Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 19:57, шпаргалка
Этногенез чувашей чрезвычайно сложен. Сувары предположительно родом из Сибири (Основные предки — племя сувазы). Булгары родом из Средней Азии (Примесь). Смешением двух этих народов (племенных союзов) друг с другом и горными марийцами предположительно получились современные чуваши. В литературе об этногенезе чувашей можно увидеть, что существуют три теории происхождения чувашского народа:
24. Переход власти в руки большевиков в Казани 30 октября 1917 г. ускорил установление Советской власти в уездах и городах Чувашии в ноябре—декабре. Среди активных участников установления Советской власти в Чувашском крае самих чувашей было крайне немного. Чувашские национально-политические лидеры были в числе эсеров и меньшевиков. Чувашские крестьяне встретили смену власти с крайней настороженностью и в основной массе не знали смысла происходивших в городах событий.
С конца октября по декабрь 1917 было объявлено о переходе власти к советам во всех чуваш. Совет рабочих, солдат. и крестьян. депутатов принял решение о ликвидации Комитета народ. власти и продекларировал переход всей власти в уезде к советам. Зимой–весной 1918 в Чувашии оформилась стройная организация уездного совет. аппарата. 21–24 января 1918 состоялся 1-й Цивил. уездный съезд Советов солдат. и крестьян. депутатов, к-рый принял положение об организации власти в уезде. После Октября 1917 произошли радикал. изменения в сфере социально-экономич. отношений. Началась целенаправленная деятельность по ограничению и ликвидации крупной, средней, а затем и мелкой част. собственности и предпринимательства. С марта по июль 1918 в Чувашии повсюду был введён рабочий контроль над производством и распределением, ограничена деятельность владельцев предприятий, установлены 8-часовой рабочий день и новые тарифы для рабочих и служащих; подготовлены условия для национализации промышленности и торговли. Одновременно происходило создание новых органов управления экономикой – уездных советов народного хозяйства, к-рые в Чувашии сформировались во 2-й пол. 1918. Декрет о земле, а затем Закон (Основной) о социализации земли от 25 января (7 февраля) 1918 послужили основанием для конфискации помещичьей, церковно-монастыр. и др. некрестьян. земель. В результате в Чувашии была подорвана мощь зажиточ. слоёв сел. населения, перераспределено ок. 105 тыс. дес. земли.
Революция стала мощным толчком к дальнейшему подъёму чувашского национального движения, к оживлению дискуссий среди деятелей обществен. движений и партий по вопросу национал. и политич. модели развития этноса. Правые эсеры и Чувашское национальное общество безоговорочно поддерживали Учредител. собрание, парламент. демократию. Левые эсеры были сторонниками советов, выступая за построение их на основе пропорционально-национал. представительства. Колеблющуюся позицию занимали чувашские военные организации. На военноокруж. съезде представителей чуваш. солдат и офицеров Казан. воен. округа, прошедшем в декабре 1917 в г. Казань, были зафиксированы положения о немедлен. открытии Учредител. собрания и необходимости создания среди чувашей волост. земств. Вместе с тем не отрицались и советы, но при условии их реорганизации на национально-пропорционал. основах. Ожесточён. споры по вопросу о власти развернулись на Всероссийском чувашском военном съезде (январь 1918) – широком общечуваш. форуме. В конеч. итоге из-за острых разногласий съезд так и не смог принять определён. решения по вопросу о власти. Лишь на Общечувашском рабоче-крестьянском съезде (июнь 1918) была зафиксирована лояльная позиция к совет. власти. Летом 1918 в стране окончательно установилась гегемония партии большевиков, а в чуваш. национал. движении – близкого к ней и её политич. платформе Чувашского левого социалистического комитета.
Политич. и социально-экономич. процессы, получившие название Октябрьской революции, оказались крайне противоречивыми. Наряду с широкой демократизацией, стремлением осуществить принципы социал. справедливости, они сопровождались установлением однопартийной диктатуры, политикой ликвидации политич., граждан. и экономич. свобод, ущемившей в т.ч. и очень значител. часть крестьянства (установление продовольственной диктатуры).
21. Зарождение национально-политического движения в Чувашии в начала ХХ века.
В начале XX века Чувашия представляла собой аграрно-сырьевой придаток к промышленным районам России. На ее территории имелось около трех десятков фабрично-заводских предприятий, но среди немногочисленного промышленного пролетариата чувашей было мало. Сельские капиталистические промыслы находились еще в стадии мануфактуры и держались главным образом на эксплуатации надомников, рабочих с наделом. Крестьяне Чувашии в большинстве своем пролетаризировались на отхожих промыслах вне края. Чувашская торгово-промышленная буржуазия была малочисленна, но в деревнях имелась значительная прослойка зажиточных крестьян. У чувашей не было национальных партий. На территории края из всех политических партий России наибольшую активность в революционном движении проявила партия большевиков. Среди крестьян вели также работу выразители интересов мелкой буржуазии — социалисты-революционеры (эсеры).
Процесс политического и экономического развития определялся действием тех же объективных законов, что и по всей России. Что касается некоторых особенностей в области социально-экономического развития (патриархальные пережитки в общественном быту, полуколониальное положение, слабое развитие промышленности, относительное малоземелье и т. д.), то они лишь усложняли процесс, не меняя его основ.
Чуваши активно включились в революционное движение. Массовые стачки и демонстрации рабочих промышленных центров России, в том числе Поволжья, имели большое значение для развития политического самосознания трудящихся масс Чувашии. Развитие рабочего движения под руководством революционных социал-демократов на рубеже XIX—XX веков знаменовало коренной перелом в революционной борьбе всех народов России. От экономических забастовок рабочие повсюду стали переходить к политическим: стачкам и демонстрациям. Все чаще выдвигались лозунги «Долой царское самодержавие!», «Да здравствует политическая свобода!».
Важное значение в повышении революционной активности масс имело распространение социал-демократических прокламаций. 18 сентября 1902 года в селе Полянки Ядринского уезда местными властями были обнаружены листовки Нижегородского комитета РСДРП — «К народным учителям и учительницам», «К рабочим Сормовского завода», «Отчет Сормовской социал-демократической организации» и другие, а также один экземпляр ленинской газеты «Искра» № 5 за 1901 год. Вся эта литература была доставлена в село Полянки крестьянами-отходниками, работавшими на нижегородских предприятиях.
Назреванию революционного кризиса способствовала русско-японская война, начавшаяся в 1904 году: она еще более ухудшила положение народных масс, обострила все противоречия общественной жизни, усилила недовольство среди трудящихся. Под влиянием большевиков росло сопротивление рабочих и крестьян Чувашии политике царизма и произволу его местных властей. Крестьяне начинают проявлять интерес к событиям, происходящим в стране, среди них усиливается тяга к чтению газет и политической литературы. В церковной летописи села Бай-гулова Чебоксарского уезда за 1904 год сохранилась такая запись: «Народ открыто стал восставать против существующих порядков в государстве. Появились и газетные статьи, в которых выражалась необходимость преобразования государственного строя, свободы печати... Простолюдины вместе с интеллигентными лицами собирались на улицах и производили разные беспорядки... читали разные прокламации и пели революционные песни...»
29. В 50—80-е гг. среднегодовые темпы прироста общего объема продукции промышленности в Чувашии опережали общероссийские. В 50—60-е гг. Чувашия из аграрно-индустриальной стала индустриально-аграрной республикой. К 1970 было построено и введено в действие 26 крупных промышленных предприятий, в т.ч. чебоксарские хлопчатобумажный комбинат, заводы электроизмерительных приборов, тракторных запасных частей, «Чувашкабель», алатырские заводы «Электроприбор», «Электроавтомат», канашские заводы электропогрузчиков, лакокрасочных и пластмассовых изделий и др. В 1970 началось строительство Чебоксарской ГЭС, в 1972 — Чебоксарского завода промышленных тракторов. Эти же годы были примечательны усилением директивного характера экономических отношений. Реформы народного хозяйства не затрагивали основ жесткого централизованного планирования. Недостаточно продуманным оказалось размещение промышленных предприятий. К концу 90-х гг. свыше 80% производственных мощностей оказалось сконцентрировано в Чебоксарах и Новочебоксарске. В сельских районах промышленность представлена в основном небольшими заведениями пищевой и деревообрабатывающей отраслей.
Интенсивный рост промышленности приводил к значительной миграции населения в города, особенно в Чебоксары. Ликвидировалась часть «бесперспективных» деревень. Постоянно шло, особенно в городской местности, сужение функций чувашского языка. С начала 60-х гг. школы республики перешли к обучению учащихся с 5—7 классов на русский яз. Такое нововведение помогло части школьников лучше овладеть русским языком, облегчило им учебу в техникумах и вузах. Но резкое изъятие родного языка из образовательного процесса привело к утрате большинством его носителей основ грамотности, у многих сохранилось умение объясняться только на бытовом уровне. Особенно в трудном положении оказались представители чувашской диаспоры.
Поиск выхода из сложившейся ситуации, начавшийся активно, но непродуманно с апреля 1985, не дал ощутимых результатов в экономике. Уровень производства продолжал снижаться. С 1991 начался спад объемов производства в абсолютном выражении. Неудачные попытки коренного реформирования экономики страны, предпринятые в начале 90-х гг., привели народное хозяйство к системному кризису. В особо трудной ситуации оказались регионы, не обладающие богатыми природными ресурсами и предприятиями по их переработке.
25Образование чувашской государственности проходило в сложных исторических условиях. Попытки вызвать этническую консолидацию путем создания первых нелегальных чувашских национально-демократических организаций (эсеров, Чувашского профсоюза учителей и деятелей просвещения и др.) были предприняты еще в период революции 1905—1907 гг. Во время первой российской революции представители новой чувашской интеллигенции выступали за ликвидацию царского режима, а в национальном вопросе пропагандировали идеи национально-культурной автономии —- право на обучение, издание национальных книг, ведение церковной службы и судебного дела на родном языке. Важными достижениями чувашского народа в конце XIX в. стало формирование единого литературного языка, развертывание книгоиздательского дела на родном языке. Начала издаваться первая легальная национальная газета «Хыпар» («Весть»), которая сыграла заметную роль в распространении и углублении идей объединения чувашей. В ходе начавшихся общедемократических процессов были созданы национальные организации.