Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:10, контрольная работа
1. Становление государственности и государственного управления на Руси. Власть и управление в Киевской Руси
2. Политический распад Руси и государственное управление в русских землях в период раздробленности. Особенности управления русскими землями в период монголо – татарского ига
3. Центральное и местное управление в едином Московском государстве в конце ХV – середине ХVI в.
4. Изменения в системе центрального и местного управления в ХVII в.
5. Реформы государственного управления в первой четверти ХVIII в. и судьба петровских преобразований в сфере центрального и местного управления во второй четверти – второй половине ХVIII в.
Это в свою очередь повлияло на характер отношений внутри господствующего класса русского общества. Князья-вассалы, обязанные в новых условиях беспрекословно выполнять волю хана, уже не могли примириться с независимостью старшей дружины, ее былыми правами. Отношения вассалитета в северо-восточной Руси постепенно заменялись отношениями подданства. При Иване III уже существовала стандартная формула обращения феодалов к своему сюзерену: «Яз холоп твой», немыслимая в среде господствующего класса Западной Европы. Таким образом, монголо-татарское иго прервало естественный процесс развития вассалитета на Руси, процесс создания правовой системы, при которой господствующий класс получал гарантии своих прав и привилегий. А поскольку в обществе все взаимосвязано и раб не может управлять свободными или хотя бы полусвободными людьми, отношение господства и холопского подчинения последовательно распространялись на все этажи социального здания.
Подобным же образом ордынское иго сыграло роковую роль и в развитии русских городов. Домонгольские города обладали своими правами и вольностями и в перспективе должны были завоевать еще большую свободу. В период монгольского господства ордынцы периодически разрушали русские города, иные по несколько раз. В этих условиях естественной оказывалась консолидация князей и горожан, а не противоборство между ними. Роль и значение князя в условиях постоянной внешней опасности неизмеримо возрастали, что влекло за собой подавление городских вольностей.
Наконец, необходимость борьбы за национальное выживание, стремление народа во что бы то ни стало сбросить ненавистное иноземное иго во многом обусловило форсированную централизацию Русского государства, при которой в обществе уже не было места независимости и свободе. Деспотизм надолго стал нормой государственного бытия России.
3. Центральное и местное управление в едином Московском
государстве в конце ХV – середине ХVI в.
В середине XVI в. начали свою деятельность земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения. Земские соборы эпизодически созывались царем для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики и представляли собой совещательный орган. За XVI-XVII вв. имеются сведения о 57 земских соборах.
Состав земских соборов был в основном устойчивым: в него входили Боярская дума. Освященный собор, а также представители сословий - поместного служилого дворянства и посадских (городских) верхов. С развитием новых органов исполнительной власти - приказов - их представители также входили в состав земских соборов.
Обсуждение вопросов происходило по отдельности - у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, купцов. Каждая из этих групп высказывала свое суждение по рассматриваемому вопросу.
Первые земские соборы появились в начале царствования Ивана Грозного. В конце 40-х - начале 50-х гг. XVI в. в Москве состоялось четыре расширенных совещания Боярской думы, Освященного собора и высших разрядов светских землевладельцев. Обсуждались реформы, предложенные «Избранной радой» и новый «Царский судебник» - свод законов, заменивший собой «Судебник» Ивана III 1497 г.
Земский собор 1566 г. был созван в годы Ливонской войны и высказался за ее продолжение. Земский собор 1598 г. собрался после смерти царя Федора Ивановича, сына Грозного. Он не оставил наследника, и ввиду пресечения династии Рюриковичей по предложению патриарха собравшиеся избрали на царство Бориса Годунова.
Магистральной линией эволюции аппарата управления со времен Ивана Калиты стало зарождение и развитие слоя профессиональных чиновников - дьяков. Первые княжеские дьяки-писцы мало чем отличались от рядовых холопов. Роль их несколько повысилась, когда при Дмитрии Донском стала зарождаться правительственная документация, хотя дьяки тогда играли только техническую роль при боярах-управленцах. Со временем великий князь стал управлять с помощью письменных распоряжений, которые проходили через дьяков. Появилась великокняжеская канцелярия, которая превратилась в фактический центр административной власти, где дьяки уже играли самостоятельную роль. Их значение еще больше повысилось, когда появилась функциональная документация в виде посольских, разрядных и писцовых книг и началось разделение функций прежде единой канцелярии. Тем самым закладывались основы приказной системы. В XVI в. дьяки уже видные политические и общественные деятели, в большинстве своем дети боярские, получившие дьяческий чин. Начался процесс сращивания дьячества с вотчинно-служилым сословием.
С конца XV в, постепенно складывалась единая система центральных и местных правительственных учреждений, выполнявших административные, военные, дипломатические, судебные, финансовые и другие функции. Эти учреждения получили названия «приказов».
Возникновение приказов было связано с процессом перестройки великокняжеского управления в единую централизованную государственную систему. Это происходило посредством придания органам дворцово-вотчинного типа ряда важных общегосударственных функций.
Решающую роль в этом процессе сыграли бурные события середины XVI в., связанные с началом царствования Ивана Грозного. Борьба за власть между боярскими группировками в малолетство Ивана IV дезорганизовала правительственный аппарат. Конец 40-х гг. ознаменовался мощным взрывом народных движений, направленных против боярских притеснений и произвола наместников. Эти народные движения поставили правящие круги перед необходимостью действовать. Одним из первых мероприятий было создание центральных органов управления - приказов. Именно на приказы правительство Адашева возложило проведение в жизнь крупных преобразований.
Окончательное оформление приказного строя происходило во второй половине XVI в. Основным стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем двухсот лет были три важнейших приказа: Посольский, Разрядный и Поместный.
Главной задачей Посольского приказа
было осуществление решений
Важнейшим звеном аппарата централизованного государства была армия. Поэтому ряд первых приказов имел военное назначение. Главным из них был Разрядный приказ. («Разрядами» называлась войсковая роспись ратных людей с обозначением занимаемых ими должностей). В ведении Разрядного приказа находились личный состав российской армии, ее комплектование, учет, обеспечение служилых людей денежными и поместными окладами, определение пригодности к воинской службе, степень квалификации и др. За личные качества приказ мог повысить или понизить служащего в чине, увеличить или уменьшить оклад, полностью лишить полученной земли. Кроме того, приказ выполнял многие функции современных министерств обороны, безопасности и внутренних дел: от организации строительства крепостей и пограничной службы до назначения наместников, воевод и других должностных лиц и контроля за их деятельностью.
Тесно связан с Разрядным был Поместный приказ. Он наделял служилое дворянство тем количеством земли, которое определял каждому конкретному лицу Разрядный приказ. В его распоряжении находился весь государственный земельный фонд страны. В приказе работали специалисты межевого дела, учетчики и другие служащие, которые составляли межевые, окладные и прочие книги. Приказ выдавал акты на право владения землей от имени Боярской думы, что создавало ему соответствующий престиж. Попасть на службу в Поместный приказ считалось большой удачей.
Для управления другими группами служилых людей были созданы специальные приказы: для стрельцов - Стрелецкий, для пушкарей - Пушкарский. Под началом Оружейного приказа находился арсенал Русского государства - Оружейная палата, ведавшая изготовлением и хранением оружия. Руководство изготовлением ручного, холодного и огнестрельного оружия и воинским снаряжением осуществлял Бронный приказ. Строительством крепостных сооружений наряду с Разрядным ведал Приказ каменных дел.
Значительную Группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства. Одним из самых ранних был Казенный приказ во главе с казначеем, издавна игравшим важную роль в общегосударственных делах. Приказ Большого Дворца под началом дворецкого занимался великокняжеским (царским) хозяйством, обслуживавшимся персоналом двора, управлял дворцовыми землями и дворцовыми крестьянами. К дворцовым приказам относились также Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий. Последний заведовал великокняжеской спальней. Все лица, возглавлявшие дворцовые приказы (дворецкий, конюший, ловчий сокольничий, постельничий) были боярами.
Возросшие государственные расходы на содержание войска, аппарата управления и двора вызвали учреждение финансовых приказов. В середине XVI в. был введен ряд общегосударственных налогов преимущественно военного назначения. Сбор их был поручен Приказу большого прихода.
С ликвидацией наместников но земской реформе 1555 - 1556 гг. платимый населением в их пользу налог («кормовой оброк») поступал в ведение так называемых «кормленных» дьяков казенной, посольской и поместной «изб». В 60 - 70-е гг. этим стали заниматься особые «избы» - так называемые «четверти», или «чети». Несмотря на то, что во главе четей по-прежнему стояли деятели других приказов, постепенно чети становятся самостоятельными финансовыми приказами, которым подчинялись определенные территории в финансовом и в административно-судебном отношении.
Помимо четей, территориальный характер носили приказы, созданные для управления вновь присоединенными к России областями. После взятия Казани и Астрахани был организован Приказ Казанского дворца. Такого же рода учреждение было задумано в ходе Ливонской войны для присоединенных земель Прибалтики. Оно получило название Городового приказа, так как занималось в основном укреплением ливонских городов. Приказ был ликвидирован после потери временно завоеванных территорий.
Особую группу составляли судебно-полицейские приказы. Разбойный приказ ведал вновь созданными губными органами на территории государства («губа» - уголовно-полицейский округ), утверждал в должности выборных губных старост и их помощников, санкционировал приговоры губных органов при рассмотрении дел, связанных с разбоем и татьбой, был второй судебной инстанцией при рассмотрении подобных дел на территории всего государства, кроме Москвы и Московского уезда. Последние в этом отношении находились в ведении Земского приказа, осуществлявшего полицейские функции в Москве.
В конце XVI в. была создана и группа судебных приказов. Судом служилых людей определенной территории, не подсудных местным властям по указу 1549 г., ведали Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский судные приказы. Приказ холопьего суда ведал делами о поступлении в холопство, сыском беглых холопов и др.
Челобитный приказ занимался приемом и разбором челобитных на имя царя от дворян и детей боярских. Поскольку приказ принимал апелляционные жалобы на решения должностных лиц и государственных учреждений, то он являлся своеобразным контрольным органом государства, и руководство им давало человеку огромную власть. Не случайно с самого своего появления Челобитная изба возглавлялась Алексеем Адашевым.
Всем комплексом вопросов, связанных с организацией ямской службы, заведовал Ямской приказ.
После учреждения на Руси патриаршества в 1589 г. претерпело изменения и церковное устройство. Высшим органом по делам церкви оставался Освященный собор, выбиравший пожизненно патриарха всея Руси - главу всей церковной организации, В конце XVI в. при патриархе возник особый «двор» со своими должностными лицами: казначей, бояре, стольники, дети боярские, дьяки. Через этот аппарат патриарх осуществлял общее руководство церковными делами и имуществом церкви. За соблюдением церковных догматов надзирала Тиунская изба, созданная при патриаршем «дворе» в конце XVI в.
Вся работа в приказах велась силами приказной бюрократии. Она принадлежала к правящим слоям общества и признавалась неподатным сословием. Внутри приказной бюрократии существовала своя иерархия, определявшая социальный статус и материальное обеспечение каждого из служащих.
Высшим звеном приказной бюрократии были «думные дьяки». Они были членами Боярской думы, присутствовали при «сидении» государя с боярами, делали доклады по работе своего ведомства, имели право высказывать свое мнение. В XVI в. думные дьяки, как правило, стояли во главе приказов. В частности, они руководили самыми важными приказами Посольским, Разрядным, Поместным, главой которых признавался сам государь. Заместителями думных дьяков были вторые дьяки, их «товарищи» (т.е. помощники). Существовали также «избные» (или «палатные») дьяки, число которых зависело от значения приказа и масштабов его делопроизводства. Дьяки были также в местных учреждениях крупных городов - центров областей, «земель».
Руководство приказов было коллегиальным. Лиц, стоявших во главе приказа, называли судьями, так как большинство приказов имело и судебные функции. В состав судейских коллегий входили дьяки данного приказа.
Под началом дьяков находились подьячие. Они делились на три группы: «старые», «средние» и «молодые». Старшие вместе с дьяком руководили составлением документов, средние непосредственно составляли текст документов, наводили справки в архивах своего и других приказов, младшие — осуществляли техническую работу, т.е. переписку документа с учетом того, что исправлял дьяк или старший подьячий.
Информация о работе Контрольная работа по «Истории государственного управления в России»