Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 19:57, шпаргалка
Этногенез чувашей чрезвычайно сложен. Сувары предположительно родом из Сибири (Основные предки — племя сувазы). Булгары родом из Средней Азии (Примесь). Смешением двух этих народов (племенных союзов) друг с другом и горными марийцами предположительно получились современные чуваши. В литературе об этногенезе чувашей можно увидеть, что существуют три теории происхождения чувашского народа:
28Невелика по территории Чувашская Республика. Если взглянуть на карту страны, то по сравнению с другими она вроде бы совсем и незаметная. Однако вклад чувашского народа в общую борьбу за свободу, честь и независимость Родины оказался немалым. С самого первого дня, с 22 июня 1941 года, когда полчища гитлеровцев обрушились на нашу страну, Чувашия вместе со всей страной встала на ее защиту. За четыре года войны чувашский народ на борьбу с врагом послал более 208 тысяч лучших своих сыновей и дочерей - пятую часть населения республики. Во всех сражениях, больших и малых, как начального периода войны, так и завершающих, на территории стран Европы, включая Германию, в одном ряду с воинами других народов и национальностей страны сражались и уроженцы Чувашии. Где бы ни шла схватка с врагом, всюду среди сражающихся были наши земляки. В 1941, отступая от границы и при этом оказавшись в окружении, многие, объединившись в партизанские отряды, повели борьбу с врагом в его тылу. Военная судьба привела некоторых в ряды подпольщиков, и они доступными им методами и средствами наносили немалый урон фашистским гарнизонам. Известны десятки случаев, когда уроженцы Чувашии, бежав из плена, продолжали схватки с врагом в рядах французских, итальянских партизан. Видное место занимает Чувашия по числу Героев Советского Союза. Более 80 уроженцев нашей республики удостоились этого высокого звания. За годы Великой Отечественной войны военными и другими органами нашей республики было подготовлено более 75,5 тысячи бойцов, в том числе 13658 снайперов, минометчиков, пулеметчиков, истребителей танков, многие из которых также пали смертью храбрых на поле боя. Только в 1942-1943 годах в женских комсомольско-молодежных подразделениях было подготовлено свыше 11,5 тысячи телефонисток, радисток и других специалистов для фронта. Более тысячи медсестер и около двух тысяч сандружинниц подготовили районные и городские комитеты Общества Красного Креста. В годы войны в Чувашии действовало 17 эвакогоспиталей, из них 10 - с начала июля 1941 года. За время их работы в них залечили свои раны и снова встали в строй сотни бойцов. Трудящиеся Чувашии оказывали фронту и другую помощь. На территории республики за годы войны было сформировано несколько стрелковых дивизий. В сформированной в 1941 году 324-й стрелковой дивизии более четверти состава было призвано из нашей республики. Дивизия участвовала в разгроме гитлеровских полчищ под Москвой, с боями дошла до Кенигсберга. В ноябре 1941 года, в разгар боев под Москвой, в республике нашла широкую поддержку инициатива по сбору средств в фонд обороны и на строительство боевой техники для фронта. Рабочие Канашского вагоноремонтного завода построили два бронепоезда, которые были переданы прибывшим с фронта воинам. Труженики Чувашии за годы войны в фонд обороны и на строительство боевой техники внесли 115,6 млн рублей, приобрели государственных займов на 502 млн рублей. Население республики не оставило в беде и тех, кто с приближением фронта был вынужден покинуть свой родной очаг и эвакуироваться в восточные районы страны. Всего Чувашией было принято 70,5 тысячи человек, прибывших из Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Ленинградской, Смоленской и некоторых других областей. Чувашия активно участвовала в восстановлении народного хозяйства областей, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов, направляя туда тысячи тонн семян зерновых культур и картофеля, более 17 тысяч голов скота и рабочих лошадей. В освобожденные районы Украины, Белоруссии, Московской, Смоленской, Курской областей направлялся лес для строительных работ. В Сталинград, Донбасс выехали из республики тысячи юношей и девушек на восстановление разрушенных войной заводов, домов и шахт.
31 Даже самая общая характеристика национального состава народонаселения региона показывает, что Среднее Поволжье, область являлась зоной активных, тесных и сложных этнокультурных контактов и взаимодействий. Естественно, что в результате этого взаимодействия сформировались общие пласты и типологически сходные элементы в различных сферах культуры.
32
Пётр Егорович Егоров (1731 — 12 мая 1789, Санкт-Петербург) — российский архитектор, один из авторов ограды петербургского Летнего сада.
Около трёх с половиной десятка лет своей жизни Пётр Егоров посвятил архитектуре. Он был одним из талантливейших архитекторов второй половины XVIII века, обладавшим своеобразной творческой индивидуальностью. Его проектам свойственны простота, изящество, ясность и целостность композиции, строгая пропорциональность, благородство рисунка — лучшие черты архитектуры русского классицизма.
Первый его проект — церковь в Пярну (Эстония) которая должна была стать образцом дпя строительства в Прибалтике православных храмов. Петр Егорович участвовал в проектировании, строительстве и ремонте Петропавловской крепости, Смольного монастыря, Мраморного дворца и многих других зданий, украсивших Петербург. Но увековечила его имя знаменитая ограда Летнего сада. Именно П. Е. Егоров является автором ее проекта и постройки. Ограда отличается своей красотой и изяществом, в то же время — строгостью и простотой.
Никита Яковлевич Бичурин - основоположник российского востоковедения, которое, благодаря его замечательным трудам, в первой половине XIX в. заняло ведущее положение в мировой ориенталистике, выдающийся ученый мирового ранга, является национальной гордостью нашего народа. В 1807 году определён начальником духовной миссии в Пекине, где и оставался до 1822 года. В совершенстве овладел китайским языком и составил словарь, который лично переписал четыре раза.
В Пекине Бичурин начал переводить на русский язык китайские источники: «Сышу» (Четверокнижие) — свод учений Конфуция и конфуцианцев, географическое сочинение в трех томах, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по религии, философии, юриспруденции, медицине, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Бичурин составил многотомный китайско-русский словарь, перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах.
Кикин Петр Андреевич (1775 — после 1830), статс-секретарь по принятию прошений на Высочайшее имя. Образование получил в Московском университетском пансионе, а затем проходил военную службу и принимал участие, уже в качестве флигель-адъютанта, в войнах 1812—1814, после которых в чине генерала вышел в отставку. Внес предложение о сооружении храма Христа Спасителя в Москве. С 1816, став статс-секретарем, проявлял прямоту, честность и твердость характера. В 1820 вместе с дворянами-меценатами И. А. Гагариным и И. Д. Мамоновым осуществил замысел основания в С.-Петербурге Общества поощрения художников, которое стало предметом его забот и опеки.
33
В истории нашей страны Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш) известен как первый чувашский этнограф, историк, писатель и просветитель. Выйдя благодаря содействию прогрессивных русских деятелей на всероссийскую арену, С.М.Михайлов первым в истории чувашей поднял могучий голос в защиту своего обездоленного народа, за его просвещение, за открытие школ для обучения детей на их родном языке.
Он неимоверными усилиями в середине XIX века заложил начатки грамотности среди чувашей. С.М.Михайлов не был педагогом-профессионалом, но путем глубокого изучения и обобщения народного педагогического опыта он внес радикальные предложения по организации обучения детей и молодёжи.
Как предшественник И.Я.Яковлева, основоположника и классика демократической педагогики чувашей, С.М.Михайлов создавал определённые условия для развития чувашской педагогики во второй половине XIX века. Богатейшее наследие, оставленное этим самоотверженным тружеником, безусловно, способствовало успешной деятельности выдающегося чувашского просветителя, педагога И.Я.Яковлева и его талантливых последователей.
Наследие С.М.Михайлова изучается учеными, используется в исследованиях по истории, этнографии, литературе, педагогике. Знакомство с жизнью и деятельностью чувашского ученого включено в программы по изучению культуры и просвещения родного края. Творчество С.М.Михайлова изучается в педагогических классах средних школ, колледжах и высших учебных заведениях, готовящих учителей и воспитателей.
Поэт, переводчик, классик чувашской литературы, автор поэмы “Нарспи”.
Родился 27 мая 1890 г. в с. Слакбаш Белебеевского района Республики Башкортостан.
Выпускник Симбирской чувашской учительской школы. Рано проявил способности к живописи, музыке. Работал в Симбирской чувашской учительской школе. За короткую творческую деятельность написал стихотворения, стихотворные сказки, баллады, трагедии, поэмы, серию рассказов по семейным преданиям: “Икe хeр” (“Две дочери”), “Тaлaх арaм” (“Вдова”), “Тимeр тылa” (“Железная мялка”), “Выca аптранaскерсем” (“Голодные”), “Шуйттан чури” (“Раб дьявола”), “Нарспи” и др. “В лучшем творении поэта – поэме “Нарспи” – масштабно осмыслены основные философские проблемы: человеческая личность и общество, добро и зло, соотношение материальных и духовных ценностей, гуманизм, противоборство жизни и смерти”.(Артемьев Ю. М. Иванов… С. 179)
К. Иванов вошел в историю чувашской литературы и как переводчик. Благодаря ему чувашский народ читал произведения М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Кольцова, Н. Огарева, К. Бальмонта на родном языке. Классик принял активное участие в подготовке сборника “Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним”, при его участии был подготовлен и издан новый “Букварь для чуваш с использованием русской азбуки”. Поэт успешно работал в области живописи: рисовал декорации, иллюстрации для букваря, увлекался фотографией.
34
Будучи педагог с 30-летним стажем, будучи инспектором (1869-1874) и директором народных училищ Симбирской губернии (1874-1886), И.Н. Ульянов добился открытия 250 школ (треть из них приходится на нерусские селения), строительства 261 школьного здания, подготовил через учительские курсы при Симбирском уездном училище 47, через открытую им в 1872 г. Порецкую учительскую семинарию - 125 учителей-«ульяновцев», организовал 8 учительских съездов по повышению квалификации сельских педагогов. При нем число учащихся в губернии удвоилось, заметно улучшились методы и приемы преподавания . Будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (1875-1903) и в течение полувека руководителем Симбирской чувашской школы (1868-1918), И.Я. Яковлев через своих единомышленников и воспитанников содействовал открытию сотен чувашских школ, подготовке 1200 учителей, в том числе 400 учительниц, организовал и руководил временными педагогическими курсами и съездами народных учителей .
35
Деятельность И. Я. Яковлева по просвещению родного народа проходила в условиях царского самодержавия. До октября 1917 года политика царизма придерживалась установки, которая в изречении начальника Симбирского 5-го жандармского корпуса изложена так: «Опыты всех времен доказывают, что легче управлять народом невежественным, нежели получившим хотя бы малейшее просвещение. На основании сего правила начальствующие над чувашами всеми силами способствуют дальнейшему распространению невежества». («Красный архив», 1938, № 2, с.91). В этих условиях Симбирская чувашская школа, открытая И. Я. Яковлевым в 1968 г., сыграла историческую роль в организации школьного дела в чувашском крае. До Октября 1917 года она являлась основным центром подготовки учителей, которые преданно трудились на ниве просвещения родного чувашского народа. И чем дальше отодвигаемся мы от этой эпохи, когда жил и творил И.Я.Яковлев, тем явственнее становится роль и значение гениального сына чувашского народа в национальном подъеме чувашей.
36. Земледелие и животноводство
Основу традиционного хозяйства чувашей, как и других народов Среднего Поволжья, составляло земледелие в сочетании с животноводством.
Археологические данные свидетельствуют, что население лесной зоны Восточной Европы земледелием начало заниматься до нашей эры, в эпоху бронзы. В то время бытовало ручное подсечно-огневое земледелие. Этот способ расчищения полей у чувашей применялся как подсека с ограниченным применением огня.
Традиция удобрения почвы навозом на северных лесных почвах проявлялась сильнее, чем на юге. В степной зоне вплоть до конца XIX - начала ХХ вв. навоз применялся редко, его сваливали в овраги Зерновые культуры убирали серпом (дурла), покупным или изготовленным местным кузнецом. По форме серпы были: а) в виде правильной полуокружности; б) сплющенные у основания, полукруглые ("английский" серп).
Некоторые яровые (например, просо) теребили руками (пололи). Горох, чечевицу, гречиху косили. Коса-горбуша (дава) была древним о сказанием в Поволжье. С конца XVIII в. у чувашей все более начинает употребляться воспринятая от русских коса-стоика (литовк ). у орудием в Поволжье.
Сжатый хлеб вязали в снопы (келте). Перевясла (келте дыххи) как для ржи, так и для яровых делали из ржаной соломы. Существовало несколько способов укладки снопов. Их раскладывали Зигзагом (карта), городьбой (второй сноп колосьями на комель первого, третий на второй и т. д.), гусиным рядом (хур карти) или в пяток (тем) из 4-5 снопов. Для подсушки хлеб ставился в "майра пуд" - четыре снопа комлем вниз, чуть наклонно, пятый сверху, комлем вверх. Ржаные снопы затем в поле перекладывали в небольшие 'копны (демел), вмещавшие один или половину воза. Яровые собирались в зарод (сурат, тарахла демел): снопы ставили комлем вниз, прислоняя колосьями друг к другу, в 4-6 рядов, объемом в один воз.
После перевозки на ток (йетем) снопы ржи складывали в круглые скирды (капан), вмещавшие полтора-два десятка возов. Их устраивали на подставке из столбов для лучшего проветривания и длительного хранения. Капан складывали высотой до 4-5 метров, подавая снопы снизу специальными деревянными вилами.
Обряды и обычаи. во время жатвы. Уборка хлеба начиналась и завершалась обрядовыми действиями - это зажин (дурла хывни), дожинки (дурла дыхни, аиа вайне деклени). Почин в жатве делали обычно самые удачливые в труде, легкие на руку жнец или жница. Этот человек должен был помыться в бане, надеть чистую одежду, помолиться и отправиться вместе с другими членами семьи в поле начинать жатву. Первые сжатые колосья затыкали за пояс, чтобы при жатве ие болела спина и работа спорилась. В первый день связывали сорок снопов. Перед отправлением в поле, началом жатвы и по ее завершении читали молитвы, например: "Загон, дай мне мочи шестьдесят лошадиных сил, дай шестьдесят батманов (1 батман равен 4 пудам) хлеба, рукам и пояснице дай легкости, покоя".