Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:44, доклад
Для анализа становления той деятельности, которую сегодня связывают с сервисом культуры обслуживания в гостиничной индустрии необходимо рассмотреть историю развития услуг, немаловажным остается вопрос о том, на каком историческом этапе и каким способом она стала появляться как составная часть хозяйственной активности.
Социальное управление сосредоточивает внимание на социальной сфере, где бы она ни была представлена: на примере деятельности конкретных групп, работников той или иной отрасли экономики, территориального сообщества, страны в целом. В центре социального управления — социальные связи, которые складываются между людьми, коллективами, сообществами. Социальная сфера охватывает все пространство жизни людей, жизни каждого человека. Она включает в себя отношения разных социальных групп по поводу их положения, места и роли в общественной практике, образа и уклада жизни.
В наибольшей степени сосредоточена на регулировании социальной сферы и общественных отношений социальная политика государства или региональных властей. В этом случае сущностью социальной политики является оптимизация социальных связей, удовлетворение основных жизненных потребностей граждан, рост качества жизни всего населения в целом. Социальная политика властных структур опирается на социальные показатели статистики, которые с разных сторон характеризуют важнейшие аспекты жизни людей. К основным социальным показателями в каждом обществе относятся следующие:
* демографическая обстановка (рождаемость, смертность, соотношение разных возрастных групп и др.);
* уровень трудовой занятости и доля безработных;
* семейный доход и доход на душу населения;
* потребительская корзина;
* качество питания, здоровье, уровень образования людей;
* состояние преступности в обществе и состояние личной безопасности;
* состояние социальных
связей, коммуникаций и социального сам
* защита материнства и детства;
* состояние здоровья
людей, их обращение к
* состояние культурной среды;
* состояние сферы услуг и доступность разных видов услуг основным группам населения.
Перечисление важнейших характеристик и социальных показателей общества свидетельствует о том, что социальная сфера и Деятельность сервисных предприятий тесно переплетены друг с другом. При этом следует выделить два важнейших направления, где они пересекаются впрямую: по линии удовлетворения потребностей и запросов людей (клиентов, потребителей) и в направлении деятельности персонала сервисных предприятий и организаций.
Все это позволяет видеть, что менеджмент сервисного предприятия не в состоянии абстрагироваться от основных целей, принципов, методов социального менеджмента. Напротив, менеджер должен овладеть искусством использования элементов социального управления в тесном единстве с многообразными видами управления экономического, производственного, организационного.
С одной стороны, все социальные системы и общности развиваются в режиме самоорганизации, изменить который по своему произволу не дано ни одной структуре, даже имеющей в своем распоряжении принудительно-силовые методы воздействия на людей. С другой стороны, любая управленческая структура может, опираясь на знание основных закономерностей самоорганизации социальных систем, воздействовать в нужном направлении на развитие их некоторых аспектов. Все это позволяет сформулировать важнейшие принципы социального управления, которыми невозможно пренебречь, но необходимо научиться использовать их в бизнесе, производственной деятельности. Перечислим некоторые принципы социального управления, приобретающие особую важность в деятельности сервисного предприятия:
* единство административного, производственно-хозяйственного и социально-культурного менеджмента;
* единоначалие в
принятии решений и
* рациональный подбор
персонала сервисного
* мотивация труда работников;
* стимулирование
* достижение необходимого разнообразия, что позволяет в определенной степени уподобить управляющую систему сложной природе управляемой системы;
* обязательная обратная
связь, что дает возможность
получить информацию о
Рассмотрим особенности применения методов социального управления на сервисном предприятии, где они приобретают немалую специфику, когда используются применительно к персоналу или клиентам. Методы воздействия на работников предприятия в большей степени приобретают функционально отчетливый, административно-приказной характер, в то время как по отношению к потребителям они сглаживаются, становятся порой скрытыми.
Рассмотрим под этим углом зрения следующие методы социального управления;
* организационно-
* правовые, основанные
на предписанных нормах
* экономические, обусловленные экономическими стимулами;
* социальные и социально-
» самоуправление и творческая
самоорганизация как
Организационно-
В этом направлении представители
администрации могут
Со своей стороны
к организационным методам
обслуживания.
Правовые методы социального управления носят жесткий
предписывающий характер и основываются
на правовых актах трудового и хозяйственного
законодательства, а также правовых нормах,
относящихся к сервису и потребителям.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что
многие организационно-
В своих действиях
сама администрация должна не преступать
закона, ибо в таком случае апеллировать
к праву могут сотрудники или
клиенты предприятия. Социальное управление в этом
случае развивается в неблагоприятном
для администрации режиме -действия представителей
менеджмента могут стать предметом судебного
разбирательства. Чтобы избежать ситуации
правового конфликта, той и другой конфликтующей
стороне лучше обратиться к организационно-
Экономические методы управления базируются на основе действия экономических законов, расчета и категорий рыночной экономики. Среди многочисленных экономических методов управления выделим методы экономического стимулирования хороших работников и экономические санкции, применяемые к нерадивым сотрудникам. Экономические методы регулирования потребительского поведения также могут быть использованы по отношению к клиентам (разработка ценовой политики, приемы экономического поощрения постоянных клиентов и др.).
Социальные
и социально-психологические
Методы социального и социально-психологического воздействия также активно используются по отношению к потребителям. В этом направлении особенно широко применяются такие способы мотивации потребительского поведения разных групп клиентов, как внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение и др. В данном ключе развертывается маркетинговая и рекламная деятельность предприятия, акции паблик рилейшнз, участие в ярмарках, выставках, профессиональных смотрах и конкурсах. Наряду с публично-массовыми формами социального и социально-психологического воздействия в сервисе широко используются приемы индивидуального влияния представителей менеджмента и персонала на потребителей.
В работе сервисного предприятия особенно важная роль принадлежит психологическим методам управления, позволяющим оптимизировать процессы взаимодействия между обслуживающим персоналом и клиентами. В этом направлении оправдывают себя методы комплектования малых групп работников, занятых в процессе обслуживания разных социальных категорий клиентов, гуманизация сервисного труда (использование воздействия цвета, музыки, форменной одежды персонала и др.).
Таким образом, многообразны методы социального управления оказываются важнейшим инструментом достижения целей развития любого сервисного предприятия или организации, который требует умелого использования в практике обслуживания потребителей.
12.2. Менеджмент персонала
Рассмотрение общих
принципов и методов
В указанный период стала набирать силу тенденция, которая заключалась в переориентации управленческих ориентиров 'с материально-технических факторов на человеческие ресурсы. При этом возможности улучшения работы персонала жестко связывались с необходимостью повышения эффективности бизнеса в целом. Аналитики сервиса также стали говорить о приоритетной роли менед283Все указанные функции свидетельствуют о высоких требованиях к самим работникам этого подразделения и о необходимости хорошей их подготовки.
Одной из наиболее ответственных (несмотря на свою простоту) является работа по подбору персонала. Задача заключается в отборе желающих на конкретные должности и трудовые операции. Целям отбора служит предоставление претендентом целого ряда документов о,евоих данных,-предварительные проверки, интервью и собеседования. Главное при этом — выяснить, насколько претендент отвечает тем требованиям, которые предъявляются к его будущим обязанностям и должностному статусу.
Если работа претендента будет связана с контактной зоной, с непосредственным процессом обслуживания потребителей, то в данном случае важно выяснить его пригодность трудиться в рамках системы «человек—человек» (но не в системе «человек—природа», «человек—техника» и т.п.). В настоящее время существуют различные технологии и методики (тесты, опросные листы, профессиограммы), позволяющие определить общую пригодность человека к работе в системе «человек—человек».
Однако результатов документов и тестовых проверок нередко оказывается недостаточно. Работники кадровой службы проводят собеседование. При этом опытные специалисты по кадрам обладают умением выстроить общую линию беседы, поставить кандидату нужные вопросы. Но и здесь нельзя получить однозначной уверенности в пригодности претендента.
Между тем работа по отбору новых кадров является исключительно важной, так как в случае неудачи (принятия кандидата и быстрого увольнения) придется вновь заниматься дорогостоящей процедурой найма нового работника. Несмотря на ее проведение опытными специалистами, эта процедура до настоящего времени остается вероятностной по своему результату. Объясняется это тем, что от работника сферы обслуживания подчас требуется наличие сложного сочетания профессиональных умений и индивидуальных качеств, которые трудно формализовать и, следовательно, оценить.
Есть и общие свойства характера и работоспособности, без которых деятельность в сфере услуг затруднительна. Это:
* коммуникабельность и умение найти общую линию поведению с любым человеком;
* гибкость поведения:
терпеливость в одних
* искренняя заинтересованность в клиенте;
* умение не навязчиво подвести клиента к нужному решению и т.п.
Но в разных видах сервиса существует множество специфических требований к качествам работника: Так, от банковского служащего, помимо профессгтотгальной подготовки, усидчивости, дисциплины и т.п., требуются также безукоризненные манеры и солидный вид, умение сохранять невозмутимость и предельную вежливость в любых ситуациях, чувствовать себя свободно в строгой одежде, в которой необходимо ходить на' работу. Главное при этом — он должен производить впечатление,(и быть таковым!) надежного человека, который не допустит утечки информации о финансовом состоянии клиента и сможет действовать ему во благо.
Такой же объемный перечень специализированных требований можно предъявить к качествам хорошего врача, юриста, педагога, продавца, парикмахера, официанта, служащего отеля, работника турфирмы, риэлтора и др. Но этим качествам в большинстве случаев трудно научиться по книге, до того, как работник почувствует «изюминку», душу своей профессии и раскроет перед ней лучшие грани своего характера.
Информация о работе Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности в разных странах мира