Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности в разных странах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:44, доклад

Краткое описание

Для анализа становления той деятельности, которую сегодня связывают с сервисом культуры обслуживания в гостиничной индустрии необходимо рассмотреть историю развития услуг, немаловажным остается вопрос о том, на каком историческом этапе и каким способом она стала появляться как составная часть хозяйственной активности.

Вложенные файлы: 1 файл

Servisnaja_deyatelnost.doc

— 791.50 Кб (Скачать файл)

*  собственно туристских  услуг (работы туроператоров и  турагентств, перевозок, размещения, экскурсионных услуг);

* услуг потребителей  не туристского профиля — финансового,  банковского, охранного, страхового и др.;

* товаров туристского  ассортимента (сувениры, продовольственные товары и др.);

* работы систем предприятий  туристской и смежных отраслей;

* деятельности квалифицированных  кадров и вспомогательного персонала;

*  природно-климатических и ландшафтных ресурсов;

* социально-культурных  объектов и исторических памятников.

На рынке услуг в  рамках национального туристского  продукта существует множество разновидностей конкретных продуктов в рамках отдельных  направлений и сегментов сервисной деятельности, а также коллективов предприятий и фирм.

 

5.2. Сервисная  деятельность в структуре хозяйственной  практики

В советский период вся  хозяйственно-экономическая практика разделялась на производственную и  непроизводственную сферы. В рамках последней выделялась сфера услуг (или сфера обслуживания).

В экономическом словаре-справочнике  Л. Барановой и А. Левина «Потребности. Доходы. Потребление» (М., 1988) под сферой обслуживания советской экономики понималась единая отрасль с фиксированными границами, которая контролировалась государством и включала в себя государственные предприятия и организации, занятые оказанием населению определенных услуг. В перечень этих предприятий и организаций вход*ти те, которые в оцновном были связаны с бытовым и личным обслуживанием людей: жилищно-коммунальные конторы, организации по ремонту квартир, бытовой техники и личного транспорта, ателье, парикмахерские и др. Данная сфера во многом действовала на принципах общественного перераспределения благ (т.е. многие услуги были! для потребителей бесплатными), хотя широко использовалась практика частичной оплаты услуг.

В то время к сфере услуг не относились такие крупные единицы  общественного обслуживания, как  медицина и санаторно-оздороеительные  учреждения, система образования, учреждения культуры и др.

До настоящего времени  понятие «сфера услуг» продолжает широко использоваться в экономическом  анализе, поэтому вряд ли целесообразно  от него отказываться. Но при этом важно  учесть его более широкую трактовку. В современной практике сфера услуг (или «сфера сервиса») выступает масштабной областью экономики и социальных взаимодействий, где контактируют граждане и коллективы, желающие удовлетворить свои многообразные запросы, и организаторы сервиса, направлявшие свой труд на удовлетворение этих запросов.

В таком широком понимании  сфера услуг рассматривается  уже не как единая отрасль, но как  масштабный сектор экономики, обладающий разветвленной и сложной структурой с подвижными границами. С точки  зрения наличия коммерческих и некоммерческих начал данный сектор продолжает развиваться на смешанной основе, но с явной переакцентировкой этих начал в сторону усиления рыночных принципов и активизации бизнеса.

Таким образом, сфера  услуг является пространством реализации сервисной деятельности. В некотором смысле данные понятия взаимопересекающиеся. Вместе с тем обращение к понятию «сфера услуг* позволяет по-новому поставить вопрос о границах сервисной деятельности в национальном хозяйстве. Будучи подвижными и эластичными, эти границы должны обладать фиксированными свойствами и давать возможность отделять сервисные виды активности от несервисных.

Следует принять во внимание, что в отечественной аналитике  продолжают действовать сегодня  некоторые принципы разделения хозяйства на отрасли, которые позволяют в целом адекватно

следить за развитием  отечественной экономики. Эта отраслевая структура включает в себя следующие единицы:

добывающая промышленность и сельское хозяйство

*  первичные отрасли;

*  вторичные отрасли  — обрабатывающая промышленность;

*  жилищное строительство,  транспорт, торговля, здравоохранение, обслуживание производства и населения;

*  управление, наука  и научное обслуживание.

В других случаях, особенно в рамках рассмотрения геотерриториального размещения нашего хозяйства, нередко, кроме сельского хозяйства и промышленности, выделяют еще два звена инфраструктуры:

» производственная инфраструктура, т.е. совокупность хозяйственных объектов, обеспечивающих функционирование производственной и социальной сфер: транспорт, связь, энергоснабжение, материально-техническое снабжение и сбыт, капитальное строительство и др.;

* социальная инфраструктура, т.е. совокупность хозяйственных объектов и хозяйствующих субъектов, которые нацелены на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей людей. Сюда относятся: трудовые ресурсы, население в целом, уровень жизни и обслуживания людей (домохозяйства, торговля, сфера услуг в узком отраслевом понимании и др.).

И в первом и во втором варианте членения хозяйственной практики сервисная деятельность оказывается размещенной в разных таксономических единицах, что не позволяет говорить о границах современной сферы услуг.

Более точно определить место сферы сервиса в общехозяйственном механизме той или иной страны позволяет подход, который ныне используется в государственном статистическом учете, основанном на системе национальных счетов, о чем было сказано выше. Данная система счетов стала получать распространение во второй половине XX в. в государственной статистике многих стран, включая и Российскую Федерацию. Ныне она используется также в статистических службах ООН.

Согласно системе национальных счетов, первичным сектором является сельскохозяйственное производство, рыболовство, охота, лесоводство — здесь работник взаимодействует с биоприродными ресурсами, поставляя необходимое для общества биосырье, растительные материалы и продукты.

Вторичный сектор включает в себя индустриальные отрасли -добывающую, обрабатывающую, пищевую и легкую промышленность, а также строительнукГиндустрию, выработку и транспортировку электро-, водо- и газовых ресурсов. В данном случае работник имеет дело с трансформацией и подготовкой целого ряда природных богатств для производственных и социальных нужд, участвует в промышленном производстве — создает механизмы, товары повседневного спроса, вырабатывает пищевые продукты и др., возводит различные технические сооружения, промышленные комплексы.

Сфера услуг формирует  в национальной экономике третичный сектор, где работники взаимодействуют с людьми и производственными коллективами, ориентируясь на удовлетворение их специфических потребностей, как не связанных впрямую с производством, так и связанных с ним. В этом случае третичный сектор включает в себя: транспорт и связь, торговлю, государственную администрацию, образование, здравоохранение, инженерно-консультативные услуги, бытовые услуги населению и др.

В случае обращения к посекторной таксономии продолжает оставаться неопределенным характер некоторых сегментов сервисной деятельности, которые можно отнести как к вторичному, так и к третичному сектору. Например, для отечественной практики анализа одной из наиболее сложных проблем остается проблема классификации таких звеньев инфраструктуры, как транспорт, строительство, электро- и водоснабжение, связь, которые выполняют одинаково важную роль в обслуживании производства и в социальном обслуживании.

Перечень видов деятельности, представленный в третичном секторе, далеко не полон, но в данном случае мы не станем его продолжать. Важно лишь подчеркнуть, что в последние годы практика обслуживания демонстрирует расширение третичного сектора, его дифференциацию, появление в нем новых сегментов. Интенс/ив-Ное развитие данного сектора позволяет многим аналитикам выделить четвертичный сектор (научно-исследовательские, информационные, телекоммуникационные услуги), а также пятеричный сектор (услуги, связанные с высокоинтеллектуальным творческим трудом).

Таким образом, в экономической  практике современного общества с развитой экономикой сервисная деятельность распадает-ся на целый ряд крупных направлений, а также на множество разновидностей, сегментов и групп, труд в которых заметно различается по характеру и другим качествам. Например, содержание труда работников банка, почтового ведомства, жилищно-эксплуата-ционного, медицинского учреждения или конторы ритуальных услуг различно настолько, что их деятельность трудно сопоставлять, исходя из единых профессионально-трудовых, социальных или духовно-психологических качеств. Однако отличительной чертой любой из перечисленных выше разновидностей труда выступает то, что он связан с обслуживанием граждан и трудовых коллективов, т.е. нацеливается, прежде всего, на удовлетворение общественных, групповых и личных потребностей.

Из сказанного выше проистекает  сложность разделения сервисной деятельности по классам, направлениям, разновидностям. Одна и та же разновидность сервисной деятельности заключает в себе несколько разнотипных качеств, оказываясь, таким образом, в разных типологических направлениях и группах услуг. Кроме того, появляются такие новые виды сервиса, для которых приходится организовывать специальное направление, так как ни одно из существующих для них не подходит.

Ниже представим еще  один, более конкретный и логически  строгий вариант классификации  сервиса с шестью укрупненными единицами (хотя в целом и данный вариант  вряд ли способен охватить все многообразие сервисных занятий):

*  производственный  сервис (услуги по ремонту техники,  услуги на базе высоких технологий, включая предпродажные и постпродажные услуги);

*  сервис сферы общественного  устройства (услуги по обороне,  охране общественного порядка,  развитию национальной финансовой системы и др.);

» социально-культурный сервис (предполагает два уровня: общественно значимый и индивидуально необходимый). К данно! разновидности относятся дошкольное воспитание, туристские, художественно-эстетические и другие услуги;

*  интеллектуальный  сервис (образовательный, юридический,  финансовый, информационный сервис  и др.);

*  сервис в сфере  обращения товаров и услуг  (торговля, общественное питание, коммуникационные и транспортные услуги, услуги складского хозяйства и др.);

хозяйственно-бытовой сервис (городское хозяйство, бытовое обслуживание населения, включая удовлетворение индивидуальных потребностей граждан)*.

Выше были рассмотрен^ отличительные качества сервисной  деятельности, которые выделяют ее на фоне несервисных видов хозяйственно-экономической активности. Теперь укажем те свойства сервиса, которые, напротив, сближают его с промышленным производством.

Труд и полезные усилия субъектов сервисной деятельности, совершаемые по отношению к тем, кому они нужны, делают их производителями услуг в такой же степени, как и производство товаров. В качестве производителей выступают целостные коллективы, а также конкретные работники предприятий сервиса, генераторы новых идей и технологий в сервисе, менеджеры, предприниматели.

Полезные усилия производителей направлены на потребителей сервиса — покупателей, клиентов, заказчиков, посетителей, пользователей. Работники предприятий и фирм, производя услуги, предоставляют потребителям определенные блага, пользу, удобства. При этом произведенные услуги приобретают потребительную стоимость, которая равна затратам общественного труда на ее производство. В этом случае Услуги выступают в качестве товара, являясь важным элементом сервисной деятельности.

В современном обществе разные виды и направления сервисной деятельности плотно соприкасаются с результатами промышленного производства. Так, субъекты сервисной деятельности доводят до потребителя (продают), а затем нередко ремонтируют и обслуживают:                                

*  бытовую технику, личные транспортные средства;

*  одежду, предметы  интерьера;

*  продовольственные  товары;

*  товары, используемые  в обучении и индивидуальном  развитии (книги, компьютеры);

  • товары для развлечений и отдыха (компакт-диски!, музыкальные синтезаторы, игровые автоматы) и др.

 

К тому же конечный этап многих производств вторичного сектора (строительные работы, электро-, водо- и газоснабжение), а также товары, создаваемые в пищевой, легкой промышленности, автомобилестроении и т.п., напрямую связаны со сферой услуг.

Однако связь работников сервиса с промышленностью не ограничивается продажей, обслуживанием и ремонтом указанных товаров. Сам труд в сфере услуг зачастую осуществляется посредством множества технических приспособлений и автоматов. В последние десятилетия предприниматели сферы услуг приложили много усилий к тому, чтобы в организацию труда работников сервисного производства, а также в управление предприятием услуг ввести элементы труда и менеджмента промышленного производства.

Все это формирует тесные связи между промышленным производством и услугами, приводя к тому, что труд и обслуживание людей на предприятиях сервиса во многих случаях организованы по типу индустриального производства. Индустриальное производство осуществляется в рамках крупных промышленных комплексов, труд на которых отличается высоким уровнем технической вооруженности. Это позволяет многократно увеличивать производительность труда и получать масштабные объемы выпускаемой продукции, способной удовлетворить массовый спрос.

В качестве примеров индустриального  производства, связанного с обслуживанием населения, укажем на массовое строительство индивидуальных коттеджей и многоквартирных домов, на перевозки пассажиров на воздушном, железнодорожном, автотранспорте и т.п. Все эти виды услуг заключают в себе важнейшие параметры (технико-технологические характеристики, расходы материалов и топлива, финансовые затраты и др.), сопоставимые с промышленным производством.

Таким образом, сервисная  деятельность современного типа приобретает индивидуализированный характер, ориентируясь на личные и групповые запросы потребителей. Но одновременно она во многом опосредуется индустриальным производством. Все это позволяет говорить о производстве сервисного продукта в развитых странах или о наличии в них индустрии сервиса. В настоящее время правомерно сказать «индустрия перевозок», «индустрия туризма», «индустрия развлечений», «индустрия образования». Все указанные направления сервисной деятельности, опираясь на технику и технологии организации труда промышленного типа, способны обслуживать тысячи и миллионы потребителей за короткий период времени.

Информация о работе Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности в разных странах мира