История создания и существования ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:47, реферат

Краткое описание

Сегодняшний мир находится в процессе глубоких и динамичных перемен. Процессы глобализации воздействуют на международные отношения, активизируя их и придавая взаимозависимости государств всеохватывающий, универсальный характер. Ни один регион мира, даже такой мощный как Западная Европа, не могут рассматриваться иначе, как в теснейшей связи с другими регионами и развитием всей мировой политической и экономической обстановки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки создания Европейского Союза и первые интеграционные акты в Европе…………………………………………………………………………4
Глава 2. Создание Европейского Союза в 1992 году………………………..…6
2.1 Органы ЕС и их компетенция……………………………………………….6
2.2 Перспективы развития ЕС…………………………………………………...9
Глава 3. Европейский союз и Россия…………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

История создания и существования ЕС.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

2.2 Перспективы развития ЕС

 

С момента вступления в силу Римских договоров три различных Сообщества - ЕОУС, ЕЭС и Евратом, объединяли одни и те же государства, но функционировали автономно, каждое по своим учредительным документам, определявшим сферу деятельности, цели и методы, а также организационную структуру. Наряду с органами управления, действующими исключительно в рамках соответствующего сообщества, были созданы два института - Парламентская ассамблея и Суд европейских сообществ .

8 апреля 1965 года в Брюсселе  был подписан Договор, учреждающий  единый Совет и единую Комиссию  Европейских сообществ. Этот акт, именуемый обычно Договором о  слиянии, объединил главные институты  трех сообществ в единую систему. Договор вступил в силу 1 июля 1967 года.

Единый Европейский акт (ЕЕА), подписанный двенадцатью государствами-членами в Люксембурге и Гааге в феврале 1986 года, предусматривал создание к декабрю 1992 года единого внутреннего рынка со свободным движением товаров, услуг, капиталов и лиц. ЕЕА внес в учредительные договоры существенные дополнения, особенно в Договор о ЕЭС, включив в задачи этого Сообщества содействие экономическому и социальному сплочению стран-участниц, а также развитие сотрудничества в таких сферах, как наука и технология, окружающая среда, внешняя политика и т.д. Также были внесены значительные изменения в процедуры принятия решений, в том числе расширен круг вопросов, по которым решения принимаются большинством голосов. ЕЕА вступил в силу с 1 июля 1987 года.

О предстоящем расширении ЕС принято говорить, как о процессе, который, наконец, уберет ту идеологическую пропасть, которая разделяла Восток и Запад во время «холодной войны». Новые кандидаты из стран ЦВЕ, а также Мальта и Кипр, станут полноправными членами ЕС, народы которых разделяют те же ценности, что и граждане государств уже входящих в состав ЕС. Им предстоит выполнить серьезные требования, чтобы присоединиться к Союзу, однако это расширение будет способствовать экономическому процветанию как старых, так и новых членов ЕС. Впрочем, интеграционный процесс уже идет. Даже еще не приняв официально новых членов, ЕС уже открыл свои рынки для экспортной продукции стран-кандидатов, которые к тому же пользуются программами финансовой помощи, выделяемой Союзом на цели расширения.

Возникновение и функционирование Европейского Союза нельзя рассматривать вне исторического и международного контекста. Европейская интеграция - это процесс возникновения общего рынка, общих таможенных границ, передача ряда функций, которые ранее целиком принадлежали национальным государствам на надгосударственный уровень, отказ государств-членов ЕС от национальных валют и введение единой для всех валюты, формирование общего законодательного органа (Европарламента), некоторых общих судебных органов и общей правовой базы, создание Европейской комиссии как наднационального органа исполнительной власти, и т.д. Сейчас перед европейскими институтами стоит задача сохранения дееспособности и эффективности в свете «пятой волны» расширения ЕС. Таким образом, при несомненных успехах интеграции в Старом Свете остается немало проблем в том, что касается управления интегрированной экономикой и согласования интересов национальных государств-членов ЕС Стратегия для России: новое освоение Сибири и Дальнего Востока.

В этой связи особый интерес приобретает анализ динамики отношения жителей стран Европы к интеграции своих государств в единый союз. Большая часть населения относится к ЕС позитивно и оптимистически настроена в отношении будущего. Однако часть европейцев полагает, что ЕС, расширившийся до западных границ России и вобравший в себя Турцию, может повторить судьбу СССР и других великих империй, т.е. распасться из-за политических противоречий между странами-участниками, неэффективности наднациональной бюрократической машины, проблем, связанных с европейской идентичностью и накапливающихся внутренних социокультурных и межэтнических напряжений.

Процессы региональной интеграции набирают силу практически во всех частях света. Тем самым мировое развитие заставляет вновь задуматься над такими сложными теоретическими вопросами, как природа капитализма и судьба национальных государств, в том числе России, в процессе формирования глобальной капиталистической экономики; сотрудничество и борьба монополий различных стран за захват и передел рынков; роль политики в процессе формирования региональных экономических блоков и группировок государств, охватывающих различные части современного мира и находящихся в сложных отношениях друг с другом и с его неинтегрированными частями, и т.п.

Отмечается устойчивая связь между экономикой и политикой, проявляющаяся как на уровне национального государства, так и в международных отношениях. Показано, что интернационализация в экономической сфере выступила как историческая предпосылка интеграции, то есть интернационализации не только хозяйственной, но и политической и духовной жизни. Известно, что историческими формами (стадиями) региональной торгово-экономической интеграции являются: преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз государств и полная интеграция. Последовательность вышеприведенных форм торгово-экономической интеграции указывает на усиление взаимосвязи между внешней политикой и экономикой на уровне национального государства, нарастающее от стадии к стадии. Крупный бизнес подталкивает политиков, заставляет расширять контакты между государствами, и поэтому в главе делается вывод, что региональные объединения различного типа возникают в результате политических усилий при наличии определенных экономических, географических и исторических условий.

Проблемы и факторы, оказывающие влияние на успешность функционирования и развития таких региональных объединений, можно проанализировать на примерах столь разных группировок как НАФТА, АСЕАН и ЦАОР. Поскольку на международных экономических форумах звучат непрерывно требования об изменении мирового экономического порядка со стороны развивающихся стран и стран с переходной экономикой, обеспокоенных вопросом справедливого распределения тех преимуществ и привилегий, которые несет с собой глобализация в сфере экономики становится понятным, почему страны Азии, Африки и Латинской Америки считают, что в складывающейся глобальной экономике не должно быть никакого диктата со стороны группы более продвинутых стран, и почему различия в темпах интеграции в мировую экономическую систему используются ТНК и отдельными странами, прежде всего, США, в собственных интересах.

Полная интеграция возникает тогда, когда к экономическим решениям, направленным на установление свободы торговли с целью получения выгод от международной специализации, кооперации и разделения труда, добавляются радикальные политические меры, такие как ликвидация государственных границ и таможенных сборов для предельно свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы внутри объединяющихся государств, создание надгосударственных органов управления, и др. Иначе говоря, полномасштабная интеграция предполагает и экономическую, и политическую интеграцию государств - участниц этого процесса, т.е. образование устойчивого надгосударственного объединения в той или иной форме. Современный Европейский Союз - это единственная из всех ныне существующих группировок государств, возникших в процессе региональной экономической интеграции, которая максимально близко приблизилась к стадии полной интеграции.

В истории Европейского Союза это наиболее обширная и амбициозная программа. С одной стороны это проявление логики внутреннего развития, завершившего создание единого внутреннего рынка и нуждавшегося в новых целях и инструментов интеграционной политики. С другой - ответ на фундаментальные перемены в международной обстановке рубежа 80-90 гг. XX века и открывшие перспективу расширения ЕС на Восток.

Значительно эффективней происходит сотрудничество в сфере внутренней политики и права, т.к. здесь налицо совпадение интересов всех государств - участников. Осуществлены создание единого правового поля, обеспечивающего гражданам стран ЕС свободу передвижения и проживания, профессиональной и другой деятельности, введены европейское гражданство и паспорт, жесткий пограничный режим для граждан третьих стран, противодействие нелегальной миграции и организованной преступности, в том числе в рамках Европола.

Большой прогресс был достигнут в отношениях с соседними регионами. В 90-е годы началось формирование евросредиземноморского сотрудничества, направленного на создание общей зоны свободной торговли с участием расширенного ЕС и 12-ти стран Северной Африки и Ближнего Востока.

На Балканах - стратегия направлена на предотвращение новых этнических конфликтов, достижение стабильности и в долгосрочном плане восстановление экономики и демократических институтов, что может через одно-два десятилетие привести к их вступлению в Союз.

В целом ЕС продвинулся к завершению строительства единой, экономически и политически интегрированной Европы, но до завершения процесса еще очень далеко.

На перспективу усилия ЕС будут направлены на:

настройку регулирующих механизмов,

обеспечение функционирования единого внутреннего рынка и экономического и валютного союза,

институциональную реформу,

принятие стран КВЕ и их интеграцию,

перестройку отношений с США,

создание зон стабильности по всему периметру границ.

Маастрихтский договор впервые зафиксировал идею «интеграции на разных скоростях», предоставив странам - участницам право на «более тесное сотрудничество», если они пожелают продвигаться по пути интеграции быстрее, чем остальные участники ЕС.

Еврозона — валютный союз, объединяющий 17 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Валюта евро в 1999 году была введена в безналичное обращение как параллельная валюта в странах экономического и валютного союза ЕС. В 1999 году 11 из 15 стран Европейского союза удовлетворили маастрихтским критериям и образовали еврозону с официальным запуском евро в безналичное обращение 1 января 1999 года. Греция стала соответствовать этим критериям в 2000 году, и была принята 1 января 2001 года. Реальные монеты и банкноты были введены в обращение 1 января 2002 года. Словения стала соответствовать критериям в 2006 и вошла в еврозону 1 января 2007 года. Кипр и Мальта прошли процедуру согласования в 2007 и вступили в еврозону 1 января 2008 года. Словакия вступила в еврозону 1 января 2009 года, Эстония — 1 января 2011 года. На данный момент в её состав входят 17 стран-членов с более чем 325 миллионами жителей.

Дания и Великобритания получили специальное послабление действующего маастрихтского договора. От обеих стран не требуется в обязательном порядке присоединения к еврозоне до тех пор, пока их правительства не решат этот вопрос: либо голосованием в парламенте, либо проведя референдум.

Швеции фактически было разрешено использовать правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий, хотя это государство и обязано вступить в еврозону. Причиной тому служит отказ шведского общества от вступления в еврозону, выраженный на проведённом в стране референдуме, к результатам которого Комиссия относится толерантно. Однако, Комиссией было заявлено, что она не потерпит подобного курса от будущих членов евросоюза.

Официальные лица Польши неоднократно корректировали дату вступления своей страны в еврозону, заявляя о намерении присоединиться к евро сначала в январе 2012 года, затем в 2014, 2015 и 2016 годах. При этом в 2011 году министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, говоря о сроках вступления, указывал, что участие в блоке должно быть выгодно для самой Польши.

В октябре 2012 года председатель Центрального банка Польши Марек Белка заявил, что до какого-либо окончания долгового кризиса Польша никуда вступать не будет, отказался говорить о возможных датах вступления и заявил, что создание евро «было ошибкой».

Как сообщил Интерфакс Украины без ссылки на официальный источник, остальные страны будут входить в еврозону не ранее 2014 года. Чехия планирует вступить в еврозону позже всех — после 2015 года, возможно даже в 2019 году.

До того, как страна сможет вступить в еврозону, она должна как минимум два года проработать в составе европейского механизма установления обменных курсов. На 1 января 2008 года пять Национальных Центральных Банков участвуют в таком механизме. Валюты остальных стран будут участвовать в этом механизме после того, как станут удовлетворять необходимым критериям.

С 1 января 2014 года Андорраи Латвия официально вступают в еврозону.

 

Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран — долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников.

Развитие европейского долгового кризиса стало возможным из-за одновременного воздействия ряда сложных факторов, среди которых: глобализация финансового рынка; лёгкость доступа к кредитам в 2002–2008 гг., которая привела к выдаче значительного количества кредитов с высоким уровнем риска; мировой финансовый кризис 2007–2012 г.; дефицит торговых балансов ряда стран; впоследствии лопнувшие пузыри на рынках недвижимости; низкие темпы экономического роста с 2008 г. по настоящее время; провал мер налогово-бюджетной политики, направленных на регулирование величины государственных доходов и расходов; широкое распространение практики оказания государственной экстренной финансовой помощи банковским отраслям и частным держателям облигаций, выкуп долгов или перенос убытков частного сектора на налогоплательщиков.

9 мая 2010 г. представители 27 стран-членов  ЕС заключили соглашение о  создании Европейского фонда  финансовой стабильности (ЕФФС) с  целью обеспечения финансовой  стабильности в Европе путём  предоставления финансовой помощи  странам еврозоны, испытывающим экономические затруднения. Фонд обладает полномочиями по выпуску облигаций или других видов долговых обязательств для привлечения средств, необходимых для предоставления кредитов, проведения рекапитализации банков или покупки государственных облигаций. Контроль и координация деятельности фонда осуществляется Немецким финансовым агентством нем.

Информация о работе История создания и существования ЕС