Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности Российского федерализма, его история и современность.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- показывается становление и развитие федерализма в России;
- описывается механизм обеспечения единства современного российского федерализма;
- определение перспектив развития федерализма в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА…………………………………………………………………….5
1.1. Понятие федерализма…………………………………………………………………………………5
1.2. Федерализм в Досоветский период…………………………………………………………..7
2. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ…………………………………………………………..14
2.1.Федерализм в Советский период………………………………………………………………14
2.2. Федерализм в современной России…………………………………………………………24
3. 3. Основные проблемы федерализма в России и возможные пути решения основных проблем федерализма в Российской Федерации….……………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………………………………..41
Так
на основе ранее унитарного Советского
государства, хотя и именовавшегося
федерацией, возникла со всеми присущими
атрибутами, самая крупная в мире
по числу субъектов Российская Федерация.
Однако, доставшееся от союза территориальное
деление не вписывалось в
35
регионов входят в группу
24
региона составляют группу
Ряд регионов испытывает сегодня сложности в силу исторических причин, прежде всего из-за прошлой экономической ориентации. Так, Хабаровский край, будучи в советский период промышленной базой, обеспечивающей отечественные вооруженные силы в районе тихоокеанского побережья, и полностью зависящий от поставок из центра всего — от каменного угля до продовольствия — сегодня оказался в сложном экономическом положении.
Таким
образом, Российская Федерация унаследовала
от прежней РСФСР следующее
Для того, чтобы понять, и увидеть проблемы российского федерализма, необходимо обратиться к истории, и увидеть что опыта подобного государственного строительства в нашей стране практически нет. Россия впервые стала федерацией после Октябрьской революции, и во всех советских конституциях декларировался принцип федерализма, однако, Советский Союз по сути был унитарным государством. Основные проблемы современного российского федерализма возникли именно в советский период.
Однако, Советский Союз рухнул, и на его территории возникло 15 независимых государств, в том числе и Россия. Россия унаследовала от СССР федеративный характер построения государства.
В состав Российской Федерации входят – 21 республика, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, 2 города федерального значения и 1 автономная область – равноправные субъекты РФ. Уже отсюда вытекают 2 проблемы федерализма:
До недавнего момента существовало еще несколько проблем, которые на данный момент разрешены:
Разностатусность субъектов является крайне негативным фактором при строительстве государства. И хотя согласно п.4 ст.5 Конституции РФ все субъекты РФ равноправны, но все же этнофедерализм как таковой присутствует, что является «бомбой замедленного действия». Этнофедерализм порождает асимметрию федеративной системы, когда республики, реализуя претензии на национальную государственность, превращаются в «привилегированный класс» субъектов РФ.
И
еще необходимо, на мой взгляд, обратить
внимание на автономные округа и связанные
с ними проблемы. «Парад суверенитетов»
значительно сократил число российских
автономий, но и те, что сохранились,
по большому счету, уже не являются
в традиционном для российской государственности
понимании этого института. Если
раньше автономные области и автономные
округа создавались как составные
части краев или областей, наделенными
определенными правами
Постановление
Конституционного Суда РФ от 11 марта 1993
года по делу о проверке конституционности
Закона РФ «О непосредственном вхождении
Чукотского автономного округа в
состав РФ» содержит крайне важные
положения, применимые и к другим
автономным округам РФ. В частности,
подтверждено право автономного
округа на непосредственное вхождение
в РФ, поскольку нахождение или
выход автономного округа из края
или области не влияет ни на его
правовой статус, ни на государственное
устройство и состав РФ. Постановление
определяет также, что автономный округ
имеет собственную территорию, которая
является частью территории России, и
потому его нахождение в составе
края или области не означает поглощения
его территории. Таким образом, автономным
округам было предоставлено право
выбора: входить в Федерацию
Однако,
разностатусность регионов может быть
ликвидирована только в случае принятия
новой Конституции РФ, поскольку
в нынешней Конституции закреплено,
что «Российская Федерация
Большое число субъектов также является проблемой. Здесь присутствует ряд причин:
Для более эффективного управления, а также для подавления центробежных настроений, были созданы федеральные округа , которые были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года
Хотелось бы еще отметить, что все регионы отличаются по своим экономическим показателям, и по уровню развития. Валовый региональный продукт (ВРП) также весьма отличается в разных регионах, например, в 2007г. ВРП для Москвы составил 643 733.1 рублей на душу населения, а для республики Ингушетия он составил всего 29 903.7, то есть разница практически в 22раза!
Отчасти в связи
с этим в 2000-х годах (по аналогии с
«парадом суверенитетов» в 90-х) начался
«парад объединений». Численность субъектов
РФ сократилась с 89 до 83. Высказывались
также мнения о необходимости
объединения экономических
Ознакомившись со всем вышеперечисленным, можно выделить следующие реально осуществимые пути решения, некоторые из них применяются в настоящее время, и надеюсь, способствуют созданию федерализма без «изъянов».
Возможно,
ключевая проблема современного Российского
федеративного государства
Еще
одна важнейшая, по моему мнению, проблема
нашего государства заключается
в национально-территориальном
История
уже не раз доказывала, что использование
национального принципа устройства
федерации для решения
Следовательно,
для соблюдения принципа равноправия
необходимо преобразовать национальные
республики в составе РФ в другие
субъекты и лишить их особого статуса,
которым они наделены в настоящее
время. Переход на территориальный
принцип устройства РФ, несомненно,
следует осуществлять поэтапно, иначе
вновь может возникнуть угроза национального
сепаратизма. Думается, что налаживание
нормальной жизни в регионах, подъем
и развитие в них экономики, социальной
сферы приведет к подавлению каких-либо
сепаратистских настроений. Народу в
них будет уже неважно, какой
статус у их субъекта, и региональные
лидеры, ратующие за особое положение
своего субъекта в РФ, потеряют поддержку
населения. Что же касается юридической
стороны решения этого вопроса,
то уже давно Конституционному Суду
следовало признать неконституционными
внутрифедеральные договоры РФ и
отдельных субъектов РФ, а также
конституции республик в
Но не следует забывать о тех условиях, в которых эти Договоры заключались. Поэтому, возможно, следует признать разумными действия федеральных властей, не поднимавших вопроса неконституционности данных документов из-за своей слабости и невозможности справиться с сепаратистскими настроениями в регионах. Однако в последние годы произошло существенное укрепление позиций Центра, и уже сейчас, с моей точки зрения, следует приступать к решительным шагам по наведению порядка в субъектах, где подчас отдельные лидеры пользуются «отвоеванными» у Федерации полномочиями исключительно в своих целях.