Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 22:02, курсовая работа
Объектом исследования является труды ученых, свидетельства современнов, изложенные в летописях, рассказывающие о внешнеполитической истории и развитии государственности в Волго-Камской Булгарии с первой четверти VII в. до середины XIII в.
Предметом исследования являются проблемы зарождения и эволюции внешней политики Волго-Камской Булгарии на всем протяжении исследуемого периода.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы проанализировать историю внешней политики Волжской Булгарии на основе изучения различных исторических свидетельств, трудов историков, географов и других ученых, посвященные Волго-Камской Булгарии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы связана с процессами становления современной государственности России. Волго-Камская Булгария занимала огромную территорию, на которой жили различные народы, находившиеся на различном экономичном и культурном уровне. Получило свое название Булгария от племенного объединения тюркоязычных кочевников, переселившихся в Волжско-Камский регион из Приазовских степей в VII-VIII вв. Государство Булгария сыграло важную роль в процессе этногенеза современных казанских татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари и коми. Именно этот синтез обеспечил устойчивость, стабильность и конечный успех этого государства. Возникновение и развитие Волго-Камской Булгарии является одним из интереснейших моментов в истории человечества. Естественно, что время породило массу историй и легенд об этом удивительном народе, государстве и политико-правовой системе.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых. Среди отечественных работ подвергнуты анализу труды: В.В. Бартольда, О.Г. Большакова, А.И. Гагина, А.Я. Гаркави, Б.Д. Грекова, В.В. Григорьева, Л.Н. Гумилева, Л.В. Егорова, Б.Н. Заходера, Д.И. Иловайского, А.Ф. Кистяковского, В.О. Ключевского, М. Ковалевского, И.Ю. Крачковского, А.А. Кудрявцева, М.К. Любавского, Ш. Марджани, В.Ф. Минорского, А.П. Новосельцева, В А. Пархоменко, В.Т. Пашуто, М.Н. Покровского, М.М. Рамзи, Н. Рожкова, В.Р. Розен, Б.А. Рыбакова, Е.А. Рябинина, A.M. Сахарова, М.Б. Свердлова, С.Д. Сказкина, З.И.Степановой, В.Н. Татищева, В.Г. Тизенгаузен, М.Н. Тихомирова, З.В. Удальцовой, Ф.И. Успенского, Д.А. Хвольсона, М.З. Хусеинова, Р.Г. Фахрутдинова, А.Я. Федорова, Г.С. Федорова, О.И. Фроянова, СМ. Шпилевского, А.Ю. Якубовского и др.
Хронологические рамки охватывают период с первой четверти VII в. до середины XIII в.вв. Это судьбоносное время существования государства и права Волго-Камской Булгарии.
Объектом исследования является труды ученых, свидетельства современнов, изложенные в летописях, рассказывающие о внешнеполитической истории и развитии государственности в Волго-Камской Булгарии с первой четверти VII в. до середины XIII в.
Предметом исследования являются проблемы зарождения и эволюции внешней политики Волго-Камской Булгарии на всем протяжении исследуемого периода.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы проанализировать историю внешней политики Волжской Булгарии на основе изучения различных исторических свидетельств, трудов историков, географов и других ученых, посвященные Волго-Камской Булгарии.
В российской историографии изучению внешней политики средневековых государств посвящено не мало исследований таких ученых, как Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев, В.Т. Пашуто, Ф.И. Успенский, А.Н. Сахаров, С.Д. Сказкин, З.В. Удальцова. В них изучается дипломатическая практика Византийской империи и Древней Руси. История внешней политики волжских булгар долго ждала своих исследователей, что было связано со скудостью имеющихся источников. Накопленный археологический материал, многочисленные исследования нумизматики, эпиграфики, лингвистики дали возможность приоткрыть завесу над этим сложным вопросом.
В исследуемый период булгарской истории на Средней Волге побывали только два арабских путешественника: секретарь посольства халифа к царю волжских булгар Ахмед ибн-Фадлан и испанский араб Абу Хамид ал-Гарнати. Долгое время считалось, что арабский историк Ибн-Хаукал также побывал в Булгаре. Д.А. Хвольсон был первым, кто отметил и обосновал сомнительность данного предположения1. По мнению современного казанского булгароведа Р.Г. Фахрутдинова2, основными источниками для Ибн-Русте послужили труды таких известных географов IX в. как Салам ат-Тарджуман, совершивший в 842-843 годах путешествие в северные страны - до хазар, и Ибн-Хордадбех («Книга путей и государств») . Из компиляций наиболее известны: труд Идриси (ХІІв.), географический словарь Якута, труд Абул-ал-Фиды. Еще одним важным источником по истории внешней политики булгар является книга ал-Мас'уди.
К сожалению, булгарские источники изучаемого периода были уничтожены во время нашествия татаро-монгол. Особенно можно пожалеть об «Истории Булгарии», написанной в XII в. булгарским ученым Якубом бен-Номаном. О нем и его произведении сведения дошли через Абу Хамида ал-Гарнати, который посетил Булгарию в 1135 году и лично встречался с ним3.
Благодаря отечественным востоковедам и арабистам, таким как В.В. Бартольд, О.Г. Большаков, А.Я. Гаркави, Б.Н. Заходер, А.П. Ковалевский, И.Ю. Крачковский, В.Р. Розен, В.Г. Тизенгаузен, Х.М.Френ, Д. А. Хвольсон, арабские и персидские источники дали возможность российским историкам, юристам, экономистам, изучить события раннего средневековья юго-востока и востока Европы. Без их кропотливой, сложной и значительной работы исследование государства и права Волжской Булгарии было бы просто невозможным.
Во второй половине XVIII в., в связи с возрастанием интереса к вопросу о значении иноземных (особенно тюркских) влияний на становление русской государственности и культуры, все больше внимание исследователей стала привлекать проблема кочевых народов степей Евразии. На том этапе были предприняты попытки представить общую картину взаимодействия Руси со степью и оценить роль нашествия монголов на основе материалов русских летописей. Следует отметить работы А.И. Лызлова, В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и других, которые в совокупности и предопределили дальнейшее изучение этого вопроса в русской историографии.
Изучение истории Волжской Булгарии в XX столетии неотрывно связано с развитием российского востоковедения и это вполне объяснимо. Булгария приняла ислам еще в начале X столетия, здесь были очень сильны мусульманские традиции, социально-политические, экономические и культурные связи со странами Средней Азии. Как отмечал А.Ю. Якубовский, Волжская Булгария по культуре - несомненно восточная страна4, а Л.Н. Гумилев называл ее «форпостом мусульманского суперэтноса»5. Именно поэтому история изучения Волжской Булгарии теснейшим образом связана с развитием российского востоковедения.
В связи с историей изучения восточных источников и истории Востока в целом, а Волжской Булгарии в частности, нельзя не отметить деятельность В.В. Григорьева (1816-1881). В 1836г. он опубликовал исследование о Волжской Булгарии, считавшееся в то время лучшим трудом отечественной истории в связи с историей Востока. В этой работе автор проследил в числе
других проблем судьбу булгар и их этнонима6. Автор приходит к выводу, что булгары являются автохтонным населением Среднего Поволжья и ставит знак равенства между ними и славянами.
Из произведений татарских учёных наиболее ценными можно назвать: «Очерк истории Болгарского и Казанского царств» Ш. Марджани (1885г.); «Археологические заметки», статьи в татарских календарях 1870-1880 гг., изданные Каюмом Насыри; «Булгарская история» М.З. Хусеинова (1883г.); «Тельфик эль-Ахбар вя тэльких зль-асарфи вакаег Казан вя Болгар вя мулюке татар» (о Казани, Булгаре и татарских государствах) М.М. Рамзи.
Проблема хазаро-русских, хазаро-булгарских и русско-булгарских отношений рассмотрена в работах таких учёных, как: Д.Ю. Арапова, А.А. Арсланова, М.И. Артамонова, В.А. Бабенко, А.А. Быкова, А.И. Гагина, Н. Голба, Ю.В. Готье, П.Б. Голдена, Б.Д. Грекова, Л.В. Егорова, Н.Ф.Калинина, П.К. Коковцева, В.А. Кузнецова, К.Ф. Минорского, А.П. Новосельцева, В.А. Пархоменко, М.Н. Покровского, Н. Рожкова, З.И.Степановой, В.Г. Тизенгаузена, Р.Г. Фахрутдинова, А.Я. Федорова, Г.С. Федорова, Д.А. Хвольсона, СМ. Шпилевского, и др.
В целом можно отметить, что проблемами возникновения и развития государственности и права занимались многие исследователи. Их работы обогащали сокровищницу государственно-правовых и исторических знаний, способствовали познанию истины.
Эмпирическую основу исследования составили летописные и хроникальные источники, как отечественные, так и зарубежные, кроме того, важное значение имеют памятники права. Для осуществления исследования, автором, использовались мемуары, записки и сочинения иностранных дипломатов и путешественников. Основная информация о Волго-Камской .Булгарии черпается из трудов IX—XIII вв. на арабском и персидских языках. Известия о булгарах находим в трудах: Ибн Хордадбеха, Ибн ал-Факиха ал-Хамадани, Ибн Русте, Ахмед ибн-Фадлан, ал-Масуди, Абул-Касима Ибн Хаукаля, Гардизи, Иакута ар-Руми ал-Хамави, Закарии ал-Казвини, Ибрагима ибн Йакуба, ал-Идриси, Салам ат-Тарджумана, Абу Хамида ал-Гарнати, Абул-ал-Фиды и других. Особенно следует отметить работы, которые дают информацию о Древнерусском государстве и Волго-Камской Булгарии VIII -XIII вв. В повесть временных лет вошли известия о булгарах, основанные на преданиях и устной традиции.
Интерес к Волжской Булгарии появляется вместе с развитием исторической науки в России. А появление отечественной историко-востоковедческой школы, как и в целом исторической науки в нашей стране, неотделимо от мировой науки и является, как отмечает казанский исследователь А.А. Арсланова, одной из важнейших ее составных частей7.
Во второй половине XVIII в., в связи с возрастанием интереса к вопросу о значении иноземных (особенно тюркских) влияний на становление русской государственности и культуры, все больше внимание исследователей стала привлекать проблема кочевых народов степей Евразии. На том этапе были предприняты попытки представить общую картину взаимодействия Руси со степью и оценить роль нашествия монголов на основе материалов русских летописей. Следует отметить работы А.И. Лызлова, В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и других, которые в совокупности и предопределили дальнейшее изучение этого вопроса в русской историографии. Однако в тот период происходило лишь накопление отдельных фактических элементов.
Академик В.В. Бартольд отметил, что «для России …изучение истории кочевников и основанных ими государств имело особенное значение. Еще до появления русской науки работавшими в России иностранными учеными …были поставлены на очередь вопросы, связанные с изучением кочевых государств, в состав которых некогда входила Россия, именно государств хазарского и монгольского… Академия наук и в то время, когда в ее среде еще не было ориенталистов из природных русских, обратила внимание на эти научные задачи, старалась направлять эту сторону работы русских исследователей и использовать для этой цели научные силы»8.
Изучение истории Волжской Булгарии в XIX столетии неотрывно связано с развитием российского востоковедения и это вполне объяснимо. Булгария приняла ислам еще в начале X столетия, здесь были очень сильны мусульманские традиции, социально-политические, экономические и культурные связи со странами Средней Азии. Как отмечал А.Ю. Якубовский, Волжская Булгария по культуре – несомненно восточная страна9, а Л.Н. Гумилев называл ее «форпостом мусульманского суперэтноса»10. Именно поэтому история изучения Волжской Булгарии теснейшим образом связана с развитием российского востоковедения.
В первой половине XIX в. русским востоковедам были уже хорошо известны крупнейшие собрания рукописей, на которые они и старались опираться в своей работе11. Именно оттуда, в преддверии начала археологического исследования территории Казанской и Самарской губерний, черпались сведения о Волжской Булгарии. Первым крупным центром востоковедения в России становится Казанский университет. Слава казанской востоковедческой школы обязана сосредоточению здесь лучших специалистов того времени. Так, известный востоковед П.С. Савельев называл Казанский университет «главным рассадником ориентальных знаний»12.
Казанский университет был основан указом императора Александра I в 1804 г, а уже в 1807 г. открывается восточная кафедра. Для руководства ею был приглашен доктор философии и свободных наук Х.М. Френ (1782–1851). C 1807 по 1817 гг. Х.М. Френ преподавал арабский и персидский языки, а для желающих еврейский и сирийский языки. Он вошел в историю российского востоковедения как крупный ученый-арабист. Советский историк А.Ю. Якубовский, подчеркивая значение работ Х.М. Френа для исследований всех последующих российских ориенталистов, писал: «Х. Френ вооружил молодое поколение русских ученых замечательной для своего времени техникой и методикой работы над первоисточниками: рукописями и нумизматическими материалами. Редко кто из ученых пользовался таким признанием и такой благодарностью»13. Главный упор Х.М. Френ делал на исследовании истории Золотой Орды. Большое внимание уделял изучению казанской старины и сбору материалов по истории Булгарии. Под его началом проводились первые комплексные археологические исследования булгарских городищ. Как результат издание в 1816 г. крупной статьи «О древнейшей монархии волжских болгар». Достаточно много внимания булгарской тематике уделяется Х.М. Френом в многочисленных нумизматических исследованиях, сопровождаемых обширными историческими и филологическими комментариями.
В российском научном обществе 40–50-ых гг. XIX в. с новой силой прокатился интерес к монгольскому нашествию на Восточную Европу и всему тому, что было с ним связано14. Коснулся он и государства поволжских булгар. Начинают появляться хоть и не многочисленные, но довольно интересные исследования по булгарской истории. Одно из них связано с именем выдающегося ориенталиста И.Н. Березина (1818–1896).
По мнению И.Ю. Крачковского, И.Н. Березин был, «типичным представителем «героического» периода нашего востоковедения, когда можно было объединять специальные знания, по меньшей мере, в трех областях – тюркологии, арабистике и иранистике, а частично и монголоведении. Он вынес из первой половины XIX в. романтическую настроенность нашего раннего ориентализма и очень широкую образованность»15.
Наиболее плодотворным периодом научной деятельности И.Н. Березина являются 40–60-е гг., когда он создал много трудов по истории и филологии Востока. Но далеко не все исследователи считали его полноценным историком. В.В. Бартольд, рассматривая деятельность И.Н. Березина, выделяет, в качестве главной его заслугу как переводчика и издателя восточных памятников16. Однако, как кажется, В.В. Бартольд излишне жестко относится к И.Н. Березину как к историку, считая, что целью его исторических сочинений собственно было «доставление истории того материала, какого она имела право ожидать от филологии и археологии. Даже те из его работ,– писал В.В. Бартольд, – в которых по заглавию можно было бы предполагать исторические статьи, именно «Первое нашествие монголов на Россию» и «Нашествие Батыя на Россию», в действительности являются филологическими и заключают в себе главным образом перевод восточного текста, именно текста Рашид ад-Дина»17. Как верно отмечает А.А. Арсланова, «все же стоит, наверно, помнить, что даже такой подход в те времена был большим шагом вперед и давал необходимый стимул для дальнейшей работы над источником»18.