Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности в разных странах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:44, доклад

Краткое описание

Для анализа становления той деятельности, которую сегодня связывают с сервисом культуры обслуживания в гостиничной индустрии необходимо рассмотреть историю развития услуг, немаловажным остается вопрос о том, на каком историческом этапе и каким способом она стала появляться как составная часть хозяйственной активности.

Вложенные файлы: 1 файл

Servisnaja_deyatelnost.doc

— 791.50 Кб (Скачать файл)

 

Для иллюстрации данного вывода обратимся к искусству и сравним некоторые содержательно-типологические характеристики американского и индийского кинематографа, которые на рубеже XX-XXI вв. стали ведущими ветвями мировой киноиндустрии, что определило их конкуренцию.

На первый взгляд, кассовым фильмам  США и Индии свойственны общие художественные признаки — сюжет, который держит аудиторию в напряжении, острая интрига, организующая действие, красивые, современного вида молодые герои, а также множество рукопашных схваток по правилам боевых искусств и драк без всяких правил с использованием огнестрельного оружия. Во всем этом на первый план выходит действие принципов массовой культуры, получивших распространение в искусстве под влиянием американского кино. Однако более глубокий анализ содержания фильмов свидетельствует о том, что положительные и отрицательные образы действующих лиц, духовные ценности и идеи, за которые герои ведут борьбу, в американских и индийских лентах во многом отличаются друг от друга.

В фильмах США главный герой, как правило, социально или душевно одинок. Чаще всего цель его действий в картине связана либо с добыванием богатства, большой суммы денег, либо с поиском и разоблачением тех, кто это богатство сколачивает криминальным путем. В индийских фильмах герой окружен семейным кругом или друзьями, среди которых немало хороших людей, хотя встречаются и злодеи. Со злодеями герой вступает в непримиримую борьбу.

Образ американского героя выстраивается  через раскрытие его воли, рационального  расчета, нередко душевной закрытости и следования жестким принципам поведения. Образ индийского героя формируется посредством других качеств: он отзывчив и хотя ведет себя по-разному в разных ситуациях, но всегда эмоционально открыт и не озлоблен. Он защищает слабых, нравственно чистых людей, действуя нередко ради идеи справедливости. Материальное богатство и деньги сами по себе оставляют его равнодушным; гораздо сильнее он ценит хорошие отношения людей друг с другом.

 Одна из важнейших примет  индийского кино — обилие и  самостоятельная роль музыкальных, танцевальных элементов, в то время как у американских мастеров эти элементы выполняют в действии сугубо служебную роль. В индийских фильмах нет сексуально откровенных сцен; до последнего времени не разрешалось показывать обнаженное женское тело (включая женские ноги), а также поцелуи героев. Американские режиссеры выстраивают эффект своих лент как раз на указанных изобразительных приемах.

Практика последних десятилетий  свидетельствует, что в конкурентной борьбе индийское кино отнюдь не проигрывает американскому. Так, в любой стране индийское кино находит своего зрителя, который с удовольствием смотрит насыщенные эмоциями мелодрамы и не желает обращаться к американским триллерам и детективам. Упомянем здесь о производственной эффективности: индийские кинематографисты снимают фильм быстрее и дешевле, чем их коллеги за океаном.

 

Итак, сервисная деятельность в  развивающихся странах эволюционирует в том же направлении, что и в индустриально развитых странах Запада. Однако ее развитие осуществляется с серьезными поправками на географическое положение, имеющиеся ресурсы каждой страны, территориальное размещение производства, распределение в ней денежных доходов и множества других факторов. При этом немаловажную значимость приобретают также исторические и культурно-духовные факторы.

Таблица 1

Эволюция теоретических  представлений об организационных  основах

предприятия, управленческой деятельности

и критериях ее эффективности

Концепции, школы и  подходы

Модель организации  в аспекте:

 

развития предприятия

доминирующей функции

критериев эффективности

 

 

 

 

менеджмента

 

 

Школа научного управления

(1885-1920)

механистическая конструкция

оперативное управление

производством

экономическая эффективность  или рациональ-

 

 

 

 

 

 

ное использова-

 

 

 

 

 

 

ние ресурсов

Школа человеческих отношений (1930-1950)

коллектив людей, построенный на

организация

или управление персоналом

экономическая

эффективность, учитывающая

 

 

разделении

 

 

психологические

 

 

труда

 

 

и социальные факторы

Системный подход (с конца 50-х годов по

сложная иерархическая многоуровневая

стратегический

менеджмент

системная целесообразность

настоящее

система

 

 

 

 

время)

 

 

 

 

 

 

Ситуационный подход (с конпа 60-х годов по

общественная организация, имеющая цель,

политика, сочетающая общую  цель

социально-экономическая  целесообразность

настоящее время)

чутко реагирующая на

предприятия с самоорганиза-

 

 

 

 

разные измене-

цией разных его

 

 

 

 

ния, внутри

подразделений

 

 

 

 

которой суще-

 

 

 

 

 

 

ствуют интере-

 

 

 

 

 

 

сы разных

 

 

 

 

 

 

групп

 

 

 

 

менеджменте выделяются такие блоки, как текущее и  стратегическое управление, управление персоналом, финансовый, инвестиционный, инновационный, социальный менеджмент, природоохранное направление и др.

 

Глава 4. Теоретический  анализ сервисной деятельности

Добавим, что в общем перечне  функций и блоков производственного менеджмента существуют специальные управленческие задачи, связанные преимущественно с сервисной деятельностью. В качестве примера сошлемся на важность овладения руководителями сервисных предприятий-знаниями о закономерностях управленческого регулирования производства caMiix сервисных продуктов и оптимизации сервисных потоков. Таким образом, в рамках науки о сервисе рождается самостоятельное прикладное направление — логистика сервисного отклика.

Логистика сервисного отклика рождалась  из науки логистики, которая сводилась к управлению и оптимизации материальных потоков и связанных с ними информационных и финансовых потоков в той или иной системе. Позже логистика переключилась на широкий диапазон деятельности, связанной с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю. Подобная деятельность сосредоточивалась на транспортировке, складировании, обработке материалов для хранения и перевозок, защитной упаковке, заказах на продукцию, прогнозировании спроса, маркетинге и обслуживании потребителей.

Становление широкого объекта логистического анализа означало и шаг вперед к рассмотрению сервисной деятельности с точки зрения логистики. При этом родился е только новый ракурс логистики {логистика услуг), но появился новый сегмент сервисной практики, который предлагает свои услуги в логистическом анализе.

Сегодня логистика сервисного отклика определяется как процесс координации логических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей. Руководители сервисных фирм могут использовать те же принципы подхода .при управлении потоками услуг, что и для материальных потоков. Однако это заимствование должно быть, во-первых, частичным, взвешенным, во-вторых, при этом следует считаться со спецификой сервисного процесса. (Основы логистики / Под ред. Л. Б. Миротина. М., 2000)

Усложнение характера и умножение  подходов к теоретическому анализу сервисной деятельности вносит в науку о сервисе множество дополнительных аспектов, формируя методологический и Методический плюрализм его исследования. В наши дни эта наука представляет собой междисциплинарное направление, ведущую Роль в котором выполняет экономический и социальный анализ. Однако в разных ее разделах может быть актуализирован широкий спектр научных идей, представлений и методов, начиная от меди-цинских теорий и кончая философско-эстетическим анализом.

Помимо теоретического уровня, данная наука включает в себя масштабный прикладной уровень, знания которого нацеливаются на использование научных представлений, выводов и рекомендаций в практике сервисной деятельности.

 

 

4.3. Теоретические основания  анализа

сервисной деятельности постиндустриального общества

Экономические и энергетические кризисы 70-х годов XX в, серьезно подорвали оптимистические оценки «общества потребления». Появляются новые концепции следующего этапа общественной эволюции развитых стран, который называют ныне «постиндустриальным обществом», «информационным обществом», «обществом услуг». Авторы этих концепций вынуждены отойти от стереотипов «общества потребления», сосредоточить внимание на анализе неблагоприятных последствий эксплуатации природной среды и начать просчитывать возможности развитых стран обеспечить те или иные массовые потребности.

В этой связи осознается неизбежность постановки вопроса о пределах экономического роста (см.; доклады Римскому клубу Дж. Медоуза, А. Печчеи, П. Дракета и др.). В этих условиях целый ряд исследователей обосновывают переход развитых стран от товаропроизводящей к сервисной экономике (идеи Р. Арона, Д. Белла и др,), формируемой на основе динамично развивающихся наукоемких производств, эффективных технологий и процессов информатизации.

Принципы ресурсосбережения и  установки бережного обращения с окружающей средой начинают проникать в массовое сознание потребителей.

Японский исследователь Т. Сакайя следующим образом характеризует настроения, царящие в японском обществе на рубеже 70-80-х годов XX в.:

«Как только человек ставит под  сомнение неисчерпаемость продуктов питания и природных ресурсов, свойственная ему инстинктивная тревога предупреждает его, что среда обитания способна выдержать ее эксплуатацию лишь до кого-то предела, но не более того.

На протяжении всех 70-х годов  и на Западе, и в Японии концепция того, что считать роскошью, была напрямую связана с объемом тех или иных благ: чуть ли не во всех случаях было принято исходить из принципа "чем больше, тем лучше". Это же относилось к мебели, холодильникам, телевизорам, даже журналам.

Глава 4. Теоретический анализ сервисной  деятельности

„С приходом 80-х подход к таким вещам начал меняться. Новая эстетика стала определяться лозунгом "легкое-тонкое-короткое-маленькое". Оказалось, что все помешаны на небольших и компактных изделиях.

Такая смена совпала со''смещен нем акцентов в рекламе холодильников, когда на смену волшебным словам "большой и вместительный" пришло новое заклинание: '^компактный и экономный"». (Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999)

В конце XX в. западные, теоретики продолжают обосновывать необходимость обеспечения высокого уровня жизни и потребления людей, но сосредоточивают это требование лишь применительно к гражданам развитых западноевропейских стран (так называемому «золотому миллиарду»), не скрывая, что оно может быть осуществлено за счет населения других стран (идеи «конца истории» в работах Ф. Фукуяма и др,).

В этом случае процессы глобализации рассматриваются односторонне — как масштабное перераспределение ресурсов жизнеобеспечения из периферийных регионов мира в развитые страны. При этом по существу оправдывается всевластие спекулятивного (валют-но-финансового) капитала и своекорыстие транснациональных компаний, действующих в разных странах мира. Подобные взгляды обесценивают общечеловеческую значимость прежних представлений западной науки о благотворном воздействии для народов мира постиндустриального развития и сервисной экономики.

В последние годы XX в. формируются более вавешенные представления о глобальных перспективах мира, которые развернуты в экономических теориях, в исследованиях межкультурных взаимодействий. Исходя из необходимости создания достойных условий жизни для всех людей, живущих на Земле, зарубежные и российские ученые говорят о возможности обеспечения их умеренного благосостояния, о важности уменьшения пропасти между богатыми и бедными странами, а также между состоятельными слоями и бедняками в любом обществе (работы А. Печчеи, П. Кеннеди, Я. Тибергена, Н. Моисеева, Ю. Яковца, С. Глазьева и др.У.

В современном мире благополучию граждан разных стран угрожает ряд деструктивных тенденций, обретающих глобальный характер. К ним относятся:

-обострение экологического неблагополучия;

-высокая вероятность региональных  военных конфликтов;

-углубление пропасти между богатыми и бедными странами и слоями;

- политический и религиозный  экстремизм;

- распространение криминала и  наркотиков.

Сложившаяся ситуация требует перехода от неуправляемых стихийных регуляторов мирового развития к управляемой социоприродной эволюции. К тому же некоторые тенденции развития современного мира свидетельствуют о том, что потребление услуг, по-видимому, незаметно начинает преобладать над потреблением многочисленных материальных благ, что придает сервисной деятельности особую значимость.

В этой связи усиливается значение индустриально-сервисной экономической модели, где огромная роль принадлежит невещественным ресурсам. Под невещественными ресурсами общества (их еще называют «человеческим капиталом») подразумеваются конструктивные качества работников, населения в целом — высокий образовательный уровень граждан, информативно-познавательные потребности, здоровье и умение его сохранить, способность к постоянному повышению своего профессионального уровня и др.

Информация о работе Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности в разных странах мира