Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 19:57, шпаргалка
Этногенез чувашей чрезвычайно сложен. Сувары предположительно родом из Сибири (Основные предки — племя сувазы). Булгары родом из Средней Азии (Примесь). Смешением двух этих народов (племенных союзов) друг с другом и горными марийцами предположительно получились современные чуваши. В литературе об этногенезе чувашей можно увидеть, что существуют три теории происхождения чувашского народа:
11. Чувашский край в эпоху Смутного времени. Участие чувашского народа в освобождении России от польско-шведских интервентов.
Князь Буртас – великий полководец начала XVII века, он возглавил чувашские отряды ополчения Минина и Пожарского. Когда ополчение стояло в Ярославле, своим приказом Пожарский назначил его командующим всеми войсками народов Поволжья. И марийскими, и вотяцкими, и татарскими, и чувашскими…В документах сказано, что в 1612 году князь Буртас во время освобождения Москвы от поляков «проявил чудеса героизма и оставил свое имя в веках».
1612 г. отряды народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город и гарнизон рече-посполиты отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и поклялся построить храм в честь этой победы. Командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда из Кремля московских бояр и других знатных лиц, а на следующий день гарнизон полностью сдался.
Уже в конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.
Когда Нижний Новгород стал центром патриотических сил всей России, в Казанской грамоте 1611 года сказано, что «всякие люди Казанского государства: и князья, и мурзы, и татары, и чуваши договорились с Нижним Новгородом и со всеми поволжскими городами, чтобы всем быть в совете и соединении за Московское и Казанское государство постоять». В Нижнем Новгороде стало собираться народное ополчение под руководством Минина и Пожарского, и на помощь пришли и чувашские отряды под руководством князя Буртаса.
Видя его полководческий талант, Пожарский назначил князя командующим войсками народов Поволжья, а вне освобождении Москвы в начале 1612 года Буртас и его отряды, как гласят летописи, показали чудеса героизма и прославили свое имя в веках. В художественной литературе можно встретить в исторических повестях о подвигах Буртаса, допустим, в повести Ко́стылева «Козьма Минин» или в произведении известного чувашского писателя Михаила Николаевича Юхма, которая называется «Дорога на Москву».
В Чебоксарах есть улица Буртаса, но, к сожалению, на этой маленькой улочке заканчивается почитание этого великого национального героя.
Очень примечательно, что в Пензе не так давно появился новый культурный спортивный комплекс «Буртас», и назван он был именно в честь легендарного чувашского полководца.
12. 12 Участие чувашского народа в Крестьянской войне под руководством С.Т. Разина.
Вторая Крестьянская война 1670—1671 годов была подготовлена социально-экономическим развитием страны после подавления Первой Крестьянской войны и отражения польско-шведской интервенции начала XVII века и явилась ответом крестьянства и казацких низов на все усиливавшийся гнет феодалов-крепостников и феодальною государства.
Положение чувашских, мордовских, марийских и татарских крестьян было ужасно. Из-за продолжительных войн невыносимо тяжелой становилась ратная повинность (обязанность поставлять в армию одного воина с трех ясаков — примерно с шести крестьянских дворов). Не было предела произволу воевод, дворян, приказных служителей. Нерусское крестьянство изнемогало под национальным и религиозным гнетом царских властей и православной церкви. В то же время в постоянном трудовом и бытовом общении нерусские народы Среднего Поволжья и русские крестьяне края все более сближались, укреплялось единство их классовых интересов.
Накал классовых противоречий вылился в Крестьянскую войну 1670—1671 годов. Она охватила Поволжье, Заволжье и Слободскую Украину. Предводителем угнетенных масс выступил донской казак, искусный и бесстрашный военачальник Степан Тимофеевич Разин. Весной 1670 года Разин со своим повстанческим войском овладел Царицыном (ныне город Волгоград), Астраханью. В конце июля он выступил вверх по Волге. Разин обращался к народным массам с призывом уничтожать бояр, помещиков, богатых купцов, обещал передать им всю землю, установить казацкие порядки, свободу и волю. Саратов и Самара, не оказав сопротивления, перешли на сторону разинцев. В конце августа разницы подошли к Симбирску (ныне город Ульяновск), заняли острог, где размещался посад, но не сумели овладеть сильно укрепленной крепостью. Здесь собралось около 20 тысяч повстанцев. Сюда прибыли многотысячные отряды русских, чувашских и мордовских крестьян. Однако осада крепости затянулась. В это время восстали крестьяне всего Среднего Поволжья. В Чувашии на борьбу против угнетателей поднялись почти все крестьяне.
Направленный С. Т. Разиным в Присурье атаман Максим Осипов со своим отрядом прошел по Симбирско-Карсунской оборонительной черте, где к отряду присоединились крестьяне, стрельцы и казаки, с боями взял Алатырь (город находился в руках разинцев до конца ноября). К отряду Осипова здесь присоединилось много русских, мордовских и чувашских крестьян, и он достиг 15 тысяч человек. Жители Курмыша и Ядрина без сопротивления перешли на сторону повстанцев. Эти города были заняты отрядом Осипова. В них разницы продержались также до конца ноября.
В конце сентября многотысячные отряды чувашских повстанцев вступали в сражения с правительственным войком во главе с князем Ю. Барятинским, направлявшимся на выручку осажденного Симбирска. Это войско 1 октября под Симбирском нанесло поражение разницам. С. Т. Разин был тяжело ранен. Соратники доставили его на Дон.
Еще в начале сентября чувашские и русские повстанцы осадили Цивильск и предприняли несколько приступов, чтобы занять его. Для подавления разинцев, осадивших Цивильск, из Казани выступило царское войско под командованием Д. Барятинского. По пути ему пришлось выдержать три сражения с отрядами чувашских повстанцев. 23 октября Барятинскому удалось освободить Цивильск от осады. Однако после ухода войска Барятинского город вновь был осажден разницами. Лишь в конце 1670 года войска Д. Барятинского и М. Кравкова отогнали разинцев от Цивпльска.
В начале октября повстанческий отряд разинского атамана П. Шумливого занял Козьмодемьянск. В городе и во всем уезде было установлено народное управление. В Козьмодемьянске сосредоточилось до 15 тысяч повстанцев. Они долго защищались от наседавших правительственных войск.
Центром повстанцев являлось также село Сундырь (ныне город Мариинский Посад).
Восставшие крестьяне Чувашии и посланные С. Т. Разиным отряды расправлялись с воеводами и приказными служителями, помещиками, монастырскими властями, богатыми купцами, чувашскими пуянами и коштанами. Для подавления восстаний в Чувашии царское правительство направило войска численностью в 4,5 тысячи человек. После занятия правительственными войсками Алатыря, Курмыша, Ядрина и Козьмодемьянска 10-15-тысячные отряды повстанцев были сосредоточены близ деревень Алгаши Чебоксарского, Большие Туваны и Яндоба Курмышского, Выла, Хочашево и Четаево Ядринского, Хоракасы, Чоллы и других Цивильского уездов. Во главе них отрядов стояли полковники и атаманы из чувашей. Их действия направлял русский атаман цивилянин Сергей Васильев. Храбрейшими были полковник Байдул Искеев (из дер. Хоракасы) и атаман Тойдемир Емайдин (из Цивильского уезда). Отряды повстанцев вступали в сражения с правительственными войсками. Наиболее крупные сражения произошли под деревнями Хоракасы, Яндоба и Сорма. Карательные царские войска вплоть до весны 1671 года подавляли повстанцев в Чувашии. Они сожгли десятки селений, казнили сотни разинцев, отбирали имущество повстанцев. Крестьянская война была подавлена в крови и огне. Сам С. Т. Разин в апреле 1671 года был схвачен на Дону карателями и 6 июня того же года казнен в Москве.
Народная память о С. Т. Разине и разницах прочно сохранилась в фольклоре. Русское устно-поэтическое творчество о С. Т. Разине очень богато и разнообразно. Оно обстоятельно исследовано видными учеными. В русских народных песнях создан поэтический образ Степана Разина — вождя бедноты, поборника народной воли. «Эти песни говорят о силе и несгибаемости народа, о его ненависти к рабству и произволу, о вере в торжество справедливости». Если в песнях о Разине, как правило, проявляется народный дух, то русские предания и легенды о нем выражают взгляды разных социальных групп общества. Часть русских преданий содержит реалистические героические сюжеты и мотивы: хождение С. Т. Разина «за зипуном», овладение им Астраханью, поход вверх по Волге, расправа с угнетателями, конфискация товаров с купеческих судов, осада Симбирска и поражение под ним. возвращение на Дон, арест и казнь предводителя Крестьянской войны и т. п. Нередко действительные факты в них сочетаются с художественным вымыслом, обрастают легендарными мотивами. Большинство русских преданий о С. Т. Разине носит легендарно-мифический характер. Он рисуется чародеем, волшебником, обладавшим сверхъестественной силой и возможностями. Впрочем, подобные легенды начали ходить о Разине еще при его жизни. Во многих преданиях говорится, что Разин ждет своего часа, чтобы явиться и творить суд и расправу над угнетателями. Другие легенды говорят о Разине как о величайшем грешнике, которого не принимает земля и который осужден мучиться до скончания века. Такие легенды возникли вследствие правительственной и церковной пропаганды. Разин был проклят церковью как антихрист, изверг, злодей, грабитель, великий грешник и предан анафеме, которая звучала в ней каждый год. Подобные легенды поддерживались помещиками, зажиточными слоями крестьянства и богатыми горожанами
13 Развитие Чувашского края в первой половине 18в. Петровские реформы и их последствия.
По губернской реформе начала XVIII в. территория Чувашии в 1708 г, входила в состав Казанской и Нижегородской губерний. Чувашские крестьяне были прилежными земледельцами. Все полевые работы наравне с мужчинами выполняли и женщины. Важной отраслью крестьянского хозяйства оставалось животноводство. Значение бортничества падало, но при этом быстро развивалось пасечное пчеловодство.Чувашские крестьяне занимались различными ремеслами. Однако запрет чувашам, мари и удмуртам заниматься кузнечным и серебряным делом сохранялся и в XVIII в.Около 25% территории края - лесные массивы, оброчные пахотные земли, сенокосы - находилось в непосредственном ведении казны.Более 60% всей площади Чувашии - около миллиона десятин - в начале XVIII столетия приходилось на общинное землевладение чувашских, татарских, русских и мордовских ясачных, или государственных, крестьян. В XVIII в. площадь общинного землевладения государственных крестьян постепенно сокращалась. Поземельные отношения внутри чувашских общин были сложными. Пахотные земли, сенокосные угодья и леса час-то делились на паи, жеребьи, подвергавшиеся периодическому переделу. Богатые крестьяне - сырме-пуяны и пуяны - обрабатывали 20-50 десятин (т.е. 20-50 га) земли, содержали по 10-15 лошадей и коров, много другого скота и птицы. Большинство же крестьянских хозяйств пользовалось 6-7 десятинами; в них держали по 2-13 лошади, 1-2 коровы, около десятка овец и т.п. Малоземельные хозяйства, составлявшие более одной трети дворов, засевали 2-4 десятины, имели одну лошадь и корову, небольшое количество мелкого скота и птицы. Безземельных дворов среди чувашей было относительно мало (в первой четверти XVIII в. безъясачные, или бобыльские, дворы составляли.Значительная, нередко преобладающая доля дохода чувашского крестьянского хозяйства поступала в царскую казну.С начала XVIII в. промышленники и торговцы развернули в крае строительство однопоставных и двупоставных водяных мельниц русского типа. Вскоре подобные мельницы научились строить и чувашские крестьяне. В третьей четверти XVIII в. в чувашских деревнях, по неполным данным, насчитывалось более 200 таких мельниц.С начала XVIII в. в Чувашии широко развернулась переработка хлеба в вино. В середине столетия здесь действовало 43 винокуренных завода, на которых работали в основном русские. В общей сложности они выкуривали до 300 тысяч ведер вина в год, что составляло 8% производства вина в России. Tорговцы выделялись не только из посадских людей, но и из крестьян. Но среди чувашских купцов бывших крестьян было меньше, чем среди русских и татарских. Вывоз товаров из края в ценностном выражении в 9-10 раз превышал ввоз. Основным предметом вывоза был хлеб. Из Чувашии ежегодно вывозили около одного миллиона пудов (1 пуд - 16,38 кг) ржаной муки, а также хмель, пеньку, пушнину, мед, воск и хлебное вино. Последнее шло во все волжские города, в Москву и Петербург. Центрами местной торговли являлись населенные русскими города, торговые села и сельские торжки.Указами 1719-1724 гг. ясачные люди Среднего Поволжья, как и владельческие крестьяне, были переведены на подушное обложение. Tак впервые вошел в оборот термин «государственные крестьяне», обозначавший феодальную зависимость от государства.