История мировых цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Один из древнейших центров зарождения цивилизации находился в северо-восточной части Африки, где с юга на север течет широкая многоводная река Нил. Жители долины Нила называли свою страну Та кемет (Черная земля) по цвету блестящей как черный лак местной почвы, в отличие от окружающей пустыни, которую именовали Красной страной.

Содержание

Природа и население Древнего Египта.
Цивилизация эпохи Раннего царства.
Рассвет цивилизации в эпоху Среднего царства.
На пути ко всему новому.
Поздний период Египетской цивилизации.
Египетская цивилизация в мировой истории.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Ист. мир. цив..docx

— 50.23 Кб (Скачать файл)

Главной опорой египетских царей все более становится крепнущее в боях войско. Во времена Нового царства имелись воинские части и подразделения различной величины, и у каждого были свои стяги, трубы и барабаны. Пехоту египетского войска составляли в основном люди из народа. Они делились на стрелков и щитоносцев-копьеносцев. Мощный составной лук, стрелы с медными наконечниками, секиры, короткие мечи это оружие египетских воинов, которое выдавалось государством для военных нужд, а в мирное время хранилось на специальных складах. С такой армией Египет вступил в эпоху широких завоевательных походов, что свидетельствует о кризисе цивилизационного развития.

Фараон Тутмос I(XVI в до н.э.) превратил Египет в мощную мировую по тому времени державу. На юге он продвинулся за третий порог Нила. Поход через Сирию и Палестину привел египтян к Евфрату, где он нанес поражение такому государству как Митанни. Успешно начатые походы были неожиданно прерваны на 20 лет. После правления Тутмоса II престол захватила его вдова Хатшепсут. Это были годы мирного правления женщины-фараона, ознаменованные интенсивной строительной деятельностью. Придя к власти около 1500 г. до н.э. Тутмос III на 22-м году своего формального царствования стал, наконец, единовластным царем Египта. Он яростно преследует память о своей мачехе и резко меняет политическую жизнь страны. За 20 лет Тутмос III совершил не менее 15 походов в Переднюю Азию, занимая все новые города и области Сирии. Город Каркемиш стал самым северным рубежом египетских владений. Одновременно совершались военные походы на юге в Нубию вплоть до 4-го порога Нила. Империя Тутмоса III достигла таких размеров, которых не удалось превзойти его преемникам. Степень зависимости покоренных стран была различной. Эфиопия, Сирия, Палестина и Ливия платили ежегодную дань. Огромные богатства стекаются в Египет также с южных берегов Красного моря, со средиземноморских островов, от вавилонских, хеттских и ассирийских царей. Многое достается египетскому войску, однако не забыто и жречество, прежде всего храм Амона в Фивах. После Тутмоса III и его ближайших преемников Египет, подпитанный несметными богатствами, которые поступали из покоренных и зависимых стран, находился на вершине своего могущества. Однако, период военной экспансии выявил и такую особенность египетской цивилизации, как жесткую зависимость могущества местной знати от ее положения в государственном аппарате. Интересы придворной и местной знати, унаследовавшей от своих предков место в обществе, все более и более сталкивались в интересами новой служилой знати, которая выдвинулась по службе и стремилась прорваться поближе к власти и во власть.

Открытая борьба между старой и новой знатью вылилась в так называемую реформу Эхнатона. Бросив вызов жреческой потомственной знати, в первую очередь могущественному фиванскому жречеству, фараон Аменхотеп IV стремился в первую очередь укрепить свою власть. Он выдвинул культ единого солнечного бога Атона, что внешне отразилось в изменении царского имени: вместо Аменхотепа (Амон доволен) он стал зваться Эхнатон (Атон доволен). Нововведения фараона-реформатора сопровождались крутыми мерами. Была построена новая роскошная столица Ахетатон (около совр. Эль Амарни) на полпути между Мемфисом и Фивами, украшенная дворцами и храмами, куда фараон переселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. Все стороны общественной жизни подверглись изменениям. Разрыв со стариной, со многими ее условностями ощущался во всей духовной жизни Египта. Введение нового культа Атона предполагало строительство новых храмов, дарение им земель, пастбищ, скота, обеспечение храмов рабочими руками, создание большого штата служителей нового культа. И хотя жрецы нового бога хвалились своей принадлежностью к новым людям, им не удалось сломить позиции фиванского жречества. Чтобы изменить сложившиеся на протяжении тысячелетий представления и традиции, вероятно, недостаточно было семнадцати лет царствования Эхнатона. К тому же, кроме ставленников фараона, от этой реформы никто не выигрывал. Введение культа Атона не обещало ни реальных, ни воображаемых благ. За периодом передела власти и богатства наступило примирение. Преемники Эхнатона свернули реформу, а фараон Тутанхамон лишил культ Атона государственной поддержки. Создается впечатление, что противники реформ праздновали свою победу. Парадокс, однако, заключается в том, что последующие фараоны не только не стали преследовать тех, но кого опирался Эхнатон служилую знать, но сделали особой заботой защиту ее интересов и материального обеспечения. По-прежнему многие царские должности при дворе фараона занимали выходцы из среды мелкого и среднего служилого люда. Это имело весьма важное последствие для дальнейшего развития египетской цивилизации. Также как и то, что после этих потрясений как бы зафиксировалось определенное территориальное разделение: юг страны область влияния фиванского жречества, север, где почти постоянно пребывает царский двор и войско, - сильны позиции средних слоев служилого населения.

При Рамзесе I начались войны с хеттами за Сирию, которые продолжались и в царствование Рамзеса II. В Кадешском сражении с обеих сторон участвовали огромные армии (около 20000 человек с каждой стороны). В 1292 г. до н.э. между Рамзесом II и хеттским царем Хаттушалем III был заключен мирный договор, который был записан на серебряных табличках на хеттском и египетском языках. Северная Сирия осталась под влиянием хеттов, а Южная Сирия, Палестина и Финикия снова оказались под властью Египта. Мирный договор был скреплен династическим браком между Рамзесом II и хеттской царевной. Долголетнее правление Рамзеса II (правил 66 лет) сохранилось в памяти многих поколений египтян как время расцвета Египта. Он многое сделал для подъема восточной части Дельты, построив здесь новые города и среди них новую столицу Пер-Рамзес (Дом Рамзеса). Вся восточная часть Дельты так и называлась страна Рамзеса. В Египте появилось много выходцев из Азии финикийские купцы, знатные сирийцы.

При преемниках Рамзеса II, как говорится в одном папирусе, наступили другие времена, когда пришлось защищать границы Египта от ливийских племен и нашествий народов моря. В XIII-XII вв. до н.э. С середины XI в. единое египетское государство Нового царства прекращает свое существование.

 

 

Поздний период Египетской цивилизации

В Поздний период (XI-V вв. до н.э.) египетская цивилизация переживала тяжелые времена, ибо внутренние противоречия в стране мешали ее дальнейшему нормальному развитию. Значение той или иной цивилизации определяется не только тем, что она вносит в генотип развития человеческого общества, но и тем, как долго она может существовать в автоматическом режиме, когда разрушается целостность ее структурообразующих компонентов. В условиях децентрализации, господства жреческой знати и иноземных наемников египетская цивилизация продолжала, однако, сохранять те же достижения и ту уникальность, которые были созданы ею во времена великих пирамид. Главным условием процветания экономики Египта являлось орошение, поэтому от ежегодных разливов зависело благополучие египетского населения.

Освобождение Египта и очередное воссоединение Юга с Севером осуществил основатель саисской династии Псамметих I, ставленник новой храмовой знати, опиравшийся на греческих и критских наемников. Ненадолго была восстановлена власть египтян в Сирии и Палестине, установлены экономические связи с Кипром, Самосом, Киреной. Но уже в 525 г. до н.э. Египет завоевали персы, а затем в 332 г. до н.э. Александр Македонский. История египетской цивилизации времени фараонов завершилась. Для Египта началась трехвековая эпоха Птолемеев, эпоха эллинизма, время политического и экономического могущества, когда Египет вновь превратился в единое централизованное государство. В управлении этим государством вековая египетская бюрократическая традиция соединилась с эллинистическими принципами, основанными на греческом праве. В государстве сложилась своеобразная административно-финансовая структура, которая способствовала стабилизации отношений между завоевателями и местным населением. Основатель династии Птолемей I полководец Александра Македонского. Последней представительницей династии оказалась Клеопатра. При ней птолемеевский Египет был завоеван Римом и превратился в одну из римских провинций.

Египетская цивилизация в мировой истории

Какие же отличительные черты характеризуют египетскую цивилизацию, составляют ее уникальный и неповторимый облик? Какими достижениями обогатила она человечество?

Уникальность египетской цивилизации определяли выгодное географическое положение Египта, его относительная изолированность и защищенность от набегов извне, стабильность власти фараонов и социальной системы в целом, а также высокий уровень жизни египтян. На очень узкой полоске населенной земли вдоль огромной реки создавалась египетская цивилизация. Никаких естественных границ между номами не существовало, но зато существовали резкие естественные границы, отделявшие Египет от окружавших его народов. Здесь гораздо раньше, чем в ином другом месте возникло единое для всей долины государство, территориальное государство. Здесь чрезвычайно рано сформировался мощный бюрократический аппарат и постоянная армия, которые придавали египетской цивилизации совершенно особый облик. Это было одно из самых высокоцентрализованных государств, когда-либо известных, бюрократическая деспотия в полном смысле этого слова. Только в Египте произошел переход практически из первобытности прямо в централизованное государство. Все основы общинной организации были разрушены характерной практикой применения по всей стране рабочих отрядов, трудовых команд. Это породило особую идеологию и особый менталитет египтян. Египетская цивилизация создала совершенно особую идеологию власти: здесь царь был богом и при том самым главным богом. Принято было считать, что основная масса трудящегося населения принадлежит государству, является царскими людьми.

Вся хозяйственная жизнь находилась под неусыпным наблюдением и контролем государственной власти. Все земледельческое население, сформированное в рабочие отряды, с надзирателями во главе, трудилось на полях,  в садах и виноградниках, на пастбищах и в ремесленных мастерских. Велся строгий учет, существовали огромные государственные кладовые, откуда довольствие получали царь и члены его семьи, обширный придворный штат, чиновничий аппарат (центральный и местный). Жрецы, а также занятые в хозяйстве ремесленники, строители, земледельцы, привлеченные постоянно или временно на царские(т.е. государственные) работы. Часть собранного богатства использовалась властью и для внешнего обмена, который также был монополизирован. Этот принцип управления производством и распределением из государственного центра сохранился в Египте до римского времени. В определенном смысле Египет это большая общность людей во главе с царем.

Население тех регионов, где формировалась египетская цивилизация, никогда не превышало 5 млн. человек. Творцами цивилизации были все слои египетского общества, которое можно представить в виде своеобразной пирамиды: фараон, верхушка администрации, верховное жречество, родовая и военная аристократия, служилые люди, торговцы, воины, ремесленники, земледельцы. Люди строили цивилизацию, а она формировала личность. Египтянин - особый тип человека древнего мира. Государство для него неотъемлемая и существенная часть жизни. Он жил и умирал с надеждой, что именно государство дарует ему счастливую жизнь и обеспечит блаженное бессмертие после ухода из жизни. Выбор профессии египтянином был также предопределен государством. По достижению полнолетия (12-14 лет) египтян переписывали и на специальных смотрах распределяли по ремеслам и профессиям. Те, кто был назначен в ремесленники, отправлялись в свои мастерские, будущие воины в лагеря новобранцев, оставленные в земледелии расписывались по средним и крупным хозяйствам. Шансов изменить свою судьбу практически не было (кроме ухода в армию).

Казалось бы, при столь регламентированном и жестко организованном образе жизни египтян их духовный мир мог остаться скудным и ограниченным. Но парадокс состоит в том, что достижения материальной культуры, стабильность и достаточно высокий (по меркам бронзового века) уровень жизни создали предпосылки, а государство востребовало развитие образования, основ научных знаний, искусства. На протяжении всей истории египетской цивилизации шел направляемый царским двором процесс колонизации умов, насаждения единообразной религиозной культуры поверх местных традиций.

Религиозное сознание египтян достигло более сложных форм, чем в первобытную эпоху, хотя систематизация религиозных представлений так и не была завершена. Многие древние культы сохранили свое значение на протяжении всей истории египетской цивилизации: культ земли, воды, камня, огня, животных. Некоторые боги почитались египтянами в виде животных или птиц. Священным животным бога Амона был баран. Жук-скарабей считался воплощением восходящего солнца Хепри, с которым связывали надежды на жизнь и воскресение. Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи. Царем богов в Египте считали бога солнца по имени Ра. Его изображали с головой сокола или быка.

Общеегипетский характер приобрел культ Амона, защитника и покровителя простых людей, завоевателя и грозного владыки. Особое место занимал культ правящего царя, который был для египтян воплощением бога Гора (сына Ра) на земле. С культом умершего царя египтяне связывали всеегипетского бога Осириса, царя загробного мира. Египтяне считали, что человек обладал несколькими душами. Одна из них двойник человека, Ка, - обитала в гробнице.

Вся жизнь египтян была связана с религией. Поклонялись не только множеству богов, но и верили в загробную жизнь. Смерть и состояние после нее считалось продолжением земного существования. Чтобы попасть в царство мертвых, считали египтяне, нужно пройти через суд Осириса, где на специальных весах взвесят сердце человека и определят, чего в нем больше добра или зла. Только доброго человека не кравшего, не лгавшего, не говорившего дурного о царе, не пренебрегавшего богами пропустят в царство мертвых. Следовательно, земная жизнь человека только подготовка к настоящей вечной жизни в царстве мертвых, где все как на земле, только гораздо лучше. Египтяне придавали большое значение подготовке умершего к вечной жизни в царстве мертвых, совершая бальзамирование, когда тело умершего, особым образом высушивали, обматывали бинтами, т.е. готовили мумию. Ее помещали в гроб-саркофаг, на котором изображали богов и писали заклинания, а затем саркофаг опускали в гробницу.

По своей психологии египтяне были, скорее, оптимистами. Их отличало чрезвычайно положительное отношение к миру и к жизни, превращающее саму жизнь в некий аспект религии. Уникальная особенность египетской религии ее ярко выраженная оптимистичность, представление о справедливом устройстве мира и человеческого общества. Ее отражала простая вертикаль: боги фараон подданные. У египтян отсутствовал страх перед загробной жизнью. То есть, страх, конечно же, был, но смерть воспринималась как некий опасный порог, преодолеть который, как правило, удавалось всем, после чего умерший оказывался в ином мире, открывающем перед ним новые возможности, одновременно и опасные и обольстительные. Это наложило сильнейший отпечаток на психологию египтян, способствуя развитию индивидуализма.

Еще одна отличительная черта религии египетской цивилизации довольно высокая абстрактность представления о божестве. Для египтян бог есть одновременно воздух, вода (нильское половодье), свет (солнце и луна), а также личность, к которой можно обратиться с просьбой и которая возмещает каждому его праведные или нечестивые поступки.

Религия древних египтян оказала значительное влияние на древнеегипетсукю культуру. Египетская цивилизация создала оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в сокровищницу мировой культуры. Это и древнеегипетская письменность, и первый в мире материал для письма папирус, и сохранившиеся до наших дней мифы, сказки, поучения, величественные пирамиды и храмы, росписи в гробницах фараонов и вельмож. Египтяне пользовались тремя видами письма, чаще всего - иероглифическим, священным, который употребляли для монументальных, резанных на камне надписей. На папирусе писали скорописным иератическим письмом, т.н. жреческим, поскольку им пользовались в основном жрецы. Литературные произведения и научные книги также написаны этим письмом. На заключительном этапе развития цивилизации возникло демотическое письмо, которое использовалось как особый беглый почерк египетской бюрократии.

Образование как компонент цивилизационной структуры выходит на первый план уже в ранних цивилизациях, являясь важнейшим показателем ее динамики и тенденций развития. Египетская цивилизация достаточно высоко ценила грамотность и грамотных людей. Одним иероглифом обозначались понятия письмена, Бог, господин. Не смотря на сложность письма (более 700 знаков-иерглифов), овладеть которыми было очень трудно, грамотными были не только жрецы, знать и квалифицированные ремесленники. Если египтянин осваивал грамоту, то становился грамотным писцом, чиновником, который уже не бедствовал и пользовался настоящим уважением. Египтяне говорили: Нет должности, где не было бы начальника, кроме должности писца, ибо он сам себе начальник.

Информация о работе История мировых цивилизаций