Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:38, реферат
«Орнамент» – латинское слово, а в переводе на русский язык означает «украшение», «узор», построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры, в зависимости от материала – на бумаге, ткани, дереве, металле, кости; широко применяется в архитектуре и книжной графике. Являясь основой народного искусства, он во многом определяет традиции этноса. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. По ней можно определить и время, и страну, где была создан тот или иной предмет.
На тыльной стороне рубах 18 в., несколько ниже лопаток, расположены темно-красные шерстяные и шелковые нашивки сложного геометрического орнамента. Иногда на этом месте вышивалась розетка. Орнамент ее несколько проще по сравнению с вышивками, но он многоцветен и разнообразен по форме.
В рубахах, датируемых уже 20 в., когда усилился процесс замены вышивки кумачовыми нашивками, наспинная розетка превратилась в ромбовидную фигуру из полосок кумача. Середина ромба и здесь иногда так же заполнялась вышивкой.
Старинная женская рубаха имеет богатую наплечную и нарукавную вышивку. На рубахах 18 в. она покрывала плечо и проходила по верхней линии вдоль всего рукава, составляя как бы единое композиционное целое. В более поздних образцах наблюдается вышивка двух типов: первая - в виде продольной вышитой полосы, отороченной двумя шерстяными или шелковыми нашивками и вторая - в виде овальной розетки в верхней части рукава. Иногда можно встретить и сочетание обоих типов вместе.
Наплечная вышивка на женской
рубахе верховых чуваш
Характеристика орнаментации
Старинная вышивка по подолу
исполнялась многоцветными,
Орнаментация мужской рубахи, по сравнению с женской, у чуваш была менее развитой. Вышивка шла узкой полоской по вороту и краям разреза на груди, на рукавах - у кисти - и по подолу. Старинные мужские рубахи вышивали шерстью. На рубахах конца 19 - начала 20 вв. отдельные части, например, ворот, делались из кумача. Вышивка по вороту иногда сочеталась с шитьем бисером. Кроме цветных шерстяных ниток домашнего прядения, применялся гарус, шелк, бумага.
К числу сравнительно
поздних элементов женской
Непременной принадлежностью женской одежды в прошлом был пояс. Старинные пояса обычно делали длинными (до трех метров длины). Изготовляли их из шерстяной синей домоткани или из холста. Концы вышивались шерстью или разноцветным шелком. Пояс несколько раз обертывали вокруг талии, а затем по бокам спускали вышитые концы. Орнамент был разнообразным, преобладал геометрический. Делались пояса и более короткие, но тип и способ ношения их были такими же. Наряд чувашки дополнялся вышитыми поясными подвесками.
Наряд чувашки дополнялся
вышитыми поясными подвесками, которые
зафиксированы еще
Поясные подвески чувашек
в общих чертах представляют
собой две парные полоски
Кроме этих основных типов, существует значительное количество вариантов поясных подвесок. Орнамент на них также весьма разнообразен. Исполнена вышивка обычно шерстяными и шелковыми нитками. Цветные шелка встречаются даже на образцах, датируемых 18 в. Орнамент распределяется по всему полю «сара». Если «сара» суживается в верхней части, то расположение узора вышивки имеет форму трапеции.
Часто орнамент бывает
расположен ярусами,
Нашивки в виде расположенных поперек и по диагонали лент встречаются уже на ранних образцах (18 – начало 19 веков). Они играют роль разделителей отдельных орнаментальных композиций. В позднее время (в начале 20 века) нашивки стали занимать преобладающее место, а в последствии и совсем вытеснили вышивку. С проникновением в деревню фабричных изделий к «сара» чаще стали пришивать пуговицы, позумент, стеклярус, металлические пронизки, а вместо самодельной бахромы – покупную и даже кружева.
«Сара» был обязательной
принадлежностью женской
К числу обязательных предметов одежды замужней чувашки относиться также головной убор «сурпан», который богато украшался вышивкой. У разных территориальных групп населения Чувашии этот головной убор имел свои особенности, как в отношении размеров, так и орнаментации. Способы его ношения были также различными для разных групп чуваш.
Наиболее длинными и
богато орнаментированными
Орнамент на сурпанах
наиболее часто встречается
Сурпаны украшались не
только вышивкой. Иногда концы
его завершались узорным
На орнаментику сурпанов
не могло не оказать влияния
то обстоятельство, что он был
носим постоянно, даже в
Форма чувашской вышивки
Чуваши верховые и восточной группы в сочетании с сурпаном носили в прошлом «масмак» (начельник). Масмаки были нескольких типов, имеющих своеобразие в орнаментации и размещении узора. Одни из них (у верховых) были узкими; делались они из холщовой ленты, накладывались на темя; обычно вышивались разноцветными нитками (шерстяными и шелковыми) по всему полю; орнамент - мелкий, геометрический в виде ромбов, звезд, крестов, квадратов, розеток и зигзагов, по краю - нашивки. Другую форму представляют старинные масмаки типа налобника, по размеру они более широки. По виду и орнаментации они напоминают башкирские хараусы. Расположение вышивки здеcь трапециевидное.
В южных районах Чувашии
в качестве женского головного
убора в прошлом имела
Обычным головным убором девушки был платок, который позже повсеместно стал переходить к женщине, вытесняя сурпан.
Если в прошлом чуваши богато орнаментировали вышивкой обыденную одежду, то еще богаче и совершеннее была вышивка праздничной и особенно обрядовой одежды. В этом отношении в первую очередь выделяются одежда и предметы, связанные со свадебным ритуалом.
В прошлом считали, что хорошая вышивальщица является и хорошей работницей. Потому девочку уже семи - восьмилетнего возраста учили вышивать. Ко времени своего замужества она должна была заготовить приданое, а также подарки жениху и его родне. Основную часть приданого составляли рубахи. В приданом богатой невесты было до ста рубах. Рубахи должны были быть тщательно вышиты, а поэтому предварительно делали заготовки вышивок, отдельных частей рубахи, чтобы из них по мере надобности можно было сшить рубаху в короткий срок.
На свадьбу дружка являлся в верхней одежде (халат). Это - распашная одежда из белого холста, длинная, цельная, прямая, без застежек. Передние полы на груди украшены каймой вышивки красной, зеленой шелковой и темно -коричневой, темно - синей шерстяной нитями. Орнамент завитки и стилизация листа. Аналогичная вышивка расположена на бортах, на подоле и рукавах кафтана. Кроме вышивки, кафтан орнаментирован нашивками из шелковых лент. В узоре – меандры.
Интересна вышивка на
одежде свахи (кафтан или
Одежда свахи (вид спереди)
Одежда свахи (вид сзади)
Из других свадебных
предметов богато
В течение всего свадебного
обряда невеста находилась под
покрывалом. Снималось оно только
по приезде в дом жениха. Это
покрывало представляло собой
большое прямоугольное
Еще сложнее и богаче была вышивка свадебных платков. Платки жениха входили в число свадебных подарков, которые должна была заготовить невеста. По форме платки эти бывают двух родов. Первый - это четырехугольный кусок холста размером около 30 Х 50 см, вышитый разноцветными шелками и шерстью и обшитым по краю шелковой тесьмой и бахромой. Он прикреплялся к правой руке жениха. Платки второго рода представляют прямоугольник из белого холста, один угол которого загнут и закреплен. Этот платок обычно углом подвешивался жениху на спину.
Вышивка на платках
первого типа обычно
Вышивка в прошлом
исполнялась чувашками почти
без всяких технических
Национальная вышивка.
Самым массовым видом творчества была вышивка (тёрё): ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивкой украшаются у чувашей верхние мужские и женские рубашки, платки, фартуки и т. п, Характерные черты чувашского орнамента — сочетание приглушенных, в основном красного, с вкраплением золотистого, зеленого и синего цветов с тонким чувством ритма. Композиция чувашской вышивки, мотивы и техника исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. В прошлом при вышивании применялось более 30 швов.