Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:51, контрольная работа
Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима. Обычное представление о том, что рабовладельческий строй не посредственно сменяется феодальным, не совсем точно. Чаще феодальный строй происходит от первобытно-общинного. Завоевавшие Рим народы находились на стадии первобытно-общинного строя, и лишь через несколько веков у них возникло классовое общество, но уже в форме феодализма.
В 1099 г., после взятия Иерусалима, было создано третье государство крестоносцев — Иерусалимское королевство во главе с Готфридом Бульонским, который носил также титул «защитника Гроба Господня». Готфрид принес вассальную присягу римско-католической церкви. В Иерусалимском королевстве было введено патриаршество, епископат. Там был построен целый ряд церквей и монастырей. Папа через своих легатов осуществлял строгий контроль за религиозной и духовной деятельностью Иерусалимского королевства, а также за его дипломатической и политической деятельностью. С 1099 г. Иерусалимское королевство становится сюзереном всех государств латинского Востока — Латинской Романии. Вассально-ленная структура феодальной Западной Европы была перенесена на латинский Восток.
Помимо названных выше государств, в результате Первого Крестового похода было создано еще одно, четвертое государство — графство Триполи. Во всех созданных крестоносцами государствах были установлены феодальные порядки по северо-французскому образцу. Все эти государства оказались недолговечными, в силу многочисленных причин. Во-первых, они были непрочными изнутри вследствие непрерывных внутренних раздоров между их создателями и участниками похода. Во-вторых, они постоянно подвергались военной угрозе со стороны внешнего врага — турок-сельджуков. Византия относилась к ним не только осторожно, но и настороженно. Таким образом, в самом начале создания государств крестоносцев уже было заложено начало их обреченности.
Т. к. Запад был далеко и не мог оказать новым государствам реальной помощи, в них начинают создаваться духовно-рыцарские ордена для помощи крестоносному движению и государствам Латинской Романии. Ордена были призваны совместить два идеала — рыцарский и монашеский. Рыцарь, вступающий в такой орден, приносил четыре обета: бедности, послушания, целомудрия и борьбы с неверными. В отличие от монаха, рыцарь ордена не только имел право, но обязан был сражаться за веру с оружием в руках. Эти духовно-рыцарские ордена подчинялись только папе, капитулу и великим магистрам самих орденов. С момента создания ордена были очень богаты, им даровались земли и замки. Ордена играли не только важную религиозную, но и военно-политическую роль.
Во
время Первого Крестового похода
больных и раненых крестоносцев
лечили в странноприимном доме —
Hospitalis, который был построен купцами еще
до Первого Крестового похода. Этому дому
дали имя св. Иоанна Милостивого, патриарха
Александрийского, жившего в VII в. Монахи
этого дома не только лечили больных воинов,
но и сами участвовали в сражениях. Вскоре
папа утвердил орденский устав, и в 1113 г.
был основан первый латинский орден на
Востоке — орден Госпитальеров, или
Орден Тамплиеров, или
Но не все его члены были казнены. Некоторым из них удалось влиться в другие ордена, например, в испанский орден Калатравы, в португальский орден Иисуса Христа, в шотландский орден св. Андрея и в орден «Шотландского Чертополоха».
Третий орден, созданный в Палестине в XII в. — орден Св. Марии, или Тевтонский орден. Он назывался так потому, что в него принимались только немецкие рыцари. В XIII в. после окончания Крестовых походов этот орден был переведен в Прибалтику. Через некоторое время он начинает экспансию в Прибалтике, с дальней целью покорения Руси. В 1242 г. орден потерпел поражение в битве на Чудском озере с войсками св. блгв. князя Александра Невского. В 1410 г. Тевтонский орден участвует в Грюнвальдской битве, в 1558-1583 гг. — в Ливонской войне.
Внешне
рыцари этих орденов отличались друг
от друга. Иоанниты носили плащ сначала
черный, затем красный с белым
крестом. Тамплиеры — белый плащ
с красным крестом. Тевтонцы —
белый плащ с черным крестом. Все
эти ордена, как крупная религиозная,
военная и политическая сила сыграли
чрезвычайно серьезную роль во всей
системе Крестоносного
В середине XII в. мусульманские правители объявили священную войну газават против христиан. Были разгромлены войска графа Триполи и захвачено одно из первых крестоносных государств — графство Эдесское. После этих событий над латинскими государствами в Малой Азии нависла серьезная угроза, особенно со стороны турок-сельджуков. В 1145 г. папа Евгений III призывает ко Второму Крестовому походу. Проповедь к нему была написанаБернардом Клервоским, который обратился с ней к европейским государям. Второй поход, который возглавили французский король Людовик VII и германский император Конрад III, начался в 1147 г. и закончился в 1148 г. Он был недолгим и безуспешным. Более того, этот поход способствовал усилению противоречий между крестоносцами и Византией.
Во второй половине XII в. положение латинских государств на Востоке становится еще более шатким, особенно после того, как в 1187 г. египетский султан Саладин вступил в Иерусалим, захватил в плен короля Иерусалимского, великого магистра Тамплиеров и присоединил к Египту часть Сирии — Месопотамию. Саладин захватил не только все Иерусалимское королевство, но также и часть графства Триполи и Антиохийское княжество. Эти события вызвали панику в Европе. Поэтому в этом же 1187 г. папа объявляет Третий Крестовый поход (1189-1192), который возглавил король Англии Генрих II Плантагенет. Во время похода Генрих II скончался, и поход возглавил его сын Ричард Львиное Сердце. Этот поход возглавили также король Франции Филипп IIАвгуст и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса.
Всеми
этими венценосными вождями Третьего
Крестового похода владела одна общая
идея: они мечтали создать единое
латинское универсальное
Английские отряды вмешались в борьбу сицилийских феодальных группировок — врагов Византии. Затем они переправились на о. Кипр, который им удается захватить у мусульман. Главная заслуга в этом принадлежит Ричарду Львиное Сердце. В результате активных действий Ричарда сталкиваются интересы англичан и французов. Король французов Филипп II уезжает со своим войском во Францию, и поход завершается, а в Европе начинается англо-французская война. Ричард пока остается в Палестине и пытается захватить Иерусалим, но ему это не удается, как не удалось Фридриху Барбароссе. Тогда он подписывает союз с египетским султаном Саладином. По условиям этого союза за крестоносцами сохраняются некоторые области в Малой Азии. После этого Ричард возвращается на родину, но по пути в Англию он был схвачен соперником английской короны — австрийским герцогом Леопольдом, и заключен в тюрьму германского императора, где он провел два года. Ричард Львиное Сердце оставил по себе долгую память на Востоке. Арабы называли его Малик-Рид, т.е. царь-Ричард, а арабские матери пугали этим именем своих непослушных детей: молчи, а то придет Малик-Рид и тебя заберет.
Итак, Третий Крестовый поход закончился неудачей, и он также усилил противоречия между Западом и Византией. Но был один положительный результат этого похода. Третий Крестовый поход укрепил положение латинских государств на Востоке, и более того — было создано новое крестоносное государство, Кипрское королевство.
К XIII в. становится совершенно очевидным, что судьба Святой Земли зависит от Египта и от египетского султана. В начале XIII в. папа Иннокентий III объявляет Четвертый Крестовый поход, в котором приняли участие рыцари-крестоносцы Западной Европы и огромную роль сыграла Венецианская республика: венецианские корабли перевозили крестоносцев через Средиземное море. Поход начался в 1202 г. и закончился в 1204 г.
Официально этот поход был направлен против Египта (как было объявлено в папской булле), а фактически — против Византии. В изменении курса Четвертого Крестового похода сыграли роль папа Иннокентий III, дож Венеции Дандоло и император Священной Римской империи. Внутренняя нестабильность Византии серьезно способствовала этому. Уже во время предыдущих походов основная цель —освобождение Св. Земли — отходила на второй план, а на первый выдвигались различные политические амбиции и экономические интересы. Так получилось и на этот раз, только еще более обостренно. В 1203 г. крестоносцы осадили Константинополь, а в 1204 г. они создали на территории Византийской империи Латинскую империю. Византийская империя свелась к Никейской и Трапезундской империям и Эпирскому государству. Латинская империя просуществовала до 1261 г., когда Византийская империя была восстановлена никейским императором Михаилом VIII. Сами крестоносцы называли ее не Латинской империей (это название было дано ей позднее), а Римской империей, считая себя наследниками великих римлян, а созданное ими государство — преемницей Римской империи.
После взятия Константинополя и создания Латинской империи (или Римской империи) уже не было речи о Святой Земле — крестоносцами всецело овладели совсем другие интересы. Четвертый Крестовый поход оказался последним крупным Крестоносным движением, и его можно рассматривать как глубочайший кризис этого движения вообще и самой крестоносной идеи. Жертвой Четвертого Крестового похода становятся уже не «неверные», осквернители Св. Земли и Гроба Господня, а христиане г. Задара в Венгрии и крупнейшее христианское православное государство — Византийская империя. Четвертый Крестовой поход обнаружил истинные цели Запада и окончательно расставил все политические и религиозные акценты. Перипетии Четвертого Крестового похода можно проследить по сочинениям Жоффруа Виллардуена, маршала Шампанского, рыцаря Робера де Клари. Они переданы византийским хронистом Никитой Хониатом, русской Новгородской летописью и многими другими источниками.
В то же время Запад не мог примириться с тем, что восточные земли уходят из его рук, поэтому начинаются поиски новых форм Крестового движения. На Западе получает распространение идея, что Четвертый Крестовый поход не добился конечной цели — освобождения Гроба Господня — по грехам его участников, взрослых рыцарей, и что такой подвиг под силу только чистым безгрешным детским душам. В 1212 г. на севере Франции и в области Кельна начали собираться отряды подростков для похода в Святую Землю. Поначалу некоторых из них сопровождали родители, но затем детей вел проповедник или монах. Существует множество изображений этого похода детей, оборванных и голодных, бредущих по диким непроходимым местам.
Дети со всех сторон Европы собрались на севере Франции, чтобы отправиться в Святую Землю. Но путь их разделился. Одни отряды отправились в Марсель, портовый город на юге Франции, чтобы плыть оттуда в Святую Землю. Этот маршрут закончился трагически: вместо Св. Земли дети попали в руки работорговцев. Другой отряд двинулся в Геную, и там следы его теряются. Так трагически закончился детский крестовый поход.
Несмотря на это, папству по-прежнему трудно было отказаться от идеи Крестоносного движения. В 1217 г. был объявлен Пятый Крестовый поход, который продолжался до 1221 г. Как и предыдущий, этот поход также был направлен против египетского султана. Его возглавили король Венгрии и правители крестоносных государств. Поход не увенчался успехом: единственным его достижением было взятие важной крепости — Дамьетты.
Во главе Шестого Крестового похода (1228-1229) стоял германский император Фридрих II Гогенштауфен, отлученный в то время от Церкви. Он оказался ловким дипломатом, которому удалось добиться союза с султаном и заключить с ним договор, по статьям которого Иерусалим возвращался христианам. Казалось, доступ в Святую Землю был открыт, но тут вмешался Римский папа. Он объявил, что король, находящийся под отлучением от Церкви, не имеет права подписывать договор с египетским султаном. Папа наложил на договор вето и более того — запретил проведение церковных служб в иерусалимских храмах. В середине XIII в. Иерусалим был вновь захвачен мусульманами.
Седьмой
Крестовый поход (1248-1254)