Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности Российского федерализма, его история и современность.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- показывается становление и развитие федерализма в России;
- описывается механизм обеспечения единства современного российского федерализма;
- определение перспектив развития федерализма в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА…………………………………………………………………….5
1.1. Понятие федерализма…………………………………………………………………………………5
1.2. Федерализм в Досоветский период…………………………………………………………..7
2. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ…………………………………………………………..14
2.1.Федерализм в Советский период………………………………………………………………14
2.2. Федерализм в современной России…………………………………………………………24
3. 3. Основные проблемы федерализма в России и возможные пути решения основных проблем федерализма в Российской Федерации….……………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………………………………..41
Поиск цивилизованных моделей обустройства России. Реформаторские устремления М.Т. Лорис-Меликова были остановлены манифестом 1881 г. об укреплении самодержавия. Дальнейшие попытки реформирования местного самоуправления (Комиссия М.Г. Каханова) не удались. С.Ю. Витте указывал, что «здание построено, а купол остался нетронутым», говоря о реформе губернского правления. Н.Г. Плеве стал укреплять власть губернаторов, ужесточать систему управления. Однако С.Ю. Витте добился подписания манифеста 17 октября 1905 г. и усиления народного представительства во власти. Следует отметить, что царское самодержавие не хотело принять реформы и было неспособно их осуществить, хотя за ним стояли такие деятели, как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Государственный Совет был преобразован в верхнюю палату российского парламента. Но половина членов Госсовета назначались царем. С 1906 г. начала свою работу Государственная Дума. Однако эти преобразования носили половинчатый характер и потому не создавали в России эффективной системы управления. Многие прогрессивные деятели указывали на то, что выработку законов и управление страной необходимо проводить с еще более внимательным учетом специфики потребностей составных частей государства: национальных, культурных и иных местных особенностей. Но, повторяю, до идей федерализма царское самодержавие не поднялось. Всячески противились этому и псевдопатриотические силы. Сохранялось ограничение прав граждан перед законом и судом в зависимости от этнонациональных и религиозных признаков. Не смотря на обеспечение закономерного и полного распространения юрисдикции государства на всей территории страны, в начале XX в. усилились ограничения в отношении былой самостоятельности составных частей страны. Россия приобрела лишь отдельные элементы республиканского правления, была введена избирательная система, начала работать Государственная Дума. Но все это не было устоявшимся. Целостность территории и государства обеспечивалась не Конституцией, а только наличием единой системы обороны и безопасности. Монархисты и патриоты выступали за упрочение государства путем усиления «исконных русских начал», хотя сам русский народ, при существующем политическом режиме, находился в тяжелейшем состоянии. В сфере политики лозунги «Россия для русских» становились все более модными. По стране прокатились погромы, которые осуществляли «черные сотни» — своего рода скинхеды начала XX в. После разгона Думы 9 июня 1906 г. председателем Совета Министров был назначен П.А. Столыпин — реформатор-государственник и при этом сторонник унитаристских национал-шовинистских подходов. Аграрная реформа и реформа местного самоуправления Столыпина имеют огромное значение. Перед смертью он все же осознал необходимость объединения всех народов страны вокруг русского народа и то, что только в единстве можно созидать великую Россию. Именно Столыпин пришел к выводу о необходимости создания Министерства национальностей. Однако социально-экономический кризис углублялся, недовольство населения усиливалось и власть оказалась неспособной управлять Россией старыми методами и в рамках старого политического режима.
В дореволюционной России
Тем не менее федерализм как способ модернизации
национальных отношений и государственного
устройства пореволюционной России был
принят на вооружение.
2. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ
2.1.Федерализм в Советский период
Все предполагаемые преобразования не могли реализоваться из-за архаичности власти царского самодержавия. Причина была еще и в том, что Россия включилась в Мировую войну, потом в революцию и трагическую Гражданскую войну. Даже после Февральской революции российская элита не смогла объединиться и проявить волю к сохранению стабильности в государстве. Впервые о федеративном характере нового государства было сказано в проекте Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, подготовленного большевистским руководством к открытию Учредительного собрания и принятого на заседании ВЦИК 3 (16) января 1918 г. В пункте 2 проекта говорилось, что “Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик”. Однако на следующий день в кратком изложении текста резолюции, опубликованном “Известиями”, в названии Российской республики слово “федерализм” отсутствовало. Это наводит на мысль, что федерализм в данном случае рассматривался не как принцип государственного устройства, позволяющий сохранить атрибуты государственности субъектов федерации с закреплением за ними определенных сфер деятельности и полномочий, а лишь как средство разрешения национального вопроса, декларированного большевиками в своих прежних программных документах.
Отношение
большевиков к федерализму
Последовательно придерживался этой точки зрения и В.И. Ленин, особенно до октября 1917 г. В 1903 г. он резко выступил против армянских социал-демократов, отстаивающих идею создания Российской федеративной республики.Ленин видел в федерализации и децентрализации реальное замедление темпов капиталистического развития, которое может отрицательно сказаться на перспективе рабочего движения и созревания условий для социалистической революции. Поскольку, с его точки зрения, “капитализм требует для своего развития возможно более крупных и возможно более централизованных государств”, то это делало его принципиальным противником федерации, которая “ослабляет экономическую связь” и представляет “негодный тип для одного государства”.Однако как практик политического маневра В. И. Ленин не абсолютизировал подобный подход и при определенной политической ситуации мог занять иную позицию. В декабре 1914 г. он писал: “Мы, безусловно, при прочих равных условиях, за централизацию и против мещанского идеала федеративных отношений...”. [5]
Столь
же решительное неприятие
Поэтому
при создании первой Российской Конституции
федерализм как политическое и юридическое
понятие не нес никакой
Будущее
советского федерализма уже отчетливо
просматривалось в заявлении
И.В. Сталина, опубликованном в “Правде”
3 и 4 апреля 1918 г. Сталин утверждал, что
советская федерация не имеет
ничего общего с буржуазной федерацией,
например, американской или швейцарской,
которые представляют собой союзы
территорий, разделенных лишь географическими
условиями и исторической случайностью
и являющихся переходной ступенью “от
независимости к
При
образовании СССР не было какой-либо
стройной концепции федерализма, но
формирование его протекало в
острой политической борьбе: 10 августа
1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) предложило
Оргбюро ЦК образовать комиссию и
поручить ей “к следующему Пленуму
ЦК подготовить вопрос о взаимоотношениях
РСФСР и независимых республик”
На рассмотрение комиссии в конце августа был представлен подготовленный И.В. Сталиным “Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками”. Этот проект вызвал серьезную дискуссию. Суть предложений Сталина сводилась к тому, что Украина, Белоруссия и республики Закавказья должны войти в состав РСФСР, а вопрос о Бухаре, Хиве и ДВР оставался пока открытым, с ними должны были заключаться договоры по таможенному делу, внешней торговле, иностранным и военным делам и пр. Фактически это был курс на автономизацию, который встретил серьезные возражения, в том числе и В.И. Ленина.
Как
следует из письма Сталина к Ленину
от 22 сентября 1922 г., центральные органы
РСФСР активно вмешивались в
дела “независимых” республик, и
Сталин прямо ставит вопрос о том,
что нужно это вмешательство
сделать более эффективным, иначе
республики могут постепенно выйти
из-под контроля более сильного соседа,
потребуют “независимости” во всех
смыслах и будут рассматривать
вмешательство в их дела ЦК РКП
как обман и лицемерие со стороны
Москвы. “Мы переживаем такую полосу
развития, - писал Сталин, - когда
форма, закон, конституция не могут
быть игнорированы, когда молодое
поколение коммунистов на окраинах
игру в независимость отказывается
понимать как игру, упорно признавая
слова о независимости за чистую
монету и также упорно требуя от
нас проведения в жизнь буквы
конституции независимых
СССР формировался вполне закономерно. Государства и народы, населявшие бывшую Российскую империю, волею обстоятельств были вовлечены в процессы, которые потребовали объединения усилий, что является общей предпосылкой практически для всех федераций. Во время Гражданской войны и интервенции и в последующий период между Россией и будущими союзными республиками возникали различные союзы. В начале 20-х гг. между ними были заключены договоры в соответствии с нормами международного права. Эти договоры отражали взаимные интересы договаривающихся сторон и подводили базу под создание будущего союза. Важно иметь в виду, что объективно ядром, вокруг которого шло объединение, являлась Россия. Она же выступала и в качестве лидирующей державы на международной арене. Некоторую дипломатическую активность демонстрировала разве что Украина. [10]