Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:47, реферат
Сегодняшний мир находится в процессе глубоких и динамичных перемен. Процессы глобализации воздействуют на международные отношения, активизируя их и придавая взаимозависимости государств всеохватывающий, универсальный характер. Ни один регион мира, даже такой мощный как Западная Европа, не могут рассматриваться иначе, как в теснейшей связи с другими регионами и развитием всей мировой политической и экономической обстановки.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки создания Европейского Союза и первые интеграционные акты в Европе…………………………………………………………………………4
Глава 2. Создание Европейского Союза в 1992 году………………………..…6
2.1 Органы ЕС и их компетенция……………………………………………….6
2.2 Перспективы развития ЕС…………………………………………………...9
Глава 3. Европейский союз и Россия…………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Предпосылки создания Европейского Союза
и первые интеграционные акты в Европе………………………………………………………………
Глава 2. Создание Европейского Союза в 1992 году………………………..…6
2.1 Органы ЕС и их компетенция……………………………………………….
2.2 Перспективы развития ЕС…………………………………………………...9
Глава 3. Европейский союз и Россия…………………………………………..16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..22
Введение
Сегодняшний мир находится в процессе глубоких и динамичных перемен. Процессы глобализации воздействуют на международные отношения, активизируя их и придавая взаимозависимости государств всеохватывающий, универсальный характер. Ни один регион мира, даже такой мощный как Западная Европа, не могут рассматриваться иначе, как в теснейшей связи с другими регионами и развитием всей мировой политической и экономической обстановки. Более того, экономика стран Европы и их политическая позиция во многом опираются на взаимоотношения со странами других континентов и зависят от них. К таким странам относится и Россия, которая сама, будучи частью Европы и мостом между Западной Европой и Азией, глубоко заинтересована в интенсивном взаимодействии со всеми европейскими государствами.
История создания Европейского Союза - важнейший этап в взаимодействии государств в международной сфере. Сотрудничество первоначально осуществлялось на религиозной основе и лишь позднее - через союзы европейских государств, которые стали согласовывать свои внешнеполитические действия. Система международных отношений в Европе в современном ее понимании, как действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории и для реализации своих национальных интересов, стала формироваться в начале XVIII века - в период заключения Утрехтского мира между Францией и Испанией, с одной стороны, и коалицией государств во главе с Великобританией с другой.
Мир и порядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.
Глава 1. Предпосылки создания Европейского Союза и первые интеграционные акты в Европе
Первоначально стремление к образованию единой европейской общности объяснялось необходимостью поддержания мира на континенте. Различные механизмы реализации этой идеи предлагались в трактатах Средневековья и Нового Времени. В это время в Европе шел процесс образования национальных государств. Отличительная черта этих трудов - использование теории общественного договора, доказательство пользы федеративного или конфедеративного устройства Европы, разделенной на множество государств. В конце XVIII - начале XIX века европейские идеи были окрашены преимущественно в национальные цвета. Новый подъем национально-освободительной и социальной борьбы положил начало демократической тенденции в развитие европеизма. Далее европейская идея была подхвачена пацифистским движением. Революционно-демократический пафос пацифистского движения сменялся умеренно-либеральными требованиями. Но возникновение германского рейха и рост агрессивного национализма в Европе привели к спаду и постепенному исчезновению пацифистского движения. Первая мировая война привела к тому, что осуществление идей и проектов общеевропейского единства стало невозможным на том этапе исторического развития. После окончания Первой мировой войны европейская идея претерпела возрождение. В 1923 году австрийский граф Куденхове - Калерги опубликовал книгу «Пан - Европа» и написал также «Европейский Манифест», предлагавший демократическим государствам Европы создать механизм обязательного арбитража для предотвращения войн, устранить таможенные барьеры и ввести свободное движение товаров. Это движение набирало силу, и в 1927 году в Вене состоялся первый панъевропейский конгресс, председателем которого был выбран А. Бриан Борко Ю. Европейский Союз: углубление и расширение интеграции. В годы Второй мировой войны европейская идея выражается в общей борьбе прогрессивной Европы против фашизма и универсализма Третьего Рейха. Можно говорить о том, что европейцы осознают свою ответственность за спасение Европы и европейской цивилизации от угрозы гибели и порабощения. Здесь надо особо отметить, что во время Второй мировой войны сама идея нации была во многом дискредитирована. Это произошло по той причине, что гитлеровские планы создания «нового порядка» и «Евроазиатского пространства» основывались на идее превосходства немецкой нации. После Второй мировой войны имело место огромное количество острых дискуссий различных социальных и политических сил вокруг будущего Европы: сталкивались между собой модель традиционной национально государственной коллективной идентичности и новая коллективная идентичность с универсалистскими чертами. Исследователи считают, что именно послевоенный период стал наиболее благоприятным для развития интеграционных процессов в Европе Борко Ю.
Весной 1951 г. был подписан договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1952 г. - договор о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС), не вступивший в силу после провала его ратификации французским парламентом 30 августа 1954 года. С этим связано и прекращение обсуждения проекта договора о создании Европейского политического сообщества. В Риме 27 марта 1957 г. были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРААТОМ), вступившие в силу 1 января 1958 г.
В начальной стадии структурной организации европейского сообщества приняли участие шесть западноевропейских государств - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) был разработан в соответствии с решениями созванной в июне 1950 года в Париже Межправительственной конференции, при участии Франции, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Италии, и подписан 18 апреля 1951 года сроком на 50 лет. После ратификации всеми странами-участницами Договор вступил в силу с 23 июля 1952 года. Основные цели Договора - создание общего рынка угля и стали, модернизация и повышение эффективности производства в угольной и металлургической отраслях, а также улучшение условий труда и решение проблем занятости в этих отраслях. Вместе с тем участники Договора ставили перед собой и более дальние цели - создать предпосылки для широкого и тесного объединения европейских народов, с тем чтобы содействовать их экономическому и социальному прогрессу, а также укрепить мир в Европе. Договор заложил институциональную основу европейской интеграции. Срок его действия истек в 2002 году.
Глава 2. Создание Европейского Союза в 1992 году
2.1 Органы ЕС и их компетенция
Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА).
ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции - создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.
Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название - ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза Шишков Ю.В. Западноевропейская интеграция: современные тенденции развития и противоречия.
Эти проекты конца 1980-х - начала 1990-х годов носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию ЕС положений о социальной политике).
При этом федеративный путь развития получал все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания - его традиционные критики - стали членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств - Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981-1995.
В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.
Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.
Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:
- внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);
- принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит - автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;
- формировании общей внешней и оборонной политики Союза.
Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001.
Компетенция ЕС и основные направления деятельности. Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.
При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):
- «первая опора» - Экономический и валютный союз (ЭВС);
- «вторая опора» - Общая
внешняя политика и политика
безопасности ЕС (ОВПБ), в которой
все больший вес получает
- «третья опора» - сотрудничество
государств-членов в области
Экономический и валютный союз. До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке и исследованиям и т.д.) или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например - в области охраны труда). В 1990-х по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического регулирования.
Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты - евро, регулирующие предельные уровни:
- инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
- процентных ставок по
долгосрочным кредитам, величины
которых не должны превышать
более чем на 2 процентных пункта
соответствующий средний
- дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
- государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
- в течение двух лет
валюта не должна
Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3% исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые наказания в виде штрафа до 0,5% ВВП.
Формирование ЭВС происходило в три этапа и завершилось введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки.
Внутри ЭВС экономический и валютный элементы интеграции органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать при существенно различающихся национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п.