Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:47, реферат
Сегодняшний мир находится в процессе глубоких и динамичных перемен. Процессы глобализации воздействуют на международные отношения, активизируя их и придавая взаимозависимости государств всеохватывающий, универсальный характер. Ни один регион мира, даже такой мощный как Западная Европа, не могут рассматриваться иначе, как в теснейшей связи с другими регионами и развитием всей мировой политической и экономической обстановки.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки создания Европейского Союза и первые интеграционные акты в Европе…………………………………………………………………………4
Глава 2. Создание Европейского Союза в 1992 году………………………..…6
2.1 Органы ЕС и их компетенция……………………………………………….6
2.2 Перспективы развития ЕС…………………………………………………...9
Глава 3. Европейский союз и Россия…………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………
2.2 Перспективы развития ЕС
С момента вступления в силу Римских договоров три различных Сообщества - ЕОУС, ЕЭС и Евратом, объединяли одни и те же государства, но функционировали автономно, каждое по своим учредительным документам, определявшим сферу деятельности, цели и методы, а также организационную структуру. Наряду с органами управления, действующими исключительно в рамках соответствующего сообщества, были созданы два института - Парламентская ассамблея и Суд европейских сообществ .
8 апреля 1965 года в Брюсселе
был подписан Договор, учреждающий
единый Совет и единую
Единый Европейский акт (ЕЕА), подписанный двенадцатью государствами-членами в Люксембурге и Гааге в феврале 1986 года, предусматривал создание к декабрю 1992 года единого внутреннего рынка со свободным движением товаров, услуг, капиталов и лиц. ЕЕА внес в учредительные договоры существенные дополнения, особенно в Договор о ЕЭС, включив в задачи этого Сообщества содействие экономическому и социальному сплочению стран-участниц, а также развитие сотрудничества в таких сферах, как наука и технология, окружающая среда, внешняя политика и т.д. Также были внесены значительные изменения в процедуры принятия решений, в том числе расширен круг вопросов, по которым решения принимаются большинством голосов. ЕЕА вступил в силу с 1 июля 1987 года.
О предстоящем расширении ЕС принято говорить, как о процессе, который, наконец, уберет ту идеологическую пропасть, которая разделяла Восток и Запад во время «холодной войны». Новые кандидаты из стран ЦВЕ, а также Мальта и Кипр, станут полноправными членами ЕС, народы которых разделяют те же ценности, что и граждане государств уже входящих в состав ЕС. Им предстоит выполнить серьезные требования, чтобы присоединиться к Союзу, однако это расширение будет способствовать экономическому процветанию как старых, так и новых членов ЕС. Впрочем, интеграционный процесс уже идет. Даже еще не приняв официально новых членов, ЕС уже открыл свои рынки для экспортной продукции стран-кандидатов, которые к тому же пользуются программами финансовой помощи, выделяемой Союзом на цели расширения.
Возникновение и функционирование Европейского Союза нельзя рассматривать вне исторического и международного контекста. Европейская интеграция - это процесс возникновения общего рынка, общих таможенных границ, передача ряда функций, которые ранее целиком принадлежали национальным государствам на надгосударственный уровень, отказ государств-членов ЕС от национальных валют и введение единой для всех валюты, формирование общего законодательного органа (Европарламента), некоторых общих судебных органов и общей правовой базы, создание Европейской комиссии как наднационального органа исполнительной власти, и т.д. Сейчас перед европейскими институтами стоит задача сохранения дееспособности и эффективности в свете «пятой волны» расширения ЕС. Таким образом, при несомненных успехах интеграции в Старом Свете остается немало проблем в том, что касается управления интегрированной экономикой и согласования интересов национальных государств-членов ЕС Стратегия для России: новое освоение Сибири и Дальнего Востока.
В этой связи особый интерес приобретает анализ динамики отношения жителей стран Европы к интеграции своих государств в единый союз. Большая часть населения относится к ЕС позитивно и оптимистически настроена в отношении будущего. Однако часть европейцев полагает, что ЕС, расширившийся до западных границ России и вобравший в себя Турцию, может повторить судьбу СССР и других великих империй, т.е. распасться из-за политических противоречий между странами-участниками, неэффективности наднациональной бюрократической машины, проблем, связанных с европейской идентичностью и накапливающихся внутренних социокультурных и межэтнических напряжений.
Процессы региональной интеграции набирают силу практически во всех частях света. Тем самым мировое развитие заставляет вновь задуматься над такими сложными теоретическими вопросами, как природа капитализма и судьба национальных государств, в том числе России, в процессе формирования глобальной капиталистической экономики; сотрудничество и борьба монополий различных стран за захват и передел рынков; роль политики в процессе формирования региональных экономических блоков и группировок государств, охватывающих различные части современного мира и находящихся в сложных отношениях друг с другом и с его неинтегрированными частями, и т.п.
Отмечается устойчивая связь между экономикой и политикой, проявляющаяся как на уровне национального государства, так и в международных отношениях. Показано, что интернационализация в экономической сфере выступила как историческая предпосылка интеграции, то есть интернационализации не только хозяйственной, но и политической и духовной жизни. Известно, что историческими формами (стадиями) региональной торгово-экономической интеграции являются: преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз государств и полная интеграция. Последовательность вышеприведенных форм торгово-экономической интеграции указывает на усиление взаимосвязи между внешней политикой и экономикой на уровне национального государства, нарастающее от стадии к стадии. Крупный бизнес подталкивает политиков, заставляет расширять контакты между государствами, и поэтому в главе делается вывод, что региональные объединения различного типа возникают в результате политических усилий при наличии определенных экономических, географических и исторических условий.
Проблемы и факторы, оказывающие влияние на успешность функционирования и развития таких региональных объединений, можно проанализировать на примерах столь разных группировок как НАФТА, АСЕАН и ЦАОР. Поскольку на международных экономических форумах звучат непрерывно требования об изменении мирового экономического порядка со стороны развивающихся стран и стран с переходной экономикой, обеспокоенных вопросом справедливого распределения тех преимуществ и привилегий, которые несет с собой глобализация в сфере экономики становится понятным, почему страны Азии, Африки и Латинской Америки считают, что в складывающейся глобальной экономике не должно быть никакого диктата со стороны группы более продвинутых стран, и почему различия в темпах интеграции в мировую экономическую систему используются ТНК и отдельными странами, прежде всего, США, в собственных интересах.
Полная интеграция возникает тогда, когда к экономическим решениям, направленным на установление свободы торговли с целью получения выгод от международной специализации, кооперации и разделения труда, добавляются радикальные политические меры, такие как ликвидация государственных границ и таможенных сборов для предельно свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы внутри объединяющихся государств, создание надгосударственных органов управления, и др. Иначе говоря, полномасштабная интеграция предполагает и экономическую, и политическую интеграцию государств - участниц этого процесса, т.е. образование устойчивого надгосударственного объединения в той или иной форме. Современный Европейский Союз - это единственная из всех ныне существующих группировок государств, возникших в процессе региональной экономической интеграции, которая максимально близко приблизилась к стадии полной интеграции.
В истории Европейского Союза это наиболее обширная и амбициозная программа. С одной стороны это проявление логики внутреннего развития, завершившего создание единого внутреннего рынка и нуждавшегося в новых целях и инструментов интеграционной политики. С другой - ответ на фундаментальные перемены в международной обстановке рубежа 80-90 гг. XX века и открывшие перспективу расширения ЕС на Восток.
Значительно эффективней происходит сотрудничество в сфере внутренней политики и права, т.к. здесь налицо совпадение интересов всех государств - участников. Осуществлены создание единого правового поля, обеспечивающего гражданам стран ЕС свободу передвижения и проживания, профессиональной и другой деятельности, введены европейское гражданство и паспорт, жесткий пограничный режим для граждан третьих стран, противодействие нелегальной миграции и организованной преступности, в том числе в рамках Европола.
Большой прогресс был достигнут в отношениях с соседними регионами. В 90-е годы началось формирование евросредиземноморского сотрудничества, направленного на создание общей зоны свободной торговли с участием расширенного ЕС и 12-ти стран Северной Африки и Ближнего Востока.
На Балканах - стратегия направлена на предотвращение новых этнических конфликтов, достижение стабильности и в долгосрочном плане восстановление экономики и демократических институтов, что может через одно-два десятилетие привести к их вступлению в Союз.
В целом ЕС продвинулся к завершению строительства единой, экономически и политически интегрированной Европы, но до завершения процесса еще очень далеко.
На перспективу усилия ЕС будут направлены на:
настройку регулирующих механизмов,
обеспечение функционирования единого внутреннего рынка и экономического и валютного союза,
институциональную реформу,
принятие стран КВЕ и их интеграцию,
перестройку отношений с США,
создание зон стабильности по всему периметру границ.
Маастрихтский договор впервые зафиксировал идею «интеграции на разных скоростях», предоставив странам - участницам право на «более тесное сотрудничество», если они пожелают продвигаться по пути интеграции быстрее, чем остальные участники ЕС.
Еврозона — валютный союз, объединяющий 17 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.
Валюта евро в 1999 году была введена в безналичное обращение как параллельная валюта в странах экономического и валютного союза ЕС. В 1999 году 11 из 15 стран Европейского союза удовлетворили маастрихтским критериям и образовали еврозону с официальным запуском евро в безналичное обращение 1 января 1999 года. Греция стала соответствовать этим критериям в 2000 году, и была принята 1 января 2001 года. Реальные монеты и банкноты были введены в обращение 1 января 2002 года. Словения стала соответствовать критериям в 2006 и вошла в еврозону 1 января 2007 года. Кипр и Мальта прошли процедуру согласования в 2007 и вступили в еврозону 1 января 2008 года. Словакия вступила в еврозону 1 января 2009 года, Эстония — 1 января 2011 года. На данный момент в её состав входят 17 стран-членов с более чем 325 миллионами жителей.
Дания и Великобритания получили специальное послабление действующего маастрихтского договора. От обеих стран не требуется в обязательном порядке присоединения к еврозоне до тех пор, пока их правительства не решат этот вопрос: либо голосованием в парламенте, либо проведя референдум.
Швеции фактически было разрешено использовать правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий, хотя это государство и обязано вступить в еврозону. Причиной тому служит отказ шведского общества от вступления в еврозону, выраженный на проведённом в стране референдуме, к результатам которого Комиссия относится толерантно. Однако, Комиссией было заявлено, что она не потерпит подобного курса от будущих членов евросоюза.
Официальные лица Польши неоднократно корректировали дату вступления своей страны в еврозону, заявляя о намерении присоединиться к евро сначала в январе 2012 года, затем в 2014, 2015 и 2016 годах. При этом в 2011 году министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, говоря о сроках вступления, указывал, что участие в блоке должно быть выгодно для самой Польши.
В октябре 2012 года председатель Центрального банка Польши Марек Белка заявил, что до какого-либо окончания долгового кризиса Польша никуда вступать не будет, отказался говорить о возможных датах вступления и заявил, что создание евро «было ошибкой».
Как сообщил Интерфакс Украины без ссылки на официальный источник, остальные страны будут входить в еврозону не ранее 2014 года. Чехия планирует вступить в еврозону позже всех — после 2015 года, возможно даже в 2019 году.
До того, как страна сможет вступить в еврозону, она должна как минимум два года проработать в составе европейского механизма установления обменных курсов. На 1 января 2008 года пять Национальных Центральных Банков участвуют в таком механизме. Валюты остальных стран будут участвовать в этом механизме после того, как станут удовлетворять необходимым критериям.
С 1 января 2014 года Андорраи Латвия официально вступают в еврозону.
Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран — долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников.
Развитие европейского долгового кризиса стало возможным из-за одновременного воздействия ряда сложных факторов, среди которых: глобализация финансового рынка; лёгкость доступа к кредитам в 2002–2008 гг., которая привела к выдаче значительного количества кредитов с высоким уровнем риска; мировой финансовый кризис 2007–2012 г.; дефицит торговых балансов ряда стран; впоследствии лопнувшие пузыри на рынках недвижимости; низкие темпы экономического роста с 2008 г. по настоящее время; провал мер налогово-бюджетной политики, направленных на регулирование величины государственных доходов и расходов; широкое распространение практики оказания государственной экстренной финансовой помощи банковским отраслям и частным держателям облигаций, выкуп долгов или перенос убытков частного сектора на налогоплательщиков.
9 мая 2010 г. представители 27 стран-членов
ЕС заключили соглашение о
создании Европейского фонда
финансовой стабильности (ЕФФС) с
целью обеспечения финансовой
стабильности в Европе путём
предоставления финансовой