История Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:49, доклад

Краткое описание

Самые первые - Петр I и его окружение, солдаты, моряки, и главное для основания города строители, а далее жители ближайших карельских, финских, русских, шведских поселений (Питер не на голом месте строился), теперь уже много строителей, рабочие на зарождающиеся верфи, священники, купцы, торговцы, прислуга, чиновники, военнопленные, многие из которых остались там жить навсегда и другие люди, необходимые для обычной жизни города ...причем многие в то время не по своей воле.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.docx

— 96.04 Кб (Скачать файл)

Динамична, ускоряются темпы  развития, смены стилей барокко, рококо, классицизм.

Величностная, соборная культура.

Становление личностного  начала.

Единое, регламентированное бытие средневекового человека.

Разделение единого бытия  на жизнь трудовую, общественную, личную.

Анонимна.

Авторство.

Центром нарождения нового для  России типа культуры стал Петербург. Петр понимал, что в этом процессе определяющее значение имеет материальная культура . Для достижения западноевропейского  уровня в России требовалось завести  искусство економическое, — подчеркивал  сподвижник Петра I Ф. Прокопович. Создание экономики по западному образцу, с мануфактурами и освоенными новыми сырьевыми районами, поставило  перед русскими целый ряд задач.

Включение в систему международной  морской и сухопутной торговли, в  свою очередь, требовало создания внутри страны новой сети транспортных коммуникаций — дорог каналов, портов, точных карт суши и водных просторов, экономических  расчетов грузопотоков.

Остро вставали вопросы строительства  собственного морского торгового флота, создания промышленности военного и  гражданского назначения, светской системы  образования и науки, налаживания  форм и способов получения знаний и опыта у Запада.

В городе на казенный счет строили  пристани и верфи 1704 год — Адмиралтейство, 1713 год — верфь для небольших  судов, 1720 год — верфь на Охте, обустраивались гостиные дворы, торговые ряды — рынки, склады, появилась  первая в России и одна из первых в европейских столицах биржа  петербургская биржа была старше бирж Берлина, Стокгольма, Вены.

Развитие материальной культуры в Петербурге Петр I обеспечивал  привлечением иностранных мастеров, созданием крупных мануфактур с  предоставлением им государственных  субсидий и самого современного оборудования. Высокий уровень производства позволял создавать в Петербурге высококачественные изделия, сочетавшие утилитарные, технические, конструктивные достоинства с достоинствами  эстетическими, возводя вещи на уровень  прикладного искусства.

Мануфактурные предприятия  Петербурга подразделялись на три категории: казенные обслуживали армию и  флот, дворцовые работали в основном на нужды двора, частные были ориентированы  на рынок.

Культура Петербурга решительно и последовательно выразила радикальный  поворот в отношениях государства  и церкви.

Петр стремился уничтожить те обрядовые отличия, которые воспринимались, как свидетельство особой власти патриарха и митрополита, а следовательно, и в целом того традиционного  порядка, который ограничивал власть монарха.

Так, он лишил митрополитов права носить белый клобук . Согласно легенде, Константин Великий, после  того как его исцеляет папа Сильвестр, дает папе белый клобук как знак высшего достоинства, а себе отводит  место папского конюшего, признав  тем самым верховенство духовной власти над светской.

Специальным средством дискредитации  традиционных представлений и порядка  были ритуалы пародийно-кощунственного характера. В этом ряду можно назвать  Всешутейший и

всепьянейший собор, в  который Петр играл с 1692 года и  до своей смерти, шутовские свадьбы, маскарады, похороны карликов и т.п. Петр непосредственно занимался  разработкой такого рода церемоний, и сам принимал в них участие.

Для их участников игры и  увеселения носили в ряде случаев  обязательный характер. От пира или  маскарада нельзя было отказаться. Участие в них были необходимыми знаками лояльности, готовности перевоспитать  себя по установленному Петром образцу. Участие в Всешутейном и всепьянейшем соборе было пожизненной а иногда и наследственной обязанностью. Разнообразные  пародийные ритуалы, которые создал Петр, и в которых участвовали  представители социальной элиты, имели  публичный характер, осуществлялись демонстративно на глазах всего народа. Это не просто развлечения отдыхающего  монарха, а целенаправленная работа преобразователя общественного  сознания. Так, Всешутейший и всепьянейший собор был использован в дискредитации  патриаршего достоинства и церковных  притязаний. Заседания — попойки  собора проходили в соответствии с четким порядком, введенным Петром. Сам Петр был протодьяконом, а  главой собора многие годы оставался  Никита Зотов — некогда учитель  царевича. Он носил титул патриарха, или князь-папы, которому все на соборе шутовски покланялись.

В 1700 году умер патриарх Андриан, царь назначил ему преемника в  лице митрополита Стефана Яворского, объявленного блюстителем патриаршего  престола. Патриарший разряд был упразднен , а его функции были переданы восстановленному в 1704 году Монастырскому  приказу. Все имущество и финансы  церкви находились в ведении этого  приказа. Наконец, в 1721 году церковь  получила свой высший орган — Святейший  Синод. Архиепископ Ф. Прокопович по поручению Петра написал духовный устав для Синода. Это был законодательный  акт, в котором определялись функции  Синода, обязанности его членов по управлению церковью, подчеркивался  государственный характер учреждения: Духовный коллегиум под державным  монархом есть и от монарха установлено. Таким образом, Петр I полностью подчиняет  церковь своей власти. Она стала  послушным орудием политики царя. Духовенство превращается в такое  же сословие, имеющее свои обязанности  и задачи, как дворянство и посадские.

Петербургские преобразования, направленные на ограничения самостоятельности  церкви и на обмирщение религии вели к подрыву ее влияния на культуру и общественную мысль, утверждению  абсолютизма, который представлял  собой высшую форму феодальной монархии и был прогрессивным этапом в  развитии феодального строя.

Одним из важнейших завоеваний культуры Петербурга петровского времени  было новое видение человека, новое  решение проблемы личности. Человек  перестает быть лишь существом греховным. Он ценен

сам по себе и как активно  действующая личность. Не богатство  и знатность рода, или национальность, а общественная польза, ум и храбрость  могут возвести его на одно из самых  высоких мест в социальной иерархии.

Примером тому может служить  карьера А.Д. Меншикова и многих других сподвижников Петра. В 1722 году просветительский постулат внесословной ценности человека был законодательно зафиксирован в  Табели о рангах всех чинов: воинских, статских и придворных, открывшей  возможность не дворянам получить за заслуги перед государством дворянское звание. Идеалом Петровской эпохи  стал человек — гражданин, человек  — патриот. Утверждение абсолютизма  требовало установления системы  прямой зависимости развития культуры от правительства, огосударствления культуры. Это относится, прежде всего, к системе  образования. Требовалось светское практическое образование. До Петра  светское образование получали почти  исключительно путем домашних занятий, да и оно ограничивалось элементарной грамотой и счетом.

Литература петровского  периода носит переходный характер, основная тенденция ее развития —  обмирщение. Поощряя ее светские формы, Петр I осуществил ряд реформ, непосредственно  повлиявших на становление новой  литературы. В 1710 году вводится русский  гражданский алфавит, который отделил  светскую книгу от церковной. Если раньше книги издавались в основном по благославлению церкви, то теперь — по повелению  государя.

Литература в Петровскую эпоху помимо чисто практических функций стала выполнять и  функции развлекательные. Изменился  и сам тип писателя: если раньше это был преимущественно монах, пишущий по обету, то теперь -грамотей, пишущий по заказу.

Таким образом, литература петровского  времени была тесно связана с  деятельность царя, с его трудами  и новшествами. Словесность отразила процесс изменения мировосприятия общества от аскетичных древнерусских  установок к светским взглядам. Одновременно в литературе складываются предпосылки  классицизма. Не имея социальных корней на русской почве, какими оно обладало на Западе, барокко в русской культуре смогло стать только одним из явлений  переходного периода от средневековой  культуры к системе и структуре  жанров светского искусства. И все-таки о барокко в культуре Петербурга можно говорить и с точки зрения стиля в некоторых его искусствах.

Значение петровского  времени для истории музыки города не столько в оставленных им ценностях, сколько в создании необходимых  условий для дальнейшего роста  и развития.

 

21  Вишняков  сумел соединить в своих произведениях  восторг перед богатством вещного  мира и высокое чувство монументальности, не потерянное за вниманием к детали. У Вишнякова этот монументализм восходит к древнерусской традиции, в то время как изящество, изысканность декоративного строя свидетельствуют о прекрасном владении формами европейского искусства. Гармоническое соединение этих качеств делает Ивана Яковлевича Вишнякова одним из самых ярких художников такой сложной переходной поры в искусстве, какой являлась в России середина XVIII столетия.  «Архаизмы» в живописном почерке при большой художественной выразительности еще более очевидны в творчестве Алексея Петровича Антропова (17161795), живописца, который многие годы работал в Канцелярии от строений под началом Матвеева, а затем Вишнякова. Он также расписывал интерьеры дворцов, писал иконы для многочисленных церквей, как и его учителя. В станковой живописи он работал в жанре камерного портрета, в котором достиг большой реалистической достоверности. Уже в первом по времени дошедшем до нас изображении статс-дамы А.М. Измайловой (1759, ГТГ)  наблюдаются черты, которые будут свойственны художнику на протяжении всей его творческой жизни. Это поясное изображение, причем фигура, вернее, полуфигура и лицо, максимально приближены к зрителю, взяты очень крупно. Колористическое решение строится на контрастах больших локальных цветовых пятен. Контрастна и светотеневая моделировка объемов. Ему особенно удавались старые лица, как замечал сам мастер, в которых он не боялся подчеркивать признаки прожитой жизни, создавая образы большой достоверности (портрет М.А. Румянцевой, 1764, ГРМ; портрет А.В. Бутурлиной, 1763, ГТГ). В них, возможно, нет тонкой психологичности, но это и не только удачно схваченное сходство. В каждой модели Антропов умел улавливать наиболее существенное, и потому его портреты обладают такой удивительной жизненностью. Не изменяет этим своим особенностям Антропов и при изображении «князей церкви», с которыми был близко знаком, находясь на посту цензора Синода (портрет С. Кулябки, 1760, ГРМ, портрет Ф. Дубянского, ГЭ). Даже в парадных портретах, естественно, совсем не стремясь сатирически толковать образ, художник остается верен своим иногда беспощадным наблюдениям. Так, в парадном портрете Петра III (1762, ГРМ)

 

22.Развитие концепции  регулярного градостроительства

 После опустошительных  пожаров 1736 - 1737 годов была учреждена  Комиссия о Санкт-Петербургском  строении, возглавившая все строительство  и проектирование города. На градостроительную  арену выступили воспитанники  петровского времени, воспринявшие  его прогрессивные идеи, - П. Еропкин,  член комиссии и ее фактический  руководитель, а также одаренные  и профессионально подготовленные  русские зодчие М. Земцов и  И. Коробов, привлеченные к  совместной работе с ним.

Теоретической основой развитого  регулярного строительства стал трактат-кодекс «Должность архитектурной  экспедиции», составленный Комиссией. В нем выдвигался главный тезис  о государственном значении градостроительства и архитектуры. Примечательной особенностью кодекса является направленность в  сторону гражданского строительства  при условии подчинения его регулярной планировке, а также выявление  первостепенного значения общественных зданий «для регулярности и красоты  города».

 

23В середине XVIII века в Петербурге и других  городах на фоне одноэтажной,  частично двухэтажной застройки небогатых горожан возникают огромные величественные дворцы и соборы. В пригородах спланированные ранее парки обогащаются перестроенными или новыми дворцовыми сооружениями, оформляемыми снаружи и внутри необычайно богато и пышно в том декоративном стиле, который следует назвать русским барокко. Последнее вступает в период своей кульминации, достигает предела творческих возможностей.

Русское зрелое барокко обладало целым рядом чисто национальных особенностей. Общие исходные принципы имели сходство с западным барокко, но в нем было много и своеобразного, своего, особого. Причины этого связаны  с тем, что западноевропейское барокко  начало складываться на иной почве, возникнув  путем дальнейшей эволюции стиля  Возрождения. В России процесс протекал иначе, и истоки барокко первой половины XVIII века надо искать в узорочье второй половины XVII столетия. Русское барокко  достигло апогея в середине XVIII века, когда на Западе аналогичный стиль  угасал и уже вызревал классицизм.

Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного - итальянского, структурной  ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих ее элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических  контрастов, включая золочение.

Интерьеры этого времени - бесконечные дворцовые анфилады, большие парадные залы были поистине фееричны. Все компоненты их - золоченая  резьба, лепка, обилие зеркал, колебание  свечей, в них отражающихся,- придавали  внутреннему пространству дворцовых  апартаментов исключительную парадность и блеск. И этот эстетический результат  активно поддерживался и усиливался и изделиями прикладного искусства - тканями, стеклом, фарфором и другими.

Широкое развитие в середине XVIII века приобретает садово-парковое искусство. Наблюдается тесная связь  с садами и парками петровской поры. Вновь создаваемые или расширяемые  парки в основном следуют в  своей планировке регулярной, геометрической системе: создаются прямые аллеи, правильных очертаний площадки, высаживаются по строго продуманной системе деревья  и кустарники. Активно применялась  стрижка крон деревьев в соответствии с широко распространенной в западноевропейской ландшафтной архитектуре «версальской системой». Примерно в середине 1760-х  годов в русской архитектуре  ощутимо дает себя знать стилистический перелом: барокко начинает сменяться  классицизмом.

Информация о работе История Санкт-Петербурга