Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:34, реферат
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.
История становления
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.
Князь Владимир вводя христианство
на Руси, глубоко проникся его положениями,
обращенными к душе человека. Эти
положения призывали людей
Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство1.
Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости2.
Царь Иван IV (Грозный) предпринял
ряд мер, направленных на узаконивание
благотворительности в рамках государственной
политики. Были изданы специальные
законы, направленные на оказание помощи
нуждающимся. В короткое время был
создан ряд благотворительных
В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам3.
Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.
Много внимания строительству
больниц, богаделен, разного рода приютов
уделял великий реформатор России Петр
I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку
от Великого Новгорода учредил приют
для незаконнорожденных детей. Петр
одобрил это начинание и
Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин[4].
Продолжила традиции благотворительности
и много сделала для их расширения
и укрепления супруга Павла I императрица
Мария Федоровна. В ноябре 1796 года
она встала во главе Воспитательное
общество благородных девиц - так
в стране появилась одна из крупнейших
филантропических организаций дореволюционной
России, вошедшая в историю под
названием «Учреждения
Отличительной чертой благотворительности
в допетровской Руси было то, что
она состояла главным образом
в раздаче еды и одежды (деньги
раздавались реже), строительстве
жилья и оказании бесплатной медицинской
помощи. Такая форма
XIX век стал переломным
в развитии
В 1828 году почетный попечитель граф Шереметев построил дом с больницей для нуждающихся (сегодня - Институт скорой помощи им. Склифосовского). 16 мая 1802 года император учредил «Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут». Из личных средств императора обществу было выделено 24 тысячи рублей. Впоследствии сумма была увеличена до 40 тысяч. Крупные пожертвования постоянно делали не только члены императорской фамилии5.
В августе 1814 года общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее более 100 лет. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России.
В царствование Александра I в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых. Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия.
Радикальные общественные реформы
60-х годов, осуществленные во время
правления Александра II, стали благоприятной
почвой для развития меценатства
и благотворительности. Едва ли не ежедневно
в России возникали новые
В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год)
Государство в условиях реформ
стремилось усилить свое присутствие
на всех уровнях общественно-
К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты7.
Набирала силу частная
благотворительность, причем на благотворительность
жертвовали не, только состоятельные
люди. Очень популярны были «кружечные»
сборы: железные кружки висели на стенах
приютов, магазинов – туда бросали
милостыню. «Конкуренцию» частной
благотворительности составляла благотворительность
приходская: церковно-приходские попечительства
к концу XIX века имелись практически
в каждом российском городе. С успехом
функционировали и
К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей9. В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Их фамилии навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.
В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений.
1 Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 344 с.
2 Теория социальной работы. Под ред. Е. И. Холостовой. 1994.
3 Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.
4 Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 344 с.
5 Фирсов М.Н. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
6 Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996.
7 Исторический очерк социальной работы в России / Под ред. Л. В. Бадя. М., 1994.
8 Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с. - (Высшее образование).
9 Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты/ Л.Я. Лавриненко/ / Образование и общество.- 2004.- №1.- с. 86-98.
Информация о работе История становления благотворительности в России