Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:34, контрольная работа
К середине VII века Англия достигла значительных успехов в развитии промышленности и торговли. Основой экономического прогресса страны являлось развитие новых форм производства - капиталистической мануфактуры. Однако система промышленных монополий, поддерживаемая абсолютной монархией, так же как и цеховые ограничения, и запрет на новые изобретения, господствовавшие в городах, сужали поле деятельности мануфактуристов. Таким образом, принцип свободной конкуренции и свободного предпринимательства стал одним из главных требований буржуазии в революции.
Введение.
1. Споры королевской прерогативе 1603-1628гг. Право парламента по Петиции о праве 1628г.
2. Изменения в политической системы Англии в период «Долгого парламента» (1640-1653гг.)
2.1 Порядок созыва парламента по «Трехгодичному акту» (15 февраля 1641г.)
2.2 Содержание Великой ремонстрации 1941г.
2.3 Постановление палаты общин от 4 января 1649г.
2.4 Судебный процесс над королем, отменна королевского звания и палаты лордов.
2.5 Организация власти в Англии по «Орудию управления» 1653г.
3. Оформление конституционной монархии.
3.1 Бредская Декларация и реставрация монархии.
3.2 История принятия и содержание важнейших конституционных актов: Билля об Актах, об устроении 1701г.
3.3 Основные начала конституционного строя Англии. Разделение властей.
Установление республики в наиболее демократической в существующих условиях формы правления, стало вершиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значительную часть индепендентов в крупных земельных собственников, стремившихся к прекращению революции. Напротив, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований. В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением "протектората".
В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного «Орудие управления». Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалась в лице лорда-протектора и народа, представленного в парламенте. Чтобы в однопалатный парламент попали только представители буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий имущественный ценз для избирателей (200 ф. ст.). Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участвовавшие в войне на стороне короля.
Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями. Он осуществлял командование вооруженными силами, с согласия большинства совета мог объявлять войну и заключать мир, назначать новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким образом, финансовые прерогативы лорда-протектора практически стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха.
3. Оформление конституционной монархии
Крепнущая российская буржуазия
претендовала на политическую роль в
обществе, встречая
противодействие дворянства и государственной
бюрократии.
В политической сфере выявились сторонники
и противники промышленной модернизации и политических реформ (представителем
первых стал С.Ю.Витте, вторых - В.К.Плеве).
Государство поощряло частное предпринимательство:
в 1891 г. был установлен протекционистский
таможенный тариф, в 1900-1903 гг. предпринимателям
были выделены значительные субсидии.
Правительство стремилось воздействовать
на зарождавшееся рабочее и крестьянское
движение. Под эгидой полиции в крупных
промышленных центрах создавались общества
рабочих.
Летом 1904г. был убит эсерами министр внутренних
дел В.К.Плеве. С осени 1904г. начинается
период "политической весны" (новый
министр Святополк-Мирский вернул из ссылки
земских оппозиционных деятелей, разрешил
проведение земских совещаний). Печать
начала обсуждение коренных политических
реформ.
Правительство издает в декабре 1904г. Манифест,
в котором обещает ряд уступок: уравнивание
крестьян в правах с другими сословиями,
издание закона об уравнении в правах
евреев и раскольников, самостоятельность
суда, ограничение исключительных законов.
В Манифесте были, однако, отвергнуты притязания
земцев на вхождение в Государственный
совет.
Расстрел демонстрации 9 января 1905г. и
поражение в войне с Японией послужили
толчком к углублению революционного
кризиса.
Летом 1905г. образуется большое число профессиональных
союзов, часть которых объединилась в
"Союз Союзов", выставивший политические
требования:
демократические преобразования и созыв
Учредительного собрания. В Москве образуется
Всероссийский крестьянский союз, находившийся
под сильным влиянием эсеров, по стране
прокатывается волна аграрных беспорядков.
В Петербурге создается Совет рабочих
депутатов для руководства стачечным
движением, переросшим осенью 1905г. во всеобщую
забастовку.
Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил
введение гражданских свобод и организацию
законодательного органа (Государственной
думы), ограничивающего монархическую
власть.
В октябре 1905 г. Совет министров становится
постоянно действующим органом.
Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета
министров передавались частично Совету
министров, частично Государственному
совету. Министры были ответственны только
перед царем и им же назначались, правительство
еще не приобрело характера "буржуазного
кабинета". Происходила достаточно
частая смена председателей Совета министров:
октябрь 1905 г. - апрель 1906 г. - Витте, апрель
1906 г. - июль 1906 г. - Горемыкин, июль 1906 г.
- сентябрь 1911 г. - Столыпин.
3.1 Бредская Декларация и реставрация монархии.
Режим личной власти О. Кромвеля
по своей сути и форме не мог
обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей
свои позиции в ходе революции. Поскольку
главным противником буржуазии и джентри
стала теперь не королевская власть, а
движение народных масс, смерть Кромвеля
ускорила соглашение этих слоев с феодальной
аристократией в целях возвращения к "законной
власти".
В 1658 г. после смерти О. Кромвеля власть
на некоторое время перешла в руки его
сына Ричарда Кромвеля. Однако он не пользовался
поддержкой и влиянием ни в обществе, ни
в армии. В 1659 г. парламент провозгласил
себя верховной властью и на престол пригласил
сына казненного короля - Карла II. Произошла
реставрация власти династии Стюартов.
По замыслам правящей верхушки эта монархия
должна была быть конституционной и гарантировать
незыблемость главных завоеваний революции.
Действительно, в так называемой Бредской
декларация 1660 г. новый король Карл II обещал,
что вопросы о содержании армии, о землях
роялистов, о прощении участников революции
и о вероисповедании будут оставлены на
разрешение парламента. Однако новая расстановка
политических сил в стране способствовала
усилению феодальной реакции. Участники
революции преследовались, организации
пресвитериан и индепендентов были ликвидированы.
В то же время восстанавливались англиканская
церковь, Тайный совет и другие дореволюционные
органы государства (за исключением наиболее
ненавистных Звездной палаты и Высокой
комиссии), а также старый порядок их формирования.
Политический режим, характеризующийся
стремлением Карла II и его преемника Якова
II к восстановлению абсолютизма, а также
симпатии монархов к католицизму вызвали
широкое недовольство в стране.
Парламент, как и раньше, стал ареной политического
противоборства сторонников короля и
оппозиции. В это время в парламенте складываются
две политические группировки. Представители
придворной аристократии и часть джентри,
ориентирующаяся на Стюартов, а также
духовенство составили партию тори. Оппозиция
- торгово-финансовая буржуазия и верхушка
джентри, обогатившаяся в ходе революции,
которых поддерживала промышленная буржуазия,
- образовала партию вигов. Обе группировки
еще не были оформлены в организационном
отношении. И виги, и тори в последующем
прошли через целый ряд партийных размежеваний
и переходов части их членов из одной группировки
в другую. Тем не менее, их борьба наложила
отпечаток на дальнейшее политическое
развитие страны.
Определенным успехом оппозиции в борьбе
с проявлениями королевского произвола
стало принятие Акта о лучшем обеспечении
свободы подданного и о предупреждений
заточений за морями 1679 г. Закон был призван
ограничить возможности тайной расправы
короля со сторонниками оппозиций, но
приобрел более общее значение. Он упростил
процедуру получения судебного приказа
о доставке арестованного в суд. Любой
подданный, задержанный за "уголовное
или считаемое уголовным" деяние (исключая
государственную измену и тяжкое уголовное
преступление), имел право лично или через
представителей обратиться в суд с письменной
просьбой выдать. После рассмотрения копии
предписания об аресте судья должен был
выдать такой приказ, адресованный должностному
лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого
находился арестованный. Получив приказ,
шериф или тюремщик были обязаны в установленный
законом срок доставить заключенного
в суд и указать истинные причины ареста.
Далее судье предписывалось освободить
арестованного под денежный залог и поручительство
с обязанностью явиться в суд в ближайшую
сессию для рассмотрения дела. Исключение
составляли случаи, когда лицо было арестовано
в законном порядке за деяния, при которых
по закону оно не могло быть взято на поруки.
Кроме того, если лицо было арестовано
за государственную измену или тяжкое
уголовное преступление не выдавался.
В этом случае действовала особая процедура
подачи петиции о разборе дела и освобождении
на поруки.
Лицо, освобожденное по приказу, нельзя
было вновь заключить в тюрьму и арестовать
до суда за то же преступление. Запрещалось
также переводить заключенного из одной
камеры в другую или содержать без суда
и следствия в тюрьмах заморских владений
Англии.
Закон предусматривал ответственность
должностных лиц, судей за неисполнение
его предписаний - высокие штрафы в пользу
заключенного и освобождение от должности.
Акт 1679 г. наряду с Великой хартией вольностей
приобрел значение одного из основных
конституционных документов Англии, содержащих
ряд юридически действенных гарантий
неприкосновенности личности. Он воплощал
в себе требования презумпции невиновности,
соблюдения законности при задержании,
быстрого и оперативного суда, совершаемого
с надлежащей процедурой и по месту совершения
проступка. В то же время следует отметить
историческую ограниченность
и определенные недостатки этого закона.
Во-первых, существенно ущемлялись права
лиц, обвиненных в тяжком уголовном преступлении
или соучастии в них. Во-вторых, для освобождения
на поруки до суда требовался значительный
денежный залог, который мог внести только
состоятельный человек. В-третьих, действие
закона могло быть приостановлено парламентом,
что впоследствии неоднократно происходило
на практике.
В то же время Карл II и, особенно, Яков II
проводили, открыто антибуржуазную политику,
направленную на восстановление старых
абсолютистских порядков. Это привело
к формированию широкой оппозиции Стюартам
в английском обществе.
3.2 История принятия и содержание важнейших конституционных актов: Билля об Актах, об устроении 1701г.
Новый король Яков II (1633-1701) взошел на
престол в 1685 г. Он открыто и довольно
агрессивно поддерживал римско-
Коронация происходила в Вестминстерском аббатстве 11 апреля 1689 г. Парламент, уже работавший к этому времени уже почти три месяца (с 22.01.), получил чрезвычайные полномочия и был назван конвентом (учредительным собранием), где прежний король Яков второй и был объявлен отрекшимся от престола. Конвент зря время не терял. Второй такой возможности могло не представиться и лорды в Парламенте придумали нехитрый, но действенный механизм для упрочения своей власти. В качестве части присяги будущего короля и королевы, была включена фраза о том, что они должны соблюдать принимаемые парламентом законы. И тут зачитывается Билль о правах. Вильям Оранский, выслушав чтеца, ответил:
"Мы с благодарностью
Таким образом, король согласился повиноваться закону и в своих действиях руководствоваться решениями Парламента. Формально Билль был принят Парламентом после коронации. 16.12.1689 король и королева подписали его, что ознаменовало собой конец торжества идеи божественного права королей. С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.
Содержание Билля о правах
Характерно, что первоначальное название
Билля было иным и выглядело так:
"Акт, декларирующий права и
свободы подданных и
Как и ранее принимавшиеся
Далее указывается, что:
король не вправе без согласия парламента приостанавливать действие законов (ограничение суспензивной власти короля), освобождать, кого бы то ни было из-под их действия (ограничение диспензивной власти короля), разрешать какие-либо изъятия из законов.
Король не может взимать сборов в свою пользу без согласия парламента.
Набор и содержание войска возможно лишь с согласия парламента.
Выборы в парламент должны быть свободными. В парламенте обеспечивается свобода слова, прений; преследование за выступление в парламенте запрещается.
Подданные короля имеют право обращаться к нему с ходатайствами, и никого нельзя преследовать за такие ходатайства.
Запрещается требовать чрезмерных залогов, штрафов, применять наказания, не предусмотренные законом.
Большая часть этих положений отразила принципы естественного, неотчуждаемого права человека и гражданина. В Билле содержались также некоторые условия занятия престола Вильгельмом и Марией. Принципиальным положением конституционного характера стал запрет для католика занимать престол, который действует и поныне. Дальнейшее развитие это положение получило в Акте об устроении.
Итак, Билль о правах определил положение парламента в системе органов власти и, вручая ему, широкие полномочия в области законодательства, провел, правда, не очень четко, границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. Король, наряду с парламентом, участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит право абсолютного вето. Кроме того, у короля остается значительная исполнительная и судебная власти. Билль стал долговременной основой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсегда верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики.
"Акт об устроении"
В 1701 г. был принят еще один важнейший конституционный закон Англии - Акт об устроении, или Закон о престолонаследии. Полное название - Акт о будущем (дальнейшем) ограничении Короны и лучшем обеспечении прав и свобод (вольностей) подданных (подданного). Важное место в этом законе занял вопрос о порядке престолонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Актом предусматривалось, что всякий обладатель короны Англии должен присоединиться к англиканской церкви. Это правило действует и поныне. Агентство ИТАР-ТАСС сообщало, что вопрос об отмене данного положения поднимался в ноябре 1999 года, однако премьер-министр Великобритании Тони Блэр отказался аннулировать закон, сославшись на то, что подобная отмена "слишком сложна". Интересно, что жена и дети премьера - католики, а его позиция вызвала жесткую критику со стороны католических иерархов Шотландии.
Возвращаясь к содержанию закона,
здесь же устанавливался запрет монарху
покидать страну без согласия парламента.
Закон лишал короля права помилования
в отношении лиц, привлеченных к
ответственности в порядке
Для развития конституционного строя Англии наиболее важное значение имели следующие два положения:
Одно из них устанавливало так называемый принцип (правило) контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем по тем или иным государственным вопросам, действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра, т.е. члена Тайного совета. Контрасигнатура - это обязательная сопроводительная подпись. Через четыре года это правило было отменено, но впоследствии стало незаменимым и непременным элементом процедуры оформления правительственных решений.
Второе важное положение состояло в запрете на совмещение чиновной депутатской должности. Это касалось только нижней палаты (Палаты общин). В 1707 году этот запрет был отменен для ряда должностей (напр. министров).
Третье важное положение заключалось в установлении принципа несменяемости судей. До этого времени судьи занимали свои должности, пока это было «угодно королю". В соответствии с Актом они выполняют свои обязанности до тех пор, пока "ведут себя беспорочно». Отстранить их от должности можно только по решению парламента. Это правило имело большое значение для развития английской конституции, так как провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.
3.3 Основные начала конституционного строя Англии. Разделение властей.
Однако Монтескье, идеализируя
английскую систему правления и
следуя в этом отношении Локку, обратил
внимание лишь на внешнюю сторону
английской конституционной системы.
В действительности в Англии не существовало
разделения властей в том смысле, в каком
его понимал Монтескье. По свидетельству
крупного английского государствоведа
В. Беджгота, английская конституция построена
по принципу единой верховной власти,
причем эта решающая власть находится
в руках одних и тех же людей. В Англии
не было и строгого обособления трех отраслей
власти между различными государственными
органами. Английский король как носитель
исполнительной власти мог также принимать
участие и в законодательстве, действуя
совместно с обеими палатами («король
в парламенте»), и в судопроизводстве,
назначая, помимо избираемого населением
суда присяжных также несменяемых, пожизненных
«коронных судей» с широкой компетенцией.
Английский парламент также не ограничивался
одной только законодательной деятельностью
и мог принимать участие в управлении.
Так, он был вправе подвергать ответственности
министров королевского кабинета, решать
важнейшие финансовые вопросы, определять
порядок организации армии. Также и в области
судопроизводства парламент мог рассматривать
(в верхней палате) дела по обвинению в
государственных преступлениях лиц знатного
сословия. В тот период, характеризовавшийся,
как уже отмечалось, компромиссом буржуазии
с либеральным дворянством, все сферы
государственной власти несли на себе
отпечаток политического господства этих
двух классов, одинаково заинтересованных
в предотвращении «неконтролируемого»
влияния широких народных масс на решение
государственных дел. Доктрина разделения
властей по своей политической направленности
в интерпретации Локка и особенно Монтескье
носила умеренный, компромиссный характер
и представляла собой идеологическое
обоснование классового блока буржуазии
и дворянства в ходе буржуазных революций
XVII—XVIII вв. В этой теории наиболее ярко
и зримо отразились противоречия перехода
от феодального общества и государства
к буржуазному со всеми его позитивными
и негативными проявлениями. Следовательно,
при оценке теории разделения властей
важно учитывать ее историческую прогрессивность
неизбежную ограниченность. Учение о разделении
властей в условиях абсолютизма того времени
служило главным образом предотвращению
беззакония и произвола со стороны королевской
администрации, обеспечению основных
прав и свобод человека. Это само по себе
имело, несомненно, важное прогрессивное
значение. Концепция разделения властей
способствовала укреплению новых, буржуазных
общественных отношений и созданию соответствующей
им организации государственной власти.
В общем русле на зревших политических
реформ шло требование того, что бы управление
страной осуществлялось в соответствии
с законами, установленными выборными
представительными органами. Серьезным
шагом вперед в развитии политической
мысли и конституционной практики была
разработка принципов и организационных
начал деятельности государственных органов,
исследование основных направлений их
взаимодействия, способов « форм их соучастия
в осуществлении государственных дел.
Однако классовая сущность этой доктрины,
выразившей притязания буржуазии на политическую
власть и готовой в целях обеспечения
«умеренного правления» поделить ее с
либеральным дворянством, сводилась к
отказу от народного суверенитета.
Основные положения теории разделения
властей. В обоснование классового компромисса
между враждующими социальными группами
с учетом реального соотношения их сил
и влияния во Франции в середине 18 века
состояло существо доктрины разделения
властей, разработанной Ш. Л. Монтескье.
Политическая свобода, говорит автор «Духа
законов», имеет место лишь при умеренных
правлениях, ее нет ни в аристократии,
где вся власть принадлежит одной знати,
ни в демократии, где господствует народ.
Чтобы не было возможности злоупотреблять
властью, необходим такой порядок вещей,
при котором законодательная, исполнительная
и судебная власти были бы разделены и
могли взаимно сдерживать друг друга.
Все погибло бы, подчеркивал Монтескье,
если бы в одном и том же лице или учреждении,
составленном из сановников, из дворян
или простых людей, были бы соединены эти
три власти. Исходя из этого, Монтескье
предлагает каждому сословию (классу)
предоставить часть верховной власти.
Так, законодательную власть, по его мнению,
необходимо поделить между буржуазией
и феодалами, образовав двухпалатный парламент,
состоящий из собрания представителей
народа и из аристократической знати Исполнительную
власть можно сохранить у дворянства,
оставив ее королевскому правительству,
которое, однако, должно стать ответственным
перед народным представительством, т.
е. буржуазией. Судебная власть, которую
Монтескье, в отличие от Локка, специально
выделил в триаде властей, может быть доверена
не какому либо постоянному органу, а выборным
лицам из народа, привлекаемым к отправлению
правосудия на определенное время. Нужно,
чтобы судьи были одного общественного
положения с подсудимым, равными ему, чтобы
ему не показалось, что он попал в руки
людей, склонных притеснять его. В случае
важных обвинений подсудимому предоставляется
право отвода судей. Задача суда состоит
в том, чтобы решения и приговоры всегда
были лишь точным применением закона.
«Таким образом, — считает Монтескье,
— судебная власть, столь страшная для
людей, не будет связана ни с известным
положением, ни с известной профессией;
она станет, так сказать, невидимой и как
бы не существующей». Благодаря такой
ее организации судебная власть становится
социально и политически нейтральной
и не сможет превратиться в деспотическую.
Поэтому, делает вывод Монтескье, «из трех
властей, судебная в известном смысле
вовсе не является властью» и, следовательно,
нет необходимости как в ее ограничении
другими властями, так и во вмешательстве
суда в законодательство и управление.
Исходя из этого, в дальнейшем Монтескье
рассуждает, в основном, о разделении политических
сил и полномочий между законодательной
и исполнительной властями. Подобно многим
своим предшественникам Монтескье считает,
что для обеспечения эффективности управления
необходимо рациональное разделение труда
в сфере государственной жизни. Он отмечает,
что каждая из трех ветвей власти в соответствии
со спецификой ее функций должна осуществляться
особым самостоятельным органом. Однако
Монтескье идет гораздо дальше в исследовании
системы государственных органов, характера
взаимоотношений между ними, механизма
их взаимодействия и противодействия
в целях предотвращения произвола и обеспечения
свободы личности.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории зарубежных стран"