История орнамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:38, реферат

Краткое описание

«Орнамент» – латинское слово, а в переводе на русский язык означает «украшение», «узор», построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры, в зависимости от материала – на бумаге, ткани, дереве, металле, кости; широко применяется в архитектуре и книжной графике. Являясь основой народного искусства, он во многом определяет традиции этноса. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. По ней можно определить и время, и страну, где была создан тот или иной предмет.

Вложенные файлы: 1 файл

Орнамент.doc

— 3.03 Мб (Скачать файл)

 

Для верховых чувашей, имеющих более  выраженную генетическую связь с  финно-уграми, характерны строгая гамма  цветов (зеленый, оранжевый, черный; на головных уборах (хушпу и тухья) — розовый, голубой и лиловый), геометрический орнамент из ромбических фигур, применение мелких швов.

 

Рубахи чувашей анат енчи (среднени-зовых) украшались вышивкой по швам и разрезам, по краям подола и рукавов. Орнамент — геометрический, ведущий тон цвета — приглушенно-красный, мареновый в сочетании с зеленым и оранжевым (позже — синим и коричневым).

 

Вышивка чувашей анатри (низовых) отличалась крупными и яркими поли-хромными узорами. Если у верховых чувашей геометрический орнамент небольшой и простой, то у анатри и анат енчи — рисунок крупнее, чаще сочетается с растительными стилизованными узорами.

 

С XIX в., с появлением в чувашских  деревнях фабричных тканей, начинает применяться аппликация для декоративного  оформления костюмов. Чуваши выделялись мастерством художественного тканья поясов с геометрическим орнаментом, тесьмы, витьем шнуров. Особенно искусно украшали они бисером, монетами, мелкими раковинами-ужовками (каури) головные уборы XIX в. —хушпу и тухью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувашская национальная вышивка 

 

Самым массовым видом творчества была вышивка (тёрё): ею занималась буквально  каждая чувашская женщина, девушка. Вышивкой украшаются у чувашей верхние  мужские и женские рубашки, платки, фартуки и т. п, Характерные черты чувашского орнамента — сочетание приглушенных, в основном красного, с вкраплением золотистого, зеленого и синего цветов с тонким чувством ритма.

Композиция чувашской вышивки, мотивы и техника исполнения, имея единую этническую основу, варьируются  у разных этнографических групп. В прошлом при вышивании применялось более 30 швов.

 Для верховых чувашей, имеющих  более выраженную генетическую  связь с финно-уграми, характерны  строгая гамма цветов (зеленый,  оранжевый, черный; на головных  уборах (хушпу и тухья) — розовый, голубой и лиловый), геометрический орнамент из ромбических фигур, применение мелких швов.

 Рубахи чувашей анат енчи (среднени-зовых) украшались вышивкой  по швам и разрезам, по краям  подола и рукавов. Орнамент  — геометрический, ведущий тон  цвета — приглушенно-красный, мареновый в сочетании с зеленым и оранжевым (позже — синим и коричневым).

 Вышивка чувашей анатри (низовых)  отличалась крупными и яркими  поли-хромными узорами. Если у  верховых чувашей геометрический  орнамент небольшой и простой,  то у анатри и анат енчи — рисунок крупнее, чаще сочетается с растительными стилизованными узорами.

 С XIX в., с появлением в чувашских  деревнях фабричных тканей, начинает  применяться аппликация для декоративного  оформления костюмов. Чуваши выделялись  мастерством художественного тканья поясов с геометрическим орнаментом, тесьмы, витьем шнуров. Особенно искусно украшали они бисером, монетами, мелкими раковинами-ужовками (каури) головные уборы XIX в. —хушпу и тухью.

 

                                                                                                                Узор  

Толкование 

 

  

Солнце, гармония, согласие                           

 

  

Были и будем, величие рода                         

 

  

Братство, солидарность                                

 

  

Поступь Неба и Земли                                   

 

  

Око Бога — Турa, Неба, Мира, прозрение      

 

  

Мироздание, единоверие                       

 

  

Оберег от зла, гнева, доброта             

 

  

Согласие, примирение                    

 

  

Честь, отвага, верность            

 

  

Связь неба с Землей

 

  

Движение, эволюция

 

  

Память о прошлом, дума о будущем

 

  

Забота о ближнем

 

  

Жилище, приют, кров родного дома

 

  

Благотоворительность, помощь — НИМЕ

 

  

Трудолюбие, жизнестойкость

 

  

Дети одной матери, потомки единого  рода

 

  

Взаимопонимание

 

  

Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота

 

  

Продолжение рода, крепкая семья

 

  

Дружба, общее дело, доверие

 

  

Национальное самосознание

 

  

Детство, юность

 

  

Семейный очаг, уют

 

  

Верность, единство, любовь

 

  

Поле, зерно, сеятель добра

 

  

Мера длины, развод рук

 

  

Мера грехов и доброты

 

  

Жизненный путь, дорога

 

Узор 

Толкование

 

  

Свет, тепло, очаг, жизнь

 

  

Сплочённость

 

  

Честь, воля, самообладание

 

  

Ладья жизни, чистая совесть, судьба, рок

 

  

Истина, закон, справедливость

 

  

Дерево, место обряда, обращение  к природе

 

  

Состязание, противостояние

 

  

Мир, союз, согласие

 

  

Небосвод, Вселенная

 

  

Покорение вершины, стремление ввысь

 

  

Мысли, знание

 

  

Щит, оберег единства

 

  

Надёжность, рука об руку

 

  

Созидание, помощь

 

  

Духовный взлет, воля

 

  

Обмен, диалог

 

  

Увеличение семьи, рода

 

  

Он и Она, любовь, взаимоуважение

 

  

Близкие, родня, землячество

 

  

Связь с отчим домом, родиной

 

  

Древо рода, жизни, мудрости

 

  

Равенство, понимание

 

  

Сплочённые сородичи

 

  

Друг за друга, семья

 

  

Сила рода, нации

 

  

Межа поля, раздел

 

  

Эпоха, период, течение времени

 

  

Добро и зло, жизнь и смерть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

Обогащать представления  педагогов об особенностях чувашских  узоров (орнаментальность, символичность  образов и цвета, многослойная семаничность линейных образов образов).

Повышать интерес педагогов  к чувашскому национальному узору, устному народному творчеству.

Упражнять молодых специалистов в умении создавать узоры чувашской  вышивке (в рисунке). Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов.

 

Цели урока: познакомить учащихся с чувашским национальным орнаментом; изучить его особенности и элементы; развить внимание, точность, способность комбинировать различные элементы орнамента; воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение и любовь к родному краю.

 

Задачи:

 

Образовательные:

расширить знания учащихся о культуре родного края;

познакомить с основными видами чувашского национального орнамента, его символами и принципами композиционного  построения;

освоить навыки декоративного обобщения  и закрепить навыки работы с гуашью.

 

Развивающая:

развивать познавательный интерес  к произведениям чувашского декоративно-прикладного  искусства;

развивать у учащихся декоративно-орнаментальное творчество и индивидуальность в  создании собственных декоративных композиций по мотивам чувашского прикладного искусства;

развивать эстетическое чувство, умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цветосочетаний, необходимое для  понимания национального искусства.

 

Воспитательная:

прививать любовь и уважение к историческому  и культурному наследию родного края;

воспитывать аккуратность и внимательность в работе при передаче точности линий  в орнаменте;

оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих  сверстников с точки зрения выразительности  декоративной формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История орнамента