Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности Российского федерализма, его история и современность.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- показывается становление и развитие федерализма в России;
- описывается механизм обеспечения единства современного российского федерализма;
- определение перспектив развития федерализма в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА…………………………………………………………………….5
1.1. Понятие федерализма…………………………………………………………………………………5
1.2. Федерализм в Досоветский период…………………………………………………………..7
2. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ…………………………………………………………..14
2.1.Федерализм в Советский период………………………………………………………………14
2.2. Федерализм в современной России…………………………………………………………24
3. 3. Основные проблемы федерализма в России и возможные пути решения основных проблем федерализма в Российской Федерации….……………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………………………………..41
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное общеобразовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Международный институт экономики, менеджмента
и информационных систем
Кафедра
региональной экономики
и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Тема: «История
Федерализма в России»
Барнаул
2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ
РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА…………………
1.1. Понятие федерализма……………………………
1.2. Федерализм в Досоветский
период…………………………………………………………..
2. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА
В РОССИИ…………………………………………………………..
2.1.Федерализм в Советский
период………………………………………………………………
2.2. Федерализм в современной России…………………………………………………………24
3. 3. Основные проблемы
федерализма в России и возможные пути
решения основных проблем федерализма
в Российской Федерации….…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Федерализм
в его современном
Тема курсовой работы - "История Российского федерализма" - актуальна в силу того, что, федерализм является одной из основ, на которых держится наше государство. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. [1]
Целью данной работы является исследование сущности Российского федерализма, его история и современность.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- показывается
становление и развитие
- описывается
механизм обеспечения единства
современного российского
- определение
перспектив развития
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе конституционного строительства в Российской Федерации.
Предмет исследования: федерализм как комплексное конституционно-правовое явление, влияющее на социально-экономические и политико-правовые аспекты формирования российской государственности, а также конституционно-правовые особенности его формирования в России.
В
процессе написания данной работы я
использовал большое количество
различной литературы: монографии,
учебные пособия, статьи и статистические
данные из периодических изданий, и
Интернет - источников.
1. ОСОБЕННОСТИ
СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО
1.1. Понятие федерализма
Федерация – одна из трех основных форм государственного устройства. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют своё внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства – одни - по соображениям решения национального вопроса, другие - в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.
Слова «федерализм», «федерация», «конфедерация», «федеративный», «конфедеративный» имеют общий корень и происходят от латинского «feodus»,что соотносится с понятием соглашения, контракта, договора, союза. Следовательно, исходный смысл федерации или конфедерации заключатся в том, что они создаются и функционируют на основе соглашения между субъектами, вступающими в определенный союз
Федерализм – принцип, доктрина, положенные в основу политико-территориального и национально – территориального устройства ряда современных государств. По своему назначению федерализм содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Федерализм выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно – правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путём разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти.
Федерализм
является, прежде всего, способом обеспечения
и сохранения единства, территориальной
целостности государства, учёта
и сочетания многообразных
По
своим целям и задачам
1.2. Федерализм в Досоветский период
В становлении российского государства с древних времен прослеживаются две противоположные тенденции. Одна заключается в стремлении отдельных княжеств и земель к саморазвитию, сохранению самобытности и самостоятельности. Другая - к созданию и укреплению сильного централизованного унитарного государства. В так называемый удельный период небольшие самостоятельные славянские княжества были объединены по нынешним понятиям на конфедеративных началах под верховным сюзеренитетом великого князя. Однако каждый удельный князь сохранял за собой всю полноту власти и практически мало зависел от киевского престола. Непрочность этого союза обнаружилась при первом серьезном столкновении с вторгшимися на Русь татаро-монгольскими завоевателями.
Обширность
территории и разнохарактерность славянских
племен создавали немало трудностей
для того, чтобы сплотить их в
единое централизованное государство.
Монгольское нашествие и
Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и в Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление власти национальные «верхи».
Попытки федерализации России в правление Александра I. Идеи федерализма впервые официально император обозначил в 1818 г. Он объявил о разработке конституции федеративного устройства: государство делилось на 12 наместничеств. Шла централизация управления на местах. Бесчинство чиновников стало бедой России, что Н.М. Карамзин выразил одним словом: «воруют». Этот фактор и сегодня главная преграда на пути к федеративной демократии. Особую роль в указанный период сыграл в управлении государственной властью М.М. Сперанский. По поручению Александра I он составил проект государственных преобразований, в число которых входило разделение власти. Ветви власти объединились в Государственном Совете, но при неограниченной власти царя. Учитывалось и мнение Думы как «мнение народное». Но Александр I оказался «республиканцем на словах» и «самодержцем на деле». Отечественная война 1812 г. доказала дееспособность России, которая обеспечивалась патриотическим единством ее народов. Однако обещанную Конституцию Александр I не утвердил. Тогда за Конституцию взялись «тайные общества». В частности, Н. Муравьев вернулся к идеям федерализма и предлагал строительство федеративного государства в России как наиболее отвечающего ее сути. [6]
На
пути к чрезмерной унитаризации. Но
политические процессы развивались
иначе. Суверенитет Польши после
восстания 1830-1831 гг. был ограничен. Николай
I усилил бюрократическую природу
российского государства (эту же
политику продолжил и Николай II,
особенно в отношении национальных
окраин Российской империи). Земская
реформа привела к закону о
местном самоуправлении. И эти
преобразования были приняты народом.
При Николае I началась Кавказская война.
Параллельно шла активизация
экономического развития. В России
начали строить железную дорогу. Но
все это не подкреплялось соответствующими
реформами правления. До конца не
было реализовано «Положение о губернских
и уездных земских учреждениях»
Александра II, которое явилось важной
вехой укрепления местного самоуправления.
Земские учреждения к началу XX в.
были созданы только в 4-х губерниях.
Земствам категорически запрещалось
заниматься политическими вопросами.
Особую роль сыграли земства в
школьном образовании, усиливалось
самофинансирование земств. Удивительно,
что в самой большой по территории
стране в мире абсолютное большинство
крестьян оставалось малоземельным. Отсюда
и неэффективность реформ местного
самоуправления. К началу XX в. обострился
социальный и экономический кризис
из-за отсутствия, главным образом,
эффективной системы