История Волжской Булгарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является труды ученых, свидетельства современнов, изложенные в летописях, рассказывающие о внешнеполитической истории и развитии государственности в Волго-Камской Булгарии с первой четверти VII в. до середины XIII в.
Предметом исследования являются проблемы зарождения и эволюции внешней политики Волго-Камской Булгарии на всем протяжении исследуемого периода.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы проанализировать историю внешней политики Волжской Булгарии на основе изучения различных исторических свидетельств, трудов историков, географов и других ученых, посвященные Волго-Камской Булгарии.

Вложенные файлы: 1 файл

История Волжской Булгарии_Курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Скудные сообщения летописей хорошо дополняют археологические материалы, обобщенные в статьях и монографиях И.В. Дубова65, М.Д. Полубояриновой66, А.П. Моци и А.Х. Халикова67, Л.Д. Макарова68, Ф.Ш. Хузина69 и др. Предметы булгарского экспорта, иногда даже следы постоянного проживания булгар, в заметном количестве обнаружены в Киеве, Чернигове, Старой Рязани, Нижнем Новгороде, Муроме, Городце, Суздале, Владимире, Угличе, Ростове, Великом Новгороде, а также в других древнерусских городах и их округах.

2.2. Хазарский каганат и Волжская Булгария

 

Время, когда волжские булгары попали под протекторат Хазарского каганата, остается неизвестным. Уже в конце VII века хазары закрепились в Крыму, Подонье и на Нижней Волге70. С середины VIII века Подонье и Поволжье становятся главными областями гегемонии Хазарии. В этот же период времени Каганату подчинялись буртасы, волжские булгары и часть восточнославянских племен. Столицей Хазарии становится город Итиль, связывающих славян, Волжскую Булгарию и весь Север с богатыми странами Востока. Волжская Булгария, по своему местоположению и участию в системе торговли, не могла не интересовать Каганат, так как столица ее, город Булгар, являлась важным международным рынком на Волжском торговом пути.

Средневолжские народы были задействованы в систему международной торговли Востока и Запада еще до проникновения булгарских племен в Волго-Камское междуречье. В. Б. Вилинбахов пишет: «Можно смело утверждать, что в V - VI веках эта территория находилась в постоянном и регулярном сношении с арабским миром. Об этом свидетельствуют клады, состоящие из одних сасанидских монет V - VI веков, найденные в землях булгар»71. По мнению В.Б.Вилинбахова, В.В.Кропоткина, В.Л.Янина в VIII - начале XI веков, главной торговой магистралью являлась именно Волга, а не «путь из варяг в греки». По их мнению, Днепровский торговый путь приобретет свое актуальное значение несколько позднее72. Доказательства строятся по находкам кладов куфических монет.

В российской историографии долгое время сохранялась точка зрения, указывающая на положительную роль Хазарского каганата для судеб народов Восточной Европы, в том числе славян и волжских булгар. В.О.Ключевский писал, что «хазарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и не страшно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хазар, были открыты дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам73.

В.В.Мавродин говорит об «огромной роли в истории русского народа того отрезка его исторического пути, который он прошел совместно с другими народами Поволжья, Прикамья, Подонья и Предкавказья в составе хазарской державы, под властью Хазарского каганата»74.

П.Голден, М.И. Артамонов и С.А.Плетнева в своих исследованиях отметили выдающуюся роль хазар в остановке экспансии арабов на Восточную Европу. С. А. Плетнева, в частности, пишет: «Хазария сыграла большую роль в истории восточно-европейских стран - она явилась щитом, заслонившим их от арабов, щитом, выдержавшим атаки непобедимых арабских армий, возглавляемых полководцами, перед именами которых трепетали другие народы75.

А. П. Новосельцев склонен считать точку зрения о выдающейся роли хазар «для судеб народов Восточной Европы» некоторым преувеличением. По его мнению, одной из основных причин арабо-хазарских войн была борьба за контроль над торговлей с Западом и поэтому «вряд ли верно ставить вопрос об арабской угрозе, от которой, якобы, спасли Восточную Европу хазары76.

А.П.Новосельцев уверен, что хазарские набеги в Закавказье сопровождалось значительно большими грабежами и разрушениями, чем арабские - в пределы Хазарии. «Последняя не могла спасать Восточную Европу также потому, что сама выступала в отношении и народов Кавказа, и славян, и Волжской Булгарии как поработительница..По справедливому мнению Б. А. Рыбакова, «переоценка исторической роли Хазарии приводила к искажению всей истории Восточной Европы»77.

В другом исследовании Б. А. Рыбаков пишет: «Паразитарное государство хазар, жившее за счет таможенных пошлин, держало в своих руках все выходы из Восточной Европы на Восток в страну гузов, Хорезм и остальные владения Халифата. Хазарский каган брал большие пошлины при проезде и возврате, а в случае благоприятного для него соотношения сил просто грабил возвращавшиеся караваны, как это было в 913 году»78.

Производительные силы Хазарии находились на слишком низком уровне для того, чтобы обеспечить ее нормальное развитие. «Страна хазар не производит ничего, чтобы вывозилось на юг, кроме рыбьего клея, ибо мед, воск, меха, которые Персия получает из Хазарии, ввозятся туда из Руси, Булгар и Киева», - сообщает мусульманский путешественник Масуди. 79 А. П. Новосельцев добавляет к собственно хазарскому экспорту рабов, но тут же оговаривается, что в основном работорговлей занимались их соседи - венгры и печенеги. Адам Мец уверяет, что в это время главным экспортером рабов на Восток были именно булгары80. К началу Х века  экономика Хазарии опиралась только на широкие международные торговые связи. Главную роль при этом играла транзитная торговля, нередко спекулятивная перепродажа.

На фоне Каганата Волжская Булгария экономически выглядела намного выгоднее. Ибн-Русте писал: «Болгаре народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие»81. По свидетельству Продукты земледелия служили важной статьей дохода булгарского экспорта. Так Лаврентьевская летопись под 1024 г. сообщает о волнениях и голоде в Суздальской земле. «Бе мятеж велик и голод по всей той стране; идоша по Волзе вси луддье в Болгары и привезоша жито, и тако ожиша»82.

Т. А. Хлебникова  пишет, что «Булгар Х века - это уже не просто феодальный замок, хотя он и несет его черты, но более крупное поселение с посадом ... Ранний Булгар, возникновение которого можно относить к рубежу IX - X веков, завершая процесс перехода полукочевого булгарского населения на оседлость, является в то же время началом становления городов в Среднем Поволжье»83.

С. А. Янина ставит последнюю точку в полемике. Найденный фрагмент булгарской монеты с именем эмира Джафара ибн-Абдаллаха, который есть никто другой, как Алмас, принявший мусульманское имя Джафара как акт признания себя клиентом халифа Джафара ал-Муктадира доказывает, что во времена Ибн-Фадлана в Болгаре существовала чеканка монет, а значит, существовал и город Булгар не просто ставка эльтебера, но и столица централизующегося булгарского государства.

Анализ экономического состояния Хазарского Каганата и Волжской Булгарии позволяет сделать вывод, что оба государства в первой половине Х века имели совершенно разный потенциал. Каганат существовал за счет эксплуатации торговых путей, взимая пошлины с проходящих караванов. Волжская Булгария, обладая растущей экономикой и находясь в центре Волжского торгового пути, вынуждена была отдавать львиную долю доходов своему врагу и сюзерену.

2.3. Принятие ислама как важнейший дипломатичесий шаг

 

Булгары упорно искали внешних союзников, старались поддерживать баланс сил у себя дома. Этим двум целям служило официальное принятие ислама в 922 году. Собственно, религия эта была широко распространена здесь и до этого. Еще начале  X века ученый Масуди писал, что в Булгарских городах есть и мечети, и школы. Но, в данном случае был важен именно символический акт, знаменующий собой признание нового государства, как части мусульманского мира. Это был очень хитрый и дальновидный дипломатический ход. Булгары очень боялись испортить отношения с заволжскими кочевниками-гузами, враждовавшими со среднеазиатскими хорезмшахами. Царь булгар стал называться эмир Джафар ибн Абдаллах, но желанной независимости это не принесло. Часть подвластных ему князей не приняло новую веру, а хазарский каган очень эффективно организовал давление на южные границы Булгарии отрядов буртасов. О них много писали тогдашние географы. Средневековый писатель Ибн-Русте писал: «Земля буртасов лежит между хазарами и булгарами, на расстоянии пятнадцати дней пути от первых. Буртасы подчинены царю хазар и выставляют в поле 10 тысяч всадников. Нет у них верховного главы, который бы управлял ими, и власть которого признавалась бы законной, есть у них в каждом селении по одному или два старшины, к которым обращаются они за судом в своих распрях. Земля их просторна и изобилует лесистыми местами. На булгар и печенегов, будучи сильны и храбры,  производят они набеги. Вера их похожа на веру гузов. Собой они стройны, красивы и дородны. Страна их, как в ширину, так и в длину простирается на 17 дней пути»84. После  XII  века западные и восточные источники перестают упоминать о буртасах. Скорее всего, они окончательно вошли в состав Волжской Булгарии, и сведения о них стали достоянием лишь внутренних хозяйственных документов.

Контакты Булгарии с Востоком развивались по сухопутному пути из Средней Азии (Хорезма) через Южный Урал в Булгарию, который и являлся северным ответвлением Великого шелкового пути. Именно этим путем двигалось посольство багдадского халифа с Ибн Фадланом, и определенно существовал регулярный торговый караванный путь. Судя по имеющимся письменным свидетельствам, ислам к булгарам пришел вместе с торговцами и проповедниками из Средней Азии.

Зарождение этих контактов следует отнести еще к IX-X вв. Кратким и в достаточной мере искаженным свидетельством этого служит упоминание в одном из своих сочинении арабского купца и дипломата из Андалусии Абу Хамида Ал-Гарнати. Он приводит рассказ о начале Булгарского государства и первых его правителях85. Особо следует подчеркнуть, что ал-Гарнати передает не просто услышанную им легенду, а пересказывает довольно близко к первоначальному тексту отрывок из прочитанной им в книге «История Булгарии» Йакуба ибн Нугмана, т.е. вполне официальную историографическую традицию. «А смысл слова булгар», – пишет андалусский путешественник, – «ученый человек». Дело в том, что один человек из мусульманских купцов приехал к нам из Бухары, а был он факихом, хорошо знавшим медицину». Далее он рассказывает о болезни эмира/царя булгар и его жены, их излечении этим факихом и о принятии булгарами ислама. Принятие ислама вызвало гнев царя хазар, который пошел на булгар войной, но был разбит, с помощью «войска Аллаха, великого и славного», как сообщает источник ал-Гарнати». Это, скорее всего, не первая версия этого сюжета, но единственная аутентичная, сохранившаяся в письменных источниках. Основная канва этого своеобразного «введения» в булгарскую историю состоит в том, что булгары приняли ислам в период существования Хазарского каганата, и значительную роль в этом сыграли проповедники из государства Саманидов. Не случайны, видимо, были последующие контакты с Хорасаном и вообще со странами ислама Переднего и Ближнего Востока.

Как бы то ни было, именно благодаря посольству багдадского халифа 922 г. состоялось дипломатическое признание Булгарии, а исламская цивилизация раздвинула свои пределы далеко на север. С тех пор восточные дипломаты и историки стали пристальнее всматриваться в политические процессы, в бурлящей Восточной Европе, где появилось самое северное исламское государство - единственный и естественный союзник для любой восточной страны, имеющей интересы в Поволжье и надежный торговый партнер для всех купцов, торгующих северными товарами. Со времени Ибн-Фадлана ни одно географическое сочинение уже не обходилось без упоминания булгар. Их описания вошли в традицию и сведения о них переписывались, дополнялись и изменялись, особенно, после того как Булгария окрепла и стала мощным средневековым государством. Развивались и крепли и ее связи со странами ислама. Факт этот указывает на регулярные религиозно-политические и культурные связи между Булгарией и государствами Саманидов и Газневидов. Видимо, связи Булгарии с Мусульманским Востоком стали довольно обычными и постоянными, поскольку отнюдь не каждое посольство булгар находит отражение в письменных источниках.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Волжская Булгария на протяжении нескольких веков, вплоть до монгольского завоевания, являлась крупным экономическим, политическим и культурным партнером Древней Руси. В Российской историографии изучению средневековых государств посвящено не мало исследований таких ученых, как: Л.Н. Гумилева, Д.И. Иловайского, Д.С. Лихачева, В.Н. Татищева, В.Т. Пашуто, Ф.И. Успенского, А.Н. Сахарова, С.Д. Сказкина, З.В. Удальцовой. История государственного и правового строительства Волжской Булгарии долго ждала своих исследователей, что было связано со скудостью имеющихся источников. Накопленный археологический материал, многочисленные исследования нумизматики, эпиграфики, лингвистики дали возможность приоткрыть завесу над этим сложным процессом.

Булгарский эмират, возникший как самостоятельное государство в конце X в. прошел значительный исторический путь. Территория этого средневекового государства располагалась на перекрестке торговых путей и политических интересов различных политических сил. Булгария, как единственное мусульманское государство Восточной Европы, испытывало военно-политичесоке и культурное давление с различных сторон, в первую очередь, со стороны православной Руси, но при этом оставалось частью мусульманского цивилизационного мира. Все это предопределило характер международных связей и дипломатической активности булгарских дипломатов. Внутреннее единство, тяжеловооруженное войско и мастерство дипломатов позволили этому сравнительно небольшому государству существовать и развиваться в течение нескольких столетий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV – XVI вв. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1995. – 160 с.
    2. Арапов Д.Ю. Русское востоковедение и изучение Золотой Орды // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М.: МГУ, 1983. С. 70-77.
    3. Арсланова А.А. Остались книги от времен былых: Персидские исторические сочинения монгольского периода по истории народов Поволжья. Казань, 2002. С. 45.
    4. Ахмед ибн-Фадлан. Путешествие Ахмеда ибн-Фадлана на реку Итиль. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1999. – 112 с.
    5. Ахмеров Г.Н. Избранные труды: Научно-популярное издание. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1998. – 240 с.
    6. Волжская Булгария и монгольское нашествие: Сборник. Казань, 1988.
    7. Волжская Булгария: очерки истории средневековой дипломатии (X - первая треть XIII вв.)/ И.А. Гагин; С.-Петербург. гос. ун-т, Рязан. обл. ин-т развития образования. - Рязань: Изд-во Рязан. обл. ин-т развития образования, 2004. – 230с.
    8. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993. 613с.
    9. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. – М., 1992. 423с.
    10. Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России. Учебник для вузов. – М., 2005. – С. 9.
    11. Из глубины столетий / Составление, вступительная статья и комментарии Б.Л.Хамидуллина. Казань: Таткнигоиздат, 2000. 271 с.
    12. История России. Т. I. С древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. чл.-корр. РАН А.Н. Сахарова. – М., 2003. – С. 65; см. также: Сахаров А.Н. Дипломатия Святосла-ва. – М., 1982. – С. 96–99.
    13. История татар в семи томах. Т. 2. Волжская Булгария и Великая степь. – Казань, 2006. – С. 373.
    14. Казаков Е.П. Итоги, проблемы и перспективы изучения древностей волжских булгар на рубеже ХХ-ХХI вв. // Российская археология: достижения XX и перспективы XXI вв. (Материалы научной конференции). Ижевск, 2000. С. 152-156. (Удм. гос. ун-т).
    15. Казаков Е.П. Об освоении болгарами Казанско-Марийского Поволжья в Х-Х1 вв. // Археологическое изучение булгарских городов. Казань: Мастер-Лайн, 1999. С.63-71.
    16. Ключевский В. О. Курс русской истории. – Соч. в IX тт. - М., 1987.
    17. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. Учебник для студентов вузов. – М., 2004.-521с.
    18. Новосельцев А. П. Хазария в системе международных отношений VII - IX вв. // Вопросы истории.-1987.- № 2.- С. 24.
    19. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник для вузов. – М., 2004.
    20. Плетнева С.А. Древние болгары в восточноевропейских степях // Татарская археология. 1997. № 1. С.31-60.
    21. Полубояринова М.Д. Русь и Волжская Болгария в Х-ХIV вв. / Отв. ред. С.А.Плетнева. М.: Наука, 1993. 123 с..
    22. Руденко, К. А. Археология Волжской Булгарии: историография и история изучения (X-XX вв.): учебное пособие/ К. А. Руденко. - Казань: Школа, 2008. - 262 с.
    23. Смирнов А.П. Волжские булгары. (Труды ГИМ. Вып. XIX) / Под ред. С.П.Толстова. М., 1951.275 с., 18 табл.
    24. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / Науч. ред. М.Х.Фарукшин. Казань: Таткнигоиздат, 2000. 310 с. Глава IV. Государства булгар - с.83. Глава V. Золотая Орда - с.84-107. Глава VI. Казанское ханство - с. 108-137. 
    25. Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. Выпуск первый. С древнейших времен до конца XVIII в. Учебное пособие. М.: Изд-во соц-экон. лит-ры, 1962. 495 с. «История о Казанском царстве» - с. 262-266; «Сочинения Андрея Курбского» - с. 290-293.
    26. Фахрутдинов Р.Г. Болгар в письменных источниках // Город Болгар: Очерки истории и культуры. М.,1987. 280с.
    27. Хузин Ф.Ш. Булгары на Волге и Каме до монгольского завоевания (вторая половина VIII-ХIII вв.) // Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995. С.95-117.

Информация о работе История Волжской Булгарии