Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:47, реферат
Сегодняшний мир находится в процессе глубоких и динамичных перемен. Процессы глобализации воздействуют на международные отношения, активизируя их и придавая взаимозависимости государств всеохватывающий, универсальный характер. Ни один регион мира, даже такой мощный как Западная Европа, не могут рассматриваться иначе, как в теснейшей связи с другими регионами и развитием всей мировой политической и экономической обстановки.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки создания Европейского Союза и первые интеграционные акты в Европе…………………………………………………………………………4
Глава 2. Создание Европейского Союза в 1992 году………………………..…6
2.1 Органы ЕС и их компетенция……………………………………………….6
2.2 Перспективы развития ЕС…………………………………………………...9
Глава 3. Европейский союз и Россия…………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………
После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.
Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.
1 января 2007 года состоялось
очередное расширение
17 декабря 2005 года официальный
статус кандидата на
21 февраля 2005 года Европейский
союз подписал план действий
с Украиной. Вероятно, это стало
результатом того, что к власти
на Украине пришли силы, внешнеполитическая
стратегия которых направлена
на вступление в Евросоюз. В
то же время, по мнению руководства
ЕС, о полноправном членстве
Глава 3. Европейский союз и Россия
Европейское сообщество и Советский Союз сосуществовали свыше 40 лет. Более 37 лет между ними не было официальных отношений. Они были установлены лишь в 1988 году, за три года до распада СССР.
Отрицательное отношение советского руководства к европейской интеграции определялось логикой и климатом «холодной войны». Любые действия западных стран с целью консолидации воспринимались как стремление Запада, мирового империализма укрепить свои позиции в борьбе против СССР, стран социализма и национально-освободительного движения. Это в равной степени относилось и к блоку стран Европы, возникшему на границе с социалистическим лагерем, с Организацией Варшавского Договора и Советом экономической взаимопомощи. Кроме политических мотивов, безусловно, играющих решающую роль, негативная оценка Европейского сообщества базировалась на известной теории общего кризиса капитализма и односторонней трактовке причин и природы экономической интеграции в Западной Европе.
Правопреемником СССР в отношениях с ЕС стала Российская Федерация. Европейское сообщество заявило о признании Российской Федерации и других независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992 года в Москве состоялась первая встреча Россия-ЕС на высшем уровне. Главным ее результатом стала договоренность о подготовке нового соглашения между Европейским Союзом и Россией. 24 июня 1994 года было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ сроком действия 10 лет. Основу данного Соглашения охватывает четыре важнейшие сферы взаимоотношений6 политику, экономику, социальную сферу и культуру.
В целом соответствующие разделы Соглашения проникнуты идеей постепенной либерализации условий, предоставляемых сторонами друг для друга. Соглашение создало основу для долговременного и стабильного сотрудничества между РФ и ЕС. Безусловно, Соглашение имеет и определенные недостатки, в частности, необходимость учета экономических интересов России в связи с расширением Европейского Союза.
Сотрудничество России и Европейского Союза является мировоззренческим выбором нашей страны, однако это не подразумевает членство РФ в ЕС. Как евразийская мировая держава Россия осуществляет международное сотрудничество со всеми заинтересованными странами и регионами мира, в том числе и с Европой.
В своих отношениях Россия и ЕС руководствуются принципами прагматизма, что определяет сходство и различия их позиций.
Торгово-экономические сотрудничество РФ и ЕС развивается в настоящее время на достаточно либеральной политической базе, а наиболее крупными инициативами сторон в торгово-экономической сфере следует признать энергодиалог и разработку концепции Общеевропейского экономического пространства.
Одной из возможных перспектив сотрудничества между Россией и ЕС могло бы стать сотрудничество в области науки и техники. Обе стороны отстают сегодня от темпов мирового научно-технического прогресса и вряд ли смогут преодолеть отставание поодиночке. Второй, и не менее важной стороной сотрудничества России и ЕС является проблема борьбы с международной преступностью и обеспечение европейской безопасности.
Традиционное восприятие безопасности, которое осталось нам в наследство от холодной войны», безусловно, утратило свое значение. Угрозой европейской безопасности в настоящее время является не противостояние военных блоков и стран, не вероятность войны между ними, не гонка вооружений, а новые внешние угрозы. В первую очередь это угроза «супертерроризма», который можно охарактеризовать как международный терроризм и оружие массового уничтожения.
Борьба с международным терроризмом ставит задачу тесного взаимодействия России и ЕС. Одним из фундаментальных принципов антитеррористической стратегии России и ЕС является защита гражданских свобод и прав человека в кризисных ситуациях.
Россия и Европейский Союз не готовы сегодня к реальному сотрудничеству в противодействии «супертерроризма» и другим угрозам. Миссия ЕС лишь формально привязана к борьбе с мировым терроризмом и обеспечению безопасности. Европейская политика в сфере безопасности и обороны в настоящее время декларативна и формальна. К сожалению в этой сфере не проработаны критерии оценки угроз, механизмы и способы принятия решений.
Наиболее серьезным нетрадиционным вызовом безопасности в Европе является наличие крупных экологических проблем, проблем энергетики, в том числе атомной. Данные проблемы нашли отражение в Соглашениях о партнерстве и сотрудничестве (1997) и Коллективной стратегии ЕС в отношении России, принятой Европейским Советом в июне 1999 года. Позитивными примерами европейского сотрудничества в этой сфере является рамочное соглашение по Международной программе в сфере защиты окружающей среды в ядерной энергетике (MNEPR), подписанное в Стокгольме 21 мая 2003 года, реализация Международной программы «Повестка дня Балтика-21» и Общеевропейскую программу «Экологическое партнерство Северного измерения», которые объединяют 21 государство Европы, Европейскую Комиссию, межправительственные организации и международные финансовые институты.
Европейский Союз, уделяющий первоочередное внимание экологическим вопросам, рассчитывает на более позитивную реакцию России, которая, безусловно, сама в первую очередь заинтересована в решении накопившихся на ее территории экологических проблем. Сближение в понимании имеющихся в Европе экологических и энергетических проблем, становится важным шагом дальнейшего сотрудничества России и ЕС.
Исторически на протяжении многих веков европейское направление внешней политики у России было приоритетным. С Западной Европой у нас традиционно развивались наиболее полнокровные политические, торговые и культурные отношения. Оттуда же к нам не раз приходили тяжелые войны, требовавшие от народов России высшего напряжения сил, чтобы отстоять свободу и независимость страны.
Россия твердо настаивает на формировании многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов. Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов.
Россия активно добивается упрочения механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь через посредство ООН и её Совета Безопасности. Она твердо стоит за сохранение глобальной и региональной стабильности и урегулирование международных конфликтов дипломатическими и иными средствами, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам.
Как великая держава Россия последовательно настаивает на своем полноправном участии в глобальных и региональных политических и экономических структурах.
В своем регионе Россия в порядке особого приоритета развивает отношения с государствами - участниками Содружества Независимых Государств согласно принципам международного права, и содействует отвечающим её интересам интеграционным процессам в рамках СНГ. Эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками СНГ является одним из важнейших стратегических направлений в обеспечении военной безопасности России.
В международной военной проблематике Россия добивается прогресса в контроле над ядерными вооружениями, поддержании стратегической стабильности в мире и сокращении и ликвидации оружия массового уничтожения, а также обычных вооружений на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере. Она придает значение выполнению государствами взаимных обязательств по укреплению доверия и стабильности, международному контролю за экспортом товаров и технологий, за оказанием услуг военного и двойного назначения.
Россия готова обсуждать с другими странами адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработку новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности.
Разумеется, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи, способной осуществить сдерживание и предотвращение агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников. На сегодняшний день Российская Федерация обладает ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любой обстановке.
Интересы национальной безопасности предопределяют при некоторых обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира, размещение в них на договорной основе, а также на принципах партнерства воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота). Это бывает нужным для устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и для того, чтобы дать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии. Доктрина безопасности Российской Федерации рассматривает возможность применения военной силы, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными.
Российская Федерация видит в ЕС одного из своих важнейших политических и экономических партнеров и будет стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний.
Характер отношений с ЕС определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г., которое еще не заработало в полную силу. Конкретные проблемы, прежде всего проблема адекватного учета интересов российской стороны в процессе расширения и реформирования ЕС, будут решаться на основе одобренной в 1999 году Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом. Предметом особого внимания должно стать формирующееся военно-политическое измерение ЕС.
Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России.
Россия учитывает позиции стран Западной и Центральной Европы в связи с ситуацией на Балканах и действиями США в Ираке.
В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.
Россия за то, чтобы повернуть отношения с Литвой, Латвией и Эстонией в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного населения.
Заключение
В декабре 1991 года в Маастрихте руководители 12 стран Европейского сообщества подписали Договор о Европейском Союзе, в котором была определена новая стратегия углубления и расширения европейской интеграции.
В отличие от предыдущих этапов развития ЕС, когда политическая интеграция определялась необходимостью решения экономических задач, настоящее время характеризуется самостоятельным и приоритетным значением политического фактора.
Развивающиеся в Западной Европе на протяжении уже более пяти десятилетий интеграционные процессы идут не только вглубь, затрагивая все новые сферы экономической, социальной внешне- и внутриполитической и военной деятельности, но и вширь, втягивая в свою новую орбиту страны Центральной и Восточной Европы.