Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 09:24, реферат

Краткое описание

«Государственная Дума – это уникальное явление для России. Это – парламент, от него идут законы, а выше закона ничего нет в конституционном государстве, в том числе и для Конституционного Суда, который руководствуется высшим законом – Конституцией

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…. 2
I.​ Появление Государственной Думы в России……………………………………........3
1.1 Причины и предпосылки (возможности) создания Государственной Думы
1.2 Основные этапы создания Государственной думы
(Булыгинская Государственная Дума)
1.3 Полномочия Государственной Думы
II. Первая Государственная Дума (1906 г)………………………………………….……9
III. Вторая Государственная Дума (1907 г)………………………………………………11
IV. Третья Государственная Дума (1907-1912 г)………………………………..…….…13
V. Четвертая Государственная Дума (1912-1917 г)………………………………….…..15
VI. Прекращение деятельности Государственной Думы………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………………21
Источники и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

реферааат.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Юридический Факультет

Кафедра Истории Государства и Права

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «История Государства и Права»

 

На тему: «Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности»

 

 

 

 

 

Направление подготовки / Специальность: Правовое обеспечение национальной безопасности.

Выполнила: студентка группы ПСк-311

Лысова Юлия Васильевна

Научный руководитель:

Чернышова Анна Владимировна

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2013г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..…. 2

I.​  Появление Государственной Думы в России……………………………………........3

       1.1 Причины и предпосылки (возможности) создания Государственной Думы

       1.2 Основные этапы создания Государственной думы

              (Булыгинская Государственная Дума)

       1.3 Полномочия Государственной Думы

II. Первая Государственная Дума (1906 г)………………………………………….……9

III. Вторая Государственная Дума (1907 г)………………………………………………11

IV. Третья Государственная Дума (1907-1912 г)………………………………..…….…13

V. Четвертая Государственная Дума (1912-1917 г)………………………………….…..15

VI. Прекращение деятельности Государственной Думы………………………………..19

Заключение…………………………………………………………………………………21

Источники и литература.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Введение

Свою работу я хотела бы начать со слов Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькина, которые, по моему мнению, полностью раскрывают смысл понятия «Государственная Дума».

 «Государственная Дума – это уникальное явление для России. Это – парламент, от него идут законы, а выше закона ничего нет в конституционном государстве, в том числе и для Конституционного Суда, который руководствуется высшим законом – Конституцией».

До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган.

Неоднократно в намерения российского правительства входило создание выборных законодательных или, по крайней мере, законосовещательных учреждений. О введении конституции всерьез думал Александр I, но в итоге отказался от своего намерения. Так же о созыве законосовещательного земского собора думал и Александр III, но вскоре он перешел к политике контрреформ и консервации самодержавия. Его наследник Николай II в одной из первых своих публичных речей назвал конституционные надежды земской оппозиции «бессмысленными мечтаниями»: «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель».1 Высшая бюрократия, большая часть чиновничества, а также в консервативно настроенная часть общества была убеждена в необходимости самодержавия для России. Вступая на престол, российские монархи давали присягу в сохранении самодержавной власти, которую они должны были передать своим наследникам.

Промышленный спад, расстройство денежного обращения, неурожай и огромный государственный долг, выросший со времен Русско-Турецкой войны, влекли обострение необходимости реформирования деятельности и органов власти.

 

 

  1. Появление Государственной Думы в России. Её полномочия.

 

1.1    Причины и предпосылки (возможности) создания Государственной Думы

1.2 Основные этапы создания Государственной думы (Булыгинская Государственная Дума)

1.3     Полномочия Государственной  Думы

 

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., которая раскрыла все недостатки бюрократического управления. Май 1905 г. был ознаменован непрекращающейся волной забастовок в 200 городах России, которая усилилась после цусимской катастрофы и превратилась в июне в широкомасштабную стачку в Иваново-Вознесенском промышленном районе.

В это время начались массовые восстания. Толчком этих восстаний послужило «Кровавое воскресенье» — расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном 9 (22) января 1905. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии. 8 октября 1905 г. прекратилось движение на Московской железной дороге, к 17 октября значительная часть дорог была парализована. Закрылись фабрики, не выходили газеты, в крупных городах почти не было электричества. Только революционные события 1905 г. и тяжелые поражения в ходе Русско-японской войны заставили Николая II и государственных деятелей вступить на путь коренных преобразований государственного строя.

Принято считать, что начало процессу становления парламентаризма в России было положено 18 февраля 1905 г., когда царь подписал рескрипт (распоряжение) на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина,  где выражалось намерение «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей» к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений. Одновременно был обнародован царский манифест «О призыве властей и населения к содействию самодержавной власти в одолении врага внешнего и искоренению крамолы и противодействии смуте внутренней».

А.Г.Булыгину поручалось возглавить комиссию по подготовке соответствующего законодательства. В мае Совещание завершило работу и сформулировало концептуальные основы будущих выборных правил и процедур. Главный принцип, проведенный данным совещанием - необходимость создания выборного представительного органа, постоянной палаты, в которой будут заседать депутаты, избранные населением. На следующем этапе бюрократического рассмотрения законопроекта он был скорректирован Советом министров. Здесь обсуждение проходило под председательством Д. М. Сольского. Следующей инстанцией изучения законопроекта должен был стать Государственный совет, но по инициативе графа Сольского для окончательного обсуждения проекта нового учреждения, названного в Совете Министров «Государственная дума», с 19 по 26 июля 1905 г. в Петергофе заседало Особое совещание под председательством Николая II.

На Совещании обсуждался ряд спорных вопросов, связанных с учреждением российского парламента. Правящая элита стремилась ввести такой способ голосования, чтобы обеспечить преобладание в Думе депутатов, стоящих на консервативных, проправительственных позициях, то есть - сословную избирательную систему. В качестве электоральной базы монархии рассматривалось крестьянство и дворянство. Другая часть участников Совещания высказывалась за более широкую, всесословную систему представительства, хотя и ограниченную различными цензами.

Николай II под давлением либерального крыла правительства преимущественно в лице премьер-министра С.Ю. Витте решил не накалять обстановку в России, дав подданным понять в августе 1905 о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо сказано в манифесте 6 августа: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов». 2  Видя остроту положения, Николай Второй обратился за помощью к выдающемуся государственному деятелю С.Ю. Витте. Осенью 1905 г. Витте отстаивал идею о создании выборного представительного органа, имеющего законодательные полномочия. В записке, представленной им царю 9 октября 1905 г., он предлагал программу преобразований, необходимых, по его мнению, для сохранения монархии, считая, что только таким образом можно победить революцию. Программа предусматривала введение гражданских свобод, созыв народного представительства с законодательными функциями. «Идея гражданской свободы, –  писал он, – восторжествует, если не путем реформы, то путем революции… государственная власть не имеет выбора: ей надлежит смело и открыто стать во главе освободительного движения». 3  И пришел к выводу, что надо принимать срочные меры, «пока не станет слишком поздно». Он советовал царю: необходимо положить предел самоуправству и деспотизму администрации, даровать народу основные свободы и установить настоящий конституционный режим.

Доводы С.Ю. Витте оказали сильное впечатление на царя. В конце концов,  Николай решил поставить свою подпись под текстом приготовленным Витте на основе меморандума. Но при этом царь считал, что нарушает присягу, данную во время вступления на престол.

17-го октября 1905 г. был издан  манифест, который формально означал  конец существования в России  неограниченной монархии.

Содержание «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. заключалось в следующем: выражая свою скорбь по поводу «смут и волнений», охвативших государство, государь признает необходимым «Объединить деятельность высшего правительства», на обязанность которого он возлагает «выполнение непреклонной нашей воли:

1) даровать населению незыблемые  основы гражданской свободы на  началах неприкосновенности личности, свободы, совести, слова, собраний и  союзов;

2) не останавливая предназначенных  выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию  в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начало развития общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3) установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей»

Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы. Государственная Дума и Государственный Совет имели равные законодательные права. На рассмотрение императора представлялись только законопроекты, одобренные обеими палатами парламента.

А 20 февраля 1906 г. вышел акт об учреждении Государственной думы, в котором определялась ее компетенция: предварительная обработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетными и избирателями, их отстранение могло осуществляться Сенатом. Дума могла распускаться досрочно по решению императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Государственной канцелярией и Советом министров был подготовлен текст Основных государственных законов, утвержденный императором Николаем II 23 апреля 1906 г.

Принятие Основных законов и перестройка центрального управления на началах «законности» и «привлечения общественности» потребовали пересмотра принципов местного управления и самоуправления.

В Основных законах были сформулированы гражданские права и свободы (неприкосновенность жилища и собственности, перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, создания союзов и объединений, вероисповедания и т.д.).

Законодательная власть закреплялась за Государственной думой и Государственным советом. Любой закон нуждался в одобрении обоих органов и в утверждении императором. В случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного совета «при чрезвычайных обстоятельствах» законопроекты могли обсуждаться в Совете министров и утверждаться императором в форме указов. Действие указа носило временный характер и подлежало утверждению в Думе и Совете в течение двух месяцев после возобновления их работы.

Не подлежали обсуждению Государственной думой вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Срок деятельности Думы определялся в пять лет, указом царя она могла быть распущена досрочно, в этом случае назначались выборы и сроки созыва Думы нового состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Думы определялись указами императора.

В компетенцию Думы входили: вопросы, требующие издания законов и утверждения штатов, обсуждение и утверждение бюджета, заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, дела о строительстве государственных железных дорог, об учреждении акционерных компаний. В начале 1906 г. были изданы бюджетные правила, по которым бюджет мог исполняться даже при отказе Думы от его утверждения, что резко ограничивало бюджетные права Думы.

Основные государственные законы предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако Дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царем, тем самым оказывая на него давление.

Депутаты имели право запроса к министрам, что давало возможной Думе публично обсуждать действия исполнительной власти и требовать ответов от правительства. По результатам этих ответов Дума выносила суждения.

Государственная Дума получала право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемы правительством, она же пользовалась правом законодательной инициативы (кроме изменения Основных законов, осуществляемого по инициативе царя. Распространение права законодательной инициативы Думы на Основные законы могло, по мнению Витте, превратить ее в Учредительное собрание).

Министры были ответственны не перед народным представительством (Думой), а перед монархом.

23 апреля 1906 г. император подписал  указ об утверждении новой редакции Основных государственных законов Российской империи. Не случайно это произошло за четыре дня до открытия Государственной думы. Власть торопилась. Нельзя было, даже теоретически, допустить, чтобы Дума превратилась в Учредительное собрание и могла добиться упразднения самодержавия законодательным путем. Поэтому было решено внести изменения в Основные законы, зафиксировав в них полномочия законодательных учреждений и в то же время лишив депутатов права касаться существа государственного строя. Подчеркнем, что утверждения указа в обход Государственной думы, нарушало Манифест 17 октября.

В 1-ю статью Основных законов было внесено существенное изменение. В прежней редакции она звучала так: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный». Теперь определение власти императора как «неограниченной» было снято. При обсуждении новой редакции Основных законов в ходе заседаний Особого совещания новая формулировка вызвала неприкрытое недовольство Николая ΙΙ, который заявлял о намерении сохранить неограниченные права, аргументируя свою позицию тем, что его будто бы поддерживает 80% русского народа, а осуждает «так называемый образованный элемент, пролетариат, третье сословие», но был вынужден уступить . Россия перестала быть неограниченной монархией. Верховная власть должна была подчиняться закону.

Информация о работе Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности