История Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:49, доклад

Краткое описание

Самые первые - Петр I и его окружение, солдаты, моряки, и главное для основания города строители, а далее жители ближайших карельских, финских, русских, шведских поселений (Питер не на голом месте строился), теперь уже много строителей, рабочие на зарождающиеся верфи, священники, купцы, торговцы, прислуга, чиновники, военнопленные, многие из которых остались там жить навсегда и другие люди, необходимые для обычной жизни города ...причем многие в то время не по своей воле.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.docx

— 96.04 Кб (Скачать файл)

Обычно историки называют три причины:

военно-стратегические интересы — необходимость иметь укрепленный  форпост для борьбы со шведами

торгово-экономические интересы — необходимость построить порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы кратчайшим путем

государственно-политические соображения, связанные с невозможностью осуществить задуманные Петром реформы  в Москве при ожесточенном сопротивлении  бояр и духовенства.

Многочисленные факты  указывают на то, что в замысле  строителя Петербурга изначально присутствовал  и культурный аспект.

Еще в 1697 году , в зарубежной поездке, Петр впервые увидел страны Европы и определил главную цель своей последующей деятельности — приобщить Россию к достижениям  западноевропейской цивилизации. Тогда  же он предпринял один из первых шагов  по реализации этого замысла.

По требованию царя в Амстердаме создается русская типография для  широкого издания книг, прежде всего  светского содержания, и последующей  их перевозки в Россию. Из этого  путешествия он вывез идею создания собственной, Российской академии наук. И именно тогда зародилась у Петра  мысль о создании своего города, который явился бы выразителем обновленной  России.

Петербург формируется как  город нового типа — регулярный город.

Воплощением передовых представлений  в регулярном городе в XVIII веке стали  достижения французского градостроения.

Понятие регулярный город  включает не только констатацию его  новой геометрически правильной формы, но и всемерное упорядочение городской жизни — быта, экономики, управления. Становление Петербурга как регулярного города прошло достаточно длительный путь и обрело законченную  форму лишь при Екатерине II.

                           

  5. Строительство города, проекты его планировки 1703-1725.

Выделяют 2 этапа в застройке  СПб:

Детство Петербурга. Свободная, естественная застройка города 1703 — 1710 гг.

Юность Петербурга. Переход  к регулярной системе строительства  города.1710 — 1725 гг.

Идеалом Петра I был регулярный, компактный город европейского типа. Конкретным образцом ему служил быстро развивающийся в то время Амстердам. Следовательно, город должен был  строиться по определенным правилам, на основе светских начал. Поскольку  из-за сложной обстановки внутри и  вне государства царю-реформатору  приходилось решать огромное количество политических, экономических, военных, культурных проблем, преодолевать большие  расстояния, в строящемся городе он бывал наездами. Будущая столица  развивалась без

необходимого надзора, естественным путем. Кроме того, отсутствовала  материальная и кадровая база, необходимая  для регулярного строительства. Поэтому с 1703 по 1710 год Петербург  возводится по прежним градостроительным  принципам, определявшим своеобразный облик средневековых русских  городов.

Характерные признаки городов  Московского государства:

1. Градостроительная активность  храма

2. Крепость

3. Слияние города с ландшафтом

4. Целостность пространственной  композиции

5. Отсутствовала четко  фиксированная система обстройки  улиц и площадей

6. Деревянная архитектура

Застройку Петербурга первых лет можно назвать естественной, иррегулярной, чем-то похожей на застройку  средневековых русских городов.

Петербург начинает строиться  на юго-восточном берегу Березового острова.

Летом 1704 рядом с домом  царя начали подниматься деревянные дворцы губернатора Петербурга, министров, генералов. Свободной земли было много, потому строили с размахом: просторные конюшни, коровники, сараи  и обязательно огороды.

На территории южной части  острова появляются первые городские  слободы, каждая слобода представляла собой отдельный мир со своими особенностями быта, культуры, архитектуры.

В первые годы становления  Петербурга здания приходилось возводить  из дерева. Кирпича и камня производилось  очень мало. Чтобы деревянные дома как-то походили на западноевропейские, их раскрашивали под кирпич и украшали замысловатыми шпилями.

Троицкая площадь и  улицы города, не имели четких границ, т.к. не были соответствующим образом  обстроены. Вся южная и юго-восточная  часть острова застроилась быстро — в первые 10 лет. Почти три  десятилетия Троицкая площадь оставалась главной площадью, а на острове  располагался первый центр города. Здесь находились все центральные  учреждения правительственные коллегии, Сенат, производились смотры войск, объявлялись царские указы, проходили  праздники, церемонии.

На площади шла оживленная торговля. Первоначально здесь возникли торговые ряды, а в 1706 году вырос  деревянный Гостиный двор. Почти вся  береговая линия использовалась как порт — первый порт новой  российской столицы.

На Березовом острове  ситуация сразу же вышла из-под  контроля. Не было готового плана застройки, и она возникала спонтанно, хаотично. Нужно было закрепиться в устье  Невы — в Финском заливе господствовала шведская эскадра.

В первое десятилетие строительства  Петербурга начинается освоение и левого берега Невы. По указанию Петра 1 мая 1704 года состоялась закладка Царского огорода  — Летнего сада. В 1708 году для  Петра были построены Зимние маленькие  хоромы — одноэтажное деревянное здание из 10 комнат, более похожее  на большой частный дом нынешний Эрмитажный театр.

Благодаря энергии царя всего  за один год

Благодаря деятельности приглашенных иностранных архитекторов на втором этапе строительства города 1710 — 1725 гг. постепенно начинает складываться художественный образ петровского  Петербурга.

Строительство в Петербурге в 1703-1725 г:

Летний дворец Петра I 1710 — 1716. Д.Трезини, А.Шлютер, И.-Ф.Браунштейн,

Здание Кунсткамеры 1718 — 1734. Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г.К. Киавери, М.Г. Земцов

Дворец Меньшикова 1710 — 1727. Д.И. Фонтана, И.Г. Шедель, И.Ф. Браунштейн, Г.И. Маттарнови

Петровские ворота Петропавловской  крепости Заячий остров 1717 — 1718. Д. Трезини.

                       

20.Первым и самым главным театром в современной России сейчас считается Мариинский театр, его руководитель Валерий Гергиев является всемирно известным человеком. Здание театра выполнено с царским размахом и имеет свою давнюю историю.

Мариинский театр- символ русской культуры. Летоисчисление его труппы ведется с 1783 года, когда  в Петербурге был открыт Большой  театр, на месте которого находится  сейчас Санкт-Петербургская консерватория.

 

6 Начало формирования  архитектурного облика города. Петовское  бароккочерты стиля, архитекторы  постройки.

Это архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской архитектуры. Сводить всё многообразие архитектурных  решений петровских архитекторов к  барокко можно только с известной  долей условности. В Петровскую эпоху  существовали зачатки всех стилей —  и барокко, и рококо, и классицизма. Город как бы примерял на себя разные одежды. Иностранные мастера, помимо стилевого разнообразия,

принесли разнообразие национальных манер, школ, различие в качестве исполнения. Решающими для формирования стиля  были личные вкусы Петра, а также  особенности ландшафта нового города.

К концу жизни Петра  в в архитектуре Петербурга шло  слияние европейских стилистических приемов: рационального северного  барокко — через Трезини симметрия  и уравновешенность композиции, сдержанность декора, и изящного, придворно-аристократического — через Леблона изысканность, приверженность к высоким, мансардным кровлям — с традициями древнерусскими, сказавшимися, например, в многоцветной окраске зданий.

Смена вкусов заметна на примере  творчества первого архитектора  Петербурга Д.Трезини, создателя стиля  Петровское барокко: от строгих и  лаконичных форм первых домов он подходит к почти барочным формам колокольни Петропавловского собора, Петровских ворот крепости.

За счет слияния различных  стилистических приемов постепенно создается национальный стиль русского барокко. Истинное русское барокко, соответствующее и параллельное общеевропейскому, сумевшее сохранить  свои национальные черты, относится  к середине столетия и связано  с именами Б.-Ф. Растрелли и  С.И. Чевакинского.

Отличительные черты Петровского  барокко

1.Петербургский манир  архитектуры был рационален, прост,  ясен, спокоен и в тоже время  проникнут праздничным настроением.  простота объёмных построений, чёткость  членений и сдержанность убранства,  плоскостная трактовка фасадов.

2.Строгая симметрия планов  и объемных построений, уравновешенность. Приведение к симметрии требует  выделения центра композиции. По  оси здания располагается главный  вход, над ним самый крупный,  нарядный зал.

3.Вертикальные членения  стен плоскими лопатками и  пилястрами, обработка углов рустом.

4. Плоскостная трактовка  пластического убора зданий. Это  обусловлено кирпичной конструкцией  стены, ее рельеф исполняют  в ходе кладки и избегают  сильных выносов пилястр, карнизов.

5. Многоцветная архитектура.  Оштукатуренные кирпичные стены  требовали покраски. Предпочитали  активные красные, зеленые, синие  тона: на интенсивном фоне стены  четко выделяются белые архитектурные  детали, пилястры и лопатки.

6. Оконные проёмы прямоугольной  или арочной формы имели обрамление: плоский наличник с характерными  расширениями по углам — ушами.

7.Сдержанное, по сравнению  с европейским барокко, использование  декоративных элементов.

8.Мансардная крыша с  переломом. Такие очертания крыши  диктовались тяжелой черепичной  кровлей.

Основные памятники петровского  барокко,

сохранившиеся до наших дней в Санкт-Петербурге.

- Летний дворец Петра  I, построен по проекту Доменико  Трезини в 1710-1714 гг. Находится  в Летнем саду

- Меншиковский дворец  — построенный для приближенного

императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова дворец в стиле Петровского барокко, первое каменное здание Санкт-Петербурга[1]. Проект воплощён в жизнь стараниями приглашённых зодчих Джиованни Мария  Фонтана и Готфрид Иоганн Шеделя.

- Собор св. Петра и Павла  1712 — 1733. Д.Трезини.

- Кикины палаты 1714 — 1720

- Петровские ворота Петропавловской  крепости Д.Трезини, Н.Пино

- Церковь Благовещения  Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого  Александро-Невского монастыря 1717 — 1725. Д.Трезини

- Здание Кунсткамеры 1718 — 1734. Г.-И.Маттарнови, Н.-Ф.Гербель,  Г.-К.Киавери, М.Г.Земцов

- Здание Двенадцати коллегий  — памятник архитектуры на  Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здание выполнено в стиле барокко  и состоит из двенадцати идентичных  трёхэтажных секций. Начало строительства  под руководством архитектора  Доменико Трезини верхние этажи  по проекту Теодора Швертфегера.

Основные памятники петровского  барокко в пригородах Санкт-Петербурга:

- Дворец Меншикова Ораниенбаум  1710 — 1713. Д.-М.Фонтана, И.-Ф.Браунштейн, Н.Пино, И.-Г.Шедель

- Большой дворец. Центральная  часть. Петергоф 1714 — 1723. И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, Н.Пино

- Монплезир Петергоф 1714 —  1723. А.Шлютер,И-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти

- Большой дворец

Стрельна 1719 — 1726. Н.Микетти, М.Г.Земцов

-Эрмитаж Петергоф 1721 —  1725. И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон

8.Становление нового  типа культуры в петербурге  в петровское время на светской  основе.

Реформы Петра вырвали  страну из средневековья и радикально сменили ее духовную доминанту с  религиозной на светскую. Чтобы понять значение этого поворота, надо четко  представлять, чем отличается светский тип культуры отрелигиозного.

Религиозный тип культуры

Светский тип культуры

Средневековая культура Московской Руси.

Российская культура нового времени.

Связь человек — Бог.

Связь человек-человек, человек-общество.

Культура-Вера синкретизм-слитность, нерасчлененность. Религия подчиняет  себе все сферы жизни, ставит жесткие  рамки деятельности разума.

Культура — Вера. Культура освобождается от церковного влияния  секуляризация. Появляются новые сферы  культуры. Меняется иерархия культуры.

Культура закрыта, замкнута, локальна. Этноцентризм — ориентированность  на собственные традиции. Отсутствует  интерес к иным формам бытия.

Культура открыта, способна к контактам. Появляется интерес  к иным формам бытия. Религиозная  толерантность.

Статична, малоподвижна.

Информация о работе История Санкт-Петербурга