавших
себя сотрудничеством с египтянами, сохранили
верность Эхнатону, но власть их была непрочной,
и они гибли в борьбе с вражескими властителями
и, отчасти, с собственными подданными.
Египет терял не только международный
политический престиж, достигнутый фараонами-завоевателями
XVIII династии, но и экономическое могущество,
поскольку все эти неурядицы сильно сократили
поступление материальных ценностей из
провинций.
Конец реформ Эхнатона
Росло недовольство и в Египте.
Теперь, не только жрецы и знать, но и средние
слои населения не поддерживали фараона.
Расправляясь с их помощью со своими противниками,
Эхнатон ничего не давал им взамен. Нельзя,
наконец, недооценивать и значение идеологического
фактора. Народ за многие столетия привык
к своим богам, верил в них, и, конечно,
никакие декреты и административные меры
не могли принудить его отказаться так
быстро — в течение нескольких лет — от
религии предков. За ним закрепилось прозвище
«Враг из Ахет-Атона», которым летописцы
обозначали царя в свитках после его смерти,
не желая произносить имени. Эхнатон оказался
в изоляции. Впервые в истории Египта,
дабы удержаться на престоле, он вынужден
был прибегнуть к помощи наемников, скорее
всего обитателей Эгейских островов. Правда,
по некоторым намёкам, очень смутным и
неопределенным, можно предположить, что
в последние годы правления под воздействием
матери царицы Тэйе, или просто осознав
надвигающуюся опасность, Эхнатон отказался
от крайнего ригоризма и пошёл на некоторые
уступки. По-видимому, в связи с этим у
Эхнатона произошёл разлад с его главной
женой Нефертити, ревностной сторонницей
культа Атона. Так как, начиная с 15-го года
правления Эхнатона, имя Нефертити не
упоминается, как это было ранее, рядом
с именем фараона, хотя точно известно,
что она была жива и после смерти Эхнатона.
Эхнатон правил не менее 17 лет, последний
известный год его правления — 17-й.
Семья
Супруги и дети Эхнатона:
Нефертити (новым именем которой стало Нефер-нефру-Атон (Наф-нафра-Йати, букв. «Прекрасна красота Атона»). 6 дочерей:
Меритатон — на 15 году правления отца
была выдана замуж за своего брата Семнехкара
Макетатон — умерла в детстве
Анхесенпаатон — стала впоследствии женой
своего брата Тутанхамона
Нефернефруатон-ташерит: год 6 (1344 до н. э.)
Нефернефрура: год 9 (1341 до н. э.).
Сетепенра год 11 (1339 до н. э.).
Вероятная дочь: Кийа-ташерит (условное
имя, настоящее не сохранилось, однако
известно, что оно заканчивается на -атон;
возможно что полное имя звучит как Бакетатон)
мумия KV35YL — пока неопознанная родная
сестра Эхнатона (возможно, Небетах или Бакетатон). Сын:
Возможно сыном Эхнатона был Сменхкара.
Родословие Эхнатона
XVIII династия
Смерть и гробница
Обстоятельства смерти Эхнатона
неизвестны. Некоторые исследователи
считают, что он был отравлен, так как на
одной из росписей изображено покушение
на него. В нескольких километрах на восток
от своей новой столицы Ахетатона, он был
погребён в своей гробнице, высеченной
им в скалах для себя самого и для всего
семейства, и где уже покоилась его вторая
дочь Макетатон. Но позже его мумия была
убрана оттуда, и перенесена в некрополь Долины
царей в грбницу KV55. Древние египтяне уничтожили
памятники о эпохе Эхнатона и запутали
упоминания, чем усложнили идентификацию
обнаруженных мумий. Непрерывные дискуссии
продолжаются до сих пор. Генеко-генеалогическая экспертиза
показала, что погребенный в KV55 является
отцом Тутанхамона, что ещё не идентифицирует
его как Эхнатона.
Последствия атонистской
революции
Однако новый культ встретил
сильную оппозицию со стороны жречества
и недовольство народа, не понимавшего
смысл нововведений и всё более страдавшего
от начавшегося экономического упадка.
Процарствовав около 17 (18) лет, Эхнатон
скончался и уступил престол эфемерному
царю Сменхкара, который был мужем старшей
дочери Эхнатона и Нефертити — принцессы
Меритатон и, возможно, сыном царя и одной
из его младших жен — царицы Кийи. Спустя
два года престол перешёл к Тутанхамону,
младшему брату Сменхкара и супругу третьей
дочери Эхнатона — Анхесенпаатон. Под
влиянием высокопоставленных сановников
(регентов Эйе и Хоремхеба, будущих фараонов)
и жречества юный царь отказывается от
ереси своего предшественника, принимает
имя Тутанхамон и переносит двор в Мемфис.
Ахетатон был постепенно заброшен и стал
разрушаться, а с началом XIX династии был
проклят и превратился в каменоломню.
Имя его создателя также было проклято
и изъято из официальной документации,
в которой отныне Эхнатона упоминали только
как «врага» («отступника из Амарны»).
Сооружения Эхнатона были разрушены и
в других городах Египта; архетектурные фрагменты
с именем царя и рельефными изображениями
найдены в Мемфисе, Гелиополе, Атрибисе,Гермополе
, Ассиуте, Ахмиме, Абидосе, Медамуде и Луксоре.
Нефертити
Неферти́ти (Нефер-Неферу-Атон Нефертити, др.- егип. «Прекрасная красота Атона,
Красавица Пришла») — «главная супруга»
древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351—1334 до н. э.), время правления
которого ознаменовалось крупномасштабной
религиозной реформой. Роль самой царицы
в проведении «солнцепоклоннического
переворота» спорна.
«Правая
рука» фараона
К концу XV века до нашей
эры каста египетских жрецов владела огромными
богатствами. К тому же они были и самой
образованной частью населения: умели
предсказывать разливы Нила, составлять
карты звездного неба и календарь, знали,
как вычислять площади геометрических
фигур. Почувствовав силу, жрецы стали
диктовать свои требования царской власти.
На рубеже XV и XIV веков до нашей эры произошел
открытый конфликт. Фараон Аменхотеп IV
объявил старых богов ложными и ввел культ
единого бога Солнца – Атона. Прежние
храмы закрыли, их имущество конфисковали.
Царь покинул старую столицу, Фивы, и переехал
в новую, которую он назвал Ахетатон («горизонт
Атона»), а сам принял новое имя − Эхнатон
(«полезный Атону»). Весной 1965 года американский
археолог-любитель, бывший дипломат Рэй
Уинфилд Смит, обнаружил на территории
древних Фив, в Карнаке, около 16 000 обломков
известняка с фрагментами надписей, изображений
рук, голов, солнечного диска и исходящих
от него лучей. Смит нанял фотографов,
которые сделали снимки каждого фрагмента,
а затем отправились по музеям разных
городов и стран для поисков и съемок других
обломков подобного происхождения. В итоге
получилось около 40 000 фотографий. Компьютерный
анализ позволил отобрать из них те, которые
подходили друг к другу как кусочки пазла
– детской головоломки.
Когда изображения и надписи были частично
воссозданы, удалось понять ту роль, которую
сыграла во внедрении культа Атона прекрасная
Нефертити («красавица грядет»).
Изучив собранные Смитом материалы, мюнхенский
историк Филипп Ванденберг установил,
что на стенах храма гораздо чаще встречаются
имя и изображения именно Нефертити, а
вовсе не Эхнатона. Исследователь пришел
к заключению, что подлинной правительницей
в царстве эксцентричного фараона была
именно она.
Происхождение
Легенды рассказывают, что никогда
ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»;
её лицо украшало храмы по всей стране.
С начала исследования и проведения раскопок
в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна)
в 80-х годах XIX века до настоящего времени
не обнаружено ни одного чёткого свидетельства
о происхождении Нефертити. Только упоминания
на стенах гробниц семьи фараона и вельмож
дают некоторые данные о ней. Именно надписи
в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез
о том, где родилась царица. В современной
египтологии есть несколько версий, каждая
из которых претендует на истинность,
но недостаточно подтверждена источниками,
чтобы занять лидирующее положение. В
целом, взгляды египтологов можно разделить
на 2 версии: одни считают Нефертити египтянкой,
другие — иноземной принцессой. Гипотеза
о том, что царица не была знатного происхождения
и случайно появилась у трона, сейчас отвергается
большинством египтологов.