Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 09:24, реферат

Краткое описание

«Государственная Дума – это уникальное явление для России. Это – парламент, от него идут законы, а выше закона ничего нет в конституционном государстве, в том числе и для Конституционного Суда, который руководствуется высшим законом – Конституцией

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…. 2
I.​ Появление Государственной Думы в России……………………………………........3
1.1 Причины и предпосылки (возможности) создания Государственной Думы
1.2 Основные этапы создания Государственной думы
(Булыгинская Государственная Дума)
1.3 Полномочия Государственной Думы
II. Первая Государственная Дума (1906 г)………………………………………….……9
III. Вторая Государственная Дума (1907 г)………………………………………………11
IV. Третья Государственная Дума (1907-1912 г)………………………………..…….…13
V. Четвертая Государственная Дума (1912-1917 г)………………………………….…..15
VI. Прекращение деятельности Государственной Думы………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………………21
Источники и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

реферааат.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Октябристы — партия крупных землевладельцев и промышленников — управляли работой всей Думы. Причем главным их методом было блокирование по разным вопросам с разными фракциями. Когда блокировались с откровенно правыми, появлялось правооктябристское большинство, когда составляли блок с прогрессистами и кадетами — октябристско-кадетское большинство. Но суть деятельности всей Думы от этого менялась незначительно.

Острые споры в думе возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

Большой опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой. Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

Непосредственно депутаты третьей Думы внесли 205 законодательных предположений. Из них 81 был признан желательным, 90 не рассмотрено. Только 36 законопроектов, разработанных по инициативе Думы, получили силу закона. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок -с ноября 1907 года по июнь 1912 года.

 

 

 

                              V. Четвертая Государственная Дума (1912-1917 г)

 


Последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период. С ноября 1912 по февраль 1917 года состоялось пять сессий. Две пришлись на довоенный период и три — на период Первой мировой войны. Первая сессия проходила с 15 ноября 1912 года по 25 июня 1913 года, вторая — с 15 октября 1913 года по 14 июня 1914 года, чрезвычайная сессия состоялась 26 июля 1914 года. Третья сессия собиралась с 27 по 29 января 1915 года, четвёртая — с 19 июля 1915 года по 20 июня 1916 года, и пятая — с 1 ноября 1916 года по 25 февраля 1917 года.

По составу она мало отличалась от третьей, в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых — 120, октябристов — 98, правых — 65, кадетов — 59, прогрессистов — 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы — 14 (большевиков — 6, меньшевиков — 7, 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики — 10, беспартийные — 7. Председателем думы был избран октябристМ. В. Родзянко.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Четвертая Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

В августе 1915 на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок.

3 сентября 1915 года, после  принятия Думой выделенных правительством  кредитов на войну, ее распустили на каникулы. Вновь Государственная Дума собралась только в феврале 1916 года. Разъяренные депутаты, главным образом из кадетов, решительно потребовали отставки военного министра. Его сняли, заменив А. Ф. Треповым.

Но проработала Дума недолго, так как 16 декабря 1916 года была вновь распущена за участие в «дворцовом перевороте». Возобновила Дума свою деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II от власти.

Как уже было написано выше Четвертая Государственная Дума действовала с 15 ноября 1912 года. Пятого декабря, на седьмом заседании Думы, ее секретарь И.И.Дмитрюков сделал сообщение: правительство уже внесло 157 законопроектов, а 207 остались нерассмотренными от прежней Думы. Председатель Совета Министров В.Н.Коковцов обратился к председателю Думы с просьбой рассмотреть все законопроекты, внесенные еще в 3-ю Думу. Именно на этом заседании глава правительства поздравил депутатов с началом ответственных трудов и высоко оценил работу 3-й Думы (за пять лет 2200 законопроектов получила силу закона, из внесенных правительством 2500). Он определил основные, по мнению правительства, направления законотворческой деятельности на будущее, выразил необходимость мирного разрешения балканского кризиса и содействия охранению европейского мира, призвал депутатов утвердить проект бюджета на 1913 год, сбалансированного в небывалой до сих пор сумме 3,2 миллиарда рублей. А в заключение своей речи выразил уверенность в том, что 4-я Государственная Дума приступит к обсуждению предлагаемых ей законопроектов «без партийных предубеждений, в согласном стремлении всех работать на пользу всем нам одинаково дорогого Отечества».

Бюджет на 1914 год фактически был утверждён правительством и опубликован не как закон, "одобренный Государственной думой и Государственным советом" (обычная в таких случаях формула), а как документ, подписанный императором и составленный "согласно постановлениям Государственной думы и Государственного совета".

В 1913--1914 годах поддержало кадетские законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и др. Однако практического значения это не имело: законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом.

На чрезвычайной сессии 1914 года все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за военные кредиты. 3-я сессия была созвана для принятия бюджета.

Поражения русских войск весной и осенью 1915 года вызвали резкую критику правительственной политики со стороны Государственной думы.

С началом 4-й сессии (19 июля 1915 года) выступивший с декларацией правительства И.Л. Горемыкин, вместо оценки политического положения (которого требовала Государственная дума), предложил Государственной думе обсудить 3 малозначительных законопроекта. Крайне правые поддержали правительство, однако другие фракции от кадетов до националистов выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося "доверием страны" (т.е. Государственной думы).

Вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций Государственной думы и часть групп Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа 1915 года соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 группы Государственного совета (академическая, центр и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты; трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его.

Программа блока сводилась к требованиям создания "правительства доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств (прежде всего евреев), восстановлении деятельности профсоюзов и др.

Программа не могла устроить правительство, и 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы, после выделенных правительством кредитов на войну. На 5-й сессии Государственная дума пошла на прямой конфликт с правительством, отказавшись от "деловой работы", приступила к обсуждению общего положения в стране. "Прогрессивный блок" потребовал отставки Б.В. Штюрмера и А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии. 10 ноября 1916 года Штюрмер получил отставку. Новый глава правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Дума выразила недоверие правительству (к ней присоединился Государственный совет). 16 декабря 1916 года Государственная дума вновь была распущена на каникулы.

В разное время были выдвинуты основные законопроекты:

- Коренное преобразование  местного управления и самоуправления, изменение земской избирательной  системы с расширением круга  избирателей; распространение земского  самоуправления на Прибалтийские  и Привислинские губернии, на  Западную Сибирь.

- Законопроекты по вопросам «...народного здравия, общественного призрения, страховому, пожарному и дорожному... по борьбе со стихийными бедствиями... санитарно-врачебный по образцу западноевропейских государств, по оживлению церковных приходов».

- Законопроекты по правовым нормам, обеспечивающим осуществление полномочий власти и неприкосновенность отдельных лиц; по упорядочению паспортной системы, упрощающей паспортные оформления и облегчающей сношения с иностранными государствами; по новому уставу о печати, с заменой административных репрессий на судебный порядок расследования правонарушений в области печатного слова и изыскание таких гарантий, которые ограждали бы государственный и общественный порядок, равно как и честь и достоинство отдельных лиц.

- В области гражданских прав: разработка гражданского уложения, содержащего постановление об обязательном праве, с распространением его на всю территорию Империи.

- В деле народного образования: обеспечение преподавательского  состава церковно-приходских школ; пересмотр общего университетского устава и разработка устава средних учебных заведений; открытие политехнических институтов в Самаре и Екатеринбурге, высшего сельскохозяйственного заведения в Западной Сибири.

- Законопроекты по поддержке  народного труда в конкуренции  его на всемирном рынке (при этом сельское хозяйство и быт сельского населения должны служить предметом особой заботы законодательства); по улучшению переселенческого дела и ограничению допуска иностранцев в дальневосточные владения России; по таможенным тарифам, с целью поддержки своей развивающейся промышленности; по всемерному содействию личной инициативе; в области хлебной торговли - по созданию сети элеваторов и зернохранилищ, для сохранения зерна и уменьшения колебаний сезонных закупочных цен на него; законопроекты по кредитам вообще и на сельскохозяйственные улучшения в частности.

- Законопроекты по вопросам  государственной обороны и организации  вооруженных сил.

В целом в Думу четвертого созыва было внесено (к 9 декабря 1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.

 

 

 

                      VI. Прекращение деятельности Государственной Думы.

 

После событий 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы.

Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с правительством. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе "особых совещаний".

9 февраля 1916 года возобновились  занятия Государственной думы. Хотя  правительственная декларация не  отвечала требованиям "Прогрессивного блока", Государственная дума занялась обсуждением бюджета. И 16 февраля её снова отправляют на каникулы.

В день возобновления заседаний, 14 февраля 1917 года, представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер.

Царским указом от 26 февраля 1917 года деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена.

27 февраля 1917 года частным  совещанием членов Думы был  создан Временный комитет Государственной  думы, который в ночь на 28 февраля 1917 года принял решение "взять  в свои руки восстановление  государственного и общественного порядка".

В результате 2(15) марта в результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное правительство.

Временное правительство не отменило распоряжение о временной приостановке деятельности, но и не распустило Думу. С этого времени она существовала как "частное учреждение", причем депутаты продолжали получать государственное денежное содержание.

Информация о работе Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности