История России на рубеже 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 07:03, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, говоря об отдельных стихах, выявить общие черты поэзии Фета, уяснить, чем отличается Фет от своих предшественников и что нового, и важного внес он в большую русскую литературу. Разобрать и понять всю лирику поэтической души А.А. Фета, тем саамы понять его мировоззрение и погрузиться в эпоху его жизни.

Задачи исследования
1. Проследить историю развития творчества А.А. Фета.
2.Определить темы и характер в творчестве А. Фета.
3.Исследовать систему образов-символов, характерных для лирики А. Фета.

Содержание

Теоретическая часть
Введение …………………………………………………………
. Эпоха, в которой жил А.А. Фет …………………………………
. Биографические особенности, которые послужили толчком для проявления художественного мира поэта …………………………………...
3. Основные темы и мотивы лирики А.А. Фета …………………..
3.1. Поэзия в лирике А.А. Фета …………………………………..
3.2. Тема любви в лирике А.А. Фета …………………………….
3.3. Образ любви-воспоминания в лирике А.А. Фета ………….
3.4. Черты импрессионизма в лирике А.А. Фета ……………….
3.5. Тема природы в лирике А.А. Фета …………………………..
3.6. Сонет в лирике А.А. Фета ……………………………………
II. Практическая часть
Периоды творчества А.А. Фета.
Первый период 1840-1963 г.г. «Лирический пантеон»
Разбор стихов ……………………………………………………..
Второй период – поэтическое молчание 1863-1883 г.г.
Разбор стихов ……………………………………………………..
Третий период 1883-1892 г.г. «Вечерние огни»
Разбор стихов…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

     

Это первый сборник  зрелых стихотворений поэта. Здесь  Фет впервые применил жанровое и  тематическое деление своей лирики на разделы («Снега», «Вечера и ночи», «Баллады», «Элегии»,  «Антологические стихотворения»). 

      Идея подобного деления принадлежала  Аполлону Григорьеву, который принимал  участие в подготовке книги. 

    В  это время Фет находился в  Херсонской губернии, в кавалерийском  полку. Сложности,  связанные с  военной службой, удаленность от литературных центров, отсутствие свободного времени, безденежье долго не давали поэту возможности выпустить свой сборник.  Подготовленная и разрешенная цензурой в 1847 г., книга вышла только в 1850-м. Здесь впервые перед читателем предстает в целостном виде мир фетовской лирики. Это издание стало как бы основой для двух последующих сборников Фета. 

 

1856 г. «Стихотворения А. А.  Фета» 

    

 Издание  вышло по инициативе И. С.  Тургенева при участии критиков  В. П. Боткина,  А. В. Дружинина и писателей, близких «Современнику». 

      В книгу вошло около половины  основательно переработанных стихотворений из издания 1850 г. и новые произведения. В эти годы Фет был очень дружен с Тургеневым, и под настойчивым давлением последнего многие стихотворения подвергались радикальной

переработке. Одним  из приемов исправления было исключение из стихотворений последних строф. Таким образом Тургенев, сообразуясь со своими эстетическими принципами, пытался добиться наибольшей четкости стихотворения, проясняя или совсем убирая «темные» места.

Иногда это  приводило к стиранию характерных  особенностей поэзии Фета. Позднее он так писал о подготовке этого сборника: «Почти каждую неделю стали приходить ко мне письма с подчеркнутыми стихами и требованиями их исправлений. Там, где я не согласен был с желаемыми исправлениями, я ревностно отстаивал свой текст, но по пословице: „один в поле не воин“—  вынужден был соглашаться с большинством, и издание из-под редакции Тургенева вышло настолько же очищенным, насколько и изувеченным». Правда, ради справедливости, стоит заметить, что сборник готовился в период близкой дружбы Фета и Тургенева, который в то время был для поэта главным литературным советчиком и критиком. Он высоко ценил поэзию Фета и,  действительно, во многом помогал ему. Вышеприведенное высказывание было сделано в период

охлаждения  их дружбы, даже резкого расхождения  во взглядах, и Фет уже несколько предвзято оценивал помощь бывшего друга. 

 

1863 г. «Стихотворения А. Фета»  в 2 частях   

 

В сборник почти  без изменений вошли стихотворения из издания 1856 г., к ним были также добавлены новые произведения. 

      Это двухтомное издание оказалось  итогом почти двадцатипятилетней  литературной

деятельности  поэта. В 1862 г. Фет выступил в печати как публицист. В «Записках о

вольнонаемном труде» и очерках «Из деревни», печатавшихся в реакционном журнале «Русский вестник», Фет защищает помещичьи интересы от крестьян и наемных рабочих. Эти публикации возбудили негодование всей передовой печати. Фет встретил дружный отпор всего прогрессивного лагеря. Писарев не считал нужным говорить о Фете всерьез. Поэты демократического журнала «Искра» неустанно пародировали Фета, смеясь над соединением в одном человеке поэта и помещика. Статьи Фета вызвали негодование даже среди тех революционных демократов, которые раньше восхищались его стихами. Это было серьезным разладом между поэтом и «духом времени».

 

Разбор  Стихов:

 

«Я  пришел к тебе с приветом» (1843) 

Я пришел к тебе с приветом, 
Рассказать, что солнце встало, 
Что оно горячим светом 
По листам затрепетало; 
 
Рассказать, что лес проснулся, 
Весь проснулся, веткой каждой, 
Каждой птицей встрепенулся 
И весенней полон жаждой; 
 
Рассказать, что с той же страстью, 
Как вчера, пришел я снова, 
Что душа все так же счастью 
И тебе служить готова; 
 
Рассказать, что отовсюду 
На меня весельем веет, 
Что не знаю сам, что буду 
Петь - но только песня зреет.

 
 
Анализ: Стихотворение состоит из четырех строф ( всего 16 строк). Размер – четырехстопный хорей. Стопа двухсложная с ударением на первый слог. Женская рифма создает песенную мелодику.

1-я строфа  – 4 строки, четверостишие. Рифмы:  приветом-встало-светом-затрепетало.  Рифмовка – перекрестная.

2-я строфа - 4 строки, четверостишие. Рифмы: проснулся-каждой-встрепенулся-жаждой.

Рифмовка- перекрестная

3-я строфа - 4 строки, четверостишие. Рифмы: страстью-снова-счастью-готова.

Рифмовка- перекрестная

 

4-я строфа - 4 строки, четверостишие. Рифмы: отовсюду-веет-буду-зреет.

Рифмовка- перекрестная

Силлабо-тоническое стихосложение.

Первые две  строфы - о пробуждении природы, вторые две - о состоянии души лирического героя. Строфы выдержаны в строгом соответствии друг другу, это называется психологическим параллелизмом. Эпитеты («весенняя жажда», «горячий свет»), олицетворения («лес проснулся», «солнце по листам затрепетало»), метафоры («песня зреет», «душа счастью служить готова») создают яркое, праздничное настроение счастья, рождения новой жизни, рождение любви. Благодаря приёму аллитерации читатель не только представляет яркую картину пробуждения природы, начала нового дня, но и слышит шелест весеннего леса, почувствовать прикосновение ветерка:  
Рассказать, что отовсюду  
На меня весельем веет… 
Лексика стихотворения поддерживает весеннее радостное настроение: «затрепетало», «встрепенулся», «весельем веет».

Чувства героя самые возвышенные, из его сердца рвётся песня: «Не знаю сам, что буду петь, но только песня зреет». Внутренне состояние лирического героя находится в гармонии с природой и окружающим миром в целом. Пришла весна: «лес весенней полон жаждой», яркое солнце «по листам затрепетало», и в душе героя – пробуждение: в каждом звуке, в каждой ветке он находит что-то радостно-томное, ему «отовсюду … весельем веет». И вот он пришёл к своей возлюбленной, чтобы рассказать о том, что переполняет его, чтобы поделиться своим счастьем.  
 Для лирического героя это весеннее утро – праздник, рождение чего-то нового, светлого, - ожидание счастья. Ликование природы – ликование в душе. Кажется, что слышишь пение птиц, шелест весенней листвы, ощущаешь тёплое прикосновение солнечных лучей и дуновение ласкового ветерка…

«Тихонько движется мой конь...» (1862)

 

Тихонько  движется мой конь

По  вешним заводям лугов,

И в  этих заводях огонь

Весенних  светит облаков.

 

И освежительный  туман

Встает  с оттаявших полей.

Заря, и счастье, и обман —

Как сладки вы душе моей!

 

Как нежно содрогнулась грудь

Над этой тенью золотой!

Как к этим призракам прильнуть

Хочу  мгновенною душой!

 
 
Стихотворение состоит из трех строф ( всего 12 строк). Размер – четырехстопный ямб. Стопа двухсложная с ударением на втором слоге.

1-я строфа 4 строки, четверостишие. Рифмы: конь-лугов-огонь-облаков.

Рифмовка –  перекрестная. 
2-я строфа 4 строки, четверостишие. Рифмы: туман-полей-обман-моей.

Рифмовка –  перекрестная.

3-я строфа 4 строки, четверостишие. Рифмы: грудь-золотой-прильнуть-душой.

Рифмовка –  перекрестная.

 

Буря  на небе вечернем...  (1842)


 

 

Буря  на небе вечернем

Моря  сердитого шум -

Буря  на море и думы,

Много мучительных дум -

Буря  на море и думы,

Хор возрастающих дум -

Черная  туча за тучей,

Моря  сердитого шум.

 

 

 
 

 

 

Заключение    

 Стихи А.  А. Фета любимы у нас в  стране. Время безоговорочно подтвердило  ценность его поэзии, показало, что  она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые  сокровенные струны души, открывает  красоту окружающего мира.    

 Творчество Фета - хрестоматийный пример разницы между автором и лирическим героем. Этот термин для того и используется в науке о литературе, чтобы не путать личность самого писателя с тем образом, который он создаёт в своих произведениях. Очень часто текст, написанный от первого лица, лишь на первый взгляд кажется рассказом о самом себе. "Я" в художественной литературе лукаво и изменчиво. "Я" принадлежит лирическому герою. Он может быть очень похож на своего создателя, во многом повторять его судьбу и характер. Но бывает и по-другому.    

 Например - песни  В.С. Высоцкого. Известно, что слушатели нередко приписывали ему всё то, что рассказывали о себе его персонажи. Он пел о войне - значит, * был на фронте. О заключённых - сидел в тюрьме. О спортсменах - ставил рекорды на соревнованиях... Но ничего этого с ним никогда не происходило. Просто он вживался в каждый образ настолько, что заставлял всех поверить. Его лирический герой был всегда разным: то молодым, то старым, то интеллигентным, то малообразованным, то романтически благородным, то опустившимся. И это подсказывает читателю и слушателю: что-то здесь не так! Перед нами не исповедь, не автобиография, а множество сменяющихся художественных образов.    

 С Фетом  дело обстоит ещё сложнее. Он  не менял масок, не сочинял всё новых и новых вариантов собственной судьбы. Он был одним в жизни и другим в стихах. Он жил параллельно - в жестокой реальности, где надо помнить о выгоде, вести хозяйство, считать деньги, заниматься политикой, и в вымышленном мире, озарённом светом луны, пронизанном прекрасной музыкой, далёком от всякого зла.    

 Как знать,  окажись его реальная биография  иной, не будь он ещё в детстве  унижен и озлоблен, может быть, и не рвался бы он так  страстно к идеалу любви и  красоты и не создал бы вселенную, в которой мы и сегодня отдыхаем душой... Впрочем, такие предположения не имеют особого смысла. Фет прожил свои семьдесят два года в страданиях, обидах, борьбе за то место под солнцем, которое он для себя избрал, и всё это время в его поэзии царили другие законы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

 

1.   Русский сонет: Сонеты русских поэтов 18 –  начала 20 века. Сост. Б.Романова, Москва, 1983г.

2.   “Русское обозрение” 1990 г.

3.   Путешествие в страну Поэзия. Лениздат . 1976г.

4.   Маймин Е. А. “ А. А. Фет ”, Москва, 1989г.

5.   Фет А. А.  “Избранное”, Москва, 1985г.

6.   А. Фет. “Воздушный город” М.- 1995г.

7.   Журнал “Русская словесность”, № 4, 1996г.

8.   Журнал «Литература» № 46, 1997г.

9.   Журнал «Литература» № 1, 1999г.

 


Информация о работе История России на рубеже 19 века