Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:51, контрольная работа
Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима. Обычное представление о том, что рабовладельческий строй не посредственно сменяется феодальным, не совсем точно. Чаще феодальный строй происходит от первобытно-общинного. Завоевавшие Рим народы находились на стадии первобытно-общинного строя, и лишь через несколько веков у них возникло классовое общество, но уже в форме феодализма.
В Западной Европе с самого начала феодализма существовала система майората. Принцип майората соблюдался очень жестко, в отличие, например, от России. До конца феодализма юридические законы Западной Европы были в этом отношении незыблемы. По этим законам все движимое и недвижимое имущество феодала переходило только к старшему сыну, а остальные сыновья зачастую оставались в бедственном положении. Поэтому в Крестоносное движение активно и в огромном количестве включаются младшие сыновья феодальных родов. Кроме них, в первые Крестовые походы вливались обедневшие крестьяне и горожане.
По
своему социальному составу Крестовые
походы очень отличаются друг от друга.
Начало Первого Крестового похода можно
назвать крестовым походом
В
следующих походах резко
Раннефеодализационные процессы, происходившие в Западной Европе, неизбежно вели к ее резкому обнищанию. Конец XI в. был временем волнений и голода. По выражению одного из хронистов, перед концом XI в. «было семь тощих лет». Это были годы страшной нищеты, эпидемий чумы, стихийных бедствий и т.п. Первый поход был вызван в значительной степени религиозным воодушевлением, его участники с религиозным рвением, фанатизмом стремились к освобождению Гроба Господня и Святой Земли. Это воодушевление было близко к религиозной экзальтации (Пушкин). Но тем не менее, с самого начала, уже в Первом Крестовом походе людей манило богатство Востока, о котором ходили сказочные легенды, и что их, конечно, не могло не привлекать. Сама католическая церковь, наряду с религиозной идеей, внедряла в сознание пилигримов мысль о богатстве.
Тяжелая
ситуация в Европе в эту эпоху
порождала апокалиптические настроения.
Население жадно внимало
Политическая ситуация этого времени на Востоке немало способствовала реализации идеи Крестовых походов, созревшей и обоснованной на Западе. Как раз в это время византийский император Алексей I Комнин обратился к европейским государям и к папе за помощью в борьбе против печенегов, норманнов и турок-сельджуков, активно наступавших в Малой Азии, Сирии и Палестине. И именно в это время турками-сельджуками был захвачен Иерусалим, который с VII по XI в. находился под властью арабов. Положение Византии было настолько тяжелым, что император Алексей решился на очень серьезный шаг — за помощь в борьбе с турками обещал папе соединение Западной и Восточной церквей на основе унии. Таким образом, политическая ситуация, сложившаяся на Западе и на Востоке, подготовила благоприятную почву для начала Крестовых походов.
В 1096 г. в городе Клермоне (Франция) на соборе выступил папа Урбан II с призывом к Первому Крестовому походу. Призыв папы был услышан по всей Западной Европе. Гвиберт Ножанский, один из хронистов, который присутствовал на Клермонском соборе, в своем сочинении «Monodiae» или «Vita sua» полностью воспроизвел речь Урбана II. Другой хронист — Фульхерий Шартрский, написавший историю Первого Крестового похода, также поместил в ней речь Урбана II. Проповедь папы была настолько красноречива и проникновенна, что потрясла буквально всех. Папа Урбан очень живо обрисовал тяжелейшее положение христиан на Востоке, особенно в Палестине, и необходимость вернуть Гроб Господень христианам. «Становитесь на стезю Святого Гроба!» — говорил папа. «Исторгните эту землю у нечестивого народа, покорите себе ее, смойте скверну своей и чужой кровью!» За эту кровь, которая должна была неизбежно пролиться, папа провозгласил полное отпущение грехов всем христианам — участникам будущего похода.
В
объединяющем порыве: «Так хочет Бог!»
со всех регионов Европы начали стекаться
отряды пилигримов с нашитыми на одежде
или на плаще крестами, как символом
данного ими обета. Пилигримы
стекались в Лотарингию, в Шампань,
в область Рейна. Здесь отряды
объединились и двинулись на Восток
для обретения земли
Первоначально отряд, который собрали Петр Пустынник и Готье Голяк, насчитывал 50 тыс. человек — 50 тыс. бедняков, у которых не было с собой ни одежды, ни еды, не говоря уже об оружии и медикаментах. И чтобы одолеть такой длинный путь из Лотарингии до Константинополя, эти люди, несмотря на объединявший их религиозный порыв, на стремление освободить Гроб Господень от неверных и получить прощение грехов, по пути к этой прекрасной цели занимались элементарным грабежом, для того, чтобы выжить. Для жителей тех районов, через которые проходили первые отряды крестоносцев, они были хуже эпидемии чумы. За время пути отряд поредел в два раза, и до Константинополя добрались только 25 тыс. человек.
Такой странный сплав — можно грабить, но в сердце должен гореть религиозный огонь — был заложен еще в речи Урбана II, который говорил о Востоке, что «реки там текут млеком и медом», что это земной рай и земли там завещаны христианам, и все, что на ней, принадлежит христианам. Поэтому, пройдя на Восток крестоносцы хорошо помнили слова папы о том, что все в этой земле завещано им. «Берите,» — говорил папа, и они брали, не считая свои действия преступлением. Совесть их, религиозное сознание были чистыми — ведь они брали с благословения самого папы. И вот 25 тыс. человек, дошедшие до Константинополя, продолжали там делать то, что они делали на протяжении всего пути — грабить, разбойничать, поджигать... Чтобы как можно скорее избавиться от таких «гостей», императору Алексею пришлось обеспечить их дальнейшее продвижение — он собрал их и переправил через Босфор в Малую Азию. Он знал, что делал — за Босфором хозяйничали турки-седьджуки. Таким образом отряды крестоносцев (нищих, практически безоружных, плохо организованных людей) были отправлены на смерть. Первые пилигримы «священной дороги» стали первыми ее жертвами. Около г. Никеи отряд Петра Пустынника и Готье Голяка был разбит турками, и в живых осталось всего 3 тысячи человек. Эти 3 тысячи вернулись в Константинополь, и их след затерялся в истории. Можно предположить, что кто-то из них погиб, кто-то как-то приспособился к жизни на чужбине, но на родину, скорее всего, не вернулся никто. Дочь императора Алексея, Анна Комнина в «Алексиаде» оставила описание этих трагических событий, когда к Константинополю подошли первые отряды бедноты, и затем когда подошли уже отряды рыцарей.
Наконец, из Европы выступило в Первый Крестовый поход рыцарское ополчение. Эти отряды были уже более подготовленными — они знали, куда шли и уже не спрашивали у каждого города в Европе, а не Иерусалим ли это. Вышли они из Лотарингии во главе с герцогом Лотарингским Готфридом Бульонским и шли через Венгрию и Болгарию. Затем выступили итало-норманнские рыцари, которые были заклятыми и непримиримыми врагами Византии. Их возглавил князь Боэмунд Тарентский. Они шли через Македонию, Фракию прямо к Константинополю. Выступили и французские рыцари во главе с графом Тулузы Раймондом. Таковы были основные, ударные рыцарские отряды Первого Крестового похода. Кроме этих отрядов, к Константинополю направились рыцари Средней и Северной Франции, Англии и Шотландии.
Эти отряды выглядели совсем не так, как отряды бедноты, возглавляемые Петром Пустынником и Готье Голяком. Рыцари ехали верхом в окружении оруженосцев и слуг, их сопровождал обоз — повозки с продовольствием, одеждой и лекарствами, у них были запасы оружия. Но от Лотарингии до Константинополя путь не близок, и никаких запасов хватить не могло. И рыцари начинают делать то же самое, что делала беднота, шедшая ранее по этому пути. Вновь начались разбои и грабежи. Рыцари грабили уже более основательно. Дойдя до Константинополя, они точно также решили, что в Константинополе все принадлежит им, и начали грабить город. В столице империи переплелись религиозные и политические устремления Крестовых походов. Политические интересы, обусловленные хронической неприязнью, перманентным противостоянием Запада Востоку и Востока Западу, здесь брали верх над всеми остальными устремлениями Крестовых походов, которые были задуманы как походы со святыми целями. Таким образом уже в Первом Крестовом походе еще более затянулся узел непримиримых противоречий между Востоком и Западом.
Всех, кто приходил с Запада, византийцы называли латинянами или франками, вкладывая в этот термин уничижительный оттенок. В свою очередь западные европейцы считали византийцев, «эллинов», хитрым, лукавым и лживым народом.
Рыцари, пришедшие в Константинополь, были приняты во дворце василевса. Среди них был граф Роберт Парижский, ставший впоследствии одним из любимых героев западной литературы, который в глазах эллинов вел себя как дикарь: во Влахернском дворце византийских императоров, где Алексей Комнин принимал рыцарей-пилигримов, он сел на трон василевса. При тщательно разработанном византийском церемониале, когда в присутствии императора никто не мог позволить себе сесть, никто не мог выйти из императорской залы, повернувшись к императору спиной и т.п., этот поступок графа Роберта был недопустим. Это был скандал. Когда потрясенные придворные указали Роберту Парижскому на недопустимость его поведения, он ответил (имея в виду императора): «Ну что за деревенщина! Он будет сидеть один, когда столько славных рыцарей стоят!» Вполне вероятно, император Алексей I проклинал тот день, когда он обратился за помощью к Западу.
Вероятно, в характеристиках, которые латиняне и византийцы давали друг другу, все же была определенная доля правды. Конечно, утонченность и дипломатичность византийцев с полным основанием могла показаться хитростью воинственным, малообразованным и грубоватым западным рыцарям, и такое отношение западного человека к восточному закрепилось надолго.
Алексей I решил избавиться от рыцарей уже проверенным способом: он переправил их через Босфор в Малую Азию, в Никею, к туркам. Но в отличие от бедноты, возглавляемой Петром Пустынником, рыцари-крестоносцы были представителями высшего слоя западного общества, и отделаться от них византийскому императору было не так просто. Ему пришлось взять на себя определенные обязательства, оказывать им военную, дипломатическую и материальную помощь. Поэтому, когда крестоносцы переправились в Малую Азию, с ними были и довольно многочисленные, хорошо укомплектованные отряды византийского войска. Никея сдалась византийскому войску. Это вызвало недовольство европейских рыцарей. Общая атмосфера недоверия сгущалась. По мере продвижения европейских рыцарей по территории Малой Азии сокращалась им помощь со стороны Византии. В то же время рыцари-крестоносцы одерживали победы над турками-сельджуками. Войска крестоносцев вошли в Сирию. Был захвачен богатый город Эдесса, и в 1098 г. основано первое государство крестоносцев — Эдесское графство во главе с Бодуэном Фландрским.
После долгой и трудно осады первоклассной византийской крепости Антиохии крестоносцы захватили ее. Однако после взятия Антиохии они сами же оказались в ней осажденными подошедшими свежими силами турок-сельджуков. Существует предание, что в этот критические момент, когда крестоносцы оказались в трудном положении, к Боэмунду Тарентскому пришел не то крестьянин, не то монах и говорит, что ему в снах являлся апостол Андрей, утверждавший, что в Антиохийской церкви св. Петра зарыта величайшая реликвия — копье, которым пронзили распятого на Кресте Иисуса Христа, и если воины Христовы найдут его, то спасутся от врагов. Начались поиски, и под плитами церкви св. Петра в Антиохии был найден проржавевший кусок металла, напоминавший наконечник копья. Находка воодушевила рыцарей настолько, что им удалось отбить Антиохию от турок. После этого Боэмунд Тарентский основал второе государство крестоносцев — Антиохийское княжество.
Начавшийся
раздел завоеванных земель в Малой
Азии и связанные с ним раздоры
между рыцарями-крестоносцами, казалось,
отвлекли участников похода от их первоначальных
и главных целей — освобождения
Иерусалима, который в то время
принадлежал египетскому
В Первом Крестовом походе рыцари отвоевали у турок-сельджуков некоторые области, важнейшие крепости (в частности, Анкару), которые ранее принадлежали Византии, и возвратили их ей. Таким образом, несмотря на моральный и материальный ущерб, причиненный византийцам пребыванием крестоносцев в Константинополе, империя извлекла из Первого Крестового похода определенную для себя выгоду, вновь обретя некоторые свои утраченные земли.