История Федерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности Российского федерализма, его история и современность.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- показывается становление и развитие федерализма в России;
- описывается механизм обеспечения единства современного российского федерализма;
- определение перспектив развития федерализма в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА…………………………………………………………………….5
1.1. Понятие федерализма…………………………………………………………………………………5
1.2. Федерализм в Досоветский период…………………………………………………………..7
2. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ…………………………………………………………..14
2.1.Федерализм в Советский период………………………………………………………………14
2.2. Федерализм в современной России…………………………………………………………24
3. 3. Основные проблемы федерализма в России и возможные пути решения основных проблем федерализма в Российской Федерации….……………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 72.93 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное общеобразовательное  учреждение высшего 

профессионального образования

«Алтайский  государственный  университет»

Международный институт экономики, менеджмента

и информационных систем

Кафедра региональной экономики  и управления 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тема: «История Федерализма в России» 
 
 

                                                     Выполнил:           

                                                     студент 2 курса

                                                     группа 299б

                                                     Антонюк Н. В.

                                                     ________________________

                                                     Научный руководитель:

                                                     к.э.н., доцент

                                                     Капустян Л. А.

                                                     ________________________

                                                     Курсовая работа защищена

                                                     «____»_____________2011г.

                                                     Оценка _________________ 
 

Барнаул 2011 г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ  РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА…………………………………………………………………….5

1.1. Понятие федерализма…………………………………………………………………………………5

1.2. Федерализм в Досоветский период…………………………………………………………..7

2. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ…………………………………………………………..14

2.1.Федерализм в Советский период………………………………………………………………14

2.2. Федерализм в современной России…………………………………………………………24

3. 3. Основные проблемы федерализма в России и возможные пути  решения основных  проблем федерализма в Российской Федерации….……………………………………………………………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….38

Список использованной литературы………………………………………………………………..41

 

     Введение

     Федерализм  в его современном прогрессивном  прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно,однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

          Тема курсовой работы - "История Российского федерализма" - актуальна в силу того, что, федерализм является одной из основ, на которых держится наше государство. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. [1]

     Целью данной работы является исследование сущности Российского федерализма, его история и современность.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие  задачи:

- показывается  становление и развитие федерализма  в России;

- описывается  механизм обеспечения единства  современного российского федерализма;

- определение  перспектив развития федерализма  в России.

     Объект  исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе конституционного строительства в Российской Федерации.

          Предмет исследования: федерализм как комплексное конституционно-правовое явление, влияющее на социально-экономические и политико-правовые аспекты формирования российской государственности, а также конституционно-правовые особенности его формирования в России.

     В процессе написания данной работы я  использовал большое количество различной литературы: монографии, учебные пособия, статьи и статистические данные из периодических изданий, и  Интернет - источников. 

 

1. ОСОБЕННОСТИ  СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

1.1. Понятие  федерализма

       Федерация – одна из трех основных форм государственного устройства. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

       Федеративное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют своё внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства – одни - по соображениям решения национального вопроса, другие - в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.

       Слова «федерализм», «федерация», «конфедерация», «федеративный», «конфедеративный» имеют общий корень и происходят от латинского «feodus»,что соотносится с понятием соглашения, контракта, договора, союза. Следовательно, исходный смысл федерации или конфедерации заключатся в том, что они создаются и функционируют на основе соглашения между субъектами, вступающими в определенный союз

     Федерализм  – принцип, доктрина, положенные в  основу политико-территориального и  национально – территориального устройства ряда современных государств. По своему назначению федерализм содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Федерализм выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно – правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путём разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти.

     Федерализм  является, прежде всего, способом обеспечения  и сохранения единства, территориальной  целостности государства, учёта  и сочетания многообразных интересов  государства и его частей, их самоорганизации  и саморегулирования, противостояния региональному и этническому  обособлению. Мировой опыт показывает, что федерализм в определённых исторических условиях позволяет сочетать национальный фактор с территориальным и иными (например, лингвистическим, конфессиональным ),обеспечивает единое демократическое, экономическое, правовое, оборонное пространство,взаимный контроль федерации и её субъектов через различныемеханизмы(политические,правовые,финансово-бюджетные).Определяющим критерием идентификации федерализма как способа принятия решения в сложном государстве является наличие конституционно установленного разграничения предметов ведения, полномочий между федерацией и её частями (субъектами).

     По  своим целям и задачам федерализм не замыкается на принципах устройства государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экономической, социальной и иных систем. В сущности федерализм отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству.

1.2. Федерализм в Досоветский период

          В становлении российского государства с древних времен прослеживаются две противоположные тенденции. Одна заключается в стремлении отдельных княжеств и земель к саморазвитию, сохранению самобытности и самостоятельности. Другая - к созданию и укреплению сильного централизованного унитарного государства. В так называемый удельный период небольшие самостоятельные славянские княжества были объединены по нынешним понятиям на конфедеративных началах под верховным сюзеренитетом великого князя. Однако каждый удельный князь сохранял за собой всю полноту власти и практически мало зависел от киевского престола. Непрочность этого союза обнаружилась при первом серьезном столкновении с вторгшимися на Русь татаро-монгольскими завоевателями.

     Обширность  территории и разнохарактерность славянских племен создавали немало трудностей для того, чтобы сплотить их в  единое централизованное государство. Монгольское нашествие и последующая  борьба за независимость окончательно определили исторический путь России как централизованного унитарного государства во главе с Москвой. Чтобы оградить себя от набегов с  востока и сдерживать экспансию  с запада, обеспечить себе выход  к морю, а, следовательно, и возможность  активизации внешней торговли, России было необходимо постоянно поддерживать высокий уровень мобилизационной  готовности. Этого можно было в  те времена добиться только очень  жесткой централизацией и концентрацией  власти. ” Задолго до Макиавелли московский князь Иван Калита на практике показал, что для достижения государственных  целей не существует моральных и  религиозных преград. Лесть и  обман, вероломство и жестокость, истребление соплеменников и единоверцев с помощью иноземных военных отрядов, — все было использовано для того, чтобы уничтожить соперников, задавить всякие попытки региональной самостоятельности. Последним кровавым аккордом в этой борьбе была акция Ивана IV против Великого Новгорода. С падением Новгорода и Пскова ликвидируется последняя возможность децентрализации, а, следовательно, и более пропорционального развития всех российских регионов, отличающихся своей спецификой и разнообразием условий. [2]

     Федерализм  в официальных кругах царской  России никогда не поддерживался  и не признавался. Разумеется, система  управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь  примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии  можно было найти в Финляндии  и в Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в  своем регионе выше российских министров  и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление  власти национальные «верхи».

     Попытки федерализации России в правление  Александра I. Идеи федерализма впервые  официально император обозначил  в 1818 г. Он объявил о разработке конституции  федеративного устройства: государство  делилось на 12 наместничеств. Шла централизация  управления на местах. Бесчинство чиновников стало бедой России, что Н.М. Карамзин выразил одним словом: «воруют». Этот фактор и сегодня главная  преграда на пути к федеративной демократии. Особую роль в указанный период сыграл в управлении государственной властью  М.М. Сперанский. По поручению Александра I он составил проект государственных  преобразований, в число которых  входило разделение власти. Ветви  власти объединились в Государственном  Совете, но при неограниченной власти царя. Учитывалось и мнение Думы как «мнение народное». Но Александр I оказался «республиканцем на словах»  и «самодержцем на деле». Отечественная война 1812 г. доказала дееспособность России, которая обеспечивалась патриотическим единством ее народов. Однако обещанную Конституцию Александр I не утвердил. Тогда за Конституцию взялись «тайные общества». В частности, Н. Муравьев вернулся к идеям федерализма и предлагал строительство федеративного государства в России как наиболее отвечающего ее сути. [6]

     На  пути к чрезмерной унитаризации. Но политические процессы развивались  иначе. Суверенитет Польши после  восстания 1830-1831 гг. был ограничен. Николай I усилил бюрократическую природу  российского государства (эту же политику продолжил и Николай II, особенно в отношении национальных окраин Российской империи). Земская  реформа привела к закону о  местном самоуправлении. И эти  преобразования были приняты народом. При Николае I началась Кавказская война. Параллельно шла активизация  экономического развития. В России начали строить железную дорогу. Но все это не подкреплялось соответствующими реформами правления. До конца не было реализовано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» Александра II, которое явилось важной вехой укрепления местного самоуправления. Земские учреждения к началу XX в. были созданы только в 4-х губерниях. Земствам категорически запрещалось  заниматься политическими вопросами. Особую роль сыграли земства в  школьном образовании, усиливалось  самофинансирование земств. Удивительно, что в самой большой по территории стране в мире абсолютное большинство  крестьян оставалось малоземельным. Отсюда и неэффективность реформ местного самоуправления. К началу XX в. обострился социальный и экономический кризис из-за отсутствия, главным образом, эффективной системы управления. На этом фоне усилились централизация  и унификация, ассимиляция, открыто  начали действовать национал-шовинистические  и национал-сепаратистские силы. Царское  самодержавие не смогло уйти от политики дискриминации целых регионов и  людей, в том числе и по национальному признаку. Особенно это проявлялось в начале XX в. Великая магистраль железной дороги связала страну от Петербурга до Владивостока, от Москвы до Нижнего Новгорода, что предоставило новые возможности объединения всего народа. Потом вошла в строй дорога Москва — Рязань — Воронеж. В 1891-1904 гг. прокладывалась Транссибирская магистраль, которая имела огромное значение для освоения Сибири. По Пекинскому договору между Россией и Китаем Уссурийский тракт был закреплен за Россией. В 1860 г. был основан Владивосток. В состав России вошла Средняя Азия. Тем не менее в управлении окраинами не всегда учитывались обычаи, традиции, культура народов, их самосознание. «Источником постоянных конфликтов явилось незнание русской администрацией местных языков и обычаев»1. Согласно данным переписи 1897 г. в России насчитывалось 126 млн человек. Православных — 86,9% населения страны. Прежде всего в целях согласования интересов земель и народов, а также для упорядочения управления неоднократно в России вновь и вновь возникали идеи о целесообразности объединения в федеративное государство, но самодержавие не допускало такой возможности. Не только территориально, но и по сути формировалось государственное единство народов России, хотя представительские права национальностей в разных представительских органах были ограничены. В то же время практиковалось издание правовых норм, обязательных для всех социальных групп, должностных лиц и составных частей государства: от «Русской правды» до свода законов «об инородцах». Общий характер правовых норм сохранялся, при этом были возможности учета местных обычаев, традиций и правовых систем в целом.

Информация о работе История Федерализма в России