Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:38, реферат
«Орнамент» – латинское слово, а в переводе на русский язык означает «украшение», «узор», построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры, в зависимости от материала – на бумаге, ткани, дереве, металле, кости; широко применяется в архитектуре и книжной графике. Являясь основой народного искусства, он во многом определяет традиции этноса. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. По ней можно определить и время, и страну, где была создан тот или иной предмет.
«Орнамент» – латинское слово,
а в переводе на русский язык означает
«украшение», «узор», построенный на
ритмическом чередовании и
В нем прослеживаются воззрения и понятия о прекрасном. Орнамент доносит до нас мысли наших предков, не только сообщая некоторые сведения о жизни прошлых поколений, но оказывая большую помощь и в решении преемственных связей как народного декоративно-прикладного, так и профессионального изобразительного искусства наших дней.
Чувашский орнамент занимает достойное место среди большого разнообразия орнаментов народов мира. Однако следует признать, что национальный орнамент – сложная и малоизученная область чувашского искусства. И если об орнаменте чувашской вышивки существует довольно много литературы, содержащей подробные ее описания, то о других видах орнамента литература значительно скуднее. Такое положение характерно для орнаменталистики в целом. По словам кандидата искусствоведения Л. М. Буткевич, «теоретическая база изучения орнаментального искусства в отечественной и мировой науке чрезвычайно слаба. В основном это литература либо описательного характера, либо работы, посвященные чисто формальному анализу тех или иных орнаментальных композиций».
Среди дореволюционных публикаций по чувашскому орнаменту известны альбом художника Н. Е. Симакова, работы этнографов Иоганна Готлиба, Н. И. Гаген-Торн, П. С. Паллас. В XX веке в изучение чувашского орнамента внесли вклад художники Д. И. Архангельский, М. С. Спиридонов, этнографы Г. А. Никитин, Т. А. Крюкова, Т. Н. Акимова. В настоящее время представляют большой интерес научные труды искусствоведов А. А. Трофимова, Г. Н. Иванова-Оркова, публикации народных мастеров В. А. Минеевой, Т. В. Шарковой, Е. Н. Жачевой и др.
Знание истории и теории орнамента сегодня нужно тем, кто работает в сфере архитектуры, интерьера, ювелирного искусства, художественного текстиля, костюма, не говоря уже о народном творчестве, где тема орнамента остается актуальной во все времена.
Чувашская национальная вышивка
страница 1
Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.
Для анализа старинной
чувашской вышивки в
Обработка животного
и растительного волокна была
известна чувашской женщине
Вышивка исполнялась
на домотканом, чаще конопляном
холсте шерстяными нитками и
нитями из растительного волокн
Для крашения пряжи использовались различные растительные красители. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения. П. С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши употребляли заячий мак (Adonis vernalis), простую полынь, с примесью дрока (Genifta tinctoria), для зеленого цвета - листья разнолистного чертополоха (Carduus hete rophyllus). Наиболее распространенным красителем, дававший красный цвет, была марена (Rubiа tinctorum). После сушки ее толкли в ступах или мололи на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме марены, пользовались еще душицей (Origanиm) и собранными весной молодыми листьями яблони; цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после стирки.
Навыки в окрашивании
пряжи в дальнейшем
Основной принадлежностью
старинной чувашской одежды
Наиболее архаичные образцы
женских орнаментированных
Женская рубаха середины 18 века
Особенностью этих рубах
является богатая орнаментация
нагрудной части. Чрезвычайно
мелкая вышивка, исполненная
На плечах и рукавах
этого типа рубахи расположена
вышивка геометрического,
Рубахи хранящиеся в
музеях приобретены в селе
Орауши Вурнарского района
В Ораушах сохранились, по-видимому, экземпляры вышитой одежды, имевшей в прошлом значительное распространение. Это положение подтверждается и свидетельствами стариков, полученными во время экспедиционных работ в других районах Чувашии, где одежда подобного типа уже больше не бытует.
страница 2
Сходство нагрудной вышивки этих рубах по своей технике и архитектонике с образцами орнаментированных свадебных предметов, например, с наволочками на свадебную подушку также говорит об ее архаичности. Весьма возможно, что эти сохранившиеся в коллекциях музея образцы представляют собой остатки одежды, типичной для древнего населения Чувашии.
Некоторые детали орнамента,
сближающие его с вышивкой
дунайских болгар и македонцев,
указывают, по-видимому, на этногенетические
связи чуваш с древними
Едва ли не самый большой интерес в орнаментации чувашской женской рубахи представляет нагрудная вышивка. Она типична для старинных белых вышитых рубах, бытовавших в середине и конце 19 в. у группы низовых чуваш. Форма вышивки многообразна. В основном это - розетки: ромбовидные, звездообразные, в виде креста и др. По характеру орнамента вышивка также неоднородна. Встречается вышивка с геометрическим, животным и растительным орнаментом. Преобладающими цветами являются: красный (разной тональности), синий, желтый, зеленый, черный. Чаще вышивка многоцветна.
Вышивка в виде розеток
является отличительным
Нагрудная вышивка
женской рубахи носит также
название отрезная. Этот термин
связан с тем, что вышивка
зачастую заготовлялась
Нагрудная вышивка замужней
Вышитые розетки с появлением фабричного материала - красного кумача - постепенно заменились разного рода нашивками. Так, на груди рубахи на месте вышивки стала нашиваться ромбовидная фигура из подосок красного кумача. в центре ромба помещалась вышивка стилизованный растительный или животный орнамент. Такой же орнамент повторялся и на верхних нашивках ромба. В тех случаях, когда кумачные нашивки были широкими и в середине ромба оставалось лишь маленькое белое пятнышко, все же в нем, делался миниатюрный узор или, по крайней мере, несколько стежков цветными нитками. Со временем однако вышивка, утратившая свое первоначальное значение естественно, заменилась нашивкой произвольной формы, не имеющей ничего общего со своей исходной розеткой вышивки.
Преобладали нашивки красного
цвета, но на особых рубахах,
которые девушки готовили себе
к свадьбе, в некоторых
Подобное употребление
Расщепление сложного в
Нагрудная вышивка на девичьих
рубахах представляет собой,
У чуваш (верховых), живущих в
северо-западных районах