История ранней средневековой Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:28, контрольная работа

Краткое описание

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации. Процессы и события того времени до сих пор во многом определяют политическое, экономическое, культурное развитие стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность; складывается городская культура, во многом определявшая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей, закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.
В данной работе рассматривается развитие одной из западноевропейских стран в период раннего средневековья на примере Англии.

Содержание

Введение
1. Общество в Ранний англосаксонский период (V – VIII вв.)
2. Развитие литературы в англосаксонский период
3. Быт и деньги английского общества в ранний период средневековья
4. Христианизация Англии
5. Центральное управление
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

англия.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

      Рыцарская поэзия возникла в европейских странах в среде феодального дворянства, при дворах феодальных сеньоров. Ее родиной был Прованс (юг Франции), достигший уже в XI в. больших успехов в политическом и культурном развитии. Она явилась выражением новой, светской морали, противопоставлявшей себя аскетической религиозной морали. В рыцарской среде сложились определенные нормы куртуазного (изысканного) поведения, согласно которым рыцарь должен был быть бескорыстным и честным, благородным по отношению к слабым и беззащитным, преклоняться перед прекрасной дамой и служить ей так же верно, как вассал служит своему сеньору. Провансальские поэты - трубадуры воспевали возвышенные чувства рыцарей; их поэзия связана с культом служения даме. Создаваемый поэтами идеальный образ рыцаря не соответствовал реальной действительности: в нем было много условного и надуманного. Однако проявившееся в лирике трубадуров стремление передать мир любовных переживаний и чувств явилось плодотворным для последующего развития поэзии.

      Идеалы  феодального общества получили свое отражение и в рыцарском романе. На английском языке первые рыцарские романы появились в XIII в. В конце XIV в. создан наиболее известный английский рыцарский роман "Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь" (Sir Gawain and the Tree Knight). Героями этого поэтического произведения являются рыцари, превыше всего ставящие свою честь и рыцарское достоинство. Таков король Артур и его приближенные, таков и появляющийся однажды при дворе Артура таинственный Зеленый рыцарь.

      Нарушение слова трактуется как недозволенное  и недостойное рыцаря отступление от принятых правил поведения. Основной конфликт повествования связан с нарушением слова сэром Гавейном и его последующим раскаянием. Источником повестей о короле Артуре явились кельтские легенды.

      Полулегендарный персонаж стал героем многих средневековых преданий. Образ короля Артура объединил большой цикл рыцарских романов, трансформируясь и изменяясь в различные исторические эпохи. На основе легенд о короле Артуре созданы романы "Артур" (Arthur), "Артур и Мерлин" (Arthur and Merlin), "Ланселот Озерный" (Lancelot of the Lake) и др. Предания о его подвигах были популярны не только в рыцарской, но и в народной среде. Существовало поверье, что король Артур восстанет из гробницы и вернется на землю.

      C легендами о короле Артуре  и его рыцарях связаны сюжеты многих французских и английских романов. Наряду с рыцарями действуют волшебник Мерлин и фея Моргана. Сказочный элемент придает особую занимательность повествованию. Перекликаясь в сюжетном отношении с французскими рыцарскими романами, английские романы артуровского цикла имеют свои особенности. Французским романам свойственна большая изысканность; тема куртуазной любви занимает в них основное место и разработана с особой тщательностью. В английских вариантах при разработке аналогичных сюжетов сохраняются эпическое и героическое начала, характерные для легенд, послуживших источниками их создания; в гораздо большей степени передано ощущение реальной жизни с ее жестокостью, грубыми нравами, с ее драматизмом.

      Религиозно-реформаторские идеи выдвигаются в трактатах Джона Уиклифа (John Wyclif, 1324-1384). Деятельность Уиклифа и его последователей - лоллардов - была связана с обличением римско-католической церкви. Уиклиф выступал против ряда религиозных догматов, осуждал порочность католического духовенства. Он утверждал право каждого самостоятельно толковать Библию. Его перевод Библии с латинского на английский язык (1382-1384) получил широкое распространение и имел важное значение для развития английского литературного языка. XIV век - эпоха напряженной борьбы различных тенденций в формирующейся национальной литературе Англии.

      Обратившись к жанру средневековой дидактической  аллегории, Уильям в своем "Видении  о Петре Пахаре" выразил настроение народных масс в годы, предшествующие крестьянскому восстанию 1381 г. Английская литература обогащалась и в идейном и в жанровом плане. Крупнейшие писатели XIV в. - Ленгленд, Гауэр, Чосер, - разрабатывают традиционные средневековые сюжеты и насыщают их современным содержанием. Жанровое многообразие английской литературы включало в себя аллегорические дидактические и рыцарские поэмы, баллады и мадригалы, послания и оды, трактаты и проповеди, поэмы-видения и венчающие творчество Чосера "Кентерберийские рассказы", вобравшие в себя все разнообразие жанров того времени. В большей степени, чем в предшествующие столетия, обнаруживаются связи английской литературы с явлениями культурной жизни европейских стран, особенно Франции и Италии. Принципиально важное значение имел процесс утверждения национального английского языка. Если современник Чосера Джон Гауэр был поэтом трехъязычным и творил на французском, латинском и английском языках, то величайшее значение деятельности Чосера заключалось в утверждении единого английского литературного языка, в основу которого был положен лондонский диалект.

      3. Быт и деньги  английского общества  в ранний период  средневековья

      Жили  крестьяне в бревенчатых домах. Прямоугольный двор с хозяйственными постройками и дом были окружены бревенчатым палисадом. Центр дома — холл. В холле—очаг, около которого место хозяйки. Вдоль стен скамьи. Иногда стоял стол, а чаще на время трапезы вносили козлы и на них клали доски; по окончании трапезы их уносили. На небольшом возвышении во главе стола сидел хозяин дома. По бревенчатым стенам было развешано оружие и щиты. Такова была усадьба и эрла, и дружинника, и простого керла. Различие было только в размерах усадьбы, в количестве слуг, чаще всего рабов, в большем или меньшем богатстве утвари и оружия.

      Иначе жило зависимое население кельтского происхождения. Их дома были слеплены из глины, крыты соломой или тростником, не имели окон.

      Одежда— туника, куртка, штаны, плащ. Иногда на изображениях того времени можно  видеть людей и с голыми ногами. Женщины носили длинные рубашку, платье и плащ. Оружие — мечи, копья, лук со стрелами. Изображения одежды и оружия мы находим на рельефах, которыми украшены дошедшие до нас шкатулки, на миниатюрах старинных рукописей, на каменных крестах. Эти огромные каменные кресты, покрытые резьбой и руническими надписями, встречаются на севере и в других районах Англии до сего времени; самые древние датируются VII в.

      Денежное  обращение в Англии ведет свою историю от времен римского владычества. Но в Британии обращалась монета местной  чеканки, похожая на греческую, еще  до завоевания их римлянами, которые ввели здесь свою монету, обращавшуюся и после ухода римлян.

      Во  второй половине V- начале VI века на острове  появляются англы и саксы, основывают несколько королевств. В этот период короли чеканили мелкие серебряные монеты, впоследствии вытесненные денарием франкского образца. Здесь они почти сразу получают название пенни. Денарий господствовал в Англии до XII века, другие монеты вообще не чеканились. В XIII в. английский пенни становится международно признанными.

      Для Англии характерно сосредоточение чеканки в руках королей уже в тот период, когда на территории остальной Европы права эмиссии имели еще многие феодалы. Укрупненная серебряная монета в Англии начала чеканиться после 1279 г., когда это было поручено приглашенному из Франции мастеру. Ему было поручено отчеканить 'большие пенни' весом в 96 тауэрских гранов. Эта четырехпенсовая монета получила название грот (groat).

      Столетняя война отразилась и на судьбе грота. В 1351 году вес его был уменьшен, как и вес пенни. Из фунта серебра  стандартной пробы чеканилось 75 гротов или 300 пенни, между тем как раньше - только 240 пенни.

      Первая  чеканка золотой монеты имеет  место в Англии при Генрихе III в 1257 году. Широкое развитие чеканка  золотой монеты получила к XIV веку. 'Золотое  пенни' по весу составляло два серебряных пенни.

      4. Христианизация Англии

      Важным  элементом раннего англосаксонского общества на рубеже VI – VII вв. делается церковь, возобновившая в тот  период свою миссионерскую деятельность в Британии (в 596 г. из Рима была прислана миссия Августина, с которой началось обращение англосаксов). В период, предшествовавший англосаксонскому завоеванию, христианская церковь Британии имела две ветви: собственно британскую, тесно связанную с Римом, и ирландскую, в значительной мере независимую от Рима и имевшую ряд особенностей. Миссию в Ирландии возглавлял св. Патрик (ум. в 461 г.), миссию в Британии — св. Иллтуд. Патроном Уэльса был св. Давид (520—588). Иллтуд и его ученики основали первый в Британии монастырь и школу в Лланвите в конце V —начале VI в. Ирландская и британская миссии соперничали друг с другом. Посланец ирландской церкви св. Колумбан (521—597), человек королевского рода, основал на северо-западе Британии, на острове Айона, монастырь. Отсюда он начал обращение в христианство пиктов. Из монастыря на острове Айона спустя некоторое время христианство распространилось и в Нортумбрии (625). Король Нортумбрии Освальд (634—642) получил воспитание у ирландских монахов на острове Айона. Когда Освальд вернулся в Нортумбрию, с ним вместе прибыл Айдан, который затем основал монастырь в Линдисфарне. Ирландские и нортумб-рийские монахи вели борьбу с мерсийским королем-язычником Пендой. Пенда одержал победу и убил Освальда, но христианство сохранилось в Нортумбрии. В первой половине VII в. весь север Британии принадлежал к ирландской церкви, более независимой от Рима и более приспособившейся к родовым институтам кельтских, а затем и саксонских королевств.

      Параллельно с этим в Британии ведет работу и римская миссия. Папа Григорий I (590—604) в 595 г. велел купить у англов мальчиков и этих рабов намеревался научить христианской вере и затем отправить в Британию. Но планы Григория изменились, и в 597 г. в Британию был послан св. Августин с братьями монастыря св. Андрея. Римская миссия Августина обосновалась на острове Танет и занялась обращением в христианство короля Этельберта и всего населения Кента. Кентербери стал центром, из которого распространялось влияние римской церкви. Вслед за Кентом были обращены Эссекс, Восточная Англия и Уэссекс. В 664 г. ирландские и римские миссионеры встретились на синоде в Уитби, чтобы ликвидировать имеющиеся расхождения (форма тонзуры, дата пасхи и др.). Эти чисто обрядовые расхождения прикрывали более серьезные разногласия, вытекавшие из своеобразия ирландского христианства. Ирландские монастыри— это группы отшельников, живущих в убогих хижинах. Земли у них было мало, так как земля — собственность рода. Приходской организации в Ирландии не было. Епископы скорее напоминали странствующих проповедников: их власть была неопределенна и держалась в значительной мере на личном моральном авторитете. Римские миссионеры того времени признавали римское право, имели развитую иерархию и систему приходов, знали феодальные отношения.

      Особенно  активен был на соборе римский прелат Уильфред, затем ставший архиепископом Йорка. Северное ирландское духовенство представлял Кутберт, аскет из Линдисфарна. Победило на соборе римское духовенство. В 668 г. из Рима был прислан для организации епископств, приходов и системы постоянного духовенства прелат Теодор.

      Бенедикт Бископ (628—690) основал монастырь в Ярроу, а ученый монах этого монастыря Беда Почтенный (672—735) в свою очередь основал школы в Ярроу и Йорке. Беда Почтенный— первый английский историк, автор «Церковной истории англов»; за свою жизнь он обучил множество монахов и клириков. Ему принадлежат латинские сочинения по теологии, философии, грамматике, арифметике, астрономии, медицине. Беда знал древнегреческий, латынь и цитировал древних авторов. Учитывая то, что он был монахом (проживал в монастыре Ярроу в Нортумбрии), Беду в первую очередь интересовал религиозный аспект истории. Но вместе с тем он сообщает важную информацию, касающуюся политической и придворной жизни того времени. Также им был осуществлен перевод Евангелия на англосаксонский язык.

      Источником имущественного благосостояния церкви стали королевские пожалования, поскольку англосаксонские общинники были не слишком склонны передавать свои земли церкви (последнее связано с тем обстоятельством, что земля у германских племен мыслилась как достояние рода, связанное с личностью владельца и всех его предшественников – соответственно, отчуждение земли вовне, к тому же ж невозвратное, воспринималось как ущерб роду, причем, отнюдь не только в имущественном плане).

      5. Центральное управление

      Центральным элементом англосаксонского государства был король, правящий Божьей милостью и представляющий Бога среди своего народа. В англосаксонский период светская и духовная власть короля были неотделимы друг от друга. Король имел безусловную власть над светским населением и духовенством, ограниченную только обычным правом и каноническими прерогативами папы римского. Все властные полномочия в государстве проистекали от короля, даже эрлы, узурпировавшие в XI веке власть в регионах, являлись лишь должностными лицами короля: их назначение и смещение осуществлялось только королём, а власть была ограничена королевскими шерифами в графствах.

      Хотя  вся полнота власти в англосаксонской  Британии принадлежала королю, эффективное  использование его прерогатив было невозможно без сотрудничества с представителями знати и духовенства. В этой связи чрезвычайно важным государственным институтом был витенагемот — собрание высшего духовенства и военно-служилой знати государства, созываемое королём для обсуждения основных вопросов государственной политики. Теоретически правом и обязанностью участия в этом органе обладали все тэны, эрлы, епископы и аббаты королевства, однако представители отдалённых северных регионов, обычно, не приезжали на заседания витенагемота. На обсуждение могли выноситься любые вопросы (утверждение законов, установление налогов, организация обороны, ведение международных переговоров), однако особое значение витенагемот приобрёл как орган, обладающий правом избрания короля, поскольку строгий династический принцип наследования в англосаксонский период ещё не сложился. Функционирование витенагемота обеспечивало конституционный характер англосаксонской монархии.

      Другие  высшие органы управления в англосаксонский  период находились в начальной стадии формирования: существовали королевские писари, составляющие указы и ведущие делопроизводство, а также, вероятно, лица, ответственные за поступление налогов, однако отдельные государственные органы ещё не сложились. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

Западноевропейское  Средневековье всегда привлекало пристальное внимание ученых, однако до настоящего времени не выработано единой оценки в отношении этого периода. Так, одни историки рассматривают его как время упадка, регресса по сравнению с периодом античности; другие, напротив, полагают, что Средние века явились новой, более высокой ступенью в развитии человеческого общества. Впрочем, все исследователи одинаково сходятся на том, что Средневековье, охватившее более чем тысячелетний отрезок времени, было неоднородным с точки зрения протекавших тогда основных социально-экономических, общественно-политических и культурных процессов. В соответствии с их спецификой выделяются три этапа в Западноевропейском Средневековье. Первый - раннее Средневековье (V - X вв), когда шел процесс складывания основных структур раннефеодального общества. Второй этап - классическое Средневековье (XI - XV вв), время максимального развития средневековых феодальных институтов. Третий этап - позднее Средневековье (XVI - XVII вв) - период, когда в рамках феодального начинает складываться капиталистическое общество.

Информация о работе История ранней средневековой Англии